Учебное занятие «Коллективное творческое дело»
ЦЕЛЬ: - создать условия для освоения подростами методики организации коллективного творческого дела в детском лагере.
ЗАДАЧИ:
- дать понятие алгоритма организации КТД; плана, сценария, сценарного плана;
- определить содержание дела;
- развить навыки работы в группе;
- развить навыки самопрезентации и публичного выступления.
ФОРМА: деловая игра
Коллективные творческие дела – это не классный час, не воспитательное мероприятие, это – совместный поиск лучших решений общественно-значимых задач. В нашем случае – это организация досуговых мероприятий.
Методика проведения коллективно-творческих дел предполагает такую организацию совместной деятельности подростков и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в диагностике интересов и потребностей данного коллектива, формулировке проблемы, планировании, проведении и коллективном анализе. КТД – это форма работы, которая направлена на развитие творческих способностей, развитие интеллектуальных способностей, реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной работы.
Существует три основных типа КТД: представление, малое творческое дело, большое творческое дело. Досуговые мероприятия соединяют в себе представление и большое творческое дело.
Правильно спланированное дело – это пятьдесят процентов успешного его выполнения. План – это этапы дела. Развернутый план предполагает более подробное изложение этапов. В сценарий же включаются все нюансы: названия музыкальных сопровождений, слова ведущих и всех ролевых участников, присутствующих и гостей, тексты песен и стихотворений. Написать полностью сценарий – кропотливая работа, требующая времени и творческих усилий. Хороший сценарий начинается с названия, слов приветствия. Каждой группе дается задание. Включает в себя все моменты передвижения в пространстве, звуковое и световое оформление, смену декораций, роли и т.д. до слов прощания и заключительных аккордов. Более упрощенный вариант – сценарный план представления(праздника, концерта, диско-театра).
Сценарный план состоит из трех частей: начало, основная часть, заключительная часть. В сценарный план обязательно вписываются слова ведущего (или нескольких), остальные этапы – кратко или в развернутом виде, при использовании музыкальных номеров можно указать только названия. Концертный сценарный план может состоять из большего количества частей, это зависит от задумок организаторов. Главное - удержать внимание во время представления (использовать смену действий, декораций, «конфликт»).
ЭТАПЫ проведения занятия:
1 этап – 10 минут.
Воспроизвести знания, которые дают представление о формах организации досуговых мероприятий. Воспроизведение знаний позволит определить их осмысленное восприятие, что предусматривает ответы на вопросы:
- Для чего нужны досуговые мероприятия в детском лагере?
- Что вы знаете о коллективных творческих делах?
- Чем КТД отличается от других мероприятий?
2 этап – 10 минут.
Усвоение базы данных на уровне деятельности по распознаванию объектов. Совместно с инструктором группа анализирует КТД. Участники детской группы выделяют этапы, устанавливают связь между ними, определяют пути решения поставленной цели (схема 1).
Используя такие понятия как план, сценарий, сценарный план выявить существенные отличия при их составлении и написании.
3 этап – 30 минут.
Работа в группах. Каждой группе дается задание: за 30 минут разработать и написать сценарный план проведения праздника. Обосновать каждый пункт сценарного плана, продумать слова ведущего (или нескольких), указать музыкальное оформление праздника, используемый реквизит. Используйте приложение 1.
Законы работы в группе:
- Здесь нет наблюдателей.
- Ни один из участников не имеет права подводить своих товарищей.
- Если высказывается ошибочное мнение, спокойно выслушай, а потом выскажи свое.
- Говори лаконично, конкретно, по-деловому… с достаточной долей юмора.
Девиз работы: «Не стыдно не знать, стыдно не познавать!»
4 этап - 25 минут.
Самопрезентация групп – участников деловой игры (по 5 минут), в которой нужно рассказать о технологии проведения выбранного коллективного творческого дела, предоставить готовый сценарный план проведения праздника. Ответы на вопросы «экспертов» из других групп.
5 этап
Оценка работы творческих групп.
Стадиии и целеполагания.
- Предварительная работа
- Для чего, с кем?
- С какой целью?
- Кто может помочь?
- Как подключить ребят, родителей, учителей?
- Кому быть организатором?
- Коллективное планирование
- Какие дела проведем?
- На радость и пользу кому?
- Где лучше проводить?
- С кем лучше проводить?
- Подготовка дела
- Как развивать положительные качества ребят?
- Как преодолевать отрицательные качества ребят?
- Как включить всех ребят в активный творческий поиск?
- Как научить ребят преодолевать трудности, не поддаваться соблазнам?
- Проведение дела
- Как воодушевить и помочь ребятам сосредоточиться на главном в КТД?
- Как увлечь личным примером?
- Как добиться радостной перспективы близкого успеха?
- Как научить ребят выходить из затруднительного положения?
- Подведение итогов
- Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни?
- Как анализировать и оценивать свою работу?
- Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?
- Ближайшие последствия
- Как внедрить в жизнь выводы и предложения?
- Как использовать полученный опыт в жизни коллектива?
- Как научить осуществлять собственные решения?
Задание для групп.
За 30 минут составить план КТД и сценарный план праздника «...» (для каждой группы свой вариант). Распределить между членами творческой группы обязанности для проведения КТД, выбрать ведущего (или двух), подготовиться к самопрезентации своего проекта.