Набор игр на сплочение 14

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Bmpl37m.jpg
Bmpl36m.jpg

Этап знакомства

Работа группы начинается с попыток участников сориентироваться в ситуации. Они ищут для себя приемлемые модели поведения и еще зависят от существующих норм и структур. Одновременно участники достигают взаимопонимания относительно содержания групповой задачи и пытаются прояснить для себя, что нужно именно им. В дальнейшем напряжение в группе постепенно уменьшается и «холодная» атмосфера теплеет. Иногда группе для этого достаточно нескольких часов, иногда требуется посвя­тить пару занятий.

Игры и упражнения на знакомство

Цель — снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, создание благоприятных условий для ее работы, совместная выработка норм и принципов работы данной группы.

Ожидания относительно того, что будет происходить в группе, у различных участников разные. Каждый приносит с собой свой индивидуальный опыт. Во время знакомства проявляются те особенности человека, которые являются следствием его предыдущего социального опыта. Это очень важно, потому что влияние данной тренинговой группы еще только начинает складываться и участникам важно как защитить себя, так и почувствовать свою принадлежность к данной группе. Как только участники лучше узнают друг друга, они могут позволить себе больше свободы и разнообразных экспериментов.

Нормы тренинговой группы создают особый психологический климат, часто резко отличающийся оттого, который имеется в традиционных группах. Осознав это, участники тренинга начинают сами следить за соблюдением групповых норм.

1) «Тренинговое имя»

Инструкция: Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. На тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, — выбрать себе имя. Ведь часто бывает, что кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, — скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля» или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют по отчеству, без имени — Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя и написать его на бэйдже. Все остальные члены группы (и ведущие тоже) в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

2) « Правила нашей группы»

Инструкция: В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать основными, наиболее типичными. Сейчас мы обсудим главные из них, а затем приступим к выработке условий работы именно нашей группы.

Общение по принципу «здесь и теперь». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Срабатывает механизм психологической защиты. Но основная задача нашей работы — превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый мог бы увидеть самые разнообразные проявления своего характера, поведения, умения быть самокритичным и правильно реагировать на критику, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят

Установление контакта

1. «Качества, важные для межличностного общения»

Инструкция: Каждый участник оценивает по шкале от 0 до 6, в какой мере ему присущи отдельные качества, руководствуясь собственным представлением о себе (а не тем, что могли сказать ему другие люди). Если человеку кажется, что ему во­обще не присуще данное качество, он ставит 0, если выражено очень слабо — ставит 1, если данное качество полностью, без сомнения, свойственно — ставит 6. Самооценка проводится в течение 10 минут.

Перечень качеств:

Эмпатия — умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они, воспринимать поступки с их же позиций.

Доброжелательность — способность не только чувствовать, но и показывать свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддерживать других.

Аутентичность — умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, способность быть самим собой в контактах с окружающими.

Конкретность — отказ от общих рассуждений, многозначительных и непонятных высказываний и замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать на вопросы однозначно.

Инициативность — склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми, к тому, чтобы идти вперед, а не только реагировать на то, что делают другие, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны; готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешатель­ства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

Непосредственность — умение говорить и действовать напрямую, открытая демонстрация своего отношения к проблемам, людям.

Открытость — готовность открыть другим свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность, которая не эквивалентна готовности обнародовать абсолютно все самые интимные секреты, поскольку людям интересен сам человек, а не его тайны.

Принятие чувства — отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, умение выражать и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других.

Конфронтация — умение общаться с другими людьми с глазу на глаз с полным осознанием своей ответственности; в случае несходства мнений — готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.

Самопознание — исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью окружающих, готовность принять от них любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором своей самооценки; отношение к конфронтациям с другими людьми и новому опыту как к ценному материалу, важному для более глубокого самопознания.

Затем группа выполняет общее задание: в течение 30 минут нужно проранжировать эти качества в зависимости от их важности. Группа должна совместно решить, какое качество самое важное в межличностном общении. Решения группы записываются. Спорные проблемы следует обсуждать вплоть до достижения согласия. По истечении 80 минут работа группы прерывается независимо от того, какая часть задания будет выполнена.

