Экологическая тропа
Что такое экологическая тропа. Это учебно-туристская тропа, обустроенная и особо охраняемая, прогулочно-познавательный маршрут, создаваемый с целью экологического просвещения детей через установленные по маршруту информационные стенды.
1. Цель и задачи экологической тропы
Экологическая тропа рассчитана на педагогов и детей лагеря. Педагоги на такой тропе приобретают опыт образовательно-воспитательной работы с детьми в природных условиях. Дети могут изучать объекты и явления природы, ознакомиться с богатством и разнообразием местной флоры и фауны, с различными типами биогеоценозов – водоемом, лесом, лугом и т. д. Кроме этого, могут своими глазами увидеть антропогенное воздействие на объекты природы, на сообщества.
2. Выбор маршрута
Маршрут тропы выбирается с учетом решения воспитательных задач по вопросам рационального природопользования. При выборе маршрута учитывается привлекательность окружающего ландшафта, чередование открытых пространств с лесными тропинками. Длительные участки с монотонными однотипными природными сообществами утомляют ребенка, делают маршрут неинтересным. Наряду с привлекательностью тропа должна быть информативной: познавательной и просветительной. Она должна воздействовать на эмоции, интеллект и волю слушателя. Натуральные объекты выступают зрительным образом для сообщения преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, форм рельефа и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека, поэтому важное значение в повышении экологической грамотности посетителей тропы имеет знакомство их с законами живой природы, действие которых и обеспечивает сохранение экологических условий жизни в окружающей среде. Изучение видового многообразия прямо отвечает учебной программы по ботанике и зоологии. Здесь важное значение имеет правильный подбор видов, которые выступают предметом самостоятельных исследований или включаются в рассказ экскурсовода. При выборе маршрута тропы необходимо стремиться к тому, чтобы маршрут охватил не только уникальные, но и типичные объекты местной природы, разнообразные типы леса, луга, водоемы, характерные формы рельефа. В качестве зрительного образа использовались элементы антропогенного ландшафта. Это разнообразные транспортные дороги, линии электропередачи, сельскохозяйственные угодья, пастбища, памятники истории. Опираясь на эти реальные проявления человеческой деятельности, можно рассказывать о характере природопользования, возникающих проблемах охраны окружающей среды, путях и способах решения этих проблем, об участии ребят в решении экологических проблем.
3. Оформление экотропы
На тропе устанавливаются информационные щиты и знаки. Они должны быть эстетически привлекательными и помогать организовывать движение посетителей по маршруту. Можно использовать следующие типы информационных текстов и знаков:
- общий указатель и схема тропы;
- правила поведения на природе;
- лозунги и призывы;
- сведения об отдельных природных объектах и явлениях;
- сведения о памятниках природы, расположенных в зоне тропы;
- поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;
- экологические дорожные знаки и указатели.
- оборудование экотропы начинается с составления картосхемы, на которой обозначаются объекты, имеющиеся на местности. Предварительно обследуется маршрут тропы, выявляются места установки информационных досок, экологических знаков и указателей.
Обугленные пятна кострищ разрушают природную среду. Их особенно много в зонах неорганизованного отдыха. Большинство любителей посидеть у костра не владеют навыками оборудования очага и последующего восстановления почвы на месте горевшего огня. Этот важный элемент экологической культуры поведения в природе важно всемерно пропагандировать на маршруте тропы. Полезно оборудовать в зоне маршрута тропы показательное место отдыха с очагом.
Таким образом, организация экологической тропы способствует:
- проведению образовательной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;
- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;
- приобретению педагогами опыта образовательно - воспитательной работы с детьми в природных условиях;
- изучению и наблюдению детьми объектов и явлений природы и дальнейшему нахождению тем для будущей исследовательской деятельности.
Экологическая тропа - это место не только приобретения, но и пропаганды своего поведения в природном окружении, над тем, какой пример взрослый человек подает подрастающему поколению. Сами ребята, находясь в природном окружении, практически не мусорят и находят пути реализации социально активной жизненной позиции подростка.
Цели и задачи экологических троп.
