Игры тренинговые (набор 27)

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
12670527pRMm.jpg
12670528kKjm.jpg

Занятие начинается с разминки, состоящей из коротких эмоционально насыщенных игр-заданий, создающих радостное приподнятое настроение и мотивацию к дальнейшей работе в основной части занятия. Например:

«Мигалки» Участники стоят в кругу, встречаются глазами со стоящими напротив и, «договариваясь» таким образом, меняются местами.

«Ура!» Участники разбиваются на пары и выкидывают по команде произвольное количество пальцев на руке. Пара участников, у которых число пальцев совпало, громко радуются: берутся за руки, подпрыгивают и кричат: «Ура»! Затем то же происходит в четверках, восьмерках, пока не объединится вся группа и не выкинет одномоментно одно и то же количество пальцев.

«Найди свое место» Всем участникам завязывают глаза, разводят в разные стороны на недалекое расстояние. Предлагают построиться в одну шеренгу по росту.

Основная часть занятия включает в себя несколько достаточно длительных заданий, требующих совместных усилий группы, и обсуждение их результатов и состояния участников. Организация группового взаимодействия направлена на преодоление трудностей и разрешение возникающих конфликтных ситуаций. Это происходит на основе установления доверительных отношений, выработки наиболее конструктивных вариантов поведения и принятия на себя ответственности с последующей рефлексией собственных переживаний. В обсуждении делается особый акцент на теме преодоления как внешних, так и внутренних, психологических трудностей. Вот некоторые примеры.

«Кораблекрушение» Участники должны поместиться на небольшом «плотике», оставшемся после «кораблекрушения». Пространство плотика не позволяет свободно встать всем членам группы, поэтому необходимо групповое решение и тесный контакт.

«Путаница» Участники в кругу берутся вначале правыми руками за правые руки партнеров, не стоящих рядом с ними, а затем левыми – с другими партнерами, также не соседями. Задача – не рассоединяя рук, распутать получившийся клубок и встать в круг.

«Электрическая проволока» Натягивается прочная веревка на расстоянии около метра от пола. Вся группа находится по одну сторону веревки. Задача – всем участникам надо перебраться на другую сторону, через верх веревки, не задевая ее, так как по ней «проходит электрический ток». Если хотя бы один участник (в любой момент – при переправе или уже совершив ее) задевает веревку, вся группа возвращается к начальному этапу и начинает все с начала. Участникам объясняются правила безопасности и страховки (показывают, как правильно можно вставать на плечи друг другу и т.п.). Ведущий постоянно тщательно следит за выполнением этих правил.

Завершающий этап занятияснова включает короткие эмоционально насыщенные игры и задания, направленные на групповое сплочение и ощущение общности группы.Например:

«Пожелания» Участники перемещаются в случайном порядке, встречаются попарно, смотрят в глаза друг другу и высказывают какое-нибудь пожелание, комплимент или благодарность.

«Гусеница» Участники группы встают плотно друг за другом, руками держатся за пояс впереди стоящего и слегка приседают на колени сзади стоящему. Получившаяся «гусеница» должна пройти какое-то расстояние.

Результаты тренинга Результаты тренинга оценивались на основе рефлексии самих участников, заполнения ими специальных анкет, опроса учителей и родителей. Анализ этих данных показал, что в результате тренинга у участников повысилась настойчивость в достижении целей, развилась способность к их самостоятельной постановке. Повысился уровень понимания себя, умения видеть свои психологические проблемы и сознательно их преодолевать. Занятия способствовали становлению внутреннего локуса контроля. Одним из важных результатов стало также развитие способности к совместной деятельности, умения кооперировать свои усилия, согласовывать друг с другом свои позиции и планы.

В качестве примера приведем выполнение одного из тренинговых заданий учениками 5-6 классов.

На занятии участники должны были совместно нарисовать дом. Лист бумаги был разрезан на три части. Группа подростков разделилась на три подгруппы, и каждая получила свою часть листа. Рисование проходило в разных углах комнаты. При этом задача состояла в том, чтобы после склеивания трех частей листа получилось единое изображение дома. Это задание предполагает высокую степень координации внутри подгрупп и между подгруппами. Участники сумели договориться об общей композиции рисунка, о цвете отдельных деталей дома. Задание было выполнено успешно, что стало для самих подростков приятной неожиданностью, поскольку раньше подобные задания у них не получались. По окончании занятия, во время обсуждения, ребята объяснили свой успех тем, что они смогли договориться друг с другом, учитывали мнение каждого, работали без конфликтов, делились друг с другом своими идеями.

Отвечая на вопрос анкеты «Что мне дали занятия в группе?», подростки отмечали, что стали лучше понимать друг друга и лучше относиться друг к другу, научились лучше планировать свои действия. Некоторые участники отметили в себе эмоциональные изменения. Так, Даша – очень ранимая и повышенно чувствительная девочка – в ответ на этот вопрос написала: «Я стала меньше плакать».

Заключение

Разработана система групповой работы с одаренными подростками, включающая тренинг различных аспектов саморегуляции, предупреждение и преодоление социальной дезадаптации и неблагоприятных вариантов личностного развития, коррекцию коммуникативных проблем. Подтверждена эффективность этой системы. Полученные данные позволяют констатировать, что проведенный тренинг в основном достиг своих целей. Подобные формы работы могут быть рекомендованы для широкого применения с одаренными детьми.