Обсуждение: группа анализирует переживания участников после групповой дискуссии согласно перечню Правил совместных поисков, которые зачитываются. Каждый участник, руководствуясь этими правилами, в течение 1 — 2 минут говорит о том, что происходило между ним и другими людьми во время ранжирования качеств. Важно, чтобы в словах говорящих затрагивались конкретные события, поступки, чувства участников, а не содержались соображения, продолжающие дискуссию о качествах. Через несколько минут ведущий прерывает говорящего и снова зачитывает Правила. Он предлагает группе решить, удалось ли выступавшим следовать этим правилам, и напоминает, что следующим нужно помнить о них.

Правила совместных поисков:

Говори о том, что происходит в группе «здесь и теперь», то есть о своих действиях и чувствах, о поступках и переживаниях других людей группы.

Учись доверять своим субъективным ощущениям, они более ценны, чем теоретические и общие рассуждения.

Старайся быть открытым, когда говоришь или слушаешь других. Результаты зависят от того, насколько каждый участник группы сможет говорить о своих чувствах по поводу всех остальных, насколько он будет заинтересован в информации о том, как его воспринимают, несмотря на все трудности и неприятности, связанные с этим.

Не избегай риска. Если будешь избегать риска, так и останешься в плену уже известного.

Не заставляй других делать то, на что они не могут решиться.

Упражнение 1

Участники садятся в круг.

Инструкция: Пусть кто-то из нас первым скажет своему соседу слева о его состоянии. Например: «Мне кажется, что ты сейчас спокоен и заинтересован происходящим» или: «Мне кажется, что ты утомлен» и т. д. Тот, кому это сказали, в свою очередь, скажет нам всем о своем состоянии в данный момент. Затем он выскажет свое предположение о состоянии соседа слева, и тот уточнит свое состояние и т. д.

После того как круг замкнется, тренер может задать группе общий вопрос: «Каким образом вы определили состояние своего соседа? » или более конкретный: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние своего соседа?»

Упражнение 2

Все участники располагаются большим полукругом.

Инструкция: Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средствами, но только не вербальными, установить контакт с каждым участником занятия.

После того как все выполнят это задание, тренер предлагает участникам обсудить их впечатления, возникшие в процессе выполнения упражнения. При подведении итогов тренер акцентирует внимание на тех средствах установления контакта, кото­рые перечисляют участники, а также на тех признаках, которые свидетельствуют о том, что контакт установлен.

Упражнение 4

Участники становятся в круг (для проведения упражнения необходимо четное число участников).

Инструкция: На счет «раз» каждый из вас должен, молча и оставаясь на своем месте (эти два условия будем соблюдать на протяжении всего упражнения), найти себе пару. У нас четное число участников, поэтому каждый найдет себе напарника. Когда я скажу «два», вы вместе начнете одинаковое движение. Потом я снова скажу «раз», и вы должны найти себе новую пару, а на счет «два» начать делать одинаковое движение с новым партнером.

Обычно участникам группы дается возможность выполнить это задание 3 раза, после чего приступают к обсуждению, в ходе которого имеет смысл выяснить два вопроса: как создавалась пара и как происходил выбор одинакового движения.

Ответы на первый вопрос дают возможность выявить основные невербальные признаки, свидетельствующие о начале контакта: направленность и фиксированность взгляда, разворот корпуса тела, приветливое выражение лица, улыбка, легкое движение вперед навстречу партнеру и т. п. Кроме того, в процессе обсуждения опыта, полученного участниками группы в ходе выполнения упражнения, часто заходит разговор о проявлении инициативы в контакте и при выборе общего движения. В том случае, если это соответствует содержанию тренинга (например, в тренинге ведения деловых переговоров), следует подробнее обсудить эту проблему. При этом могут быть выявлены такие варианты взаимодействия:

один из партнеров проявляет инициативу, тем самым подавляя инициативу другого;

один из партнеров проявляет инициативу с полного согласия другого;

в процессе взаимодействия происходит постоянная передача инициативы от одного партнера к другому;

взаимодействие протекает как сотрудничество, когда партнеры в любой момент полностью понимают друг друга.