Само название "учебная тропа природы" можно понимать как "мы изучаем природу" и как "природа нас учит". Другими словами, прежде всего цель создания тропы заключается в обучении и воспитании посетителей. По словам известного американского эколога Олдо Леопольда, "каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости _всегда под рукой, однако его не всегда пожинают. С одной стороны, задачей тропы является своеобразный "природоведческий ликбез", т. е. расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача экскурсоводов и проводников- научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача троп, - способствовать воспитанию экологической культуры поведения человекам/как части общей культуры взаимоотношений людей .друг с другом и отношения человека к природе
Традиционно тропы прокладываются по буферным зонам вокруг заповедников, зонам организованного туризма национальных парков, ландшафтным заказникам. При этом обычно рядом с тропами выделяют защитную, т. е. переходную, полосу. Ширина ее бывает разной: если тропа проходит через густой лес, достаточно отвести под переходную зону несколько метров с обеих сторон от нее; если вокруг разреженный лес или открытое пространство, зону увеличивают до десятков метров. Цель ее создания иметь вдоль тропы территорию, свободную от хозяйственного использования.
Часто организуют тропы в окрестностях пионерских лагерей, где они создаются силами самих детей. Такие маршруты получили название экологических троп.
Во-первых; сам процесс оборудования тропы силами детей позволяет вожатым создавать разные ситуации, играющие важную роль в деле образования детей. Во-вторых, оборудованная тропа помогает организовать обучающую деятельность, в-третьих, она несет информацию для тех посетителей, которые проходят по ней самостоятельно, без экскурсоводов.
Оборудование тропы не должно быть самоцелью, это одна из форм работы в системе экологического образования и воспитания молодежи. Если ее правильно организовать, то это позволит раскрыть детям свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд по изучению, оценке состояния и охране окружающей природной среды, что, в свою очередь, даст возможность применить знания детей из школьного курса. А самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начал в ребятах. В итоге рождается важнейшее свойство личности -- убежденность в необходимости беречь природу, опираясь не только на знания, полученные из книг, но и на личный опыт ребенка. В процессе общения с природой у него вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе.
Типы экологических троп.
Экологические тропы можно классифицировать по разным критериям: прежде всего по длине маршрута или его продолжительности.
Как и туристские маршруты, экологические тропы могут быть линейными, кольцевыми и радиальными. Можно различать тропы по трудности прохождения и по сложности предлагаемой информации.
Принято считать, что экологические тропы предназначены только для пешеходов. Такой способ передвижения действительно преобладает, но при наличии соответствующих природных условий создаются тропы также для водных туристов, лыжников, велосипедистов, любителей верховой езды.
От формы организации зависит и способ оборудования тропы. Тропы бывают оборудованы информационными щитами на каждой точке-остановке, столбиками-указателями и совсем немаркированные на местности. Первые тропы предназначены в основном для самостоятельного прохождения, но не исключается и проведение групповой экскурсии. По тропам со столбиками-указателями могут идти либо организованные экскурсии, либо самостоятельные группы (или отдельные посетители), но в этом случае их необходимо снабдить буклетами-путеводителями. Существует и другая точка зрения: тропа природы должна быть максимально "дикой" и минимально оборудованной. Ее сторонники считают, что тропа хороша тогда, когда экскурсовод может ее выбрать экспромтом в любом месте:в лесу, лесопарке, по берегу реки и т.д.; что достаточно выбрать, запомнить маршрут, даже не маркируя тропу. Экскурсовод останавливает слушателей возле заранее намеченных объектов и рассказывает о них, предварительно подготовишись по той или иной теме.
Организация экологической тропы:
Требования к выбору маршрута.
Чтобы раскрыть смысл и основные приемы выбора трассы и организации тропы, дадим краткую характеристику трех главных требований, которым она должна удовлетворять
1. Привлекательность троп для посетителей складывается из трех компонентов: красоты природы, ее своеобразия и разнообразия.
Каждая тропа должна быть непохожа на другие. Это достигается не только проложением ее через особо привлекательные природные достопримечательности: причудливые скалы, каньоны, пещеры и т. п., но и с помощью оформления, элементами которого могут быть разные для каждой тропы типы мостиков-переходов, стоянок, маркировочного знака тропы и т. п.
Тропа не должна быть монотонной. В процессе благоустройства территории необходимо добиваться смены закрытого пространства открытым, что разнообразит и усилит эмоции от восприятия различных пейзажей.
