Коммуникативные игры 3

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Vgnt5m.jpg

«Что ты делаешь?»

Цель: коммуникативная игра, развивает воображение, логическое мышление, направлена на сближение группы, снимает скованность, напряжение. Вид деятельности: умственная. Количество участников: 12-14 участников. Время проведения: 30-40 минут. Необходимое снаряжение: не требует наличия снаряжения.

Описание игры: все участники становятся в круг. Ведущий объясняет правила игры. При помощи пантомимы один из участников показывает какие-либо движения. Сосед слева спрашивает: «Что ты делаешь, дорогая (дорогой)?» Участников называет действие, которое, конечно, не является действительным. Спрашивающий участников должен проделать те действия, о которых сказал предыдущий участник. И так по кругу.


«Ветер дует на…»

Цель: коммуникативная игра, развивает реакцию, образное мышление, направлена на сближение группы. Вид деятельности: физическая. Количество участников: 12-15 участников. Время проведения: 20-30 минут. Необходимое снаряжение: не требует наличия снаряжения.

Описание игры: все участники хаотически ходят по комнате, залу, поляне. Ведущий говорит магическую фразу: «Сильный ветер дует на …» и дальше добавляет характерные черты или детали одежды того, на кого будет «дуть ветер». Например, «у кого черные джинсы, у кого есть усы, борода, черные волосы и т.д.» Все участники должны быстро дотронуться до участника, обладающего этими качествами, характеристиками.


«Светофор»

Цель: коммуникативная игра, развивает сообразительность, умение общаться в коллективе, образное мышление, направлена на сближение группы, снятия скованности и напряжения. Вид деятельности: физическая. Количество участников: 12-15 участников. Время проведения: 10-20 минут. Необходимое снаряжение: небольшая площадка (наподобие пешеходного перехода) с четко ограниченными контурами.

Описание игры: участники выстраиваются на одной стороне площадки, ведущий игрок находится внутри нее. Он дает указание: «Светофор горит зеленым светом». Все участники должны найти на одежде друг друга (либо своей) зеленый цвет. Он дает им право на переход. Тот, у кого этого цвета нет, либо он отстал от основной массы, должен пробежать по переходу так, чтобы до него не дотронулся ведущий. Если ведущий дотронулся, то они меняются местами. Цвета можно называть любые существующие. Чем нестандартнее цвет, тем интереснее игра.


«Молекулы»

Цель: коммуникативная игра, развивает сообразительность, быстроту реакции, умение общаться в коллективе, игра необходима для деления коллектива на мелкие группы, исключая их симпатии и антипатии. Вид деятельности: физическая. Количество участников: не ограничено. Время проведения: 10-15 минут. Необходимое снаряжение: не требует наличия снаряжения.

Описание игры: хаотическое (броуновское) движение участников ведущий останавливает фразой: «V нас сейчас молекулы по три атома (два, семь и т.д.) Все участники должны сделать группы соответственно по три, два, семь участников.


«Пальма, слон, кролик»

Цель: коммуникативная игра, развивает воображение, образное мышление, сообразительность, направлена на повышение качества общения внутри коллектива. Вид деятельности: умственная, физическая. Количество участников: не ограничено. Время проведения: 20-30 минут. Необходимое снаряжение: не требует наличия конкретного снаряжения (подручные материалы).

Описание игры: группа стоит в кругу. Ведущий, стоящий в центре круга, указывает на кого-либо и произносит: «Слон», либо «Пальма», либо «Кролик». Указанное лицо становится центром фигуры, а саму фигуру ему помогают выстроить соседи справа и слева, прикладывая ему уши, изображая кокосы или хобот и т.д. Если кто-нибудь из них что-либо сделает неправильно, он занимает место ведущего.

В другом варианте игры, те, кто неправильно что-либо сделал, вся тройка выбывает из игры. Если группа очень большая, можно разделить участников на несколько групп. Выстраивать можно все, что угодно – от бананов до балета.


«Узлы»

Цепь: коммуникативная игра, развивает логическое и образное мышление, сообразительность, направлена на сближение коллектива, выявление в группе лидера. Вид деятельности: умственная, физическая. Количество участников: 14-16 участников. Время проведения: 10-15 минут. Необходимое снаряжение: не требует наличия снаряжения.

