Упражнения для развития речевого дыхания
Научитесь говорить четко и выразительно: упражнения для развития речевого дыхания
До трети информации слушателю дает интонация говорящего. Особенно это касается выразительной, оценочной стороны речи, которая выражает отношение автора речи к высказываемой информации. Как часто теряется интересная, оригинальная мысль, когда она озвучена вяло, невнятно, непонятно. Задача приведенных далее упражнений — помочь вам изучить механизм работы своего речевого аппарата, а также научиться пользоваться этим инструментом для эффективного воздействия на собеседников.
1. Проверка активности диафрагмы
Диафрагма и нижнебрюшные мышцы регулируют процесс вдоха и выдоха, а также создают необходимую опору звуку — «речевой пояс». Приступая к тренировке дыхательных мышц, прежде всего надо проверить активность диафрагмы. Для этого в положении лежа положите ладонь левой руки на область между грудной клеткой и животом и, предварительно выдохнув, сделайте вдох, стараясь не поднимать грудь. Если при вдохе рука поднимется, значит диафрагма опустилась и действует как следует. Сделайте несколько вдохов и выдохов и понаблюдайте за движением руки (то есть за диафрагмой). Если рука во время вдоха остается неподвижной, то, стало быть, диафрагма действует вяло, тогда следует развивать ее активность с помощью тренировочных упражнений.
2. Упражнение «Цветочный магазин»
Исходное положение — стоя. Для контроля левую руку положите на живот, правую — на ребра. Выдохните (п-фф). При этом живот втянется. Исполнение: делая вдох, представьте, что нюхаете цветок. При этом живот выпущен, ребра расширяются; закрепите вдох толчком живота, подтяните низ живота (как при кашле или позывах к кашлю). После этого начинайте выдох медленно и плавно на «п-фф», при этом живот постепенно втягивается, ребра опускаются, вдох короткий, выдох длинный. При правильной организации речевого дыхания ваши руки должны двигаться согласно движению мышц живота и межреберных мышц: верхняя часть грудной клетки не должна ни опускаться, ни подниматься.
3. Упражнение «Свеча»
Упражнение направлено на тренировку умения ровно распределять выдыхаемый воздух, чтобы он выходил равными долями.
Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом. Большим и указательным пальцами правой руки зажмите нижний конец бумаги — «свечи», а верхний ее конец расположите примерно на уровне рта на расстоянии 15-18 см.
Спокойно и глубоко вдохните, задержите дыхание на счет «раз-два». Затем сделайте медленный равномерный выдох на «свечу» (положите «пламя свечи»и держите его в этом положении). Обратите внимание на движение диафрагмы — левая ладонь во время выдоха как бы медленно уходит в полость живота. Упражнение нужно довести со временем до 10 раз.
Теперь попробуем погасить 3, 5, 7, 10, 12 свечей. На одном вдохе (без добора воздуха) «погасите» 3 свечи, разделив ваш выдох на 3 порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей, объем воздуха при вдохе тот же. Теперь 7 свечей. Не старайтесь вдохнуть воздуха больше. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха при выдохе станет меньше, но энергичнее. А теперь свечек 12. Чувствуете левой ладонью движения диафрагмы? Они ритмичные, прерывистые и активные. Повторите 2-3 раза.
4. Упражнение «Егорки»
После произнесения начала фразы «Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки…» — сделайте вдох и на выдохе считайте: «раз Егорка, два Егорка…» и т.д. (минимальный результат — 33 Егорки, максимальный — 45 Егорок).
5. Упражнение «Выдох через соломинку»
Существует выражение «опереть звук». Чувство опоры звука непосредственно связано с чувством опоры дыхания, которое, в свою очередь, приводит к устойчивости голоса, что является важным признаком поставленного голоса. Чувство опоры ищут таким образом: выдох следует производить так, чтобы грудная клетка оставалась в фиксированном положении, в то время как активизируются мышцы диафрагмы и брюшной полости.
Представьте себе, что вы выдыхаете воздух через тонкую соломинку: губы собрали «хоботом», выдыхаете с усилием, так что начинает ощущаться движение мышц брюшной полости, спины.
А теперь, выдыхая через соломинку, спойте мелодию песни «Подмосковные вечера».