Все три указанных компонента, из которых складывается привлекательность троп, как в фокусе должны сходиться при организации так называемых обзорных точек, т; е. площадок, находящихся обычно на возвышении, с которых наилучшим образом открывается панорама местности. При выборе таких точек наряду с познавательными сведениями географического и биологического плана внимание уделяется сезонной смене аспектов, форм, красок и органолептических качеств окружающих растительных сообществ, а также акустическим явлениям. Например, если на пути грот, то привлекательным моментом будет здесь не только уникальность самого объекта, его формы, но также и своеобразное эхо - отражение от стенок грота звука голосов, проезжающей машины, пролетающего самолета.
Критерием выбора трассы тропы могут стать и наличие памятников архитектуры и этнографии, исторические места. Сюда входят и объекты, соединяющие в себе природную и историческую ценность: вековые деревья, эрратические валуны, вулканические "бомбы", пещеры, целебные источники, считающиеся у местного населения священными. Как правило, с ними связаны определенные традиции и обряды, которые помогают сохранить памятники в их естественном состоянии. Выбирая трассу тропы, наиболее привлекательную для посетителей, нельзя забывать о необходимости соблюдения природоохранных требований. Маршрут слеует планировать таким образом, чтобы он по возможности обходил стороной места обитания редких видов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу или охраняемых специальными постановлениями.
2. Доступность для посетителей - одно из самых главных требований при проектировании тропы - влияет прежде всего на выбор трассы. Необходимо чтобы тропа располагалась сравнительно недалеко от населенного пункта и чтобы к ее началу вели хорошие подъездные пути: посетитель не должен ощущать физической и нервной усталости к тому моменту, как он сделает первый шаг по тропе.
Сама трасса тропы не должна представлять большой опасности или сложности для прохождения (слишком крутые склоны, длинные осыпи, скалы, большое число холодных бродов и т. п.), чтобы физическая усталость не уничтожила способности наслаждаться пейзажем, стремления к познанию, восприимчивости к воспитанию. Прокладывая тропу, выбирая маршрут и места остановок, желательно как можно более тесно увязывать их со сложившейся рекреационной ситуацией, т. е. существующей системой наиболее привлекательных для туристов объектов, и соединять их дорожками не под прямым углом, как это еще, к сожалению, практикуется в городских парках, а так, как удобно самим посетителями
3. Информативность, т. е. способность удовлетворять познавательные потребности людей в области географических, биологических, экологических и иных проблем, - непременное свойство троп. Большая часть из них имеет явную биологическую направленность. Однако не менее важно создавать такие тропы, которые раскрывают также географические проблемы, и прежде всего характер взаимодействия человека с природой. Нельзя сказать, чтобы познавательные потребности были развиты у всех людей в одинаковой степени. И порой даже те, кто часто бывает в туристических походах, приносят с собою воспоминания о длине маршрута, его сложности, о печальных или веселых приключениях и очень редко о жизни леса, зверей и птиц, о влиянии людей на жизнь природы. Развитие способностей и потребностей к познанию природы на тропе осуществляют с помощью буклетов, плакатов, щитов, рассказов экскурсовода, умелой планировки тропы. Желательно, чтобы путь от одного уникального объекта до другого проходил по территории, на которой можно было бы показать весь спектр ландшафтов, типичных для данного района. С информативностью тропы связано и то обстоятельство, что тропы создаются не только там, где есть большое количество уникальных объектов, пользующихся заслуженным вниманием и интересом, но и там, где их нет. В таких местах тропа помогает лучше и всесторонне ознакомиться с привычными ландшафтами и их элементами. При этом так называемая минимальная тропа должна быть спланирована таким образом, чтобы дать вполне точное и достаточное представление о всей посещаемой территории. Практически для всех компонентов природы характерно еще одно свойство - ритмичность, чередование в рельефе повышений и понижений, в лесу - открытых и закрытых пространств, в погоде - сухих и дождливых дней, в хозяйственной освоенности - населенных и необжитых мест. Все перечисленные свойства существуют в природе объективно, однако восприятие их может быть значительно усилено умелым проложением трассы тропы.
Оборудование экологической тропы.
Оно начинается с прокладки на местности маршрута тропы и составления крупномасштабной картосхемы. Целесообразно провести обследование местности радиусом 50 м от полотна тропы, чтобы выявить и картировать интересные экскурсионные объекты или наметить места для их последующего создания.