Описание игры: участники встают в круг, затем закрывают глаза и, вытянув вперед правую руку, берут кого-то за руку. То же самое надо сделать и с левой рукой. Таким образом, руки будут переплетены в один большой узел. Теперь этот узел надо распутать, не разрывая рук. Ведущий может только советами помогать участникам, не вмешиваясь в процесс распутывания.


«Крокодил и лягушки»

Цель: коммуникативная игра, развивает сообразительность, ловкость, умение анализировать. Вид деятельности: умственная, физическая. Количество участников: 10-14 участников. Время проведения: 15-20 минут. Необходимое снаряжение: листы бумаги (А-4).

Описание игры: ведущий выбирает из участников одного – двух участников, которые будут «крокодилами», остальные участники – «лягушки». На полу раскладываются листы бумаги (А-4) – это листья кувшинок в болоте. Пока не прозвучит хлопок ведущего, лягушки спокойно плавают. Крокодилы просыпаются и выходят на охоту сразу после хлопка. Все лягушки должны быстро оказаться на кувшинках, иначе их съест крокодил. Чем меньше лягушек остается, тем меньше кувшинок должно остаться на полу. Когда остается три-четыре лягушки, на полу должна остаться только одна кувшинка.


«Охота на мух»

Цель: коммуникативная игра, развивает сообразительность, ловкость, реакцию. Вид деятельности: физическая. Количество участников: 8-10 участников. Время проведения: не ограничено. Необходимое снаряжение: круги, начерченные на земле (либо листы бумаги А-4, если игра проходит в помещении), расположенные по кругу.

Описание игры: каждый участник находится в центре своего собственного круга. Ведущий стоит в центре большого круга. Задача участников по обоюдной договоренности поменяться местами, чтобы ведущий не успел занять их место. Если ведущий успевает стать в чей-либо круг, то участников, оставшийся без места, становится ведущим.


«Али-Баба»

Цель: коммуникативная игра, развивает логическое и образное мышление, помогает раскрыть творческий актерский потенциал участников. Вид деятельности: умственная, физическая. Количество участников: не ограничено. Время проведения: по усмотрению ведущего. Необходимое снаряжение: не требует наличия особого снаряжения, пользуются подручными материалами.

Описание игры: это очень веселая игра. Ведущий раздает всем участникам роли, начиная с «солнца», «ветра», «горы», «пещеры» и заканчивая «кладом», «речкой» и всем, кого помните по сказке. Теперь ведущий становится рассказчиком: он рассказывает сказку, а участники, согласно своих ролей, показывают сказку. Ведущему необходимо следить за безопасностью людей.


«Репка»

Цель: коммуникативная игра, развивает внимание, мышление, скорость реакции. Вид деятельности: физическая. Количество участников: не ограничено. Время проведения: по усмотрению ведущего. Необходимое снаряжение: не требует наличия особого снаряжения, пользуются подручными материалами.

Описание игры: ведущий раздает всем участникам роли, начиная с «солнца», «облаков», «бабушки», «Жучки» и т.д. Теперь ведущий становится рассказчиком. Он рассказывает сказку, но как только он называет роль участника, тот должен присесть. Именно поэтому участники должны очень внимательно слушать сказку. Если кто-то зазевался и забыл присесть, ведущий начинает рассказывать сказку сначала.


«Колдуны»

Цель: в зависимости от сюжета (от желания ведущего) может быть коммуникативной, магической, эротической, развивает ловкость, внимание, чувство товарищества. Вид деятельности: физическая. Количество участников: не ограничено. Время проведения: по усмотрению ведущего.

Необходимое снаряжение: не требует наличия снаряжения. 'Описание игры: все участники попадают в страну колдунов. Колдуны обладают способностью замораживать людей. Разморозить заколдованных участников можно простым касанием руки незаколдованного либо горячим объятием другого участника (по решению ведущего).


«Мертвые львы»

Цель: коммуникативная игра, развивает выдержку, спокойствие, умение владеть собственными эмоциями. Вид деятельности: физическая. Количество участников: 10-14 участников. Время проведения: 20-30 минут. Необходимое снаряжение: не требует наличия снаряжения.