Упражнение 5

Участники садятся в круг.

Инструкция: Сейчас я раздам некоторым из вас карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Те, кто получит карточки, прочитают, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изобразят это состояние. Мы будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено.

В ходе упражнения тренер дает возможность участникам высказать свои мнения относительно изображенного состояния, затем называет его. При обсуждении нередко высказываются идеи о том, какие состояния распознаются с трудом и что может способствовать их пониманию. Каждый раз после того, как состояние вызвано (например, радость), можно спросить (прежде всего у тех, кто дал правильный ответ, а потом и у остальных участников группы), на какие признаки они ориентировались, определяя состояние. Такое обсуждение дает возможность сформировать «банк» тех невербальных проявлений, на которые можно ориентироваться, определяя состояние человека.

Кроме того, данное упражнение позволяет развивать выразительность поведения у тех участников, которым тренер предлагает изобразить то или иное состояние.

Упражнение 6

Участники группы делятся на две подгруппы.

Инструкция: Каждой подгруппе дается 7 минут на подготовку, во время которой она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и продумать, как его можно изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. Пока первая подгруппа показывает то, что она подготовила, вторая подгруппа отгадывает, какое чувство или эмоция изображены. Затем подгруппы меняются местами.

Подгруппы готовятся в разных помещениях. После того как подготовка закончена, тренер предлагает одной из подгрупп изобразить то чувство или состояние, которое они выбрали, не называя его. Другая подгруппа смотрит. Потом ей дается одна минута на обсуждение и кто-то один высказывает мнение группы. После этого тренер обращается к подгруппе, которая демонстрировала чувство или состояние, и предлагает сказать, какое чувство или состояние они хотели изобразить. Затем подгруппы меняются ролями.

Начиная обсуждение результатов выполнения этого упражнения, тренер ориентируется на то, допущены ли были участниками подгрупп ошибки и каков их характер. Как правило, ошибки, допускаемые в этом упражнении, связаны со следующими обстоятельствами:

участники не поняли изображение, которое предлагалось другой подгруппой;

участники не нашли точного слова для обозначения изображенного чувства или состояния;

участникам не удалось передать в своем изображении содержание эмоции или чувства.

Если допущена ошибка, то в ходе обсуждения можно поговорить о том, с чем она связана. Часто причиной ошибок бывает к несогласованность в работе подгруппы, неумение выслушать и Щ услышать всех.

Если же подгруппы правильно идентифицируют предложенные им изображения эмоциональных состояний или чувств, то i тренер может задать группе вопрос: «По каким признакам вы определили состояние или чувство?»

Ответ на этот вопрос позволяет выявить (перечислить) те конкретные проявления невербального поведения человека, которые являются сигнально значимыми для понимания состояния других людей.

Упражнение 7

Группа садится по кругу.

Инструкция: Для выполнения этого упражнения мы создадим .пары. (Тренер может предложить группе объединиться в пары ! по желанию или же сам составит пары. Если в группе нечетное количество участников, тренер может сам принять участие в упражнении.) Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения темы, связанные с контекстом группы или нейтральные). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас давайте повернемся друг к другу спиной и начнем беседу.

Участники беседуют 1,5 минуты, сидя спинами друг к другу, по 1,5 минуты лицом друг к другу (сначала один сидит, другой стоит, потом наоборот), 1,5 минуты — сидя лицом друг к другу.

При обсуждении упражнения тренер может спросить, в каком положении вести беседу было труднее всего, а в каком — наиболее комфортно. Участники обычно приводят аргументы в пользу о наибольшей комфортности равных положений (например, когда оба сидят). Это позволяет сделать вывод о том, что для эффективного установления контакта важно равенство позиций участников, отсутствие между ними барьеров, нахождение глаз на одном уровне.

Упражнение 8

Все участники садятся по кругу. Тренер раздает чистые листы бумаги.