После изготовления картосхемы на один из экземпляров наносится обозначение всех имеющихся на местности объектов экскурсий. На другом экземпляре карты обозначаются те объекты, которые планируется создать в ходе оборудования тропы. Предварительно инициативная группа совместно с консультантами тщательно обследует маршрут тропы и, в соответствии с конкретными условиями, выявляет места установки информационных досок, экологических знаков и указателей, оборудования обзорных точек, мостиков, переходов, мест отдыха. Опыт показывает, что для детей все обозначения па рабочей картосхеме лучше проводить нумерацией. На том месте, где расположен экскурсионный объект, на карту наносят точку, пишут порядковую цифру и обводят кружочком. Для удобства работы экскурсоводов цифровые обозначения лучше проводить цветными фломастерами. Так, например, все натуральные объекты обозначают зеленым цветом, антропогенные красным, информационные - черным. На оборотной стороне карты д.пог пояснение к цифровым обозначениям.
Нередко необходимые экскурсионные объекты экологической тропы расположены в стороне от маршрута или вовсе отсутствуют. Вместе с активом детей вожатый планирует работу по комплектации тропы необходимыми объектами Например, можно использовать покинутые, но хорошо сохранившиеся гнезда птиц, особенно врановых, хищников. Их аккуратно переносят и укрепляют в естественной обстановке в зоне тропы.
Целый ряд объектов дети могут создать своими руками, искусно вписав их в ландшафт, окружающий тропу, например, на небольшом лесном ручье соорудить плотину. Установить поблизости натуральные погрызы деревьев этими животными. А в ближайшем к тропе овраге можно создать модель почвоэрозионного процесса и показать способы борьбы с этим грозным явлением разрушения почвы. Одной из задач экологического образования является формирование бережного отношения к лекарственным, редким и исчезающим видам. Опыт показывает, что не следует обозначать такие растения указателями, сведения о них целесообразно включать в рассказ экскурсовода или текст буклета.
Известно, что обугленные пятна кострищ разрушают природную среду. Особенно много их в зонах неорганизованного отдыха. Наблюдения показывают, что большинство любителей посидеть у костра на природе не владеют навыками оборудования очага и последующего восстановления почвы на месте горевшего огня. Этот важный элемент экологической культуры поведения в природе важно всемерно пропагандировать на маршруте тропы. Полезно оборудовать в зоне маршрута тропы показательное место отдыха с очагом. Для обучения посетителей правилам восстановления почвенного плодородного слоя на маршруте тропы целесообразно иметь кострище со снимаемым дерном, образцы восстановленной почвы на старых кострищах. Особое эмоциональное воздействие; производит на многих посетителей тропы сравнительный показ экскурсоводом кострищ разного возраста. На них видно, как . много требуется лет, чтобы на сожженной земле снова зазеленела трава.
Вся работа по оборудованию экологической тропы проводится в определенной последовательности. После того как выявлен перечень объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе, в лагере, организуется конкурс на лучший проект каждого искусственного сооружения. В нем участвуют дети среднего и старшего возраста. Специально создается жюри для оценки проектов. В торжественной обстановке, на общелагерной встрече объявляются лучшие проекты, а их авторы поощряются. Впоследствии по этим проектам ребята делают соответствующие изделия и устанавливают их на местности. Ребята гордятся своим участием в настоящем деле и, что особенно важно, не разрушают плоды своего труда и своих товарищей.
Этно-экологические точки-объекты тропы
Этно-экологическая точка маршрута выделяется из окружающего пространства специальным оформлением, сочетающим экологическую информацию (стенды, таблички, подписи) с художественно поданным этнографическим материалом.
В оформлении точек тропы руководствуемся подбором материалов, наиболее близких к естественным и используемых традиционно в народном быту, гуляниях, праздниках и пр.: мочало, береста, пеньковые верёвки, пряжа, ленты, монеты; также: сухая трава камыша, осоки и т.п., жерди, сухие корявые ветки, старые потемневшие доски и брёвна. Для изготовления художественных стендов с этно-экологической информацией использовались листы толстой фанеры, лак, гуашь, береста и водоустойчивые краски. Такое оформление точек не должно резко выделять объект из окружающей природы, но подчёркивать его значимость, не вырывая из общего пространства, фона. Потому лучше использовать естественные или не очень новые материалы (что, к тому же дешевле).