Описание игры: идея игры такова, что все должны замереть. Львы мертвы и неподвижны, кроме «охотника», в задачу которого входит заставить их пошевелиться всеми доступными способами, исключая физический контакт. Участники – «львы» остаются таковыми до тех пор, пока «охотник» не заметит как «лев» зашевелится. Затем этот один присоединяется к «охотнику», и они начинают охотиться вместе. Игра заканчивается тогда, когда последний «лев» не выдерживает натиска навалившегося на него стада «охотников».


«Мойка машин»

Цель: коммуникативная игра, развивает логическое и образное мышление, воспитывает чувства товарищества и взаимопонимания. Вид деятельности: физическая. Количество участников: не ограничено. Время проведения: по усмотрению ведущего. Необходимое снаряжение: не требуется особого снаряжения.

Описание игры: игроки выстраиваются в две равные линии друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки и становятся на колени. Один участников подходит к началу «коридора» и громко объявляет, какой марки он машина: «Я – старый задрипанный БМВ», затем опускается на колени и начинает двигаться по коридору, имитируя свою марку. Состояние машины определяет степень помывки и очистки. Это нужно отскрести, а новенькую «Тойоту» достаточно сбрызнуть водой. Игроки изображают все части автосервисной помывочной станции: брызгалки, шланги, щетки, скребки, вытиралки и обдувалки.


«Гладильная доска»

Цель: коммуникативная игра (может быть и эротической), повышает эмоциональность, качество общения, доверие между партнерами, раскованность в группе. Вид деятельности: физическая. Количество участников: игра проводится в парах, количество пар по усмотрению ведущего. Время проведения: по усмотрению ведущего. Необходимое снаряжение: не требуется особого снаряжения.

Описание игры: вам пора в город, а Вы измяты. Не беда: ваша одежда сшита из таинственной распоследней модели ткани, разгладить которую способны только руки вашего товарища. Вы стоите прямо, а ваш товарищ медленно проводит руками по вашей одежде, «разглаживая» все морщинки и складки. А теперь Ваша очередь. Теперь не только Ваша одежда станет глаже, но и Вы сами станете эмоционально ближе друг к другу.


«Кривое зеркало»

Цель: коммуникативная игра, развивает образное и логическое мышление, чувство коллективизма. Вид деятельности: умственная, физическая. Количество участников: 8-10 участников. Время проведения: 10-15 минут. Необходимое снаряжение: не требует особого снаряжения.

Описание игры: игра заключается в передаче изображения, как в передаче слова в игре «Испорченный телефон». Участники становятся в круг и, после объяснения правил игры, разворачиваются спиной к центру круга. В центре стоит ведущий или «обезьяна», которая любит крутиться перед зеркалом. Он подходит к любому участнику и трогает его за плечо. Тот поворачивается, и «обезьяна» мимически изображает любое существо, движение, все, что угодно (то, что он задумал), после чего занимает его место, уже лицом в круг, а второй игрок автоматически становится новой «обезьяной», которая должна передать третьему участнику только то, что увидела от первой. Затем третий передает четвертому и так далее до последнего игрока. К последней обезьяне в круг выходит первая, и по команде они показывают друг другу движение, которое передавалось по цепочке. Если мимическая передача была точной, участники должны «отзеркалить» движение почти точно.


«Фруктовая корзина»

Цель: коммуникативная игра, развивает образное и логическое мышление, содействует сплочению в группе. Вид деятельности: умственная. Количество участников: 7-8 пар игроков. Время проведения: по усмотрению ведущего. Необходимое снаряжение: стулья (либо подстилки, чтобы сидеть на полу, земле), ручки, листы бумаги, корзина (либо что-то подобное – можно глубокую шляпу).

Описание игры: участники игры разбиваются на пары и записывают (каждый из них) на бумаге какими фруктами они будут называться. Все бумажки, одинаково свернутые, складываются в корзину. Корзина отдается ведущему, который собирается идти на рынок, в лес. После своего возвращения ведущий достает попарно те фрукты, которые приобрел. Пары садятся согласно покупкам ведущего.


«Узнай себя»

Цель: коммуникативная игра, развивает умственные возможности, логическое и образное мышление, способствует сплочению группы. Вид деятельности: умственная. Время проведения: 15-20 минут. Количество игроков: 10-12 участников. Необходимое снаряжение: карточки с названиями исторических лиц, кино- и мульти- героев (в зависимости от возраста участников), скотч.

