Упражнение «Последний герой»
Цель: оценка собственной толерантности, психодиагностика. Время: 30 минут. Материалы: Карточки с ролями для двух групп.
Ход упражнения:
- Выбирают десять добровольцев (1-я группа).
- Члены 1-й группы выходят с тренером из комнаты и получают роли и инструкцию.
- Оставшиеся участники (2-я группа) становятся в круг и тоже получают роли и инструкцию.
- Игровое время.
- Обратная связь.
Задание:
1-я группа: «Вы – пассажиры корабля, получившего пробоину; на обломках корабля вы подплываете к красивому острову, который оказался неподалеку, – здесь вам, возможно, придется остаться надолго. Ваша задача попасть на остров, т.е. в круг. У каждого из вас есть своя социальная роль (надо кратко обсудить эти роли, после чего каждый прикрепляет карточку с названием роли себе на грудь); в роль необходимо вжиться и вести себя в соответствии с ней. Каждый сам решает, каким образом он пройдет в круг. Объединяться нельзя».
2-я группа: «Вы – жители острова, ваши предки жили тут с незапамятных времен. На острове у вас есть все, что нужно, вы не голодаете, но и не имеете излишков. У каждого из вас есть своя социальная роль (надо кратко обсудить эти роли, после чего каждый прикрепляет карточку с названием своей роли себе на грудь), вам хорошо и дружно вместе. Но вот на ваш остров приплыл корабль, и, возможно, его пассажиры захотят остаться здесь. Каждый из вас решает сам, пустить кого-нибудь на остров или нет».
Участники 2-й группы поворачиваются спиной к центру круга и сцепляются локтями. Тот, кто принял решение кого-нибудь пропустить, разворачивается лицом в центр и не участвует в дальнейшей игре. При этом если «островитяне» не согласны с его решением, они могут «прогнать» своего соседа с острова (расцепиться с ним, вытолкнуть его за пределы круга и вновь сомкнуться).
Примеры ролей для пассажиров:
- домохозяйка
- матрос
- потребитель наркотиков
- судья
- коммивояжер
- секс-работница
- капитан корабля
- школьник из маленького города и другие
Примеры ролей для островитян:
- холостой фермер
- школьник
- пенсионер
- многодетная мать
- судья
- дворник
- полицейский
- глава муниципалитета и другие.
Тренер наблюдает за ходом игры.
Обсуждение: Тренер задает вопросы:
1. Что чувствовали:
- а) пассажиры, проникшие в круг;
- б) пассажиры, оставшиеся вне круга;
- в) островитяне, которые пропустили кого-то из потерпевших крушение;
- г) островитяне, не пропустившие пассажиров на остров;
- д) островитяне, которых «выгнали», и те, кто «выгонял».
2. Как и какие изменения происходили в жизни на острове? С чем это связано?
Ожидаемые результаты: Участники увидят модель реального отношения общества к маргинальным группам.