Тропа доверия

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Qwer45.jpg
Bmpl01m.jpg
Bmpl09m.jpg
Leto 09 17m.jpg
Leto 09 19m.jpg

Цель игры: игра «Тропа доверия» имеет своей целью выявление и изучение уровня развития детского коллектива на момент проведения игры. В процессе хода игры хорошо прослеживаются не только групповые действия детей, но и индивидуальные, в зависимости от поставленных психолого-педагогических задач.

Думается, что эту игру можно рекомендовать при ознакомлении с детскими коллективами (как временными, так и постоянными) педагогам-организаторам детских лагерей вначале каждой смены, педагогам-организаторам школ – для ознакомления с активом школы.

При проведении игры следует учесть следующие моменты:

1. В каждой команде, участвующей в игре, не должно быть более 15 человек. Оптимальный состав команды – 10-12 человек.

2. При движении от этапа к этапу участники команды должны вытянуться в цепочку, взять друг друга за руки и не разрывая рук перейти от пройденного этапа к следующему. Время при переходе между этапами не учитывается. Если же руки у игроков команды все же разрываются, команда штрафуется 10 секундами добавочного времени.

3. Прохождение этапов идет на время.

4. При проведении игры для множества команд целесообразно размещать этапы вне видимости соседствующих этапов, а также на старте делать интервалы для стартующих команд.

5. Время, затраченное на прохождение каждого этапа, суммируется и при подведении итогов с учетом штрафных секунд дается общее время, затраченное на прохождение всех заданий.

6. Каждый этап должен быть снабжен табличкой с названием этапа, а также ориентирами движения к очередному этапу.

7. Игру лучше всего проводить на свежем воздухе.

8. Особое внимание следует уделить обучению людей проводящих этапы. Безусловно, что это должны быть либо старшие школьники, либо взрослые люди.

9. На прохождение всех этапов игры отводится время в 180 секунд. Если команда не укладывается в указанное время, прохождение этапа останавливается, а команде в графе «время прохождения» пишется 200 секунд. Дальше команда отправляется на следующий этап.

10. У каждой команды должен быть маршрутный лист, в котором указываются этапы, время прохождения и ставится подпись судей проводящих этапы. Маршрутный лист сдается на последнем этапе.



ХОД ИГРЫ:

1 ЭТАП: «ПОСИДЕЛКИ»

Задание: Участникам команды необходимо сесть так, чтобы каждый сидел друг у друга на коленях.

2 ЭТАП: «НОМЕРКИ»

Задание: Члены команды, прейдя на этот этап, выстраиваются в одну шеренгу и поворачиваются спиной к проводящим этап. Судьи прикрепляют за воротники в хаотическом порядке, заранее заготовленные номерки (например, от 1 до 12) участникам команды, после чего просят повернуться их к себе лицом. Задача команды как можно быстрее без слов, используя только мимику и жесты построиться по порядку номеров от 1 до 12.

3 ЭТАП: «ПОЙМИ МЕНЯ»

Задание: Команда выстраивается в колонну (в затылок друг другу). Первый участник команды поворачивается к ведущему этапа и вытягивает один из предложенных ему вариантов видов спорта, которые написаны на карточках. После этого он поворачивается назад, хлопает по плечу 2-го участника команды. После того, как он к нему повернулся 1-й игрок без слов, используя только мимику и жесты, показывает впереди стоящему выбранный вид спорта (например: биатлон, фехтование, фигурное катание и т. д.) Если 2-й игрок понял, он показывает это кивком головы и поворачивается вперед и хлопает по плечу следующему игроку, если же нет, то 1-й игрок повторяет свой показ. Последний игрок в колонне ничего не показывает, он только называет тот вид спорта, который ему показали. При проведении этого этапа важно проследить, чтобы игроки до того, как их попросят повернуться, не поворачивались.

4 ЭТАП: «ТРОПА ДОВЕРИЯ»

Задание: На асфальте рисуется весьма извилистая не широкая дорожка, вдоль которой рисуются кружочки, которые при проведении этого этапа займут игроки. Одному из игроков пришедшей на этап команды завязываются глаза, затем его раскручивают и ставят на линию старта. Задача этого игрока, а значит и всей команды в целом, пройти до линии финиша, по возможности, не наступив на линии дорожки. Игроки, которые расположились вдоль дорожки в кружочках помогают игроку с завязанными глазами командами: «вперед», «назад», «влево», «вправо», «стоп», оставаясь при этом на своих игровых местах.

5 ЭТАП: «ПЕРЕПРАВА»

Задание: На этапе «Переправа» команда, должна переправится через веревку, натянутую на определенной высоте над землей. При этом совершенно нельзя касаться веревки, если все же это произошло, то вся команда возвращается на стартовую линию и начинает весь процесс сначала. Высота веревки регулируется в зависимости от возраста участников: чем они старше, тем веревочка выше. Для самых старших отрядов высота должна быть такой, чтобы ее невозможно было бы просто перепрыгнуть всем игрокам команды и это предполагало бы взаимопомощь при преодолении это препятствия. Обратите внимание на то, что это самый травмоопасный этап и на него нужно ставить опытных вожатых или инструкторов спорта. Желательно «Переправу» проводить на газоне или в лесу на очищенной от посторонних предметов поляне.