Инструкция: Разделите, пожалуйста, лист бумаги на четыре равные части. Сейчас мы немного порисуем. В первом квадрате нарисуйте начало вашей беседы с начальником, во втором — с подчиненным, в третьем — с равным по социальной или профессиональной роли, в четвертом — начало беседы в идеальных (оп­тимальных) , с вашей точки зрения, условиях. Рисуйте так, как умеете, главное то, что вы нарисуете, а не качество рисунка.

После того как участники нарисуют свои картинки, тренер просит передать их по кругу, для того чтобы все смогли ознакомиться с рисунками. Когда все рисунки возвратятся к авторам, тренер предлагает поделиться своими впечатлениями. Обсуждение позволяет выделить содержательные идеи, относящиеся к сложившимся стереотипам и установкам о начале беседы в различных ролевых позициях, а также к тому, что в этом случае способствует, а что препятствует установлению контакта. Это упражнение дает обширный материал в группах руководителей различного ранга и требует от тренера четкого и динамичного ведения обсуждения.

Упражнение 9

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: В жизни мы довольно часто мы сталкиваемся с ситуациями, в которых нам необходимо побудить другого человека что-то сделать. Наши попытки будут более результативными, если мы учтем личностные особенности человека, к которому обращаемся, а также его настроение, состояние в момент ] разговора. Будем опираться на эти идеи в ходе своей дальнейшей работы. Вспомните, пожалуйста, ситуацию, в которой вы хотели побудить другого человека на какие-то действия, например, вы обращаетесь к коллеге с просьбой прочитать вместо вас лекцию или к приятелю с предложением сопровождать вас в магазин за покупками и т. д.

Тренер дает какое-то время для выполнения задания и, убедившись, что каждому удалось вспомнить ситуацию, продолжает инструкцию: «Мысленно поставьте на место человека, к которому вы обращаетесь, всех членов нашей группы по очереди и подумайте, как бы вы обратились к каждому, как бы повели разговор, учитывая его личностные особенности. Можете записывать возникающие варианты. На эту работу у вас будет примерно 15 минут».

Когда все будут готовы, тренер предлагает участникам разбиться на группы по 4 — 5 человек и дает такое задание: «Сейчас мы будем работать в малых группах. Каждый, кратко охарактеризовав свою ситуацию, обратится по очереди к остальным членам своей подгруппы, представляя их на месте своего собеседника. Они же реагируют от лица этого собеседника. Каждый разговор длится 1 — 2 минуты. В конце разговора те, к кому обращались, высказывают свои впечатления, говорят, что побуждало их идти навстречу просьбе, а что уменьшало это желание».

После завершения работы в малых группах следует продолжить обсуждение в общем кругу. В ходе этого обсуждения можно составить перечень того, что помогает побуждать другого человека к поступку. Обычно участники группы называют следующие моменты:

- удалось понять интересы собеседника и учесть их в ходе разговора;

- был установлен хороший эмоциональный контакт;

- помогает уверенность в себе, которая, в частности, проявляется в тональности разговора;

- открытость;

- четкое изложение причин побуждения.

Данное упражнение особенно эффективно в контексте тренинга ведения деловых переговоров.

10. «Подарок»

Каждый участник без слов, жестами, мимикой должен показать, какой подарок он «дарит» имениннику (имениннице), она и все остальные пробуют угадать, что это за подарок.

11. «Сообщение»

Участники разбиваются на пары, каждый должен без слов, жестами сообщить что-то своему напарнику, а тот должен понять и рассказать, в чем смысл сообщения. Затем партнеры меняются ролями.

12. «Наводка»

Участники разбиваются на две команды, каждая команда придумывает несколько слов, которые записывает на отдельных листочках бумаги. Затем из чужой команды выбирают человека, которому дают прочитать задуманное слово. Он должен же­стами объяснить своей команде, что это за слово, а команда должна угадать это слово. Затем выбирается другой человек из чужой команды, который «показывает» новое слово. Сравнивается, какая команда быстрее и правильнее отгадывала слова.

13. «Передача чувств»

Все встают в шеренгу, в затылок друг к другу, первый человек поворачивается ко второму и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.), второй человек должен передать следующему это же чувство и т. д. У последнего игрока спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале и как каждый участник понимал полученное им чувство.

