Туристическая эстафета 2

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
20092676wAwm.jpg
20092700bXXm.jpg
20092719pzZm.jpg
20092721ZAhm.jpg
20092744ADRm.jpg
20092748cdUm.jpg
20092770Oszm.jpg
20092817qkqm.jpg
20092888CyBm.jpg
20092890DNOm.jpg
20092893TPBm.jpg
20092896FeIm.jpg
20093542FeBm.jpg
20092682pHim.jpg
20092701tGkm.jpg
20092722UKpm.jpg
20093539rYim.jpg

ПРОГУЛКИ, КОСТРЫ, ПОХОДЫ, ИГРЫ

Какая смена проходит без отрядных вылазок за территорию детского лагеря?! Извилистые лесные тропинки, простор лугов, поражающих своим многоцветием, журчанье ручейка и прохлада реки, ветер, солнце — вот лучший отдых для души и тела. Чем же заняться вам и вашим ребятам, выйдя за ограду лагеря? Ответов на этот вопрос может быть великое множество, пожалуй, столько же, сколько существует возможных форм работы с детьми на свежем воздухе. Это и конкурсы, не требующие сложного реквизита, различные эстафеты и игры большой и малой подвижности, спортивные игры, соревнования на местности, коллективные игры в слова и многое, многое другое.

В данном разделе мы уделим немного внимания таким формам работы как прогулка и костер.


Прогулки

Сложно ли организовать прогулку детей? Пожалуй, нет. Сложнее сделать ее интересной, такой, чтобы были ребята не простыми созерцателями природы, а находились с ней в постоянном взаимодействии, потому что, на наш взгляд, каждая прогулка в лес, на луг, к водоему должна быть информативна для ребенка. Сделайте в отрядном уголке рубрику, посвященную природе и ее проблемам, пусть ребята отгадывают кроссворды и загадки, отвечают на хитроумные вопросы, знакомятся с неизвестными и необычными фактами из жизни животных, задают интересующие их вопросы. Активность детей, их знания и возможные «пробелы», вопросы, интересующие ребят, помогут Вам, определится, чем же можно заняться во время одной из прогулок.

Подготовьте перед выходом из лагеря несколько занимательных заданий или вопросов, найдите интересные справочные материалы (несомненно, с учетом возрастных особенностей), и пусть во время таких прогулок Ваши ребята наблюдают, изучают, сопоставляют, обсуждают и спорят.

Ниже мы приводим несколько вариантов «тематических» прогулок, во время которых деятельность детей направлена на познание окружающего мира.

  • «В мире лесных звуков».
  • «Лесная аптека».
  • «Животные и растения луга».
  • «В гости к муравьям».
  • «Воздвижение памятника нерадивому туристу».


Костер

Летом большинство ребят в лагере с нетерпением ожидают костра. И вот разрешение администрации получено, дрова, костровище, одеяла, продукты заготовлены, дети одеты, и отряд, построившись, отправляется в лес. Но почему-то через час-полтора весь энтузиазм детей сходит на «нет». Хлеб весь съеден, печеную картошку ждал еще сорок минут, воспитатель уже по второму кругу поют знакомые песни, окрестные кусты и пригорки давно изучены.... Скучно! Чем же заняться? Не правда ли, знакома? картина?

Опытные воспитатели-педагоги стараются проводить тематические костры, подготавливая с ребятами перед выходом в лес краткий сценарий. Вы спросите, разве не один воспитатель — организатор этого мероприятия? И почему тогда вместе с ребятами? Потому что «костер» получается тем интереснее, чем больше в нем задействованы сами дети. Мало мальчикам заготовить дрова, разжечь костер, а девочкам порезать хлеб и огурцы, пусть каждый из отряда внесет свою лепту в то, чтобы на «костре» не было скучно. (Хотя, безусловно, чем меньше возраст детей, тем больше роль воспитателя как организатора досуга.)

Здесь мы приводим краткие пояснения к некоторым тематическим кострам.


«НОЧНОЕ ШОУ».

Поляна у костра на 2-3 часа превращается в сцену. Есть ведущий, есть примы и восходящие звезды, веселые спонсоры со своей рекламой, будет даже «гвоздь» программы и ночной гороскоп. Пусть ребята за день-два заранее разобьются на несколько групп и по секрету подготовят стихи, пародии, остроумные рекламные тексты, клипы, песни и т.п. Свои номера ребята сообщают ведущему, а воспитатель помогает ведущему с составлением программы, сюрпризов, конкурсов лесной лотереи, символичных подарков. Найдется работа каждому: кто-то будет артистом, кто-то осветителем сцены, кто-то будет работать в «буфете» или «котельной», ну а кто-то на время станет простым и благодарным зрителем. Думаем, это необычный вечер, организованный своими силами, ребята запомнят надолго.


«ВЕЧЕР ИНТЕРЕСНЫХ (ВЕСЕЛЫХ, НЕОБЫКНОВЕННЫХ, СТРАШНЫХ, ГРУСТНЫХ) ИСТОРИЙ».

Поболтать с ребятами о вымерших динозаврах, напустить таинственности о таком феномене, как домовой, поведать о страшной трагедии, случившейся в джунглях, рассказать небылицы и развеселить всех анекдотом, а потом определить самый интересный (веселый, грустный, страшный и т.д. рассказ) — вот чем можно заняться на Вечере историй.


Игры и занятия для прогулок, привалов во время похода

СОРЕВНОВАНИЕ ПОВАРЯТ «БЕРИ ЛОЖКУ, БЕРИ ХЛЕБ!»

Соревнование поваров на привале тоже может вылиться в интересную игру, к которой, однако, надо подготовиться заранее.

Повара соревнуются по парам или тройкам. Это бригады во главе с «шеф-поваром». Им предстоит:

  • вскрыть пакет и из 15 представленных названий составить меню и пропорции продуктов для трех обедов;
  • почистить картошку (каждый по 10 штук), подготовить продукты для «туристического» супа;
  • распилить два полена и наколоть дров;
  • выложить и разжечь костер, поставить варить суп, нарезать хлеб, определить готовность супа;
  • разлить суп по мискам, выдать участникам похода хлеб и пожелать приятного аппетита, загасить костер и вымыть котлы или ведра.

Все участники группы определяют кулинарные способности и сноровку поваров, решают, какая бригада приготовила обед вкуснее.


ЭСТАФЕТА «ЗАГАДКИ ЛЕСА».

Эту эстафету можно провести на поляне как конкурс знатоков природы. Заранее печатают или пишут на листках бумаги в двух-трех экземплярах (в зависимости от числа команд) вопросы и раскладывают их на пеньках стопочками. Три команды — три контрольных пункта-пенька, где стоит воспитатель.

