Набор игр на сосредоточенность

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
24a.jpg

СВЕРХВНИАМНИЕ

Участники разбиваются на 2 группы "мешающие" и "внимательные". "Внимательные" расставляются ведущим по периметру зала лицом к центру и получают отличительные знаки (нарукавные повязки, косынки или шапочки). Им дается инструкция: "Ваша задача – изобразить, сыграть, словно актер, войти в роль человека полностью сосредоточенного на какой-то внутренней работе и не замечающего окружающих. (Ведущий показывает выражение лица человека с пустым, отсутствующим взглядом). Вы должны вжиться в эту роль и стоя с открытыми глазами и не закрывая ушей, не замечать того, что делают другие. Чтобы Вам было легче справиться с заданием, попытайтесь ярко представить себе, будто Вы смотрите увлекательный кинофильм или участвуете в опасном путешествии. Будьте последовательны в своей роли: когда закончится упражнение (т.е. после моей команды "Стоп") и Вас будут расспрашивать, утверждайте и убеждайте других в том, что Вы действительно были полностью поглощены своими мыслями и ничего не видели и не слышали. Ясно?

"Мешающие" получают задание во время упражнения. Готовы? Начали. Упражнение длится 5-15 минут. За это время ведущий вместе с "мешающими" организует серию провокационных действий. Они скандируют: "Петя – гений внимания!" – разыгрывают в лицах анекдоты, инсценируют окончание занятий и уход из зала, изображают животных, просят у внимательных милостыню, изображают царей или шутов, дают указания. При этом ведущий следит за тем, чтобы действия "мешающих" не оказались слишком эффективными. Он запрещает касаться "внимательных" и в критический момент помогает им удержаться своей роли. Затем следует команда "Стоп!" Начинается обсуждение.


КАРУСЕЛЬ

Группа разбивается на две равные части. "Концентрирующиеся" рассаживаются в круг и готовятся к полной концентрации на задание. Задание может заключаться мысленно в решении задач, заучивании стихотворения, концентрации на мысленном образе, на одной из частей тела и т.д. "Мешающие" становятся лицом к "концентрирующимся" – каждый напротив своей "жертвы". По команде "Начали!" "концентрирующиеся" приступают к заданию, а "мешающие" начинают мешать (в пределах оговоренных ведущим). По хлопку ведущего "мешающие" сдвигаются на одного человека вправо так, чтобы каждый из них сменил свою "жертву", и игра продолжается дальше. После нескольких "поворотов" ведущий останавливает "карусель". Все переходят к обсуждению.


Искание наперстка

Вышлите патруль из комнаты. Возьмите наперсток, монету, кольцо или другой какой-нибудь маленький предмет и положите его в такое место, где бы он был вполне видим, но где, в то же время, был по возможности менее приметен. Затем призовите патруль и заставьте его искать предмет. Заметив предмет, каждый разведчик должен отойти и сесть в стороне, не сообщая своего открытия другим. Дав остальным достаточно времени для поисков, предоставьте нашедшему показать другим, где находится предмет (этим обеспечивается то обстоятельство, что действительно он его видел).


Окна в магазинах

(В комнатах) Пусть каждый разведчик войдет на полминуты в комнату; выйдя оттуда, он должен составить список замеченных предметов мебели и обстановки в этой комнате. Заметивший и запомнивший наибольшее число предметов — выигрывает. Следует приготовить таблицу для отметок, у которой в одном направлении был бы перечень предметов в комнатах, а в другом — перечень имен разведчиков, и затем отмечать крестом против имени каждого замеченные им предметы.


Узнавание местности

Покажите разведчикам ряд фотографий или набросков предметов, находящихся в соседней местности, но таких, которые были бы знакомы всякому из них, кто внимателен, например, перекрестки дорог или улиц, какое-нибудь курьезное окно, флюгер, дерево, отражение в воде (узнать здание, вызвавшее отражение) и т. п. Разведчики могут, если хотят, разыгрывать большинство этих упражнений для себя, каждая пара отдельно, в виде практики. Вожатые могут устраивать состязания одной пары с другой и, когда весь патруль станет достаточно искусным, он может послать вызов другому патрулю на состязание со своим.


Идти по следу

Вышлите вперед «зайца», пешком или на велосипеде, с мешком разной мелочи, вроде зерна, отдельных скорлупок, мелко разрезанных бумажек, пуговиц и проч. и пусть он понемногу разбрасывает их по пути, чтобы дать след для остального патруля. Или же отправьтесь одни и мелом отмечайте тут и там на заборах, столбах, воротах, деревьях и т. п., делая патрульный знак; через несколько минут после вашего ухода пусть патруль погонится за вами и выследит вас по этим меткам. Проходя мимо знаков, разведчики должны стирать их, во-первых, в виду опрятности и, во-вторых, для того, чтобы эти знаки не сбивали их в следующий раз. Следует также употреблять прочие дорожные знаки (как было указано выше), например, закрыть дорогу, по которой не нужно следовать, или спрятать записку в каком-нибудь месте, указывая в записке направление, по которому вы пойдете.


Обоняние разведчика

(В комнатах) Приготовьте несколько бумажных мешков одинакового формата и положите в них какой-нибудь пахнущий предмет, например, в один рубленого лука, в другой розовых лепестков, в третий кусочки коней, в четвертый апельсиновой цедры и т. д. Разложите эти пакеты в ряд, по два фута между каждым из них, и пусть каждый разведчик обнюхает весь ряд, давая ему по пяти секунд на каждый пакет. После этого он должен в течение одной минуты на память назвать или записать предметы в мешках в том порядке, в каком они расположены.


Вблизи и вдали

Вожатый выводит свой патруль в патрульном строе по какой-нибудь заданной дороге. Он имеет при себе листок для отметок с именами разведчиков. Каждый разведчик высматривает требуемые предметы, и как только он заметит один из них, он спешит с рапортом к вожатому и тот делает соответствующий знак на листке. Разведчик, у которого в книге прогулки окажется больше отметок, выигрывает. Следует выбирать подробности, вроде нижеследующих, для того, чтобы развивать наблюдательность в разведчиках, а также заставлять их высматривать как вблизи, так и вдали. Подробности эти следует видоизменять на каждую прогулку и давать их по восьми или десяти каждый раз:

Каждая найденная спичка — 1 балл
Каждая найденная пуговица — 1 балл
Птичьи следы — 2 балла
Записать замеченного по одежде и обуви прохожего — 2 балла
Замеченная серая лошадь — 2 балла
Летящий голубь — 2 балла
Сидящий воробей — 1 балл
Клен — 2 балла
Сломанная труба — 2 балла
Сломанное окно — 1 балл