Экономическая игра «День денег»

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Image34m.jpg

Цель:

Показать участникам важность рационального использования денег Развить коммуникативные навыки Повысить у участников уровень осознания понятий «деньги», «товар», «услуги», «заработная плата», «реклама», «экономия»


Необходимый материал:

карточки с ролями на беджах или картонках – продавец одежды, продавец продуктов, водитель маршрутного такси, повар в столовой (школьной или студенческой), продавец книг/дисков/журналов, мобильный оператор, продавец мобильных телефонов (в зависимости от количества участников с ролями можно экспериментировать); денежная сумма для каждого участника. Количество денег рассчитывается по формуле S = (Np-2)xKv,

где S – общая сумма;
Np - кол-во участников;
Kv - коэффициент валюты (для Беларуси - 100.000, для России может быть от 1200 до 1500);

Например: для игры с 9 игроками S = (9 - 2)х100.000=700.000 рублей, что соответствует среднему заработку небольшого города Беларуси.

Для более удобного расчета можно попробовать использовал следующие номиналы – аналоги валюты Беларуси:

  • 1.000
  • 5.000
  • 10.000
  • 20.000
  • 50.000


Инструкции участникам:

Все вы жители одного города (мои воспитанники обожают игру «Мафию», поэтому я начал именно так!). Представьте, что все вы уже получили профессии и работаете. Кем? У меня есть для вас несколько интересных специальностей. Путем жребия каждый выберет себе одну.

Более того, вы получите свою первую зарплату – ... тысяч рублей. Неплохие деньги, правда? Но вам предстоит прожить за эти деньги целый месяц за эти деньги.

Итак, 1-й тур – это первый месяц. Сейчас вы должны потратить свои деньги так, чтобы хватило на все – одежду, еду, телефон, развлечения и т.д. Возможно, вы захотите, чтобы остались деньги на карманные расходы. Кроме того, вы как профессионалы заинтересованы в том, чтобы ваш товар (ваши услуги) купили, ведь эта ваша будущая зарплата. Начали! Процедура и замечания для тренера.

Для первого тура тренер нарочно дает минимум информации, предоставляя участникам самим выстраивать отношения, т.е быть «экономистами», «хозяйственниками», «менеджерами», «потребителями». Фактор общения – ключевой. Тренер наблюдает за ходом игры и, если это потребуется, подсказывает и помогает игрокам «вести дела». Хотя возможно, уже во время первого тура подростки проявят сообразительность и сплоченность. Особенно такое возможно, если участники достаточно хорошо знают друг друга.

Тур заканчивается тогда, когда игроки будут готовы сказать, что все деньги потрачены «с пользой». Игра может считаться законченной, если у каждого достаточно на «следующий месяц». Это возможно только в том случае, если подростки догадаются сообща равномерно «потратить» на каждого. В этом случае тренер задает резонный вопрос:

Разве все расходы будут одинаковы? Разве на продукты вы будете тратить столько же, сколько на мобильную связь? (Ответ будет однозначно отрицательный. Нелишним будет произвести сравнительный реальный расчет для двух-трех расходных статей: продукты-мобильная связь-одежда).

Если же деньги распределены неравномерно, то некоторые «профессионалы» будут «обделены». Тогда тренер вносит следующее предложение:

В следующем туре-месяце вам предстоит более тщательно продумать, как привлечь покупателей и потратить свои деньги. Здесь возможны варианты: продолжить игру с уже имеющимися «бюджетами» на руках, либо заново вернуть им номинальную сумму – 700.000.

Во втором туре тренер может вмешиваться, чтобы помочь игрокам. Предложения с последующим объяснением законов и принципов действия:

  • Рекламы;
  • Рассрочки;
  • Кредита;
  • Договора;
  • Дисконта;
  • Условной Единицы (как товара, так и денег);
  • Менеджмента и т.п.

Не лишним будет, если тренер будет «входить» в какую-либо ситуацию и обыгрывать её с участниками (напомню, что коммуникативный фактор в игре – ключевой!).

Возможно, участники захотят повторить игру, поменявшись ролями. Это закономерно, так как в игре есть заведомо «сложные» и «выгодные» роли.


Обсуждение и форум.

Вот вопросы, которые может задать тренер по окончании игры:

  • Что было сложнее: тратить деньги или зарабатывать? Почему?
  • Если бы вы могли выбирать, роль какого профессионала вы выбрали и почему?
  • Какое обстоятельство больше всего повлияло на распределение вами ваших денег?
  • На что бы вы потратили деньги в первую очередь, а без чего обошлись бы? Почему?
  • В каком направлении вам было сложней всего ориентироваться?