Для чего нужен спорт в лагере

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Qaz16m.jpg

Обычные дети общительны и любят играть с другими - как с детьми, так и со взрослыми. Они любят делать что-то просто для забавы, для развлечения, или же чтобы подзадорить друг друга. В игре раскрывается их личность. Отношение воспитанников друг к другу в пылу спортивного сражения проявляет их характер. Например, Таня и Наташа вместе бегут за мячом. Таня случайно толкает Наташу, та спотыкается и падает. Наташа, поднявшись, может обругать или толкнуть Таню. Или же она может продолжить игру с улыбкой, приняв Танины извинения.

Эгоцентричный человек в игре выберет для себя лучшую роль, будет стремиться подчинить игру себе и <сделать себе имя>. Коллективистский человек будет прежде всего членом команды, поможет другим сыграть хорошо, постарается вовлечь их в игру, даже если ему самому придется играть при этом второстепенную роль. Он примет в игру слабого игрока и будет поддерживать его, даже если это будет означать поражение для его команды. Он будет верен своей команде и сыграет изо всех сил, даже если игра ему не нравится. Такой человек видит в игре возможность установления добрых взаимоотношений и крепких уз дружбы. Он знает, что жизнь становится ничтожной, когда настаиваешь на своем, но приносит удовлетворение, когда учишься объединять свои усилия с усилиями других людей.

Воспитанникам нужны новые впечатления. Им нужно заниматься тем, чего они не делали раньше. Они стремятся раскрыть свои силы и способности. Им необходимо полностью выкладываться. Они хотят в чем-то выделиться и достичь успеха.

Им требуется и восторг, и осуществление задуманного. Все это дадут им хорошо организованные и умело проведенные спортивные программы.

Если Олег действительно дружит с Андреем и у мальчиков есть четыре минуты на двоих, чтобы попрыгать на батуте, Олег сойдет с батута через две минуты и уступит его Андрею на оставшиеся две минуты. Если Олег поймает бейсбольный мяч, брошенный Андреем, тем самым выведя Андрея из игры, у того хватит великодушия, чтобы похвалить Олега за хорошую игру, хотя сам он проиграл. Набирая футбольную команду, Олег примет в игру Андрея, несмотря на то, что Андрей плохо играет в футбол. Почему? Потому что он знает, что Андрей хочет участвовать в игре и будет стараться изо всех сил. И если Андрей пропустит мяч, Олег не будет кричать на него: ведь у каждого бывают ошибки, в том числе и у него самого. А если Олег все-таки не сдержится и язвительно прокомментирует промах Андрея, то их вожатый Александр окажется рядом и сначала подбодрит Андрея: <Хорошая попытка, Андрей!> - а затем шепнет Олегу на ухо: <Эй, скажи-ка Андрею, что все в порядке, и похлопай его по плечу>.

Задумайся о честности. Чтобы играть по правилам, игроки должны быть честными. Но существует множество случаев, когда ты один знаешь, что произошло, поскольку ты был в центре событий. Задел футбольный мяч твою руку или нет? Упал волейбольный мяч в поле или за линию? В зависимости от твоего ответа может быть назначен пенальти или команде соперника дадут очко. Скажешь ли ты правду? Спортивные игры - действенное средство для развития привычки к правдивости, честности и беспристрастности.

Спортивные состязания дают шанс раскрыть пределы своих возможностей и развить уверенность в себе. Мы все должны стремиться к новым достижениям, учиться рисковать, пробовать то, чего не пробовали раньше. При огромном разнообразии игр и широком диапазоне требований к игровым навыкам - от элементарных знаний об игре до высшего мастерства - любой может найти в игре место по своим силам и в то же время развивать свое мастерство и раскрывать свои способности.

Успех в достижении цели способствует росту уверенности в себе. Каждая победа - будь то пойманный мяч или выигранный матч - приносит чувство удовлетворения, осуществления задуманного. Удовлетворенный и уверенный в себе человек обладает здоровым чувством собственного достоинства и создает вокруг себя приятный климат. Все любят общаться с такими людьми и работать вместе с ними на благо общества.

Как организовать спортивные мероприятия в лагере таким образом, чтобы они способствовали воспитанию уверенности в себе, самообладания и теплых взаимоотношений среди сотрудников лагеря и воспитанников? Спортивные состязания могут проходить стихийно или организованно. Они могут принимать форму развлечения или форму соревнования, но обязательно проводятся под руководством старшего.

Вожатый играет в них ведущую роль. Без его примера эти высокие цели не будут достигнуты. Вожатому следует участвовать в игре и быть для своих подопечных образцом самообладания, верности, честности, доброты, терпения, беспристрастности, прощения, сострадания, храбрости, стойкости, сдержанности, благорасположения, готовности объединить свои усилия с другими ради достижения общей цели и т.д.

Здесь непременно следует добавить, что пример вожатого, его характер, качества его личности и его система ценностей проявляются во всем, что он делает вместе со своими подопечными (быт, отдых, игры и т.п.), для своих подопечных (оформление комнаты, проводимые им занятия, планы, которые он для них готовит, защита им своих подопечных и т.п.) и по отношению к ним (внимание к ним, общение с ними, поддержка, прощение и т.п.).

Спортивные мероприятия - не единственная возможность быть примером для воспитанников. Но в спорте его пример особенно силен, поскольку он так увлечен игрой, что все, что он делает, говорит или показывает, - искренне. То, что мы проявляем непроизвольно, и есть наша истинная сущность.

Планируя спортивную программу на день, организуй ее таким образом, чтобы твои подопечные могли участвовать в играх в группе, между группами и в занятиях по интересам.


