Командообразующая программа

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Kanik8m.jpg
IMG 2222m.jpg
IMG 7836m.jpg

Программа направлена на формирования командного духа и создание позитивного настроения. Основная идея программы в том, чтобы участники в легкой и непринужденной обстановке праздника проявили свои творческие способности и таланты, лучше познакомились с ровесниками по своей группе, ярко и с удовольствием провели время. Важной чертой программы является сочетание различных видов деятельности: спортивная, досуговая, образовательная, развлекательная. Игровая программа в детском лагере может иметь различные аспекты в зависимости от поставленных целей. Акцент может быть поставлен на развитие деловых, спортивных, социально – психологических качеств.

По сути командообразованием является практически любая работа с группой людей. Все взаимодействуют, знакомятся, что-то делают вместе. Например, чем скучнее мероприятие, или чем неадекватнее вожатый, тем более сильное сплочение возникает у детей на предмет куда-нибудь слинять. :)

В Команде:

  • все довольно хорошо знают друг друга: каждый с каждым оставшись наедине чувствуют себя вполне комфортно
  • каждый мотивирован общей целью или хотя бы своей частью
  • у каждого есть своя роль, обязанности, функции, предназначение
  • при этом каждый участник в принципе является заменяемым другим членом команды в экстренной ситуации
  • в команде есть лидер и/или координатор и это такая же значимая роль как и все остальные
  • команда чувствует, если кто-то из участников нет. команда способна выполнять командные задания интуитивно: не всегда для принятия общего решения есть время для голосования
  • в команде довольно быстро разрешаются конфликты и в большинстве случаев царит позитив уже просто от того, что все в сборе.

Это очень круто, когда так.

Численность команд в упражнениях, связанные с командообразованием обычно варьируется примерно от 3 до 20. При большей численности группа разбивается на части.

Если при этом детей правильно настроить, разумно замотивировать и дать им (или избрать) увлеченного командира, которому не все равно до истинных желаний его ровесников - то ву-а-ля! Дело закипит.

  • у команды есть цель
  • каждому из них она нужна зачем-то (=мотивация)
  • детям хорошо друг с другом и они готовы разрешать трения, которые будут между ними возникать во благо всеобщего дела

В процессе выполнения детьми заданий, отмечайте для себя:

  • Как работала группа?
  • Кто руководил процессом?
  • Чьи идеи принимались в первую очередь и почему?
  • Все ли идеи были услышаны и воплощены?
  • Какие новые нормы и правила взаимодействия появились в группе?
  • Каким было настроение во время выполнения упражнения и что влияло на его изменение?
  • Какое настроение сейчас?
  • Насколько устраивает то, что в итоге создали?
  • Какими были действия во время выполнения упражнения?

Основные блоки:

  • Совместное планирование и распределение ответственности в команде;
  • Умение договариваться;
  • Видение общей цели;
  • Ролевое распределение в команде;
  • Эффективное исполнение командных задач;
  • Рациональное использование командного ресурса;
  • Умение слушать и слышать ровесников;
  • Аргументация;
  • Умение давать обратную связь;
  • Принятие участниками ценности мнения ровесников;
  • Способность формулировать и презентовать свою точку зрения;
  • Командный дух;
  • Принятие детьми ценностей своего коллектива;
  • Ощущение сопричастности у детей;
  • Ответственность каждого за общее дело.

Творческие программы рекомендуется проводить когда:

  • Участники знакомы друг с другом;
  • Имеется опыт прохождения программ командообразования;
  • Необходимо наладить коммуникацию и сплотить детей;
  • Стоит задача поднятия командного духа;
  • Необходимо научить подопечных думать творчески, искать нестандартные решения.


Примеры.


Кинофестиваль

Кинофестиваль – творческая программа, раскрывающая способности и таланты подопечных. Многие из нас мечтали (или мечтают) стать актерами. В данной программе появляется уникальная возможность реализовать свои способности. Роли в команде могут распределяться по – разному: актеры, сценарист, режиссер…Участникам предлагается создать свой собственный кинофильм.


