Шуточные И музыкальные игры

53634207m.jpg
7vcbcm.jpg

Игры с музыкальным сопровождением развивают у детей слух, чувство ритма, внимание. Многие из них требуют знания танцевальных шагов, умения исполнять элементы плясок. Музыкальные игры носят, как правило, массовый характер. Игры с музыкой и пением так же, как и шуточные игры, нужно шире включать в программу веселых праздников и сборов.


ШУТОЧНЫЕ ИГРЫ ЖМУРКИ СО ЖГУТОМ

Для игры понадобится несколько чистых повязок на глаза (или бумажных колпаков, надевающихся на голову и закрывающих лицо). Нужно подготовить также два жгута, то есть два небольших полотенца, сложенных вдвое. Удар таким жгутом не причинит боли.

Руководитель строит ребят в большой круг и выбирает двух водящих из числа наиболее живых и ловких ребят, которые входят внутрь круга. Одному из них он завязывает глаза и дает в руки жгут. Другой также с завязанными глазами, но в руках у него колокольчик (или свисток). Игра проводится так: игрок с колокольчиком или свистком через каждые 10—15 секунд дает сигнал, а сам перебегает на новое место. Другой игрок со жгутом старается точнее определить, откуда раздался свисток, приблизиться к этому месту и запятнать жгутом своего партнера. Но, как правило, он машет жгутом по пустому месту, что вызывает у зрителей веселое оживление.

Руководитель все время следит за игрой, находясь тут же, в кругу. Как только игроку со жгутом удалось осалить убегающего, руководитель останавливает игру. Роли водящих меняются или выбирается новая пара из числа других ребят, желающих принять участие в игре. В конце игры руководитель может выбрать двух или трех водящих, завязать им глаза и дать в руки жгуты. Когда это сделано, четвертому игроку дают в руки свисток, но глаза не завязывают. Этого не видят водящие, хотя остальные игроки начинают понимать, в чем заключается шутка. Игрок со свистком бегает внутри круга, время от времени подавая сигналы и ловко обегая водящих. Те машут жгутами по воздуху, пытаясь осалить игрока со свистком. Часто при этом они награждают ударами жгута друг друга.

Если под рукой нет звонка или свистка, можно провести игру и без них, хоть это и не так интересно. Тогда один из водящих в ходе игры громко спрашивает: «Где ты?» — а другой сейчас же отвечает: «Я здесь!» — и перебегает на новое место. Задача остается прежней — запятнать жгутом того, кто, подавая сигнал голосом, старается затем остаться неосаленным. Можно провести игру и без жгутов. Тогда один водящий старается не осалить другого, а поймать его.


КОМИЧЕСКИЙ БОКС

Для проведения этого шуточного поединка необходимо заранее подготовить две пары боксерских перчаток и две веревки длиной 5 метров каждая. Нужно также приготовить две повязки, которыми участникам состязания завязывают глаза. К месту состязания приносят два стула или табуретки. Руководитель выстраивает зрителей большим квадратом, они как бы образуют ринг. Затем вызывает двух ребят постарше, желающих боксировать, и двух других игроков, которые будут в предстоящем поединке секундантами. Каждому «боксеру» надевают на правую руку перчатку, а к левой ноге привязывают один конец веревки. Другой конец веревки держит «секундант». Боксерам, стоящим в середине круга на расстоянии вытянутой руки, завязывают глаза. Затем им предлагают отойти назад, усаживают на стулья, после чего секунданты делают боксерам легкий «массаж» и дают последние «наставления». Одновременно веревки, к которым привязаны боксеры, секунданты незаметно укорачивают на 1 метр. Затем судья-руководитель предлагает боксерам сойтись и поздороваться. Так как расстояние между боксерами увеличилось (веревки стали короче), то судья, надев себе на обе руки перчатки, подает одну руку одному боксеру, а другую — другому. После этого начинается бокс.