Вот пример описания нескольких точек такого маршрута - тексты, помещённые, либо рассказываемые более подробно (с привлечением фольклорных сюжетов) на этих объектах:
- Праздничные качели - древнейшее ритуальное сооружение. Устанавливались на большие праздники, украшались лентами, бумажными цветами. Считалось, что чем выше на них качаются, тем лучше уродится рожь.
- Мастерская "Сотворение мира": Создание игрушки - древнейший ритуал поклонения природе, оживает в играх Ваших детей, в глиняной свистульке, сделанной их руками. Олень или птица из глины - обилие дичи в лесах, так понимал пращур. Сотворим одно - сохраним другое.
- Священный дуб. Дерево-покровитель мужчин. В мифологии древних славян дуб почитался как любимое дерево громовержца Перуна. Согласно старому поверью, если мальчик коснётся огромного векового дуба, то часть силы дерева-исполина перейдёт в ребёнка.
- Святое дерево липа. Была почитаемым деревом славян. Липа всё принимает на себя, оттого и ствол у неё весь в наростах. И ещё: липой нельзя бить скот -сдохнет. Верили, что монеты, оставленные под деревом, станут залогом удачи и здоровья. Особенно почиталась женщинами, у марийцев считалась деревом женщины.
- Обережный крест охранял мир людей (деревню) от лесной неведомой силы - пространства, не принадлежащего человеку. Считалось, что медведи не могут обойти этот крест и причинить вред скотине.
- Переправа через ручей. До сих пор в северных деревнях живёт поверье, что человек, переступающий через воду, должен попросить прощения за невольную невежливость.
- "Русалий берег". Русалки - удивительные существа, равно принадлежащие миру людей, миру воды, миру леса, Считалось, что они покровительствуют скоту. На Русальей неделе было принято развешивать тряпочки на прибрежные кусты - русалкам на рубашки.
- Развилка-росстань. Считалось, что в особые дни, - на святках человек, очертивший себя на росстани угольником или ножом, способен заглянуть в будущее
- Лес. С древнейших времён истинным хозяином леса считался леший. Называли его и лешаком, и хозяином-батюшкой. Относиться к нему следовало с почтением, чтобы не заблудиться самому, не потерять скотину.
Некоторые рекомендации по коллективному обустройству тропы
Как уже упоминалось выше, кроме обязательной эколого-биологической информации (рассказ об особенностях биологических объектов маршрута - редких, лекарственных растениях, типах сообществ, представленных на территории тропы), структура природного окружения экотропы включает в себя художественный информационный компонент (особенности оформления, экологических мероприятий тропы и др.), призванный получить и усилить эмоционально-чувственный отклик личности экскурсанта в его общении с природным объектом. Последний является важным условием развития экологического отношения личности к окружающей природе.
Эмоционально-личностное вовлечение экскурсанта в пространство этно-экологического маршрута естественно усиливается тогда, когда деятельность на тропе подразумевает не только экскурсии, но и активную творческую трудовую деятельность по созданию самого мира тропы. При этом возникает возможность хотя бы отдалённо отобразить некоторые особенности традиционной материальной деятельности человека в природной среде.
Так, при организации тропы совместно со детьми могут быть проведены следующие этапные работы:
- рекогносцировка местности,
- разметка и картографирование тропы,
- оформление аншлагами,
- разработка экскурсий, проведение традиционных праздников,
- подготовка путеводителя по тропе.
Итак, в структуре функционирования экологической тропы предусмотрены методы постоянного, в том числе интерактивного, взаимодействия с экскурсантами, направленные на выявление и фиксацию динамики психологического (эмоционально-чувственного, когнитивного и пр.) отношения к окружающим природным объектам. Это должно осуществляться путём вербализации (написание экскурсантами "посланий тропе", отзывы экскурсантов, их "экологические размышления" в рамках мероприятий тропы и др.), получением художественного продукта, также путём дальнейшей творческой разработки экотропы силами детских экоколлективов.
Хорошо, если каждый коллектив, посетивший Вашу тропу оставит ей “на память” свой, сделанный своими силами “традиционный” объект – скамью, столбик с орнаментом, мостки, изгородь, как-то обустроит участок маршрута. Это может отражаться в “исторической летописи” Вашей тропы, а обустроенный участок на самой тропе может как-то свидетельствовать о своём авторе-разработчике (небольшая табличка, некий памятный отличительный знак, выложенный из камней, резной знак на сухом дереве, просто – валун-камень).
Смотреть также
Дополнительные ссылки