Город Мастеров

Уникальная программа, способствующая самовыражению и развитию творческих способностей. Участникам программы предлагается стать настоящими мастерами в определенном виде искусства: гончарное дело, батик, флористика. Все участники проходят мастер – классы у кружководов, после чего каждый создает свой шедевр искусства. Завершается программа созданием общекомандного произведения искусства, олицетворяющим дух и ценности отряда.


Барабанный тренинг

Динамичная интересная программа. Команда создает свой собственный ритм, ритм своей детской компании. На тренинги могут прорабатываться различные темы: лидерство, сонастройка в коллективе, понимание, поддержка.


Интеллектуальное командообразование

Интеллектуальные программы являются прекрасной альтернативой спортивно – ориентированным программам. При реализации этого вида программ в первую очередь требуется интеллектуальная, а не физическая активность. Возможен также и смешанный вариант, когда интеллектуальная деятельность чередуется с физической. Именно так происходит в случае с квестами.

Отличительные особенности «Интеллектуального командообразования» Акцент на умственной активности, наличие конкуренции между командами, развитие творческого нестандартного мышления.


Квесты

Основная идея квестов: движение к результату через решение логических заданий. Участники поделены на команды, задача которых, перемещаясь по местности найти карту с клада, а затем и сам клад. В процессе Игры участникам предстоит выполнить ряд сложных (и не очень сложных) испытаний, решить логические задачи, проявить навыки командной работы, коммуникации и творческого подхода к решению задач. Действие может проходить в лесу, на территории пансионата. В Игре также могут быть задействованы множество дополнительных игровых персонажей.


Что? Где? Когда?

Каждый из нас с интересом смотрел по телевизору прекрасную передачу «Что? Где? Когда?» и пытался ответить на вопросы телезрителей и ведущего. Теперь и у вас появилась возможность стать знатоком! В ходе программы участникам необходимо проявлять качества командной работы, вырабатывать решения в короткие сроки, вести дискуссию, анализировать полученную информацию. Количество участников в команде 5-8. Количество команд практически неограниченно!


Спортивное командообразование


Полет (Веревочный курс, «высокие веревки»)

Современный Веревочный Курс – это комплекс особых упражнений, каждое из которых создано для отработки, какой – либо командной компетенции:

  • взаимопонимания;
  • доверия;
  • уважения;
  • нацеленности на результат;
  • умения слушать и слышать;
  • ставить цели;
  • следить за временем и др.

Веревочный курс – это одна из ступеней тренингов командообразования, направленная на усиление взаимопонимания в детском коллективе и других навыков, необходимых для формирования команд, которые смогут в будущем, благодаря полученным знаниям, работать продуктивно и бесконфликтно. Это лесной курс, который так же, как и другие тренинги командообразования, нацелен на работу команды и формирование эффективных команд.

Результаты тренинга:

  • Ваши подопечные теперь понимают важность своего развития как команды и хотят узнавать и впитывать новые знания. Учиться становится модно.
  • Члены Вашей команды осознают губительность внутрикомандных конфликтов и работают над их тотальным исчезновением.
  • Весь коллектив испытывает к Вам, как организатору сего мероприятия, бесконечную благодарность и признательность за столь полезно и незабываемо проведенное время.

Верхний веревочный курс может стать веселым развлечением, а может быть серьезным тренингом на развитие навыков командной работы. В первую очередь на Веревочном Курсе (верхнем) отрабатывается тема командной поддержки, доверия и личного вызова. Также на ВК отрабатывается технология командного принятия решений в необычных ситуациях, умение распределять роли, использовать командные ресурсы. В «верхнем» ВК активно используется туристическое снаряжение (веревки, карабины, обвязки и т.д.). Это связано с тем, что большинство упражнений проходит на высоте от 3 до 7 метров.


Олимпийское многоборье

Спортивная программа, проходящая в режиме олимпийских соревнований. Перед участниками каждой командой ставится набор спортивных задач, которые они должны выполнить максимально качественно и в кратчайшие сроки. Команда, набравшая максимальное количество баллов – становится победителем.