632108 1332503579m.jpg

1. Игры в группе - только вожатые отряда и их подопечные. Выбери игры, которые подходят для твоей группы по числу и по возрасту участников. Цели занятий спортом в составе группы:

  • воспитать командный дух;
  • лучше узнать друг друга;
  • заметить, что каждый из воспитанников умеет делать хорошо, похвалить его за это и помочь делать еще лучше;
  • увидеть, с какими трудностями пытается справиться каждый из воспитанников, похвалить его за приложенные усилия и помочь ему добиться успеха.

Если твое внимание будет сосредоточено на воспитанниках и на этих целях, ко второму или третьему дню смены твои подопечные будут относиться друг к другу так же, как ты отнесся к ним, и дружеские связи между вами окрепнут.

Кроме того, игры в группе - возможность научить воспитанников внимательному отношению друг к другу и способности работать сообща. Не все любят одни и те же игры. Позволь каждому из них выразить свои предпочтения и учитывай их предложения при выборе игр на следующие день-два. Помоги воспитанникам совместно решить, в какую игру они будут играть сначала. Если это их решение, они будут действовать сообща; если же ты будешь диктовать им, во что играть, ты сам создашь себе проблемы.

Играй, чтобы получать удовольствие от игры и, в первую очередь, чтобы получать удовольствие от общения друг с другом. Твоя забота - никогда не увлекаться игрой настолько, чтобы утратить контроль над тем, как складываются взаимоотношения между воспитанниками и между тобой и ними.

Прислушивайся к тону их голоса и обращай внимание на их речь. Наблюдай, каков их дух. Замечай, кто стремится к победе и кто равнодушен, кто вспыльчив и кто терпелив, кто умел и кто неловок, кто увлечен игрой и кто расстроен, кто груб и кто тактичен. Все это - обучающие моменты, которые ты можешь использовать для воспитания взаимоотношений в группе. Ты не должен допустить, чтобы что-то осталось не замеченным тобой. Те, кто ведут себя правильно, должны услышать твою похвалу, которая вдохновит их поступать еще лучше.

Те же, кто склонен к эгоизму, должны услышать твое мягкое и тактичное замечание. Оно должно быть тактичным, чтобы не поставить их в неудобное положение перед другими игроками, и мягким, чтобы они почувствовали твою любовь и уважение. Играя с воспитанниками в такой манере, ты обретешь их уважение. Уважение нужно заслужить.


2. Игры между группами, в которых участвуют две группы или более. Твои подопечные хотят играть с другими воспитанниками лагеря; у них есть друзья в других группах.

Предложи другой группе сыграть в волейбол, баскетбол или провести футбольный матч. Ты можешь устроить целый турнир, в котором примут участие три-четыре группы, а то и весь лагерь.

Игры между группами и турниры превратят группу в сплоченную и эффективную команду. Играя в группе между собой, они соревновались друг с другом. В командных состязаниях они объединяются в команду и соревнуются с командой соперника. Если вожатый правильно готовит команду, такие спортивные игры укрепляют взаимоотношения, связывающие членов группы.

В игре с участием двух или более групп твоя роль как вожатого-наставника остается такой же, как и в игре внутри группы.

Ты - наставник для любого воспитанника, участвующего в состязании; ты относишься к каждому из них так же, как к своим подопечным. Твое внимание сосредоточено на воспитанниках, ты готов поддержать и похвалить их или тактично указать им на их ошибки и поправить их. Вожатый должен всегда быть лидером, и лидером последовательным. Тогда он заслужит уважение, создаст в лагере замечательную атмосферу


3. Занятия по интересам. Каждый день воспитанникам необходимо личное время, когда они могут делать то, что им хочется, не отчитываясь перед группой. Они могут заняться спортом индивидуально, организовать коллективную спортивную игру, пообщаться с другими воспитанниками, почитать книгу, поспать, отправиться на прогулку - все, что угодно. Наиболее подходящее время для этого – в конце дня, после организованных мероприятий. Личное время требуется воспитанникам для того, чтобы расслабиться. Час после ужина посвящен именно этому. Иногда вожатый может запланировать для своей группы занятия по интересам вместо спортивных занятий, но лучше, когда личное время - одновременно для всех в лагере.

Каждый воспитанник должен понимать, что ему следует распоряжаться своей свободой ответственно. В личное время он продолжает отвечать за свое поведение перед вожатым. Злоупотребление предоставленной свободой, нарушение требований безопасности или внутреннего распорядка лагеря приводит к потере свободного выбора. В таком случае воспитанник должен согласовывать свои планы проведения личного времени со своим вожатым в течение заранее оговоренного числа дней.

Ежедневную программу организации досуга лучше построить таким образом, чтобы утром проводить мероприятия в группе, игры между группами устраивать после обеда, а индивидуальные занятия по интересам - вечером, после ужина. Это не везде будет возможно - например, если в лагере только одна волейбольная площадка. Тогда межгрупповые спортивные состязания будут проходить и утром, и днем, чтобы все, кто хочет поиграть в волейбол, получили такую возможность.


Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Сколько причин для занятий спортом в детском лагере названо в этой главе? Составь список.
  2. Как ты можешь обнаружить изъяны своего характера на спортивной площадке?
  3. Что ты сделаешь, если кто-то укажет на твое эгоистичное поведение в игре: примешь справедливую критику или разозлишься?
  4. Как ты научишь воспитанника, который в игре стремится достичь победы любой ценой, играть в первую очередь ради удовольствия для себя и друзей и только во вторую - ради победы?
  5. Почему важно каждый день проводить игры в группе, игры между группами и занятия по интересам?
  6. Как можно помочь воспитаннику развить уверенность в себе через занятия спортом?
  7. Как спортивные мероприятия могут стать замечательным инструментом для развития и укрепления взаимоотношений между твоими воспитанниками?