14. «Ромашка»

Инструкция: Ставим 5 — 6 стульев в центре и 5 — 6 стульев во внешнем круге — «лепестки». Участники рассаживаются по стульям.

Задание 1. Смотреть в глаза другу, не отводить глаз в течение минуты. Затем участники-«лепестки» меняются местами.

Задание 2. Участники говорят друг другу: «Что я вижу в тебе? (одежду, прическу, улыбку и т. п.). «Лепестки» меняются местами.

Задание 3. Участники попарно пытаются догадаться и рассказать друг другу о том, каким их партнер был в детстве, а затем ответить, насколько верна догадка. «Лепестки» меняются местами.

Задание 4. Участники попарно пытаются ответить на вопрос: «Что между нами общего ?»

Задание 5. Участники пытаются определить, чем они отличаются друг от друга в интересах, характере, поведении и т. п.

Цель — ознакомление с вербальными и невербальными средствами установления контакта. Апробирование их в безопасных условиях, проверка своих возможностей установления контакта в различных ситуациях.

только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство людей считают, что...» — на «Я считаю, что...»; «Некоторые из нас думают...» — на «Я думаю...» и т. п. Отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли» — неконкретную реплику: «Оля и Соня не поняли меня».

Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т. е. только правду. Если нет желания высказаться искренне и откровенно, лучше промолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе.

Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Это помогает нам быть искренними и способствует самораскрытию. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

Определение сильных сторон личности. Во время занятий (в ходе упражнения или его обсуждения, в процессе выполнения заданий или этюдов) любой из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работаем вместе. Каждому члену группы надо сказать как минимум одно хорошее и доброе слово.

Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто подчеркнем: «Ты совершил плохой поступок».

Как можно больше контактов и общения с различными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться.

Но во время занятий мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.

Активное участие в происходящем. Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и коллектив в целом. Не замыкаемся, даже если услышали в свой адрес что-то не очень приятное. Не думаем только о собственном «Я», получив много положительных эмоций. Мы все время в группе, внимательны к другим, нам интересны окружающие.

Уважение к говорящему. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем свои вопросы, благодарим или спорим с ним.

3) «Баранья голова»

Инструкция: А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй — имя предыдущего и свое, третий — имена двух предыдущих и свое и т. д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя — только запоминать. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова», конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие — называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.

4) «Мой плакат»

Участникам предлагают нарисовать на листе бумаги плакат, состоящий из нескольких разделов:

1.Имя. 2. Возраст. 3.Вес.

Рост.

Мой любимый цвет.

Нарисовать:

а) Чем я люблю заниматься.

б) Некоторые мои друзья.

в) Так я выгляжу, когда счастлив (автопортрет).

г) Моя семья.

д) Если бы у меня было одно желание, я бы загадал, чтобы...

е) Вот мое любимое место.

Эти плакаты прикрепляются на грудь, и участники в произвольном порядке ходят по комнате, знакомясь друг с другом в течение 15 минут.

5) «Аллитерация имени»

Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя. Таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя. Значит, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными.

Это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.

Пример:

Сергей строгий...

Сергей строгий, Петр прилежный...

Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т. д.

6) «Объединение»

Участники свободно разбредаются по комнате.

Инструкция: Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз (варианты: «те, у кого день рождения летом», «те, в чьем имени пять букв » и т. д.).

Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т. п.

7) «Внимание»

Инструкция: Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу — любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих.

Задача усложняется тем, что ее одновременно стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств.

Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих.

В заключение подсчитывается, кто привлек внимание большего числа участников игры.

8) «Рисунок настроения»

Инструкция: Возьмите лист бумаги и карандаши и сделайте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас «плохая погода» или «штормовое предупреждение», а может быть, для вас солнце уже светит вовсю.

9) «Мы похожи?»

Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по две фразы, начинающиеся со слов:

Ты похож на меня тем, что...

Я отличаюсь от тебя тем, что...

Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 4 минуты — на тему «Чем мы отличаемся». По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко, а что трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности,

похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

10) «Представление партнера»

Инструкция: Сейчас мы разобьемся на пары. Мы с вами будем действовать по алгоритму.