Игра начинается по общему сигналу. Подбежав к пеньку, первый игрок команды вытаскивает себе вопрос и в течение минуты пишет на обороте ответ. Карандаш в виде эстафеты он отдает второму игроку команды, которая располагается в 10 метрах от пенька. После окончания эстафеты громко зачитываются вопросы и ответы, которые дали представители команд. За правильный ответ начисляется 2 очка, за неполный 1. Ноль очков получает команда, не ответившая на вопросы. За быстроту окончания эстафеты команде начисляется 2 поощрительных очка.

Ниже предлагается примерный перечень вопросов.

  1. Подчеркни: какие птицы улетают на юг, а какие остаются зимовать в лесу? (снегирь, синица, клест, дятел, ястреб, дрозд, щегол, иволга, кукушка, сорока).
  2. Как ориентироваться в лесу по паутине, по веткам деревьев, коре, свежим пням, камням?
  3. Полезны ли лесные муравьи? Где и как они проводят зиму?
  4. Почему муравьи строят свои кучи возле деревьев и пней? С какой стороны от дерева всегда располагаются муравейники?
  5. Перечислите, какие вы знаете съедобные грибы и съедобные ягоды.
  6. Полезны ли гусеницы и бабочки? Есть ли между ними что-нибудь общее?
  7. Назовите признаки, по которым можно предсказать хорошую погоду и признаки плохой (дождливой) погоды.
  8. Где и на протяжении какого времени развивается личинка стрекозы? Приносит стрекоза пользу или вред?
  9. Можно ли ориентироваться по луне? Как определить по направлению серпа луны, когда она убывает, а когда нарастает?
  10. Какие жители леса проводят зиму в спячке, какие ведут активный образ жизни?


САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ.

Воспитатель раскладывает на траве 12—15 мелких предметов, затем предлагает ребятам в течение минуты рассмотреть и запомнить не только эти предметы, но и их местоположение. Когда осмотр закончен, участники состязания отворачиваются, а воспитатель меняет вещи местами, некоторые из них добавляет, а часть может и убрать вообще. «Что изменилось?» — спрашивает ведущий. Выигрывает тот, кто более точно подметит перемены.


ЧУВСТВУЙ ВРЕМЯ.

Воспитатель говорит детям: «Сейчас я засеку на своих часах 3 минуты. Вы по моему сигналу можете разойтись по лужайке в разные стороны, а когда вам покажется, что три минуты с момента моего сигнала уже истекли, надо сразу подойти ко мне (или собраться на условленном месте)».

Воспитатель дает ребятам сигнал и через три минуты определяет самого точного человека. Такая игра учит ребят чувствовать время. Можно изменять условия игры — увеличить время или увлечь всех игрой с предварительным условием, что как только время для них закончится, надо сразу подбежать к условленному месту (в последнем случае игру должны организовать два воспитателя).


МЕТКИЙ СТРЕЛОК.

Самое главное — собрать с ребятами шишки. Ну а дальше пусть ваша фантазия возможности ребят подскажет, как разыграть звание самого меткого стрелка отряда. Наипростейшее — определить самого-самого после пяти попыток каждого ребенка поразить цель. Можно и усложнить, выбрав несколько объектов, по которым будет вестись стрельба, и установив каждому объекту ценность в очках. А можно и определить различные дистанции, с которых ребята будут стрелять.


РАЗВИВАЙ ГЛАЗОМЕР.

Во время прогулки, остановив ребят и указав на какой-нибудь предмет, воспитатель спрашивает, какое до него расстояние (сколько до него шагов). Все по очереди отвечают, а потом проверяют, кто прав.


ФЛАЖКИ В ЛЕСУ.

Одна группа детей садится в круг лицом друг к другу, а другая разбегается в разные стороны в лес. У каждого в руках по флажку. Ровно через минуту они должны вернуться обратно без флажков. Время небольшое. Значит, надо бежать со всех ног туда и обратно. Флажок зарывать в землю, заваливать хворостом или засыпать листьями нельзя. Его надо просто очень быстро и удачно замаскировать.

Через минуту на поиски флажков убегает другая команда. Ей надо вернуться на поляну через 30 минут. Как правило, все флажки найти не удается. Поэтому те, кто прятал флажки, сами приносят на поляну остальные.

Теперь садятся в кружок те, кто прятал флажки, а их соперники уходят в лес. Выигрывает лучший отряд следопытов, тот, кто больше обнаружил флажков.


ФЛАЖКИ В ЛЕСУ - 2.

Воспитателей заранее на ограниченном участке прячет 20—30 флажков. Придя на прогулку на это место, воспитатель сообщает детям, что на этом участке спрятаны флажки, которые ребята должны отыскать за 10—15 минут. Каждый играющий ведет поиск самостоятельно. Когда условленное время закончится, на общем сборе подсчитывается количество найденных флажков и определяются победители.


СЛЕДОПЫТЫ.

Двое водящих (лучше ребята из старших отрядов) уходят в глубь леса, оставляя за собой условные знаки: стрелки, кусочка бумаги и т. п. Пока один ставит знаки другой, отстав на несколько шагов, следит, чтобы знаки были достаточно заметными. Отойдя от остальных на 100—150 метров, водящие прячутся. Через условленное время оставшиеся устремляются на поиски. Они должны обнаружить расставленные знаки (их считают, а бумажки собирают, чтоб не сорить в лесу). Знаки приводят к месту, где надо найти и поймать спрятавшихся. Они не должны убегать от своего последнего знака дальше, чем на 20 шагов.


ПАРНЫЕ ГОНКИ.

Обычно соревнования в беге на скорость проводятся раздельно между мальчиками и девочками. Мальчики бегают быстрее девочек. Они сильнее, а вот в этой игре пары составляются из мальчиков и девочек.

Дистанция для бега — 40—60 метров (это зависит от возраста ребят и их подготовки). Участники забегов берутся за руки и от старта до финиша не должны отпускать руки.

Побеждает пара, первой достигшая финиша. В каждом забеге — 3—5 пар. Если участников много, время победителей фиксируется, чтобы между ними устроить дополнительное состязание.


КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРЫЖОК.

Заготовьте флажки или палочки для отметки длины прыжка, несколько из них пометьте ярким знаком — это будет показатель общего прыжка.

Поделите ребят на команды по 3—6 человек и устройте коллективные прыжки. Отметьте линию старта (лентой, палкой, флажком). Команды по очереди подходят к старту и прыгают в следующем порядке. Сначала с места прыгает первый участник команды, судья отмечает флажком (палочкой или чем-то другим) место его приземления. Для второго участника этой команды линией старта теперь является место приземления первого прыгуна. Соответственно, третий начнет прыгать с места приземления второго и т.д. Задача ребят — прыгать как можно дальше. Там, где приземлится последний игрок первой команды, судья втыкает яркий флажок. Теперь вся вторая команда должна постараться перепрыгнуть результат первой. Какая команда сделает самый дальний общий прыжок, та и победила.


