Набор игр на наблюдательность 2

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
0 7fac 9d1647a9 Lm.jpg

«Каждой вещи – своё место»

Родители знают, как трудно порой научить детей быть аккуратными, поддерживать порядок, класть каждую вещь на своё место. Между тем задачу можно заметно облегчить, умело используя игру на наблюдательность.

Предложите детям заметить, где и как лежат, стоят, висят различные домашние предметы.

Пусть дети выйдут из комнаты. Соберите на столе 10-15 небольших предметов, затем пригласите детей и предложите им вернуть каждый предмет на его постоянное место. Выигрывает тот, кто правильнее и быстрее расставит большее число предметов. Если играет один ребёнок, он должен выполнить задание в какой-то определённый срок.

Возможен и другой вариант: ведущий меняет предметы местами. Задача играющих – снова вернуть вещи на их постоянные места. В таком варианте игра в семье может проводиться целый день, даже несколько дней, и повторяться. Взрослый незаметно перемещает отдельные предметы, а дети, занимаясь другими делами, играми, время от времени проверяют, все ли вещи в комнате на своих местах.

Игра настолько привлекает внимание детей к этой стороне домашнего быта, что потом привычка поддерживать порядок у них образуется сравнительно легко.

Продолжим эту игру в несколько измененном варианте. Нужно приучить будущего школьника держать в порядке свои учебные пособия. Хорошо, если у него есть свой уголок – место для занятий, для хранения игрушек. Приобретая портфель, книжки, тетради, нужно с самого начала вместе с ребёнком точно установить место для каждого предмета. Пусть он все свои вещи два-три раза разложит на столе и снова водворит их на место.

Вот когда можно и поиграть с ним. Пусть он выйдет из комнаты, старшие в это время перекладывают его вещи, прячут одну, две или кладут лишние.

Ребенок должен быстро определить, что не на месте, восстановить порядок, удалить лишнее и сказать, что спрятано. С каждым разом это нужно делать всё быстрее, всё с большим числом вещей (конечно, сообразуясь с силами ребёнка).


«Час весёлых переодеваний»

В этой игре может принимать участие вся семья. Кто-то из старших, скажем, отец, пройдясь один раз по комнате, где собрались все выходит из неё и старается побыстрее что-либо изменить в своём костюме, берёт в руки какой-нибудь предмет, вкладывает в карман газету, чтобы она была видна, необычно сутулится и т.п.

Подготовившись таким образом, он входит в комнату, где его ждут играющие. Каждый старается поскорее уловить, что он изменил в своём внешнем виде, и сразу говорит об этом.

Тот, кому удалось найти большее число изменений во внешнем виде, считается победителем.


«С какого звука начинается?»

Игра учит вслушиваться в речь, подбирая слова по заданному звуку – это развивает у детей фонематический слух и в дальнейшем поможет овладению грамотой.

На стол поставьте две игрушки, скажем куклу и мишку. Пусть ребёнок их назовёт. Повторите с ним: «Кукла», «Мишка», акцентируя первые звуки «К», «М». Теперь он должен вам дать игрушку, название которой начинается со звука, произнесённого вами.

После этого поставьте перед ребёнком три (а затем четыре, пять и т.д.) предмета и проделайте то же самое. Несколько раз проведя эту игру, вы сможете давать ему задания – по всей комнате искать предметы, названия которых начинаются со звука «а», «б» и т.д. Хорошо организовать соревнование: а кто первый найдёт? Кто найдёт ещё на этот же звук?


«Любимые открытки»

Игры с картинками, открытками очень разнообразны, и к таким играм нетрудно придумать ещё много вариантов. Картинки развивают и внимание, и память, и наблюдательность. «Любимые открытки» - одна из игр с картинками.

Берётся несколько красочных открыток с интересным для детей содержанием, они раскладываются на столе. Играющие соревнуются между собой, кто раньше сумеет ответить на вопросы. Вопросы, конечно, ставятся в зависимости от содержания открыток и с возрастающей трудностью. К примеру: на какой открытке больше красного цвета, синего, больше людей, животных, растений? Где показан труд, игра, спорт? Где праздничный, а где будничный день, объясни, почему ты так думаешь. Какая открытка самая красивая и почему?


«Не сразу, но догадаюсь»

Это тоже игра с картинкой. Нужно взять лист бумаги в два раза шире рассматриваемой картинки и посредине сделать в нём длинный вырез шириной в один сантиметр.