Описание игры: каждому участнику игры ведущий на спину прикрепляет карточку, которую сам игрок не видит, а все остальные напротив – в ходе перемещения способны наблюдать. Каждый игрок должен при помощи вопросов, задаваемых окружающим, догадаться о своем имени. Вопросы должны быть требующими только ответа либо «да», либо «нет».


«Передача маски»

Цель: коммуникативная игра, развивает логическое и образное мышление, способствует сплочению группы. Вид деятельности: умственная. Время проведения: по усмотрению ведущего, но достаточно, чтобы каждый поучаствовал по одному разу. Количество участников: 10-12 участников. Необходимое снаряжение: не требует особого снаряжения.

Описание игры: все участники игры встают в круг. Ведущий изображает необычное выражение на своем лице и при помощи руки, как бы снимая его, перебрасывает это выражение на своего соседа. Тот мгновенно должен повторить изображение, после чего превратить его в какое-нибудь новое, чтобы передать дальше по кругу.


«Пантомима с предметом»

Цель: коммуникативная игра, развивает логическое и образное мышление, способствует сближению группы, повышению эмоционального уровня. Вид деятельности: умственный. Время проведения: по усмотрению ведущего. Количество участников: не ограничено. Необходимое снаряжение: по усмотрению ведущего.

Описание игры: ведущий берет в руки любой выбранный им предмет, например, лопату и с его помощью изображает что-либо: коня, штангу, меч, гитару, скрипку и пр. Затем передает лопату следующему, чтобы другой изобразил что-либо. Предмет может ходить по кругу достаточно долго, так как участники могут придумать бесконечное число вариаций. Предмет необходимо подбирать так, чтобы он предоставлял наибольшие возможности для пантомимы.


«Обставим комнату»

Цель: коммуникативная игра, развивает логическое и образное мышление, память, способствует сближению группы, повышению эмоционального уровня. Вид деятельности: умственный. Время проведения: 15-20 минут. Количество участников: 8-10 участников. Снаряжение: не требует особого снаряжения.

Описание игры: определяются границы комнаты и обозначается воображаемая дверь. Каждый входит в комнату только через дверь, внося в нее какой-нибудь предмет обстановки (стол, стул, вазу, телевизор и пр.) и располагая его в комнате. Причем участники должны запоминать месторасположение уже стоящего в комнате предмета, чтобы потом не поставить на одно и тоже место две вещи. Предметы могут добавляться друг к другу (ваза может быть поставлена на стол, цветы в вазу, еда в холодильник и т.д.) В конце игры у участников можно поинтересоваться, вспомнят ли они все предметы, находящиеся в комнате.


«МПС»

Цель: коммуникативная игра, развивает логическое и образное мышление, сообразительность, способствует сплочению группы. Вид деятельности: умственная. Время проведения; 25-30 минут. Количество участников: 10-12 участников. Необходимое снаряжение: не требует особого снаряжения

Описание игры: участники игры садятся в круг. Доброволец (или несколько добровольцев) выходят из комнаты играющих на несколько минут. За это время все участники договариваются, что на вопросы они отвечают честно, но задумывает каждый своего правого соседа. Отсюда и название игры МПС – мой правый сосед Задача игры – выяснить ведущему при помощи самых разнообразных вопросов, какого участника задумала группа, при условии, что на вопросы ведущего группа отвечает честно. В случае, если ведущий с третьей попытки не отгадывает, он садится в круг, а на «арену» выходит следующий.


«Комплименты с клубком»

Цель: коммуникативная игра, развивает устную речь, сообразительность, способствует сплочению группы. Вид деятельности; умственная, физическая. Время проведения: 25-30 минут. Количество участников: до 20 участников. Необходимое снаряжение: клубок ниток (желательно ниток для вязания).

Описание игры: участники игры становятся в круг. Один из участников держит в руках клубок ниток. Задача игры состоит в том, чтобы первый участников бросил клубок второму, не отпуская нитки клубка, сказав при этом какой-нибудь комплимент. Второй, в свою очередь, кидает клубок третьему, опять-таки не отпуская нити, и говорит уже свой комплимент. Комплименты повторять нельзя. Когда каждый их участников игры выскажется, то в середине круга получится паутинка. Ведущий акцентирует внимание участников на то, что настроение и моральное состояние людей во многом зависит от того, как люди общаются друг с другом. Если оборвать эту паутинку в каком-то месте, то нарушится связь между людьми, стоящими в кругу. Можно привести примеры из жизни.