УДЕРЖИ МЯЧИК.

У каждого участника игры — палочка длиной в 40—50 сантиметров. У одного она в левой руке, а у другого — в правой. Каждой паре дается мячик. Трудность в том, чтобы, удерживая мячик палочками, пробежать дистанцию в 10—15 метров и, не останавливаясь на финише, вернуться на линию старта.

Кто сумеет сделать это быстрее, тот победил. Если мячик упал, его надо поднять и продолжать бег. Естественно, что каждое падение мяча отражается на скорости бега.


ЧЕМПИОНЫ МЯЧА.

Ребята очень любят показывать, какими овладели приемами игры с мячом. Можно провести целый чемпионат: кто больше знает таких приемов. Вот некоторые из них.

  • С одеванием. Подкинув мяч повыше, играющий начинает изображать одевание, потом ловит мяч. При втором подкидывании изображает обувание, надевание шапки и т. п.
  • С ладошками. Подкинув мяч, играющий хлопает определенное число раз в ладоши и после этого ловит мяч.
  • Из-за спины. Мяч подбрасывают рукой, заведенной за спину, а ловят перед собой уже другой рукой или обеими руками — как уговорятся сами играющие.
  • Перевертышки (ключики.) Играющий укладывает мяч на ладонь, слегка подбрасывает его вверх и в это время подставляет оборотную сторону руки, которой опять подбрасывает мяч кверху. После этого мяч ловится в ладонь или в обе.


МАЛЕЧИНА-КАЛЕЧИНА.

С помощью этой старинной игры дети приучаются держать предмет в равновесии. Игра состоит в следующем: берут ровную, не очень короткую палку, желательно обточенную на конус, как учительская указка, и ставят ее тонким концом вертикально на пальцы той или иной руки. В таком положении необходимо удержать ее как можно дольше. Перед этим произносят:

Малечина-калечина, Сколько часов до вечера? Раз, два, три и т.д.

Удерживая палку в равновесии, можно ходить, останавливаться, бегать, садиться, меняя на разные лады свои позы. Для разнообразия палку можно передвигать с одной части руки на другую, а также держать ее на ноге.

Интересно научиться держать ее с кем-нибудь вместе, установив ее на руки, соединенные в рукопожатии. Побеждает в игре тот, кто продержит палку в вертикальном положении дольше других.


КОЛОБОК.

«Колобок» — это мяч, который перекатывают друг другу присевшие на корточки участники игры. Они образуют круг диаметром 5—7 метров. В середине круга скачет на корточках «лиса», которая старается поймать «колобок». Если это ей удастся, она меняется ролью с тем, от кого «колобок» попал «к плутовке в лапы».


ДОМИК ГОРИТ.

Все играющие стоят лицом в круг. Ведущий идет по внешней стороне и салит одного из игроков со словами: «Домик горит!». Игрок и ведущий должны обежать круг по внешней стороне, двигаясь в противоположных направлениях. Встретившись, они пожимают друг другу руки и вежливо говорят: «Здравствуйте!», а затем продолжают движение. Их задача — успеть занять освободившийся домик. Кто не успеет встать в круг, становится ведущим.


ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА.

Половина играющих образует круг. Взявшись за руки и подняв их как арки «ворот», они говорят нараспев:

Золотые ворота пропускают не всегда Первый раз прощается, второй запрещается А на третий раз не пропустим вас!

Остальные играющие, тоже взявшись за руки, бегут вслед за ведущим. Змейкой обегают они каждого из стоящих в кругу: одного спереди, другого сзади, третьего снова спереди и т. д. После слов «не пропустим вас!» — стоящие опускают руки — «закрывают ворота». Кто из бежавших оказался внутри круга, считается пойманным и идет в центр круга. Остальные повторяют игру еще несколько раз, пока не пойманных останется 3-5 человек. Они — победители и могут придумать веселое задание для пойманных. Потом все бежавшие меняются ролью с «золотыми воротами».


ПУЗЫРЬ.

Играющие становятся в круг и берутся за руки. Затем дважды сходятся к центру и расходятся в стороны, не размыкая руки. Расходясь от центра на третий раз, хором говорят: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой да не лопайся!» Играющие стараются сделать круг как можно шире, не расцепив при этом рук. Тот, кто разомкнул круг, выбывает из игры, все опять «месят тесто» и надувают пузырь В конце игры определяют пять самых цепких ребят.


ЛЕС — БОЛОТО — ОЗЕРО.

Ведущий определяет на поляне три области, каждая из которых представляет лес, болото и озеро. Играть можно в несколько заходов, участвуют по 3—4 человека от команды. Дети стоят на нейтральной территории, а ведущий называет для них живые существа. Задача детей — быстро перебежать в то «место» на поляне, где обитает это существо. Можно также выбрать помощников, которые будут начислять очки за правильный «ответ».


Подвижные игры

Организатору детского досуга нет нужды покупать сборники с описанием подвижных игр. Ведь каждый из нас играл в них в детстве. А значит, стоит лишь вспомнить и рассказать правила ребятам.

  • Салки.
  • Колдунчики.
  • Третий лишний.
  • Кошки-мышки (Мышка и две кошки).
  • У медведя во бору,
  • Гуси-лебеди.
  • Тише едешь, дальше будешь. (Быстро шагай, смотри не зевай, стоп).
  • Горелки.
  • Штандер-стоп. (Мячик кверху.)
  • К своим фляжкам.
  • Море волнуется раз.
  • Щука и караси.
  • Казаки-разбойники.
  • Коршун и наседка (... и цыплята или Анаконда).
  • Вышибалы.
  • 12 палочек летят.
  • Гонка мячей.
  • Классики.
  • Прятки.
  • Рыбачек и рыбки.
  • Петушиный бой.
  • Жмурки.
  • Совушка.
  • Невод.
  • Домик горит.
  • Колечко.
  • Едем-едем.
  • Светофор.
  • Олимпиада.
  • Резиночки.
  • Городки.
  • Два мороза.
  • Капканы.
  • Салки по кругу.
  • Гонка мяча по кругу.
  • Салки с ленточками.
  • Игры-эстафеты.
  • Игры со скалками


Веревочные курсы.

В настоящее время в связи с потребностью освоения групповых методов широко используются такие методы, как «Веревочные курсы».

Веревочные курсы – это создание специальной среды для тренинга, в которой основную роль играют натянуты над землей веревочные канаты, платформы и другие простейшие устройства. Веревочные курсы – это стройная системы упражнений, проводимых на открытом воздухе, дающая возможность подросткам познать и расширить свои духовные и физические возможности. Эти курсы построены таким образом, что позволяют вовлечь как активных, так и пассивных по натуре ребят, в результате чего каждый член группы и вся группа целиком помимо собственных ожиданий участвует в достижении цели. Веревочные курсы помогают, с одной стороны, познать дух коллективизма, основанного на доброжелательности и взаимопомощи между членами коллектива, а с другой стороны, - снимать напряжение, иногда возникающее в группе, и конечно выявить лидеров, тех, кто готов взять на себя координацию действий.