Первый этап работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ, отвечая на вопрос «Я и моя профессия». На выполнение первого этапа у вас 5 минут.

Второй этап: вы рассказываете своему партнеру о себе и своем рисунке. Расскажите друг другу о себе как можно подробнее.

Третьим, этапом работы будет представление группе своего

. партнера. Поэтому постарайтесь получить как можно больше

разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы,

чтобы вы отразили в презентации следующие важные вопросы:

как я вижу свою профессию;

что я ценю в самом себе;

предмет моей гордости;

что я умею делать лучше всего.

11) «Первое впечатление»

Инструкция: В предстоящем взаимодействии каждый из вас встретится со всеми участниками в парном взаимодействии. При встрече по моей команде вы будете выполнять следующие действия:

Обмениваться рабочими тетрадями.

В тетради партнера в таблице писать (кратко, одно - два слова) ваше впечатление о нем по следующим позициям:

а) «ресурс» — что, на ваш взгляд, является его сильным ресурсом как человека и делового партнера;

б) «точка» — за счет каких его качеств вы могли бы управлять им в переговорном процессе («точка давления», «кнопка управления»).

Снова обмениваться рабочими тетрадями.

Совершать переход для встречи со следующим партнером.

Таким образом, в своей тетради вы соберете копилку мнений о себе, возникающих при первом контакте.

Упражнение выполняется молча. Не нужно писать много (это не очерк и не характеристика). Не стоит также долго задумываться над словами. Во-первых, ваши впечатления анонимны. А во-вторых — и это более важно, — первое впечатление о человеке формируется в первые 10 секунд. И нам важно именно оно. Сделайте друг другу такой подарок. Для многих он может оказаться неожиданным, но от этого еще более ценным. Мы увидим, что разные люди видят нас по-разному, это нужно всегда учитывать. И это основной итог нашей работы в данном упражнении.

Выполняя упражнение, необходимо соблюдать два правила:

воздерживаться от просмотра записей в своих тетрадях до конца упражнения (чтобы не переключать внимание);

передавать тетради и переходить к другому партнеру только по командам тренера {чтобы упражнение проходило четко и быстро).

12) «Найди пару»

Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе написано имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например, Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т. д.

Каждый участник должен отыскать свою «вторую половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: «Что у меня написано на листе? » Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.

На упражнение отводится 10— 15 минут.

13) «Мои соседи»

Цель упражнения — помочь, участникам ближе узнать друг друга.

Инструкция: Стоящий в центре круга (для начала им может быть ведущий) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, он говорит: «Пересядьте все те, кто родился весной» — и все, кто родился весной, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру. После выполнения упражнения можно спросить у участников:

Как вы себя чувствуете?

Как ваше настроение?

Не правда ли, общего у нас больше, чем различий ?

14) «Кем я хотел быть»

Каждому участнику в течение трех минут предлагается написать на карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем анонимные карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый участник должен «вжиться» в полученный образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли его мнение сейчас, когда он встал взрослым. Если изменилось, то почему? Остальные участники внимательно слушают, задают вопросы.

15) «Воздушный шар»

Инструкция: Прошу всех сесть в большой круг и внимательно выслушать информацию. Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы проводили аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном, и до земли остается 500 — 550 км.

Но вдруг произошло непредвиденное — в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, который ее заполнял. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в корзине шара:

№ Наименование Кол-во

Канат 50 м

Аптечка с медикаментами 5 кг

Компас гидравлический 6 кг

Консервы мясные и рыбные 20 кг

Секстан для определения местонахождения по звездам 5 кг

Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов 25 кг

Конфеты разные 20 кг

Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа)

Ракетница с комплектом сигнальных ракет 8 кг

Палатка 10 - местная 20 кг

Баллон с кислородом 50 кг

Комплект географических карт 25 кг

Канистра с питьевой водой 20 л

Транзисторный радиоприемник З кг

Лодка резиновая надувная 25 кг

Через пять минут шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре корзины, для того чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принять решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт.

Ваша задача — решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять лист бумаги, переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: «На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе — баллон с кислородом, на третье —