Ничего не подозревая, боксеры делают удары по воздуху, а руководитель изредка подставляет свои перчатки то одному из них, то другому, а иной раз и наносит им легкие удары по корпусу, после чего боксеры машут руками еще энергичнее. Таким образом проходят два раунда, между которыми боксерам дают короткий отдых, сажая на стулья, снимая с глаз повязку и обмахивая платками. Во время перерывов между раундами руководитель тоже снимает и прячет перчатки, а при возобновлении поединка снова их надевает.

По окончании «матча» участники соревнования пожимают друг другу руки, их разводят в разные углы и снимают повязки. После этого руководитель выводит их на середину ринга, поднимает руку одного и другого боксера вверх и объявляет матч ничейным.


УЗНАЙ СВОИ ЦВЕТ

Для игры заранее вырезают из толстой бумаги листки размером 5Х Ю сантиметров. Количество листков равно количеству участников игры. Половину листков красят в черный или синий цвет, другая половина листков остается белой.

Все играющие образуют круг, становясь лицом к его центру. Руководитель обходит круг сзади и прикрепляет к спине каждого игрока по листку. Тот, к кому прикреплен белый листок, относится к одной команде. Игрок, на спине у которого черный листок,— к другой.

По сигналу руководителя все игроки разбегаются по площадке, а затем каждая команда должна выстроиться в одну шеренгу в заранее условленном месте. Но сделать это не легко, потому что ни один из участников игры не знает, к какой команде он принадлежит. Ему не известен цвет листка, прикрепленного к спине. Он может узнать это, подсчитав, сколько игроков на площадке с белыми, а сколько — с черными метками. Если, например, с черными больше — значит, у него белая метка и наоборот.

Сделать такой подсчет нелегко, так как игроки не стоят на месте, а передвигаются по площадке, стараясь обежать друг друга сзади, чтобы узнать цвет прикрепленной к спине метки. Вся эта процедура вызывает много смеха и веселья. Игра заканчивается, когда игрокам одной из команд удастся собраться вместе и построиться в шеренгу. Эта команда выигрывает.


СЧЕТ В КРУГАХ

В этой игре победит та команда, игроки которой не только быстро бегают, но и хорошо знают таблицу умножения, а главное, очень внимательны. Играющие образуют два круга (две команды) с равным числом игроков. По сигналу вожатого играющие в каждом круге начинают считать от 1 до 70. Считают по очереди справа налево.

Число, в состав которого входит цифра 7 или которое делится на семерку, произносить нельзя. Вместо этого игрок должен молча обежать круг справа налево. Как только он встанет на свое место в кругу, игра продолжается.

Выигрывает та команда, которая раньше просчитает до 70. Кто ошибется и назовет «запрещенную» цифру или побежит не туда, куда следует, должен обежать круг не один, а два раза.


НАСЕДКА И КОРШУН

Играющие (12—16 человек) встают друг за другом плотной колонной. Каждый стоящий сзади обхватывает за пояс стоящего впереди. Во главе колонны находится «наседка», а замыкает колонну «цыпленок». Выбирают водящего — «коршуна». Он встает перед колонной в 3—4 шагах. После сигнала коршун старается схватить цыпленка. Для этого ему нужно обогнуть колонну и пристроиться сзади. Но сделать это нелегко, так как наседка поворачивается и старается все время быть к коршуну лицом. Остальные игроки, образующие колонну, зорко следят за коршуном и вслед за наседкой быстро перемещаются на площадке так, чтобы хвост колонны находился от коршуна как можно дальше. Такое состязание вызывает веселое оживление среди игроков и зрителей. Игра заканчивается, когда коршун сумеет схватить цыпленка. Если сделать этого в течение 3—4 минут коршуну не удалось, выбирают нового коршуна и новую наседку.


