Подвижные дворовые игры

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
126082048345m.jpg

Подвижных игр для детей существует множество. Самая распространенная, доступная любым возрастам – игра в квача. Суть которой заключается в том, что выбирается один человек, который становиться квачом, все остальные от него убегают, тот до кого дотронулся квач, тут же сам становиться квачом.

Среди школьников очень распространена игра в казаков-разбойников - это, пожалуй, самая увлекательная дворовая игра всех времен и народов. Вариантов ее - множество. Многие из нас в детстве играли в нее, и смогут научить ребенка всем мелочам, привести, яркие примеры, рассказать о забавных эпизодах.

Наиболее широко распространенный вариант: две команды кидали жребий. Выигравшие становились разбойниками, проигравшие - казаками. Цель разбойников - разбежаться и спрятаться от казаков. Казаки должны найти всех разбойников, догнать их и привести в свой штаб. Территория игры, как правило, оговаривается заранее. Прежде чем начать игру, казаки идут в свой штаб и засекают время. За 5-10 минут разбойники должны убежать. По всему своему маршруту они оставляют метки - стрелки мелом, наводящие записки, благодаря которым казаки могут их найти. Можно путать следы, делиться на группы, применять маскировку, слежку и прочие «военные хитрости». Старшие и малыши могут играть вместе. Получается отличная школа благородства и взаимовыручки.

Многие девочки и не только, любят игру в классики для этой игры подойдет любая площадка - утоптанная земляная или заасфальтированная. Чертится прямоугольник шириной в 1 м и длиной в 2-2,5 м. Прямоугольник поперечными чертами делится на несколько классов. Игроки договариваются, кто за кем будет играть. «Орудие» игры - плоский тяжелый предмет - это был камень или жестяная коробочка величиной с шайбу, набитая камешками. Первый игрок встает перед передней чертой и бросает камешек в ближний четырехугольник - «класс». Затем на одной ноге впрыгивает в первый класс, выбивает ногой камешек за пределы большого прямоугольника и выпрыгивает обратно за черту. Бросает камешек во второй класс, допрыгивает до него (в каждом классе - по одному прыжку) и также выбивает. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не попадет в «дом» - это последний «класс». Это можно сделать, только перепрыгнув на одной ноге через «огонь» - «класс», предшествующий «дому». В «доме» можно встать на обе ноги. Если камешек уйдет не в тот класс, или ляжет на черту, или игрок наступит на линию ногой, очередь переходит к следующему игроку.

Очень известна игра ручеек в нее любят играть даже малыши. Играющие делятся на пары и по парам выстраиваются в колонну друг за другом, поднимают сомкнутые руки и образуют таким образом длинные ворота-коридор. Количество игроков должно быть нечетным. Оставшийся без пары игрок встает в конце колонны, двигается под воротами с закрытыми глазами и наугад берет за руку кого-нибудь из играющих. Образовавшаяся парочка двигается по коридору до конца и встает впереди колонны, также взявшись за руки и подняв их вверх. Если был выбран игрок того же пола, то, пока пара двигается по коридору, их слегка и шутя бьют по спинам рукой все, кто стоит в колонне. Игрок, у которого увели пару, выходит из колонны, перебегает в ее конец, закрывает глаза и тоже проходит по коридору, выбирая себе пару, не дожидаясь, пока предыдущая пара встанет впереди. Игра должна проходить быстро и динамично. Так продолжается, пока не надоест. Хорошо, если игра сопровождается веселой музыкой. Хотя она и без того очень шумная и задорная.

Очень полезны и занимательны игры с мячом, среди них:

Выбивной - игровое поле (длиной ~8-10 метров очерчено с двух сторон линиями, за которыми стоят выбивающие, их задача - выбить мячом игроков с поля, мяч подается поочередно от одного выбивающего к другому, существуют разные варианты игры: а) вышибалой становится "выбитый" или вновь прибывший игрок; б) играющие делятся на команды и выбитые игроки уходят с поля пока не будут выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы может быть поймана "свечка", что означает либо возможность остаться в круге, либо возврат одного из выбитых игроков на поле.

Если у Вас есть легкий мяч, можно поиграть в картошку. Игроки став в круг перекидывают мяч друг-другу (ловят или отбивают как в игре "волейбол"), тот кто пропускает или роняет мяч становится "картошкой" - садится на корточки в круг и по нему могут производиться удары мячом. Если мяч после удара по "картошке" падает на землю, то он не считается пропущенным и игра возобновляется, если "картошке" удается поймать мяч (наподобие "свечи"), то "картошкой" становится потерявший мяч, а остальные игроки выходят из середины круга. Последний из двух оставшихся игроков, уронивший мяч на землю, становится первой картошкой новой игры.