Выпрямите шею, придав ей вертикальное положение, голову держите прямо. На счет «раз» поднимите лопатки повыше, на счет «два» — отведите их назад, «три» — глубокий вдох, «четыре» — свободно опустите лопатки, «пять» — выдохните так, чтобы верхняя часть грудной клетки ни в коем случае не сжималась, «шесть» — сделайте паузу.
6. Методика доктора Стрельниковой
- Наклониться и при этом сделать короткий активный и шумный вдох носом, как бы встревоженно принюхиваясь, не пахнет ли от пола гарью. После этого быстрое выпрямление. Проделать 8 раз. Основное правило — не думать о вдохе. Темп очень высокий — примерно секунда на каждый вдох.
- Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. При наклонах голова опущена, руки тянутся к телу. Они как бы накачивают шину. А шина — легкие, куда насос всякий раз подкачивает воздух. В день желательно сделать 400 вдохов — 10 минут.
- Вдох на встречном движении рук. При этом движении сжимается верхняя часть легких. Воздух устремляется к основаниям легких, где чаще всего бывают застойные явления. Руки подняты на уровне плеч, локти развернуты. При вдохе руки идут навстречу друг другу так, что правая ладонь касается левого плеча, а левая — правого.
- Наклоны вперед с вневременным встречным движением рук. Наклоны назад (запрокидывание головы) с одновременным встречным движением рук. Встречное движение рук при легком приседании на правой ноге (левая отставлена назад); то же самое, но на левой ноге (правая отставлена назад).
ПЯТЬ УПРАЖНЕНИЙ ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Упражнение №1. Разминка языка.
Многие проблемы с речью – дефекты, нечеткость, неполнота звуков, появляется из-за слабого языка. Язык – одна из сильнейших мышц в теле человека. Как и любая мышца, для четкой и хорошей работы, язык требует внимания и специальных упражнений для развития. Делать упражнения нужно до характерной сильной усталости на корне языка (у основания). Если появляется усталость – значит все делаете правильно, и результаты не заставят себя ждать. Обязательно делайте разминку языка перед спектаклем и любым другим выступлением на публике, где важна четкая и внятная речь.
Описание упражнения
- Представьте, что у вас во рту ваша любимая ягода. И начинайте эту ягоду давать о верхнее небо. С силой нажимайте языком на небо, потом расслабляйте. И так 10 раз. в это время четко представляйте вкус сока этих ягод. Зубы при этом разомкнуты.
- Оближите зубы с внешней стороны. Губы сомкнуты. Языком оближите зубы по часовой стрелки 5 раз, и 5 раз против часовой стрелки. При этом амплитуду старайтесь делать максимальную.
- Уколы в щеки. Зубы разомкнуты. Делайте акцентированные сильные уколы языком в щеки. Надавили – подержали пол секунды – отпустили. Затем двойные уколы в щеки. То же самое, но делаем два акцентированных укола в щеки. Всего 20 одиночных и 20 двойных уколов.
- Открываем рот; зацепляем язык за основание нижних передних зубов; с силой выдавливаем основание языка вперед, держа кончик языка у основания нижних передних зубов; держим так язык 2 секунды; кладем язык на свое место внизу рта; закрываем рот. Делаем 5 повторений.
- Открываем рот и осторожно покусываем язык по всей его длине. Несколько раз пройтись по всей длине языка.
Упражнение №2. Разминка лица.
Теория Человеческий глаз способен различить огромное количество выражений лица, оттенков изменения настроения и т.д. Но нетренированное лицо способно выдавать не более 20-30 этих самых выражений лица. Слабые мышцы лица являются причиной дряблой кожи и появления «мешков» под глазами и большого количества морщин. Это связано с тем, что многие мышцы на лице соединяются непосредственно с кожей. Так что хорошие мышцы лица дают не только лучшую выразительность и эмоциональность, но и красивое здоровое лицо.
Описание упражнения. Упражнения лучше выполнять перед зеркалом
- Вытянуть губы вперед трубочкой, потом растянуть в улыбке до ушей. Зубы сомкнуты и челюсть не двигается. Вперед как можно дальше вытягиваем губы. И тянем улыбку как можно дальше к ушам. Вперед – в сторону. 30 повторений.