БЕГ ВСЛЕПУЮ

Игру лучше провести в зале или коридоре, где нет посторонних предметов. В 15—20 шагах от стены проводят поперечную черту, перед которой выстраиваются все игроки. Они завязывают себе глаза. Можно надеть играющим на головы заранее заготовленные бумажные колпаки. Цель игры — добежать до противоположной стены, коснуться ее рукой и вернуться обратно. По знаку руководителя все участники соревнования поворачиваются на месте два раза кругом, а затем отправляются в путь. Когда каждый игрок считает, что он выполнил задание и вернулся, он останавливается на месте. Все игроки снимают повязки одновременно по сигналу руководителя. Выигрывает тот, кто окажется ближе к черте. Игроки должны знать и соблюдать следующее правило: если участники в ходе игры набрели друг на друга, они должны разойтись в разные стороны и продолжать выполнять задание самостоятельно.


ПАРНАЯ КОМИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА

Играющие делятся на две команды, игроки которых выстраиваются парами перед чертой. Для игры берут две одинаковые кружки, наливают их водой и ставят перед первыми парами. В 10—15 метрах перед командами чертят по одному кругу диаметром 1 метр. В каждый круг кладут по два спичечных коробка. По первой команде руководителя «Приготовиться!» игроки первой пары берут одну кружку вдвоем (любым способом). По команде «Марш!» они бегут с кружкой вперед, стараясь не расплескать воду. Достигнув круга, игроки осторожно ставят кружку на землю, берут из круга по одному коробку и кладут его себе: один на правое плечо, другой на левое. Затем они берутся за руки (соединяют руки крест-накрест) и бегут к своей команде. Игроки пересекают черту и после этого отдают коробки второй паре, которая таким же образом (с коробками на плечах и взявшись за руки) устремляется к стоящей перед командой кружке. Положив спички в круг и взяв кружку, они вдвоем возвращаются обратно к третьей паре и т. д. Выигрывает эстафету команда, все игроки которой первыми выполнят задание. При определении победителя учитывается также, сколько раз коробок во время движения падал на землю и сколько воды осталось в кружках. Если команда закончила первой, но условия игры выполнила хуже, победа ей не засчитывастся. Правила в этой эстафете немногочисленны: не выбегать раньше времени за черту старта, а если в ходе движения коробок спичек упал, остановиться, поднять его, положить на плечо и продолжать движение.


БЕГ НА ТРЕХ НОГАХ

Все участники игры делятся на две команды. Они встают в колонны парами. Перед носками ног стоящих впереди игроков проводят черту. В 10—15 метрах перед каждой командой ставят стул. Игроки, стоящие парами, с помощью ремня или небольшой веревки связывают левую ногу одного с правой ногой другого, перевязав их в двух местах (см. рис.). Таким образом, каждая пара составляет как бы одного участника состязания. У двух игроков получается три ноги. вая пара пересекла начальную черту, вперед выбегает вторая пара и т. д. Выигрывает команда, игроки которой., передвигаясь на трех ногах, первыми закончат все перебежки. Игра проводится в виде эстафеты. По сигналу руководителя первые пары в колоннах бегут вперед. При этом игроки поворачиваются один к другому и кладут друг другу руки на плечи. Достигнув стула, оба игрока должны сесть на него, а затем встать и продолжать движение к своей команде.


ИГРЫ, ПРОВОДИМЫЕ под МУЗЫКУ ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Эту игру проводят под музыку. Участники игры становятся по кругу и выбирают водящего, который выходит на середину. Лучше всего, если в начале игры роль водящего выполнит сам руководитель. Руководитель объясняет игру. Он уславливается с игроками, что все его движения играющие будут повторять за ним без промедления. Однако одно движение, например «Руки на пояс», повторять нельзя. Тот, кто повторит это движение, выходит из игры. Начинается игра по общему сигналу. Руководитель делает под музыку различные гимнастические упражнения или танцевальные движения на месте или продвигаясь по кругу. Он следит, чтобы все подражали ему, но вместе с тем «штрафует» всех ошибающихся.


