Неписанные правила в походе

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Tumblr mb3go6fKBJ1rzym71o1 540.jpg

Насколько туристский поход будет эффективен для ребенка, во многом зависит от того, при помощи каких методов и форм или их комплекса он организован, то есть должна существовать специальная система по его организации.


Организация подготовки туристов к походу

Туристские навыки могут пригодиться не только в походе, но и в экстремальной ситуации. Владение навыками на практике имеет большее значение, чем в теории. В походе дети учатся самоорганизации, самостоятельности, умению принимать решение, ответственности за себя и окружающих людей. Немаловажны умственное развитие, расширение кругозора, познавательный интерес. Существуют различные формы туристско-краеведческой деятельности со школьниками: походы выходного дня, путешествие, экскурсия, туристские вечера, конференции, слеты. Одними из популярных являются летние туристские лагеря. Туристский лагерь – это лагерь, в котором главным содержанием является туристско-краеведческая деятельность, и по форме он, как правило, является полевым. Преимущества полевых туристских лагерей перед стационарными – это то, что они не требуют финансовых затрат на содержание зданий и всей обслуживающей инфраструктуры. Полевые лагеря имеют меньший по количеству штат, практически отсутствует обслуживающий персонал. Цель проведения лагеря – это достижения одного, определенного в педагогическом и других планах результата.


Организация учебно-тренировочных занятий

Во время подготовительного периода следует детально про- думать организацию учебно-тренировочного процесса. В программе занятий для всех групп – и подготовленных, и групп новичков – в первую очередь обязательно надо запланировать занятия, посвященные правилам поведения в лагере, соблюдению мер безопасности в различных ситуациях: в быту, на учебных занятиях, во время приготовления пищи на костре или примусе, в походе, на предпоходных тренировках. К началу работы лагеря инструкторы готовят места для занятий по технике туризма, полигоны для ориентирования. Прежде всего, эти места должны отвечать технике безопасности, а также располагаться недалеко от базового лагеря.


Программа туристского лагеря

В лагере ребята могут овладеть навыками грамотного поведения обитания в городской и природной среде. В обучении у детей формируются навыки и умения находить оптимальные решения; воспитание самостоятельности, воли, а также общности и коммуникабельности; развитие познавательного интереса. Основная задача туристского лагеря – оздоровление детей в активной игровой и спортивной деятельности по освоению навыков безопасного обитания в природной среде, здорового образа жизни, умений отдыхать в коллективе сверстников. За время лагеря дети обучаются технике туризма, плаванию, управлению байдаркой и лодкой, разведению костров, основам ориентирования, оказанию первой медицинской помощи, основам экологии и т. д. Основными навыками являются: разведение костра, заготовка дров, приготовление еды, мытье посуды, ориентирование, управление байдаркой, лодкой, оказание медицинской помощи, веревочный тренинг. Базовая схема туристского лагеря Погружение → Освоение → Испытание → Приключение → Рефлексия

  • Погружение. Основная цель этого этапа – активизировать деятельность детей в направлении заданной темы. По сути, это мотивация учебного процесса и принятие цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
  • Освоение – усвоение новых знаний и способов действий, а также применение этих знаний на практике. Основная задача этого этапа – дать участнику лагеря возможность овладеть практическими навыками осознанно, т. е. понимая назначение применения этих навыков.
  • Испытание – систематизация полученных знаний, их контроль и самоконтроль. На этом этапе применяют полученные знания в измененной ситуации.
  • Приключение – дополнительная активизация и мотивация учащихся на познавательную деятельность.
  • Рефлексия – самостоятельная оценка пройденных этапов.


Поход и в частности походная педагогика – это как подводная лодка. Тут не сбежишь к администрации в случае чего, в два раза больше времени нужно уделять на объяснения (потому что особые требования к ТБ и много неизвестного/неясного для детей) и т.д. В общем, это настоящая проверка на стрессоустойчивость для воспитателя. Периодически возникающие бытовые трудности на лоне природы (пусть она и с прекрасными видами) способны доконать и стать «последней каплей» даже для опытного педагога, и тогда он может сорваться, хотя в условиях стационара был бы куда сдержаннее.

Но, в целом, это нормальное явление. Вы же живой человек, имеете право испытывать эмоции. Что же делать?