- Вытянуть губы вперед трубочкой. Зубы сомкнуты и челюсть не двигается. По максимальной амплитуда вращаем вытянутыми губами по часовой стрелки 10 кругов, потом против часовой стрелки 10 кругов. Стараемся, чтобы не напрягалась шея и другие мышцы лица.
- Разделяем лицо вертикально на 2 половины. Получается левая и правая половина. И начинаем двигать мышцами только одной половины лица. Упражнение выполняется до усталости мышц одной половины. Затем переходим к другой половине лица.
Упражнение №3. БАО ВАО ГАО.
Очень часто при выступлении на связках образуются зажимы. Это выражается в писклявости голоса, неуверенности и прочих отклонениях от желаемого голоса. Также очень много напряжения скапливается в шее, что приводит к проблемам с памятью, головным болям и нервозности. Данное упражнение снимает зажимы со связок и со всей шеи. Выполняя данное упражнение раз в два дня, вы придадите голосу мягкость и бархатность. Упражнение длится всего 3-4 минуты.
Описание упражнения Поднять максимально высоко плечи зажимая шею. Голову не запрокидывать наверх, она должна быть прямо. В таком положении произносите 2 буквосочетания: «БАО ВАО ГАО». При произношении челюсть максимально открывается. Голова не двигается. Двигается только нижняя челюсть. Затем опускаем плечи и произносим эти же буквосочетания с наклонами головы. Т.е. идет поворот головы в сторону, а потом кивок. Как будто с кем-то здороваетесь кивком. Сначала наклон головы направо и произносим «БАО», затем наклон вперед: «ВАО», наклон влево «ГАО». Так нужно пройти все согласные буквы алфавита. Т.е. буквосочетания у вас будут следующие: БАО ВАО ГАО, ДАО ЖАО ЗАО, КАО ЛАО МАО, НАО ПАО РАО, САО ТАО ФАО, ХАО ЦАО ЧАО, ШАО ЩАО ЯЯ. Каждое буквосочетание произносится 2 раза. Сначала с поднятыми плечами, затем с кивком головы. После того, как закончили с поднятыми плечами и с кивками, нужно будет сделать это упражнение с небольшим изменением. Теперь у нас должна не двигаться нижняя челюсть. Нужно зафиксировать подбородок. Для этого зажимаем подбородок рукой. Сверху прижимаем большой палец, снизу – кулак. Как будто вы кому-то показывали «все отлично», выставив большой палец вверх, затем руку повернули е себе и зажали подбородок между кулаком и большим пальцем. Зажали подбородок и опускаем голову вниз до момента, когда нижняя часть кулака упрется в грудь. Из этого положения надо произносить буквосочетания, поднимая всю голову, но зафиксировав нижнюю челюсть. Снова произносим по 3 буквосочетания и затем произносим их же с кивками, как в первой части упражнения. Буквосочетания те же самые.
Упражнение №4. Правильное дыхание.
Дышать правильно – это дышать животом. При брюшном дыхании (когда вдыхаете – надувается живот) становится возможным говорить на «опоре» – когда вы вдохнули в живот, затем начинаете говорить, а живот остается во вдыхательной позиции. Диафрагма остается растянутой, и в животе образуется пустоты, которые звучат вместе с вашими связками. Это делает голос более богатым, бархатным и красивым. Также при брюшном дыхании вы сможете произносить длинные речи, не добирая воздух.
Описание упражнения Просто вдыхайте через рот или нос. Представляйте, что пьете воздух как сок, и он по трубочке затекает в самый низ живота, в такое воображаемое озерцо сока. При вдохе грудь не должна подниматься, только живот выходит вперед. Чтобы это отследить – положите одну руку на грудь, другую на живот, и наблюдайте за правильностью выполнения упражнения. Для начала просто научитесь так правильно дышать. Потом можно начинать совмещать правильное дыхание с речью и с движением. Проговаривайте трудноговорки и шагайте по комнате, следя за правильным дыханием.
Упражнение №5. Трудноговорка-скороговорка .
Одна из самых распространенных трудноговорок. Очень полезна не только для дикции, но и для голоса.
Выучите данную трудноговорку:"На мели мы лениво налима ловили И меняли налима мы вам на линя. Не меня о любви ли вы мило молили И в туманы Лимана манили меня"