«Что мне нравится в моем соседе справа»

Цель: коммуникативная игра, развивает способность эмоционально раскрепоститься, способствует сплочению группы. Вид деятельности: умственная, физическая. Время проведения: 20-25 минут. Количество участников: 12-15 участников. Необходимое снаряжение: не требует особого снаряжения.

Описание игры: участники садятся в круг и по очереди говорят то, что им нравится в соседе справа. Например, «В моем соседе справа мне нравятся волосы, губы, руки (особенно левая). Когда проходит весь круг, и все участники игры уже высказались, ведущий дает команду: «А теперь каждый должен поцеловать то, что ему нравится в его соседе справа, то что он назвал».


«Коленки»

Цель: коммуникативная игра, эмоционально раскрепощает коллектив, может использоваться как игра-минутка на всевозможных семинарах и серьезных заседаниях. Вид деятельности: физическая. Время проведения: 10-15 минут. Количество игроков: 15-20 участников. Необходимое снаряжение: не требует особого снаряжения.

Описание игры: участники становятся в круг очень тесно друг к другу. Ведущий дает команду: «Все повернуться вправо и сомкнуться вплотную. Правую руку положить на талию впереди стоящего. А теперь очень аккуратно садимся на колени игрока, стоящего сзади». После того, как все сели, группа старается сделать полный круг, осторожно шагая. После прошедшего круга все участники поворачиваются на 180 градусов и повторяют ту же операция сначала. То есть теперь тот, кто сидел у кого-то на коленях, теперь сам везет его на своих.


«Дракон»

Цель: коммуникативная игра, способствует эмоциональному раскрепощению коллектива. Вид деятельности: физическая. Время проведения: 15-20 минут. Количество игроков: 15-20 участников. Необходимое снаряжение: не требует особого снаряжения.

Описание игры: участники выстраиваются в прямую линию друг за другом, кладут руки на бедра впереди стоящего. Ведущий объясняет, что это дракон. Впереди у дракона голова, а сзади – хвост. Дракон заболел и решил укусить себя за хвост, а хвост, конечно же, этого не хочет. Задание для игры достаточно простое. Ведущему необходимо внимательно следить за проведением игры и контролировать ее, чтобы участники не получили травмы.


«Гусеница»

Цель: коммуникативная игра, развивает физическую сноровку, способствует сближению группы. Вид деятельности: физическая. Время проведения: 50-60 минут. Количество игроков: 16-18 участников. Необходимое снаряжение: не требует особого снаряжения.

Описание игры: все участники игры выстраиваются в одну линию друг за другом. Затем нагибаются, кладут руки на талию впереди стоящего (как в игре «Слон»). Задача игры состоит в том, чтобы последний участник (хвост гусеницы), не касаясь земли, переполз в голову гусеницы и занял место впереди стоящего. Задача ведущего состоит в том, чтобы участники игры не получили травм во время ее проведения.


«Встань с пола»

Цель: коммуникативная игра, развивает физическую сноровку, способствует сближению группы. Вид деятельности: физическая. Время проведения: 15-20 минут. Количество участников: не ограничено, но обязательно парное количество. Необходимое снаряжение: не требует особого снаряжения.

Описание игры: все участники игры делятся на пары и выстраиваются попарно. В каждой паре участники поворачиваются спиной друг к другу и присаживаются. Затем при помощи спины и рук партнера участники должны подняться с пола. Ведущий должен следить за правилами безопасности во время проведения игры.


«Массаж»

Цель: коммуникативная игра, развивает физическую сноровку, возможно использование как расслабляющей игры-минутки во время проведения всевозможных серьезных занятий и семинаров. Вид деятельности: физическая. Время проведения: 10-15 минут. Количество игроков: 16-18 участников. Необходимое снаряжение: не требует особого снаряжения.

Описание игры: участники становятся в круг по направлению в одну из сторон. Ведущий дает команду положить руки на плечи впереди стоящего и начать делать круговые движения, массажируя шейные позвонки. Массаж происходит в движении, то есть участники ходят по кругу. Через некоторое время, по команде ведущего, все делают поворот на 180 градусов и продолжают игру. Теперь тот кто делал массаж становится объектом того, над кем он только что « издевался».