Канаты образуют систему препятствий, прохождение которых не требует физической силы, но требует преодоление страха высоты (3-5 метров) и, не смотря на надежную страховку. Требует самообладания. Задача веревочных курсов – доказать человеку, что он может значительно больше, чем ему представляется. Веревочные курсы не требуют специальной физической подготовки, каждый человек может их пройти.

Другие препятствия (качающиеся бревна, тележки, скользящие по тросу на блоке, всякого рода «тарзанки» и др.) в силу своей простоты также служат основой заданий, которые могут быть выполнены только при сотрудничестве всех участников группы. Конечно при проведении таких курсов в полном объеме необходима специальная подготовка организатора. Зато эффективность - велика.

Вот некоторые упражнения:

  1. Паутина. Веревки натягиваются между двумя деревьями на расстоянии 2,5 – 3 метра. Две параллельные веревки прикрепляются в виде паутины между собой. Всей группе необходимо перебраться на противоположную сторону паутины. Сквозь одну ячейку может пролезть только один человек. Обходить паутину нельзя. Если кто-либо заденет веревку, вся группа возвращается на исходную позицию. После выполнения упражнения вся группа садится на траву кругом и делятся впечатлениями, говорят о том, что произошло.
  2. Бревно. Вся группа встает на бревно в определенном порядке. Членам группы необходимо поменяться местами: 1-ый должен встать на место последнего члена группы, 2-ой на месте предпоследнего и т.д. Во время выполнения задания нельзя становиться на землю. В противном случае группа возвращается на исходную позицию. После выполнения упражнения следует проанализировать действия ребят.
  3. Электроцепь. Все сели в круг. Замкнули цепь руками и ногами. «Пускаем ток» – всем надо одновременно встать.
  4. Приз. На ветке дерева, на высоте трех метров прикрепляется приз (любой). Группе необходимо достать до него, не опираясь на дерево, используя себя в качестве строительного материала.
  5. Маятник. Каждый участник группы преодолевает препятствие (ручей, яма, лужа или что-то обозначающее препятствие) с помощью подвешенного к дереву каната.
  6. Переправа. Каждый участник по очереди прикрепляется к канату, натянутому между двух деревьев, с помощью карабина и передвигается с помощь рук.
  7. Переправа 2. На высоте 1,5 метра над землей, между двух деревьев, натягивается канат. Вся группа должна перебраться через этот канат не задев его. Этап считается выполненным когда вся команда переправится, самое интересное когда переправляется первый и последний.
  8. Ползунок. На высоте 20 – 30 см. над землей натягивается горизонтальная паутина. Каждый участник должен проползти под паутиной не задев веревки. Этот этап можно усложнять, подвешивая шишки и раскачивая паутину.
  9. Глотка драконы. Вся группа обхватывается веревкой. Обхват должен быть как можно меньше. Можно залазит друг другу на плечи, на головы и т.д. Выигрывает та группа у которой обхват окажется меньше.
  10. Дыхание смерти. Группа встает в нарисованный на земле круг. Двое ведущих проводят над их головами веревку. С каждым разом веревка проходит все ниже и ниже. Задача группы чтобы веревка ни кого не задела. Выигрывает та группа которая дольше продержится в полном составе.
  11. Падение. Каждый член группы по очереди падает с высоты 2 метра, прямой спиной на вытянутые руки своей группы. Задание считается выполненным если упали все и у всех при падении была выпрямленная спина. (Этап требует страховки взрослого мужчины).



Туристическая эстафета.

Место проведения. Школьный стадион, пересеченная местность, лес и т.д. Участники: две или несколько команд. Для эстафеты требуется туристический инвентарь.

Этапы эстафеты:

  1. Установка палатки. Поставить и собрать. Выигрывает та команда которая соберет и разберет палатку правильно быстрее всех.
  2. Препятствия. Определенное расстояние, выбранное заранее, включающее крутые подъемы и спуски, разнообразные препятствия, преодолеть как можно быстрее.
  3. Лекарственные растения. Команда перечисляют лекарственные растения, для чего и в каких случаях применяются. Чем больше тем лучшею
  4. Перенос раненого. Пять человек из группы становятся «ранеными», а остальная группа должна их перенести на определенное расстояние. Можно с помощью носилок или других подручных средств. Важна скорость.
  5. Костер. Команда должна развести костер и пережечь подвешенную на определенной высоте нитку. Бумагой и горючими средствами не пользоваться. Оценивается скорость.
  6. Кочки. Команда перебирается через обозначенное «болото» по нарисованным или выложенным «кочкам». Кочки расположены друг от друга на расстоянии 1 метр. Наступать можно только на кочки иначе штраф по времени.
  7. Ориентирование. Назвать по карте, где и что располагается(лес, ручей, холм и т.д., определить азимут, определение направление на север, ориентирование ночью.
  8. Переправа. Преодолевают препятствие по двум параллельно натянутым канатам. По очереди передвигаясь: ногами по нижнему и держась руками за верхний. Один из прошедших внизу страхует.

В конце эстафеты подсчитывается время каждой у команды, плюс штрафное время и учитывается правильность прохождения этапов.


Cценарий мероприятия «тропою туриста»

«Тропою туриста» — форма спортивно-туристической работы, которая позволяет дать первоначальные навыки по туризму, т.е. помогает детям легко и быстро постичь азы туризма. Чтобы правильно использовать мероприятие «Тропою туриста» в воспитательных и оздоровительных целях, правильно его проводить, необходимо следующее:

  1. Внести в план работы подготовительные мероприятия, конкурсы (см. ниже).
  2. Использовать для его организации и проведения профильный отряд (туристический сводный отряд из числа слушателей кружка по туризму или из старших отрядов), созданный на базе лагеря.
  3. Оборудовать на территории лагеря (если позволяет территория) или вне ее постоянное место проведения мероприятия «Тропою туриста», определить месторасположение этапов, сделать маркировку маршрутов.

Подготовительные конкурсы, эстафеты, занятия-прогулки


Полезные советы

Одежда у детей должна быть легкой, теплой, удобной, а обувь — крепкой и разношенной. На случай плохой погоды захватить свитер или плащ. Если лагерь заранее закупил клеенку, то можно сшить (склеить скотчем) туристические дождевики.

В рюкзак укладывается следующий минимум вещей: кружка, миска, ложка, нож (обычно у воспитателей), мыло, полотенце, зубная щетка и паста, аптечка (у санитара отряда), носовой платок, легкое одеяло, коврик для палатки, запасная смена белья (если поход на несколько дней), блокнот, карандаш.