Наложив этот лист на картинку, положить её перед играющими и медленно передвигать лист вправо и влево, чтобы дети постепенно увидели в прорезь всю картинку. Кто первый расскажет, что на ней изображено?

Эта игра требует большого внимания, хорошей памяти, сообразительности.


«Палочка - узнавалочка»


Здесь нужна тонкая наблюдательность, но не зрительная или слуховая, а осязательная. Все играют с завязанными глазами.

Участники держат в правой руке карандаш длиной не меньше 10 сантиметров за самый конец, другая рука за спиной.

Ведущий ставит перед каждым играющим какой-либо предмет и кладёт на него свободный конец карандаша.

Можно карандашом водить по предмету, постукивать по нему, но не дотрагиваться до него ничем, кроме карандаша. Если предмет падает, поднять его может только ведущий.

Играющие соревнуются в том, кто раньше других определит, что за предмет перед ним, его размеры, материал, из которого он сделан. Тот, кто с помощью «палочки-узнавалочки» узнал всё это, поднимает её вверх, и ведущий его спрашивает. Победителем считается тот, кто первый верно ответил на большую часть вопросов.


«Можно и без предметов»

В этой игре всё нужно делать без предметов, но так, будто вы их действительно берёте, передаёте другому, бросаете. Нужно надеть сапоги, ничего не имея в руках, рисовать картинку, воображая перед собой бумагу и чувствуя в руке карандаш.

Дети-шестилетки прекрасно «пришивают» пуговицы без иголки, нитки и пуговицы.

Итак, пусть дети пришьют пуговицу, накроют на стол, перебрасываются мячом, обрызгивают друг друга водой из стакана и т.д. Ведущий определяет, у кого всё это выходит наиболее правдоподобно. Эта игра развивает воображение, требует большего внимания и наблюдательности, стимулирует память.

Развитие наблюдательности, конечно, не исчерпывается только проведением игр. Многие пути для решения этой задачи должны находить сами родители. Вот некоторые из них: повсюду у нас ведётся строительство. Очень полезно приучить детей следить за всеми его этапами со стороны. Это поможет наблюдательности и обогатит их знания.

Научите детей подмечать настроение человека, с которым они соприкасаются, степень его занятости в тот момент, когда они хотят к нему обратиться. Приучите их чувствовать обстановку и вести себя, как она этого требует, когда они находятся в общественном месте – в кино, на улице.

Соревнуйтесь с ребёнком: кто увидит больше интересного на коротком отрезке пути (в сто-двести метров).


Играем в «школу»

Школа не только предъявляет большие требования к развитию внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности ребёнка. В школе также нужно подчиняться некоторым простым (но на первых порах трудным для ребёнка) правилам поведения и работы: школьнику нельзя отвлекаться от занятий, он должен приучиться к сдержанности, усидчивости, собранности.

Как подготовить будущего школьника к этим новым для него требованиям? Опять на помощь приходит игра. Нетрудно убедиться, что в игре ребёнок значительно легче подчиняется правилам.

Дети любят играть в школу. Хорошо, если в семье или у соседей есть школьник (лучше из начальных классов) – он мог бы познакомить ребёнка (при вашей, разумеется, помощи) с тем, как проходят школьные занятия. Роль учителя, конечно, могут выполнять и сами родители.

Пусть «урок» длится минут двадцать, начинаясь и кончаясь звонком (если звонка нет, можно постучать металлической палочкой о что-нибудь звонкое). К «уроку» по заданию ведущего «учителя» дети должны подготовить всё необходимое, должны вставать, когда он входит, если хотят что-нибудь сказать, должны поднять руку, должны спокойно сидеть до «звонка». На одном «уроке» можно провести две-три игры. Если это почему-либо не удается, проводите одну игру, начиная и кончая её звонком. Во что же можно играть на «уроках»?


«Соедини части, получишь целое»

Эта игра развивает усидчивость, сосредоточенность, а кроме того, требует, конечно, сообразительности и наблюдательности.

Нужны две абсолютно одинаковые красочные открытки. Одну из них попросите ребёнка разрезать по ломаной линии на две части. Из двух частей составить картинку нетрудно. Пусть теперь он снова разрежет полученные части и, глядя на целую открытку, попробует составить разрезанную. Повторите задание несколько раз: с каждым разом получается всё больше частей, и составлять из них картинку становится всё трудней. Когда игра уже не под силу ребёнку, её нужно прекратить.