«Танец ЛОБОДА»

Цепь: коммуникативная игра, развивает физическую сноровку, возможно использование как расслабляющей игры-минутки во время проведения всевозможных серьезных занятий и семинаров. Вид деятельности: физическая. Время проведения: 15-20 минут. Количество игроков: 16-18 участников. Необходимое снаряжение: не требует особого снаряжения.

Описание игры: все участники игры становятся в круг лицом к центру круга. Ведущий спрашивает у игроков: «А вы сегодня руки мыли?». Игроки отвечают: «Нет!». «Тогда возьмемся за руки и споем: «Дружно танцуем мы тра-та-та, тра-та-та, танец веселый наш, танец лобода». Во время песни все делают три шага вправо, а затем три шага влево.

Далее ведущий спрашивает:

  • Вы сегодня руки мыли?
  • Мыли.
  • А плечи?
  • Плечи забыли.

Танец повторяется снова, но игроки уже берут друг друга за плечи. Ведущий постоянно называет новые и новые части тела: «Ушки, носики, ножки, коленки и т.д.»


«Яблоко из тазика»

Цель: соревновательная юмористическая игра, позволяет сплотить коллектив, развивает физические возможности учащихся. Вид деятельности: физическая. Количество участников: не ограничено. Время проведения: 10-15 минут.

Необходимое снаряжение: тазик, 5-6 яблок (если играют несколько команд, то набор снаряжения соответствует количеству команд). Описание игры: ведущий целит участников на две команды. Каждая команда выстраивается друг за другом. На равных расстояниях от каждой команды ставятся тазики, наполненные водой, в которых плавают 5-6 яблок. По команде ведущего каждый участников команды (по очереди) подбегают к своему тазику и без помощи рук, имея только одну возможность, пробует укусить (достать) яблоко. Выигрывает та команда, у которой яблоки окажутся более надкусанными (достанут все яблоки).


«Удержи-ка меня»

Цель: раскрепостить игроков, развивать взаимовыручку, доверие друг к другу, расширить знания о животных. Вид деятельности: физическая. Количество участников: не ограничено, но не меньше 10-12. Время проведения: 10-15 минут. Необходимое снаряжение: не требует особого снаряжения.

Описание игры: все игроки встают в круг и руки кладут на плечи соседям справа и слева. Ведущий объясняет, что сейчас он будет подзывать каждого игрока к себе и на ухо шептать название животного. После того, как все побывали у ведущего, игроки снова становятся в круг. Сейчас наступает самый ответственный момент. Ведущий сейчас будет говорить название животного, а тот, кому это название прошептали на ухо, должен подтянуть под себя ноги, а соседи должны успеть его удержать. Но дело в том, что все игроки получили одно и то же название животного, поэтому услышав слово, например, «Бегемотик», все игроки поджимают ноги и…


«Психушка»

Цель: коммуникативная игра, помогает раскрепостить участников, сплотить их, развивает сообразительность, взаимопонимание в группе. Вид деятельности: умственная. Необходимое снаряжение: не требует особого снаряжения. Количество участников: не меньше 12-14 участников. Время проведения: 20-30 минут.

Описание игры: перед игрой все участники делятся на две группы: больные и врачи, причем количество врачей зависит от общего количества играющих. Если участников игры 20 участников, то врачей может быть до 5 участников. Все врачи вместе с ведущим идут на планерку. Ведущий объясняет врачам правила игры: «Все больные болеют одной и той же болезнью. Вам надо установить диагноз, то есть просто определить. Если диагноз определен неверно, то врачи занимают место рядом с больными. А диагноз следует определять при помощи вопросов, которые врачи задают больным строго по кругу, а больные обязательно честно (это главное правило) отвечают». Немного другой инструктаж ждет больных. Ведущий предлагает больным сделать небольшую хитрость, то есть, отвечать надо на вопросы честно – это никто не обсуждает, но возможно сменить очередность ответов на вопросы. Когда первому больному зададут вопрос, то отвечать честно на него будет, например, третий участников по кругу, когда до него дойдет очередь, на вопрос второму больному в свою очередь будет отвечать четвертый, третьего- пятый и т.д. Поставить диагноз достаточно трудно, но это проще сделать, когда вопросы задаются быстро.