Воспитателю следует взять:

компас, спички, топографическую карту, нитки, иголки, фотоаппарат.

Мягкие вещи при укладке в рюкзак положите к спине, вдоль задней стенки, сыпучие продукты в мешочках (крупу, соль), консервы — в середину рюкзака. Хлеб заверните в полиэтиленовый пакет и положите сверху, чтобы он меньше крошился. Металлические вещи разложите по бокам, чтобы меньше стучались друг о друга. Вес в рюкзаке должен быть распределен по возможности равномерно. Каждый воспитанник должен знать, что из общего оборудования, кроме личного снаряжения, он несет: палатку, фонарь, продукты, посуду, топоры, костровые принадлежности, и т.п.


ПЕРЕДВИЖЕНИЕ НА МАРШРУТЕ

В туристическом походе, особенно в лесу, лучше двигаться цепочкой и с интервалом. Возглавляет отряд воспитатель или опытный турист, который принимал участие в разработке маршрута или уже ходил по нему. Ведущий выбирает наиболее удобный и легкий путь для отряда. Замыкает отряд также воспитатель или опытный турист. Именно замыкающий корректирует темп движения и следит, чтобы никто не отстал. Если отряд двигается по проселочной дорожке или по просеке, можно перестроиться в колонну по два-три человека, в зависимости от ширины и безопасности движения.

Через 15 минут после выхода следует сделать привал и устранить все неполадки. Нормальный переход рассчитан на 40—45 минут, затем делается привал 10—15 минут. Общее время на маршруте не должно превышать 5 часов. Идти следует в следующие промежутки дня: с 10.00 до 13.30. Обед и отдых до 15.30—16.00. Движение по маршруту до 18.30. Обед и отдых попадает на солнцепек и в это время лучше побыть в тени и отдохнуть.

При движении по густому лесу или кустарнику, когда ветка может сильно ударить по вслед идущему, ведущий отдает команду: «Дистанция». Команда передается цепочкой во время прохождения «опасной ветки» и дистанция

между членами отряда увеличивается на безопасное расстояние (1,5—2 метра). После прохождения опасного участка ведущий замедляет ход и группа подтягивается.


ОРГАНИЗАЦИЯ БИВАКА (ПРИВАЛ С НОЧЛЕГОМ)

Лучшее место для привала с ночлегом — опушка леса с песчаной почвой у реки или озера. Бивак обычно располагают на сухом месте так, чтобы в случае дождя палатки не затопляло водой. Вокруг палатки на случай непогоды сделайте канавки для стока воды. Для ночлега дно палатки устелите слоем мха, папоротника, камыша или молодого ельника. А подушкой будет служить рюкзак, набитый «лишними» вещами или сухими листьями и травой. Палатки располагаются с интервалом 4—5 метров друг от друга по радиусу от центра костра.

Костер разжигайте с подветренной стороны, не ближе 10 метров от палатки или деревьев, чтобы не вызвать лесного пожара и не повредить палатки. Прежде чем разводить костер, снимите дерн и уберите его в сторону (он вам еще пригодится!). Место для костра можно окопать канавкой. Лучшим топливом можно считать сухие дрова из сосны, ели, березы. Растопку из мелких сучьев кладите клеткой. Поджигайте костер снизу и с той стороны, откуда дует ветер. Если погода сырая, используйте вспомогательные материалы: сухой спирт, плестиглас, мелкие сухие ветки ели, сухую кору березы, сосны, кедра.

«Снимаясь» с бивака, проведите операцию «Природа»: уборка территории вокруг бивака, тушение костра, покрытие места костра оставшимся дерном, сбор палаток, уборка мусора в вырытую яму. Первая медицинская помощь

Часто в туристическом походе или эстафете происходят травмы. И всегда воспитатель готов оказать первую медицинскую помощь.

Если кто-то порезал руку или натер ногу, смажьте кожу вокруг ранки (!) йодом и присыпьте ее порошком белого стрептоцида (раздавленная таблетка стрептоцида). Это поможет также остановить кровь. Очень опасны тепловой и солнечные удары. Их признаки: покраснение лица, тошнота, рвота, затрудненное дыхание. Быстрее перенесите пострадавшего в тень, смочите грудь и голову холодной водой.

При отравлении пищевыми продуктами используйте в первую очередь таблетки с активированным углем. В лесу очень много лекарственных трав. Подорожник — это верный друг путешественника: порезали или натерли ногу — сорвите лист подорожника, разомните немного и приложите к ране. Если обожглись, приложите его к ране и забинтуйте на некоторое время.

Липа — прекрасное средство для тонизации организма: чай из цвета липы восстанавливает тонус организма и является болеутоляющим средством, а также помогает при воспалении горла. Чай из листьев черники, голубики, брусники полезен и вкусен в походе. Когда будете на озере, не поленитесь вытащить корневище камыша — «порезанную траву». Перед употреблением надо очистить корневище от кожицы. Белая сердцевина — хорошее средство для остановки кровотечения. При укусах пчел хорошо помогает млечный сок одуванчика. И боль проходит, и опухоль не остается.

Советы на всякий случай

  • Чтобы уберечь спички от влаги, покройте их лаком от ногтей или парафином. Спички лучше хранить не в коробке, а в пузырьке или стреляной гильзе, плотно замкнув отверстие пробкой.
  • Костер во время дождя легче развести с помощью огарка свечи, старой фотопленки, сухого спирта.
  • Как трудно отмыть в походе закопченную посуду! Попробуйте использовать в качестве мочалки хвощ, высокие трубчатые побеги которого часто встречаются в тенистых лесных уголках. Ягоды бузины прекрасно заменяют мыло. Песок со дна реки или ручья помогут вам в этом трудном деле.

В жару очень приятно попить холодной речкой или озерной воды. Но пить воду из незнакомых источников опасно. На привале сделайте чай с лимоном или просто кипяток и разлейте по фляжкам или емкостям, остудите. Это лучшее средство на маршруте. Если совсем невмоготу, добавьте в воду щепотку марганцовки. Спортивно-туристические конкурсы

Перед проведением туристической эстафеты рекомендуется в отрядах провести несколько подготовительных игр. Некоторые игры повторяются. Каждое повторение вносит новый элемент сложности. Задачи этих игр — ознакомить детей с окружающей местностью, научить ориентироваться в лесу, быть наблюдательным.


«КТО НАБЛЮДАТЕЛЬНЕЙ?»

Когда, направляясь на прогулку, экскурсию или по другому делу, отряд выходит на дорогу, воспитатель останавливает ребят и объявляет игру, которая будет проводиться в пути. — Ходить будем молча, — говорит воспитатель. — Внимательно смотрите по сторонам. Старайтесь все, что увидите, запомнить: как выглядит дорога (идет ли в гору или под уклон, в какую сторону сворачивает и т.п.), кто попадается на пути (какие пешеходы, машины), что находится слева и справа от дороги и т.п. Через 25 минут организуем привал. На привале я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. Кто вспомнит больше, ответит подробнее и точнее, тот будет считаться победителем. На привале все садятся в кружок. Вопросы задает руководитель (часть вопросов могут задать и сами играющие). Вопросы должны быть разными и по возможности охватить все, на что ребята должны обратить внимание.