Съедобное-несъедобное Игровое поле расчерчивается в линеечку, где каждая линеечка отделяется от другой на один шаг (можно играть на широкой лесенке), игроки встают за последнюю черту и водящий бросает им поочередно мяч, называя различные предметы. Если звучит "съедобное" слово игрок должен поймать мяч, "несъедобное" - пропустить или отбросить, при соответствии действий игрока названному слову игрок переходит к следующей черте (на след. ступеньку). Выигрывает и становится водящим тот, кто первый пересечет последнюю черту.

Собачки - игроки встают в круг, и перебрасывают мяч друг другу, задача "собачки" - завладеть мячом, потерявший мяч сам становится "собачкой".

Это малюсенький перечень, возможных игр с мячом, его можно дополнить классическими играми в футбол, баскетбол, волейбол, пионербол (вариант волейбола, где мяч не отбивается, а ловится).

Существует огромное количество игр, развивающих реакцию:

Море волнуется раз... Водящий стоит спиной к игрокам, которые выделывают всевозможные пассы изображая различные фигуры в движении и произносит слова : "Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три, морская фигура на месте замри", затем оборачивается, тот кто не успел замереть или пошевелился первый становится водящим.

Тише едешь... - один из вариантов "морских фигур", водящий становится на одной стороне игрового поля, игроки в другом ее конце, водящий отворачивается и произносит: "Тише едешь - дальше будешь, раз, два, три, стоп" и оборачивается, игроки, которые в этот момент бегут к водящему, должны замереть, тот, кто не успел вовремя остановиться возвращается к стартовой черте. Победитель, первый достигший водящего, сам становится водящим. Весь интерес заключается в том, что фраза может быть как угодно обрезана (вносится элемент неожиданности), но последним словом все равно должно оставаться "стоп", только после него водящий может обернуться.

Колечко - игроки сидят на лавочке и держат ладони сложенные лодочкой перед собой, водящий зажимает колечко (можно монетку) в своей "лодочке" и поочередно проходит через всех игроков (можно не раз), вкладывая свои ладони в ладони игроков, незаметно перекладывая одному из них "колечко", затем произносит: "Колечко -колечко выйди на крылечко", задача игрока получившего колечко встать и выйти, став при этом водящим, задача остальных - удержать его, если они, конечно , успеют сообразить - кому это колечко досталось, интересно играть в составе не менее 4-5 человек.

Выше ножки от земли игроки по счету разбегаются и пристраиваются так, чтобы ступнями не касаться земли (садятся, виснут на деревьях и т.д.) Задача водящего осалить того, кто не удержался и коснулся земли, интерес заключается еще в том, что игроки на почтительном расстоянии могут изменять свое месторасположение.

Кандалы – играющие делятся на 2 команды, которые становятся, одна напротив другой, крепко держась за руки. Первая команда говорит: кандалы - скованы - раскуйте - кем? - другом моим - каким? Далее выбирается игрок, который должен будет разбить чужую цепь, если он не разбил, то становиться членом противоположной команды.

Ворота - вариант жмурок, где водят двое с завязаными глазами - "стража", меж которых должны пройти остальные игроки, пойманные меняются местами со стражей.

Тише едешь - дальше будешь - с помощью считалки или жребия выбирается водящий. Все играющие выстраиваются в одну линию, метрах в 20 от него. Водящий поворачивается к ним спиной, лицом к стене, столбу, колонне или другому предмету, который обозначает границу игровой площадки. Водящий громко произносит слова: «Тише едешь - дальше будешь. Стоп» и резко поворачивается лицом к играющим. Пока он говорит, игроки бегут к нему. Но как только прозвучало слово «Стоп», они должны остановиться и замереть. Если в тот момент, когда водящий повернулся, кто-то из игроков продолжал двигаться, водящий отправляет его обратно, к линии отсчета. Еще в течение нескольких секунд водящий смотрит на играющих. Если за это время кто-то из них пошевелится, его также отправляют назад. Водящий снова поворачивается назад и говорит те же слова. Понятно, что говорить надо как можно быстрее, чтобы игроки не успели добежать за это время до водящего. Потому что игра заканчивается, когда самый быстрый и ловкий касается рукой водящего. В этом случае он сам становится на его место, и игра повторяется сначала. Однако чем быстрее двигаешься к водящему, тем сложнее вовремя остановиться и замереть.

Приведенный перечень - лишь небольшая часть подвижных игр. В какие из них играть Вам и Вашим детям, решать Вам, кроме того, вы можете использовать собственную фантазию и придумать для любимого малыша уникальную игру, главное чтобы ребенку было интересно и он не только играл на улице, а физически и психологически развивался