КРУГОВЫЕ САЛКИ

Играющие строятся в два круга: один — наружный, а другой — внутренний. Под музыку все игроки продвигаются танцевальным шагом по кругу: один круг — влево, другой — вправо. При этом играющие внутреннего круга держатся за руки. По сигналу руководителя музыка прекращается, и оба круга останавливаются. Игроки наружного круга должны при этом быстро присесть, а стоящие во внутреннем кругу — быстро обернуться (расцепив руки) и постараться осалить играющих, не успевших присесть. Тот, кого осалили, становится в цепь внутреннего круга. Игра продолжается, причем круги движутся под музыку в обратные стороны. В ходе игры количество игроков во внутреннем кругу все увеличивается, зато сокращается количество участников во внешнем кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет осалено большинство игроков внешнего круга. После этого участники игры меняются ролями. Руководитель должен следить, чтобы игроки наружного круга не отходили от внутреннего круга более чем на один шаг, иначе салить очень трудно. Умышленно нарушающих это правило нужно считать осаленными и ставить во внутренний круг.


ПАРНЫЕ КРУГИ

Все участники делятся на пары и строятся в два круга, так, чтобы один круг находился в другом. Выбирают водящего, который становится в центре. У водящего нет пары. Его задача в ходе игры найти себе пару. По знаку руководителя играющие в каждом кругу берутся за руки. Под музыку польки, галопа или марша один круг движется вправо, а другой таким же порядком — влево. Внезапно музыка обрывается. По этому сигналу каждый игрок должен встать в пару с тем, с кем стоял в начале игры. Водящий имеет право также составить себе пару и встать с тем, с кем захочет. Если водящий успеет это сделать, тот, кто остался без пары, идет водить.


ПТИЦЫ И КЛЕТКА

Перед началом игры участники образуют два круга, как и в предыдущей игре. Находящиеся во внутреннем круге берутся за руки. Они в ходе игры изображают «клетку». Игроки внешнего круга за руки не держатся. Это — «птицы». Под музыку или песню клетка движется вправо, а птицы — влево. По сигналу руководителя клетка останавливается, игроки поднимают руки вверх. В это время игроки внешнего круга — птицы — могут свободно вбегать в клетку и выбегать из нее. Клетка не может задерживать птиц. По второму сигналу руководителя клетка захлопывается, то есть все опускают соединенные руки вниз и приседают. Пойманные птицы становятся во внутренний круг, который увеличивается в размерах. После этого игра возобновляется. Так она проводится три-четыре раза. Подсчиты-вается количество непойманных птичек. Игроки в кругах меняются ролями. Теперь тот, кто изображал клетку, становится птицей и наоборот. Игра повторяется также три или четыре раза. Выигрывает тот круг, который сумел в ходе соревнования поймать больше птиц.


УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ

Участники игры становятся по кругу и берутся за руки. Выбирают водящего, который идет в середину круга. Ему дают палку и завязывают глаза. Остальные игроки движутся по кругу с песней, пока водящий не стукнет палкой об пол. Круг останавливается, и песня утихает. Водящий прикасается к одному из стоящих по кругу своей палкой. Тот должен сказать или пропеть измененным голосом три слова из исполняемой песни. Если водящий узнал по голосу говорившего, то меняется с ним местом, если не узнал, то продолжает водить. Если стоящий в кругу трижды не смог узнать говорившего, руководитель назначает нового водящего.


ПРИГЛАШЕНИЕ ГУСЬКОМ

Играющие образуют большой круг. Один из игроков — водящий. Под марш или танцевальную музыку он продвигается через круг, подходит к любому игроку, останавливается перед ним и, сделав поклон, приглашает его следовать за собой. Тот, кого пригласили, идет, за водящим и делает под музыку движения, которые выполняет водящий. Они оба подходят к новому игроку и таким же образом приглашают и его. После этого вся тройка поворачивается кругом, и приглашать идет уже тот игрок, которого пригласили первым. Затем тройка приглашает четвертого игрока, и все, повернувшись кругом, направляются к пятому и т. д. Таким образом, впереди (в качестве приглашающего) оказываются все время новые игроки, а общая цепь играющих, продвигающихся под музыку, все время увеличивается. Когда большинство участников игры соберется в общую большую цепочку, руководитель неожиданно дает свисток (или обрывается музыка). Игроки должны быстро разбежаться и встать в общий круг, независимо от того, какое место занимал раньше. Тот, кто запоздает, встанет последним, исполняет по желанию играющих стихотворение, песню или другое более простое задание. Запоздавшего можно сделать новым водящим, после чего провести игру еще раз.


