Управленческая памятка вожатого
Я оказался в отряде подростков, где они действительно смотрели на меня как на пример того, кем им нужно стать. И это тоже была большая ответственность, которая подталкивала быть лучшей версией самого себя.
Труд творческим в значительной мере является творческим, но требует не только знаний, но и организаторских способностей, «внутренней организации».
Необходимость наличия административных способностей у вожатого подтверждается тем, что талантливый человек нередко терпит фиаско на посту администратора детской группы.
Профессиональная деятельность вожатого является творческой, многогранной, интенсивной, как правило, наполнена множеством личных наблюдений и впечатлений, богатством отношений, способствует формированию позитивных личных качеств: чувства ответственности, умения держать слово, широкого кругозора, моральной зрелости, культуры управления детьми.
Влияние вожатого на подопечных ребят, его авторитет зависит от его образа жизни. Работа в неблагоприятных условиях в течение длительного времени может оказать отрицательное влияние на образ жизни вожатого и его удовлетворенность своей деятельностью.
Для вожатого важно стремление формировать объективное представление о себе и корректировать свой характер, преодолевать недостатки и на этой основе совершенствовать стиль деятельности, морально-этическое поведение.
Приведем «Памятку вожатому»:
- Приходи на детский отряд задолго до лагерного подъема: это благотворно влияет на дисциплину твою и подопечных.
- Приходи на детский отряд с планом своего рабочего дня и стремись его осуществить.
- Будь проницателен. Никогда не подлаживайся под чужое мнение, если ты с ним не согласен.
- Не лавируй под несколькими мнениями — это опасно.
- Будь правдив даже в том случае, если это может грозить тебе неприятностью.
- Выполняй директивы не по форме, а по существу — творчески.
- С вышестоящим руководителем будь вежлив, исполнителен, тактичен, но никогда не проявляй угодничества.
- Не оправдывай свои ошибки занятостью.
- Принятые решения выполняй с энергией и страстностью — это вдохнет в подчиненных веру в успех дела.
- Никогда не раздражайся. Это унижает твое достоинство.
- Никогда не поддавайся унынию, оно подрывает веру в свои силы.
- Никогда и ни при каких обстоятельствах не теряй способности рассуждать.
- Будь всегда бодр и энергичен — это острит мысль и хорошо влияет на подопечных ребят.
- Никогда не напоминай ребятам, что ты их руководитель, — они должны это чувствовать.
- Добивайся исчерпывающих знаний по вопросам твоей работы — это избавит тебя от неустойчивости и колебаний, вредных для дела.
- Умей отбирать в своей деятельности те мелочи, за которыми могут скрываться крупные вопросы.
- Будь справедлив и никогда не унижай достоинства ребенка — это озлобляет его и не способствует его управляемости.
- Осуждай подопечного так, чтобы судьей его был не только ты, но и его собственная честь.
- Следи, чтобы успешная деятельность одного подопечного ребенка не присваивалась другим.
- Если ребенок ведет себя плохо, не оставляй без замечаний — это входит в твои обязанности.
- Осуществляй личные приемы — это существенно дополнит твои знания о жизни и нуждах ребят.
- Одно из самых сильных средств в воспитании подопечных — твой личный пример в жизни.
- Будь напряженным и держи детский коллектив в напряжении.
- Проведи ротационное изучение подопечных ребят.
- Устанавливай неформальные отношения с ребятами и их родными (чтобы лучше знать ребенка, желательно знать его маму/папу).
- Строй детский коллектив на доверии.
Сфера деятельности вожатого предопределена и внутренними факторами. Он, как правило, находится не в безвоздушном пространстве или состоянии невесомости, когда можно свободно парить, а, наоборот, в атмосфере с положительно и отрицательно заряженными частицами.
Это касается прежде всего уровня развития отношений, традиций, культуры и многих других компонентов, которые влияют на вожатого. Важнейшая задача вожатого для полной реализации своего потенциала — завоевание и сохранение своего авторитета.
Совершенствуя стиль руководства детским коллективом, необходимо помнить о том, что каждый ребенок претендует на определенную роль о коллективе на основе самооценки своих возможностей. Основным критерием правильности самооценки выступают результаты практической деятельности. Эта зависимость может быть представлена в таком виде:
Результат деятельности = Самооценка / Притязания
Пониженная самооценка снижает социальную активность ребенка, поэтому вожатый должен быть заинтересован в повышении обоснованности самооценки. Но для этого нужно знать притязания подопечных и уметь объективно их оценивать, способствуя тем самым активизации их деятельности, поощряя положительные притязания и устраняя отрицательные.