  1. Когда понимаете, откуда это все берется, почему копится раздражение, проще успокоиться. Нужно работать с причиной, а не со следствием. Чувствуете себя грязным? Попросите напарника посмотреть за подопечными, а сами быстренько окунитесь в горной речке. Заодно и бодрости прибавится. Надоел однообразный рацион? Соберите с ребятами каких-нибудь лекарственных трав и сделайте потрясающий чай. А за вкусняшками можно сбегать в ближайший магазин (обычно на покупки выделяется бюджет).
  2. Не тащите в поход лишние вещи, лучше делить один тюбик пасты на троих. Ведь вес при длительных переходах начинает особо остро ощущаться. Или же придется забирать у какого-нибудь отстающего "общак", а у вас все забито и ни литра свободного места. Дети же всегда смотрят на вожатого, если он подыхает на склоне и испускает злые флюиды (потому что не рассчитал свои силы), то начнут "зеркалить".
  3. Проговаривайте все с напарниками. Выговорились, выпустили пар, обсудили проблему, нашли решение. К тому же в педсоставе должно быть единогласие по всем основным вопросам. Выступать надо, как говорится, единым фронтом.

Это общие рекомендации для сохранности психики вожатого во время похода.


Итак, еще советы, которые выстраданы на практике; ни грамма теоретизирования.

  1. Любимая фраза «идеология первична, технологии вторичны» работает и тут. Если дети не понимают, зачем они идут в поход, то жди фиаско. Да и вспомните себя: когда вы делаете что-то непонятное, часто возникает желание забить, потому что вы не видите перспективы. Все должно быть тщательно проговорено. Например, экологическая миссия: будете благоустраивать стоянки и мусор собирать. Или же у вас в команде здоровые «лоси», с которыми не грех и на рекорд по километражу пойти – отлично, не вопрос. Только все члены группы должны быть объединены общими задачами и разделять коллективные ценности.
  2. Если среди детей есть девочки, значит, обязательно должна быть хотя бы одна девушка-вожатая. Чтобы заплести волосы, обсудить какие-то гигиенические вопросы (к парню-вожатому стесняются подойти) или просто поболтать по душам и выговориться. Применительно к мальчикам правило действует аналогично.
  3. Жесткий контроль личной гигиены. Плохая обувь -> натертость плюс грязные ноги -> водяные мозоли -> необработанные повреждения (потому что дети не всегда об этом говорят сами) -> открытое мясо на ногах -> ребенок не может идти -> вся группа не может идти, а травмированного, понятное дело, никто бросать не будет -> группа выбивается из графика и сходит с маршрута. Ясно, конечно, что я несколько утрирую, но ситуация весьма реалистична и развивается стремительно. Вы обязаны следить за здоровьем детей, на природе - особенно. Проконтролировать смену одежды, показать, как стирать носки, проследить, чтобы никто не простыл - крайне важно. К сожалению, если ребенок захворал, то его интерес к жизни тухнет моментально. А пессимизм заразен. Зачем вам унылая группа?
  4. Распределите обязанности и назначьте должности: каждый должен быть при деле. Фотограф, летописец, повар, ремонтник, палаточник, костровой, водонос - всем найдется занятие по душе. И бездельники испарятся.
  5. Вечером в кругу за чашкой ароматного чая обсуждайте то, что накопилось за день: эмоции, мысли, переживания, чувства. Это лучшая профилактика молчаливых "обидок". Заканчивайте обязательно на позитивной ноте. Подчеркивайте положительные изменения в детях.
  6. Информируйте детей о маршруте. Прошли столько-то км, а это такая-то гора, высота ее 1234 м над уровнем моря. Выездные уроки географии и истории)
  7. Дружите с руководителем походной группы. Не подрывайте его авторитет. Если дети не справляются с нагрузкой, то доложите это походисту, он сделает соответствующие выводы. Туризм должен быть в радость.
  8. Дайте самостоятельности воспитанникам! Многие и так жертвы гиперопеки. Пусть они почувствуют себя умеющими и рукастыми. Очень классное ощущение, между прочим. Покажите сначала как надо, а потом уже спрашивайте. Объясняя повторно, не делайте все за ребенка, а позвольте ему самому додуматься до верного решения. Да, порой тяжело сдержаться и не подсказать, когда кажется все таким простым и элементарным. Зато если вы выдержите и не влезете, то ребенок запомнит все гораздо лучше. Ведь еще Конфуций изрёк: "Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь".

Хороших вам походов!




Дополнительно