СЛУШАЙ СИГНАЛ

Играющие становятся в круг и берутся за руки. Если участников много, можно построить два круга, один в другом. По команде руководителя «Начинай!» все участники, держась за руки, идут в правую сторону и запевают хорошо знакомую всем песню. Направление движения меняется: при исполнении одного куплета идут в правую сторону, при исполнении другого — в обратную сторону. Если во время песни руководитель даст отрывистый свисток, все должны моментально прекратить пение. Если же руководитель во время пения сделает хлопок над головой, все участники игры должны быстро присесть, но продолжить незаконченный куплет песни. Кто ошибется два-три раза, выходит из игры.


МАСКИРОВКА

Играющие распределяются по колоннам и встают лицом к руководителю. Договариваются, что под музыку каждая колонна

начинает движение и продвигается по залу в любом направлении вслед за ведущим. Руководитель в любой момент может громко

дать один из сигналов: «Кочки», «Дорожка» или «Копна». Каждая колонна должна быстро прекратить движение и изобразить то, что указал руководитель. По сигналу «Копна» ребята могут встать в небольшой

круг и сцепить руки, подняв их над головой. «Кочки» можно изобразить, присев и опустив голову, а «дорожку», — встав в ряд и положив руки друг другу на плечи. Команда, выполняющая задание быстрее, определяется как победитель. Движение игроков по залу может сопровождать любая музыка.


ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ НА ПРОГУЛКЕ

Участники игры распределяются по парам. Один игрок берет другого под руку. Пары под музыку (пение) медленно прогуливаются по залу (площадке). Они идут в одном направлении на расстоянии 3 — 4 шагов одна от другой. Двое играющих — водящие. Один из них — салка, другой — убегающий. Спасаясь от игрока-салки, его партнер бегает между парами (гуляющими по кругу) в любом направлении. Когда ему грозит опасность, он подбегает к любой паре и берет одного из игрокоз под руку. Игрок, которого он взял под руку, продолжает «гулять», а игрок, оказавшийся третьим лишним, начинает убегать от игрока-салки. Если одному игроку удалось осалить другого, они меняются ролями. Зазевавшегося игрока, который, сделавшись третьим, продолжает идти, водящий имеет право салить. Если участников игры много (10—15 пар), лучше выбрать две пары водящих, чтобы игра пошла живее.


МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗМЕИКИ

Участники игры строятся в три или четыре колонны параллельно одна другой. В каждой из них может быть от 6 до 20 участников. Колонны являются командами с равным числом игроков. Каждая команда называется «змейкой». Ей дают свою музыкальную мелодию. Одна змейка, например, в ходе игры движется шагом вальса, другая — полькой, третья исполняет шаг венгерки или русский шаг и т. п. Перед началом игры змейки стоят лицом к руководителю. Начинает играть музыка, и змейка, которой принадлежит этот мотив, вслед за направляющим в колонне движется по площадке (залу). Ведущий в колонне может делать различные движения, которые все участники его команды повторяют. Вдруг музыка обрывается, а затем баянист играет другую мелодию. Начинает движение вторая змейка, а та, что шла раньше, немедленно останавливается. Звучит новый мотив, и по залу продвигается третья змейка и т. д. Направляющий в каждой колонне меняет направление, и змейки в ходе игры могут проходить одна через другую, переплетаться… Музыка в процессе игры меняется несколько раз в неизвестной игрокам последовательности, а змейки то останавливаются, то продолжают движение. Когда все змейки перепутаются, руководитель дает сигнал, по которому все змейки должны построиться лицом к руководителю, а он может занять любое место на площадке. Выигрывает та змейка, игроки которой быстрее и организованнее построятся. Важно, чтобы змейки располагались по отношению к руководителю в таком же порядке, в каком они стояли перед началом игры. Игру можно повторить несколько раз и при этом давать змейкам новые музыкальные мелодии.