Чтобы побольше накопить наблюдений и проверить правильность ответов, поручите двум помощникам, идущим сзади, все до мелочей записывать в блокноты, и при проверке ответов воспользуйтесь их записями. Не страшно, если в первый раз на многие вопросы ребята ответить не смогут. В результате игры у них появляется желание совершенствовать наблюдательность, внимание, память.


«СКОЛЬКО ШАГОВ ДО ДЕРЕВА?»

Остановившись где-либо на дороге, руководитель говорит: — Видите дерево, вон ту высокую сосну на повороте? Как вы думаете, сколько шагов до этого дерева? Ребята отвечают. Чтобы проверить правильность ответов, все идут, широко шагая и считая шаги. Дойдя до дерева, выясняют, чей ответ оказался точнее. Потом намечают новый объект, третий и так, считая и тренируясь в определении расстояния на глаз, двигаются дольше.


«ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ».

Малыши (и не только малыши) очень плохо чувствуют время. Чтобы потренировать их, проводится такая игра. Воспитатель выстраивает всех в одну шеренгу, объясняет задание и командует: «Разойдись!». Ровно через пять минут каждый должен вернуться и стать на свое место. Руководитель по часам отмечает время каждого и потом объясняет результаты. Игра повторяется 2—3 раза. В следующий раз можно использовать другие интервалы времени.


«ПРОЙТИ БЕСШУМНО».

Нескольким игрокам завязывают глаза. Они становятся парами друг против друга на расстоянии вытянутых рук. Каждая пара образует «ворота». Остальные играющие, разбившись на группы (по числу ворот), стараются по одному пройти сквозь ворота. Проходить надо бесшумно, осторожно, можно пригнувшись или ползком. При малейшем шорохе играющие, стоящие в воротах, могут поднять руки, чтобы преградить путь, задержать проходящего. Побеждают те игроки, которые сумеют благополучно пройти через «ворота».


«КТО ОКАЖЕТСЯ НЕВИДИМКОЙ?».

Собрав вокруг себя ребят, воспитатель объявляет, что на 5—10 минут ляжет на землю и накроет лицо платком, чтобы никого не видеть. За это время все играющие должны разойтись в разные стороны и спрятаться, замаскироваться, чтобы их нелегко было обнаружить. Когда воспитатель встанет, он, не выходя за пределы небольшой площадки (ее границы заранее оговариваются), постарается отыскать и окликнуть все тех детей, которых заметил за 5 минут. Выигрывает тот, кого воспитатель не смог найти. По сигналу все «невидимки» выходят.


«ГДЕ СОСТОИТСЯ СБОР?».

Назначается сбор отряда, но где он будет проходить, пока неизвестно. Найти место для сбора поручается одному из воспитателей. Назад он не вернется, будет ждать ребят. Но как узнать, куда он пошел, какое место выбрал для сбора? По всему пути следования воспитатель устанавливает опознавательные знаки. Отряд отправляется на поиски. Шаг за шагом отыскивают они оставленные знаки. Путь может оказаться длинным, извилистым, проходить по лесу, где-то вдруг обрываться. Место для сбора — это небольшая поляна с живописным видом. Здесь можно создать бивак и проводить вечер у костра.


«ПО СЛЕДАМ И ПРИМЕТАМ».

Перед началом игры из кусочков бумаги, ленточек (можно использовать другой материал) изготавливают следы-метки. Примерное количество 30—40 штук.

Играющие разбиваются на две команды с равным числом игроков. Одна команда отправляется в лес и углубляется в него на 300—400 метров, раскладывая за собой через 20—25 метров следы — метки. Их местонахождение различно: на земле, на ветках, на сучках деревьев, кустарнике и т.д. Путь команды может быть извилист и петлист.

Помимо меток-следов, члены команды выкладывают в ходе продвижения пять-шесть дорожных знаков, которые помогут идущим по следам правильно определять направление. Кроме этого, в двух — трех местах можно установить «мины»-ловушки — протянуть длинные (8—10 метров) бечевки, слегка замаскировав их. Когда команда, продвигающая в лесу, истратит весь запас следов-меток, воспитатель, находящийся в команде, втыкает в землю флажок, а все члены команды разбегаются в разные стороны, но дальше 25—30 метров от флажка. Одни могут залезть на дерево, другие спрятаться в канаве, в кустарнике и т.д. Через 25—30 минут после ухода первого звена по его следам отправляется вторая команда. Вместе с ней идет второй воспитатель. Продвигаясь по следу, второй отряд собирает метки, ищет дорожные знаки. Достигнув конечного флажка, ребята по сигналу воспитателя разбегаются в разные стороны, стараясь как можно быстрее найти спрятавшихся поблизости ребят из первой команды. На поиски дается 3 минуты. По второму сигналу все возвращаются к флажку. Выходят и члены первой команды из своих убежищ, предварительно подав голос, чтобы можно было убедиться, что они ушли не далее 25—30 метров от флажка. Далее идет подведение итогов: за каждую найденную метку дается 1 очко, за обнаруженный дорожный знак — 2 очка. Если нашли замаскированную бечевку, команда получает 3 очка, за каждого найденного «шпиона» — 5очков.

Затем команды меняются и выигрывает та команда, которая наберет больше всего очков.


«ЭСТАФЕТА НА МЕСТНОСТИ».

Руководитель эстафеты выбирает два пункта, стоящие друг от друга на расстоянии 1 километра. Для того чтобы из одного пункта добраться до другого, нужно пройти небольшой лесок, .перебраться через овраг, миновать кустарник и т.д. Это требует определенной сноровки, быстроты реакции и умения владеть ситуацией.

Все участники игры делятся на две (возможно больше) команды. В команде выбирается капитан. Капитаны по своему усмотрению расставляют игроков между двумя установленными пунктами с таким расчетом, чтобы каждый участник во время эстафеты пробегал не более 100—150 метров. Наиболее трудные участки дистанции — подъем, ельник — следует сокращать до 80 .метров. Это участки для сильных ребят. После того, как капитаны команд расставят своих игроков на дистанции, а на старте и финише судьи займут свои места, дается общий сигнал, по которому первые номера в каждой команде устремятся вперед. Каждый участник на финише своего участка передает флажок товарищу, находящемуся на следующем этапе дистанции. Выигрывает команда, которая быстрее других переправит флажок-эстафету на финиш. Туристическая эстафета (часть I)


Условия эстафеты

Содержание этапов и их порядок сообщаются отрядам заранее. Формируется команда от отряда и тренируется под руководством опытного туриста или воспитателя. Команда состоит из 10 человек. Распределяются силы для каждого этапа. Готовится зачетная книжка команды, где указываются наименования этапов. В эстафете участвует вся команда. Зачет по времени правильно выполненного задания. Переход отряда от лагеря к месту эстафеты следует тщательно продумать. Следует заранее собрать по одному представителю от отряда (или по одному воспитателю) и показать движение по маршруту. Это поможет избежать «потери» отрядов в этот день. Порядок этапов может быть изменен в зависимости от местности. Виды сообщения оговариваются заранее. На каждом этапе стоит контролер из числа педагогического состава.