Тренинги

  • Мастерство общения
  • Конфликтология
  • Психология лидерства
  • Ораторское искусство
  • Построение карьеры
  • Психологический театр
  • Самопознание
  • Развитие памяти и внимания


Командные игры

Командные игры могут проходить как в качестве тренинга с углубленной проработкой полученного опыта, так и в форме легкого активного приключения. Стратегия проведения командной игры строится в зависимости от особенностей участников и задач детской программы. Как правило, командная игра – удачное сочетание эмоционально значимого события и тренинга командообразования для участников. Возьмите «Форт Баярд», интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?», добавьте таинственности пиратских приключений и получится захватывающая командная игра! Отличный способ сплотить команду и раскрыть способности участников.

Цели командных игр:

  • Выработка эффективных навыков коммуникаций и обратной связи;
  • Выработка эффективной групповой тактики и стратегии принятия решений;
  • Возможности для участников попробовать себя в различных ролях в команде;
  • Сближение и преодоление психологических барьеров между старыми и новыми участниками;
  • Эмоциональное сплочение;
  • Знакомство участников друг с другом;
  • Неформальное общение;
  • Отдых.

Отличительные особенности командных игр: Задания легко выполняются детьми разного возраста, пола, комплекции и не требуют специальной физической или моральной подготовки. В подавляющем большинстве случаев командные игры проходят на позитивном эмоциональном фоне и гармонично совмещаются с просто активным отдыхом. Например...


Вестерн

Оказавшись на Диком Западе, участникам предстоит преодолеть систему сложных заданий, что бы добраться до границы с Мексикой. Конечно, шериф и его помощники помогут, но прежде надо овладеть всеми необходимыми для настоящего ковбоя навыками, научиться перебираться через контрольно – следовую полосу на границе, выбраться из индейской западни.


Золото Кощея

Позитивная юмористическая программа, основанная на сюжете русских сказок. Выполнение классических заданий из нижнего веревочного курса чередуется с выполнением заданий, направленных на развитие чувства юмора и артистических способностей. Оказавшись в сказочном лесу, участникам – добрым молодца, да красным девицам – необходимо спасти Василису Прекрасную, которую похитил коварный Кощей. Наградой будет золото Кощея. Но все мы знаем, что смерть Кощея находится в яйце. Поэтому необходимо тщательно и умело пройти все сложные испытания и не разбить яйцо. Ковер – самолет, молодильные яблочки и Меч – кладенец помогут на пути к победе.


Эмпирическая деловая игра «Остаться в живых»

Цели и задачи игры:

  • создание эффективной команды, нацеленной на результат;
  • обострение и развитие навыка стратегического и тактического мышления;
  • выявление сильных качеств и определение своей ролевой функции в команде;
  • развитие лидерских качеств и личной эффективности сотрудников любого уровня.

В игре формируются и развиваются:

  1. Способность принятия совместных решений.
  2. Способность решать задачи в экстремальных ситуациях.
  3. Способность стратегического мышления.

Игра разработана на основе модели «Точка выбора» (Point of ChoiceTM). Данная «точка выбора» означает момент, в котором человек понимает, к каким последствиям ведут совершенные им действия в игровой ситуации.

Аналитическая сессия в конце игры дает возможность:

  • Получить обратную связь об эффективности работы команды, о распределении ролей в команде, о ролевом взаимодействии.
  • Проанализировать игровые рискованные стратегии, чтобы в дальнейшем применять или не применять их в реальной жизни.
  • Определить, как команда использовала время и управляла рисками.
  • Понять какие навыки, компетенции и модели поведения требуют изменения, переосмысления или развития.

Об игре: Команды соревнуются между собой, в увлекательном приключении. Сюжет игры переносит участников в экстремальную ситуацию: в роли переживших авиакатастрофу путешественников они оказываются на неизведанном, полном опасностей острове в Тихом Океане. Их цель? Выбраться с негостеприимного острова и вернуться домой ЖИВЫМИ. В условиях ограниченного времени и ресурсов, победит та команда, которая умеет планировать сообща, эффективно использовать информацию, рисковать, ставить и достигать цели.