Разрезанную на части и целую открытки положите в конверт. Ребёнок с удовольствием будет ещё пользоваться ими, научит этой игре друзей.


«Бери не торопясь»

Очистите от серы 15 спичек. На десяти из них проведите карандашом или чернилами по одной поперечной полоске, на трёх – по две и на двух - по три полоски.

Ведущий берёт спички в кулак и, приподняв его сантиметров на пять над столом, раскрывает так, чтобы спички упали на стол кучкой. (По ходу игры спички придётся рассыпать несколько раз)

Каждый по очереди – только двумя пальцами, названными ведущим (указательным и средним, средним и мизинцем и т.п.), берёт из кучки по одной спичке так, чтобы не задеть остальные. Если это не удалось, очередь переходит к другому. Каждая полоска на взятой спичке даёт играющему одно очко. Выигрывает тот, кто первый наберёт десять очков. (Если ребята умеют считать дальше десяти, пусть договорятся о большем количестве очков)

Отметим, что эта игра развивает, как и предыдущая, тонкую мускулатуру кисти. Это важно для овладения письмом.


«Запоминай и малоинтересное»

Само название игры говорит о задаче, которая ставится перед детьми. Ведущий накрывает листом 15-20 предметов. Затем он показывает их играющим один за другим. Потом неожиданно просит кого-нибудь сказать, какие три последних предмета были показаны. За каждый правильно названный предмет играющий получает одно очко. Победит тот, кто за 5 минут игры наберёт больше очков. (Все должны быть спрошены одинаковое количество раз).


«Смешинка»

Рассмешить ребёнка чрезвычайно легко. Больших трудов стоит ему удержаться от смеха. Народная игра, которую мы предлагаем, может развить у ребёнка умение сдерживаться, способность управлять собой.

Один из играющих, делая несуразные движения, подражая животным, меняя голос, «по ошибке» путая название предметов, смешит других. Дети должны не только удержаться от смеха, но даже не улыбаться, сохраняя совершенно равнодушное выражение лица. Кому это не удалось, платит фант.


«Не все пальцы умельцы»

Перед каждым играющим кладётся кучка из 10 очищенных от серы спичек. Ведущий говорит: «Сейчас мы узнаем, какие пальцы хорошо, ловко всё делают, а какие нет»

Даётся задание: как можно быстрее сложить из спичек прямую линию. Вначале можно работать всеми пальцами обеих рук, затем – только пальцами левой руки, затем – большим и мизинцем, безымянным и средним, мизинцами обеих рук.

Раздав ещё по шесть спичек, попросите детей построить четыре треугольника, три четырёхугольника, а потом колодец из 16 спичек. За каждое хорошо выполненное задание начисляется одно очко.


«Пять спичек»

В этой старинной игре пальцами обеих рук нужно поднять пять спичек. Первую спичку – двумя большими пальцами, вторую – двумя указательными, третью, четвёртую и пятую – средними, безымянными и мизинцами. Выигрывает тот, кто первым выполняет задание.

Играть можно с закрытыми глазами, хорошо поупражнявшись.


«Запомни рисунок»

На листе из тетради по математике ведущий чертит квадрат в девять клеток. Стороны должны проходить только по линиям клеток. Внутри любых двух из них он ставит по точке. Поглядев на рисунок секунд пять, ребёнок должен воспроизвести его по памяти на такой же бумаге.

В дальнейшем размеры квадрата и количество точек постепенно увеличиваются, квадрат заменяется прямоугольником. Усложняя игру, следует соответственно прибавлять время на выполнение задания.


«Знакомые буквы»

В эту игру можно играть, если дети знают хотя бы несколько букв. Ведущий раздаёт газеты и просит каждого в заголовках, напечатанных крупным шрифтом, подчеркнуть одну какую-нибудь знакомую ему букву. Затем ребята, поменявшись газетами, должны поставить крестик над буквами, пропущенными товарищами. У кого окажется меньше всего крестиков, тот и выиграл.

Можно провести и второй тур игры – пусть дети подчеркнут по две известные им буквы. После этого также проводится проверка.


Запоминание позы

Игра помогает развить наблюдательность. Участники произвольно располагаются в пространстве и принимают любые позы, какие пожелают. Водящий внимательно смотрит на каждого из них и пытается запомнить эти позы, после чего отворачивается или выходит за дверь. Тем временем каждый участник меняет какую-то одну деталь в своей позе. Задача водящего по памяти восстановить позу каждого из участников в первозданном виде.