Оценивается скорость прохождения всех этапов, а также качество их исполнения При старте команды отряда засекается начальное время, при финише — конечное. На каждом этапе контролер оценивает работу команды и в зависимости от качества добавляет штрафные минуты или снимает. Все пометки отображаются в маршрутном листе команды.

Перед стартом капитан команды сдает рапорт дежурному по туристическому лагерю (из числа педагогического состава).

«Команда, в одну шеренгу стройся!
Равняйся! Смирно!
Товарищ дежурный по туристическому лагерю! Туристическая команда отряда «Пепси» для прохождения туристической эстафеты прибыла в количестве 10 человек. Рапорт сдавал капитан команды Резников Александр».

Перемещение команды между этапами — в колонну по одному.


«СБОР РЮКЗАКА».

Один участник из числа команды. Его задача — правильно уложить вещи в рюкзак. Состав вещей: спальник (или одеяло), пара обуви, свитер (или куртка), чашка, ложка, миска, фляжка. Ошибки: спальник находится не на спине, твердые предметы расположены на спине, чашка, ложка, миска находятся не в кармане рюкзака, сменная обувь расположена на дне рюкзака. За каждое нарушение прибавляется штрафная минута.


«ПЕРЕПРАВА ПО БРЕВНУ ЧЕРЕЗ РУЧЕЙ».

Участвует вся команда. Задача — переправиться по бревну (или камням) на противоположный берег. При решении этого этапа выделяют двух участников: обычно это капитан (он ведет команду) и замыкающий колонны. Капитан самостоятельно переправляется на противоположный берег, закрепляется на нем и протягивает руку следующему участнику. Замыкающий выбирает позицию и «передает» каждого участника капитану «из рук в руки». Замыкающий самостоятельно переправляется на противоположный берег. Ошибки: участник самостоятельно переправился по бревну, минуя помощь капитана и замыкающего.


«ПОДЪЕМ НА СКЛОН».

Участвует вся команда. Подъем осуществляется змейкой. Ведет команду капитан. Ошибки: колонна рассыпается цепью и каждый поднимается как хочет.


«ПЕРЕНОС РАНЕНОГО».

Участвуют 3 человека: «раненый» и два носильщика. Носилки формируются из двух палок и маек (рубашек). Раненого нужно пронести 30 метров. Ошибки: раненый упал при движении, провалился в щель, раненого бросили на землю, когда принесли.


«РАЗЖИГАНИЕ КОСТРА».

Участвует один участник от команды. Задача — пережечь нитку, расположенную на высоте 30 см от поверхности земли. Всего дают 3 спички. Участники команды формируют живую стену вокруг кострища. Для разведения огня используется только природный материал. Награждения на этапе: костер разведен из 1 спички — снимается 5 минут, 2 спичек — 3 минуты, 3 спичек — 1 минута.

Ошибки: используется неприродный материал (бумага, сухой спирт и т.д.), истратили все спички.


«КОЧКИ».

Участвует вся команда. Этот этап дела-___ ется заранее дежурным отрядом по этому мероприятию. В землю, на расстоянии 40—50 см вкапываются поленья (10 шт.). Участники по очереди должны перемещаться по «кочкам».

Ошибки: при прыжке промахнулся и «приземлился» двумя ногами на землю, соскочил с «кочки» и коснулся двумя ногами.


«ТАРЗАН».

Участвует вся команда. С помощью тарзана нужно переправиться через какой-нибудь барьер — небольшой обрыв, бревно, яма и т.п. Ошибки: вернулся на тарзане обратно, не передал обратно тарзан.


«ОБЕЗЬЯННИК».

Участвует вся команда. По очереди участники преодолевают данный этап. Ошибки: соскочил с веревки, не стал одевать страховочный пояс.


«УСТАНОВКА И СНЯТИЕ ПАЛАТКИ».

Участвуют 2—4 человека от команды. Установить правильно палатку.


«МЫШЕЛОВКА».

Участвует вся команда. Ошибки: Сбивается элемент мышеловки.

Приготовление обеда (часть II)

В приготовлении обеда (одно блюдо) на костре для всего отряда участвуют один мальчик (костровой) и девочка (повар). Вид блюда может быть различным: печеная, вареная картошка (тогда еще 2 человека в помощь для очистки), чай и так далее... Учитываются оформление кострового места, время приготовления и качество пищи, место для отходов. Викторины (часть III)


ТУРИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

  1. Назовите несколько признаков предвидения погоды. Признаки ясной погоды по облакам, дыму, ветру, температуре, туману на утренних и вечерних зорях; признаки дождя: по звездам (ночью), утренней заре, облакам, дыму, температуре, ветру — к вечеру. Признаки погоды по поведению пауков, по «цветам-барометрам».
  2. Как ориентироваться по часам, местным предметам?
  3. Назвать съедобные и ядовитые грибы и ягоды.
  4. Как выбрать место для привала?
  5. Как составить смету для похода?
  6. Какие существуют правила движения по маршруту?
  7. Как правильно вести дневник похода?


ВИКТОРИНА ПО ОРИЕНТИРОВАНИЮ

  1. В любой солнечный день можно безошибочно определить направление «юг-север». В полдень солнце располагается над точкой юга. Как определить момент местного полдня?
  2. В котором часу солнце находится на юге по нашим часам?
  3. Солнце восходит приблизительно на востоке и заходит на западе. Когда оно бывает на востоке, юго-востоке, юге, юго-западе и западе?
  4. Иногда мы называем одну из сторон какого-либо места северной, а противоположную — южной. Разделив нашу лесную поляну, назовите признаки северного и южного направления на ней.
  5. Распространено мнение, что север легко определить по развитию ветвей, кроне и годовым кольцам на пнях. Можно ли определить таким образом север в лесу?
  6. Кора деревьев вокруг ствола деревьев неодинакова. С одной стороны, она грубее, с другой — эластичнее, глаже. Нет ли здесь связи со сторонами горизонта?
  7. Вам, конечно, приходилось видеть камни, поросшие мхом и лишайником. Как по таким камням узнать направление на север?
  8. Знаете ли вы, что растения могут служить «компасом»? Назовите растения, по которым можно определить северное направление?
  9. Плоды различных растений и ягоды на открытой площадке созревают со всех сторон одинаково. Как в связи с этим по плодам и ягодам определить, где север?
  10. Север часто определяют по Полярной звезде, которую находят по созвездию Большой Медведицы. По каким созвездиям, кроме Большой Медведицы, можно определить направление «север-юг»?


Ответы к викторине по ориентированию:

  1. Самая короткая тень при солнце соответствует моменту местного полдня.
  2. Около 13 часов. В 1930 году стрелки часов на основании декрета Правительства переведены в СССР на час вперед.
  3. Около 7 часов бывает на востоке; около 10 часов — на юго-востоке; около 13 часов — на юге; около 16 часов на юго-западе; около 19 часов — на западе.
  4. В первую половину лета на лесной поляне более высокая трава бывает с южной стороны отдельных стволов или высоких пней; во вторую половину лета трава со всех сторон ствола дерева одинакова; расположенная с южной стороны становится желтой быстрее, чем с северной.
  5. Нет, не пригодны. В чаще леса деревья закрывают друг друга от солнца, поэтому у значительного большинства деревьев, находящихся в глубине леса, сучья очень редко вытянуты в южном направлении. То же самое относится к увеличенным промежуткам между годовыми кольцами на пнях.
  6. Да, есть. Ствол сосны обычно покрывается вторичной коркой, которая на северной стороне ствола образуется раньше, и, следовательно, она выше, чем на южной стороне, На березах кора светлее и эластичнее с южной стороны ствола.
  7. Мох и лишайник обычно покрывают северную часть камней (валунов).
  8. Цветы череды и подсолнечника в течение дня поворачиваются за солнцем и никогда не бывают обращены на север. Листья дикого салата («компасника») повернуты ребром к зениту, а плоскости листьев обращены на восток и запад.
  9. На открытой лесной площадке ягоды
  10. Направление «север-юг» можно определить по таким созвездиям:
    а) в декабре около полуночи Орион показывает почти точно на юг;
    б) Близнецы располагаются над точкой юга в декабре около полуночи, Малый Пес — в январе;
    в) созвездие Льва бывает над точкой юга в марте около полуночи;
    г) в мае около полуночи над точкой юга располагается созвездие Волопаса;
    д) созвездия Лебедя и Орла бывают на юге примерно в течение июля и августа около полуночи;
    е) Пегас располагается над точкой юга в сентябре около полуночи.


ВИКТОРИНА «О КОСТРЕ»

  1. Знаете ли вы, почему сухие дрова горят лучше, чем сырые?
  2. Мы начинаем разжигать костер с помощью мелких щепок, хвороста, сухих веток ели, они лучше горят. Почему?
  3. Знаете ли Вы, что такое пламя костра? Похоже ли оно на светящуюся нить электронной лампы?
  4. Если тихая погода, то пламя и дым костра поднимаются вверх. Что тянет их от земли?
  5. Вы, конечно, слышали, что костер потрескивает. А почему?
  6. Не раз случается, что искра от костра прожигает одежду туриста. Но что представляют из себя искры костра? Не одинаковы ли они с искрами, которые проскакивают при разрывании электрических проводов?
  7. Дым костра поднимается очень высоко над землей. Этой особенностью пользуются для подачи сигналов бедствия. А что такое дым?
  8. Над самым костром дым поднимается ровным столбом, но на некоторой высоте он начинает клубиться кудрявыми шапками. Что образует клубы?
  9. В костре все время приходится подкладывать дрова, так как они сгорают. Где же вещество, сгорающее в огне?
  10. Когда костер погаснет, воздух над кострищем столбом поднимается вверх. Посмотрите на какой-нибудь предмет сквозь этот теплый поток. Вы заметите, что предмет словно дрожит. Объясните это явление.


Ответы на вопросы «О костре»:

  1. При сырых дровах, в которых много воды, часть тепла уходит не на сгорание, а на испарение воды. Потому сам процесс горения происходит слабее. Мешает также и пар, окутывающий дрова при высыхании.
  2. Чем тоньше растопка, тем больше их поверхность. \ Горение происходит именно на поверхности, и значит, увеличивая ее, мы облегчаем горение. Нагреваются маленькие растопки легче, чем большие дрова при высыхании.
  3. Языки пламени представляют собой потоки раскаленных газов, продуктов горения, раскаленных настолько сильно, что они сами излучают свет. Всякое тело, нагретое до очень высокой температуры, светится. Этим пламя костра похоже на светящуюся нить электрической лампочки. В то же время оно и не похоже, так как в лампочке нет дров.
  4. Иногда говорят, что теплый воздух легче холодного и сам собой поднимается. Это неверно. Сам по себе теплый воздух, хотя он и легче холодного, не может подниматься, так как он все-таки имеет вес. Его вытесняет окружающий воздух, более холодный и опускающийся под действием тяжести, значит, если бы не было тяжести, теплый воздух не шел бы вверх.
  5. Вода и смола, заполняющие полости в древесине, при нагревании превращаются в пар. Накапливаясь в большом количестве и не имея выхода, пар с силой разрывает стенки полостей, производя потрескивающий звук.
  6. Общее, у искр костра и электрических — только название. Электрические искры — это частицы воздуха и паров металла, раскаленные током. Искры же костра — просто крошечные угольки, отрывающиеся от горящего дерева.
  7. Дым — это частицы твердого вещества, несгоревшего топлива. Частицы эти очень маленькие, они в тысячу раз меньше пылинок. Дымовые частицы настолько легки, что поддерживаются потоками воздуха над землей и всегда находятся в движении.
  8. Струя поднимающегося над костром воздуха тормозится трением об окружающие ее воздушные слои. Наружные части струи замедляют свое движение, середина же продолжает двигаться быстро. Поток воздуха завихряется и, скручиваясь, образует бесформенные клубы.
  9. Сгорает топливо, но не вещество, из которого оно состоит. Часть вещества остается на земле в виде золы, часть же переходит в газообразное состояние и рассеивается в атмосфере.
  10. Дрожание вызывается тем, что теплый воздух менее плотен, чем холодный. Лучи света, попадая на наш глаз, проходят сквозь этот менее плотный воздушный поток. При переходе из менее плотной среды в более плотную или наоборот лучи света искрятся, теплые струи над костром систематически колышутся. Колеблются с ними и световые лучи, это и создает впечатление дрожания видимых предметов.


Фестиваль туристической песни (часть IV)

Фестиваль песни не оценивается, а является окончанием мероприятия, поэтому отряды в лагере заранее разучивают несколько туристических песен. Организаторам мероприятия следует выделить несколько песен, которые будут общими, помощью которых можно открыть и закрыть фестиваль. Отряды по очереди исполняют песни и передают символ (например, гитару) следующему отряду.