6 ЭТАП: «УЗЕЛКИ»

Задание: Перед началом этапа команда выстраивается в шеренгу. Перед ней лежит веревка, на которой завязаны на равноудаленном расстоянии три обычных узла. Все игроки вытягивают левые руки вперед и одновременно поднимают веревку до уровня пояса. Задача: не разжимая левые руки при помощи правых развязать узлы. Для проведения этого этапа желательно использовать туристические веревки сечением 8 или 10 мм, но никак не бельевые.

7 ЭТАП: «МЯЧИК»

Задание: Знакомое для всех задание. Команда выстраивается в шеренгу, лучше по принципу «мальчик-девочка». Задача: не используя руки передать мячик зажатый подбородком от первого игрока до последнего. Если мячик падает задание начинается выполняться заново.

8 ЭТАП: «ПОБЕДНЫЙ КЛИЧ»

Задание: Команда берется за руки и не разжимая их пролазит через три, лежащих на земле обруча, после чего должна всем составом встать в нарисованный на земле небольшой круг и придумав себе боевой клич прокричать его трижды. На этом игра для данной команды завершается, а капитан команды отдает маршрутный лист судье последнего этапа.


МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПРОХОЖДЕНИЯ ИГРЫ «ТРОПА ДОВЕРИЯ

П/Н ЭТАПА ! НАЗВАНИЕ ЭТАПА ! ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ! ШТРАФНЫЕ/БОНУСНЫЕ СЕКУНДЫ ! ПОДПИСЬ СУДЬИ

1.___________ ПОСИДЕЛКИ

2.___________ НОМЕРКИ

3.___________ ПОЙМИ МЕНЯ

4.___________ ТРОПА ДОВЕРИЯ

5.___________ ПЕРЕПРАВА

6.___________ ЧЕКАНКА

7.___________ МЯЧИК

8.___________ ПОБЕДНЫЙ КЛИЧ




Цель игры: гармонизация межличностных отношений через создание ситуации взаимодействия в группе, выработку моделей эффективного общения в ней и способов ее конструктивного разрешения.

Категория участников: подростки 10–17 лет; В игре могут принимать участие одновременно от 25 до 75 человек, продолжительность: 1,5–2 часа.

Описание игры. На предварительном сборе участникам дается общая установка на игру, объясняются правила. Необходимо сформировать шесть команд, для этого каждому человеку предлагается взять карточку определенного цвета, а затем все цвета объединяются в группы, которым можно дать название. Цель команд: пройти все этапы игры, набрать как можно больше баллов. Та команда, которая сделает это быстрее, дружнее и качественнее становится победителем. Затем командам выдаются маршрутные листы, в которых указан порядок прохождения станций, и выставляются оценки. Станции должны находиться на достаточно отдаленном расстоянии. На каждом этапе команды находятся 15–20 минут, время перехода не обозначается. На станциях ребята выполняют задания ведущего. Ведущий станции оценивает активность команды, ее сплоченность, конструктивность разрешения ситуации, правильность ответов по пятибалльной системе. Также могут даваться штрафные баллы за отставание некоторых участников от команды и неорганизованность, конфликтность в группе, нарушение правил выполнения задания. Штрафные баллы составляют разность оценочным при подсчете общего результата каждой команды. После прохождения всех станций командой подсчитываются баллы, победители награждаются грамотами и памятными призами.

Необходимые материалы: маршрутные листы, в которых указан порядок прохождения командами станций; таблички с названиями станций: «Ритмометр», «Кочки», «Монстры», «Преграда», «Трансформер», «Поводырь», «Скала»; 3 листа плотного картона; 2 веревки (2 м и 4 м); мел для асфальта; скотч; ножницы; призы и грамоты победителям.

Станция «Ритмометр» Цель: отработка навыков скоординированности действий команды. Форма проведения: Предварительно ведущий на асфальте чертит классики, в виде своеобразной лесенки. Участникам команды под счет ведущего предстоит проскакать эти классики, держась друг за друга, в виде цепочки, разрывать цепочку нельзя.

Станция «Трансформер» Цель: развитие навыков невербального общения, эмпатии, межгруп пового взаимодействия. Форма проведения: ведущий предлагает участникам команды встать в круг и взять в руки веревку. Далее участникам команды предлагается без слов, из веревки сделать определенные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, ромб и т. д.).

Станция « Поводырь» Цель: сформировать доверие к членам группы на телесном уровне, отработать навыки согласованности действий. Форма проведения: участникам команды предлагается встать в колонну, друг за другом, закрыть глаза всем, кроме стоящего впереди колонны. Держась друг за друга, колонна должна передвигаться, преодолевая препятствия (огибая деревья, преодолевая барьеры и т.п.)

Станция «Кочки» Цель: сформировать установки взаимосотрудничества, отработать навыки согласованности действий. Форма проведения: На асфальте нарисованы две линии на расстоянии 5 м друг от друга. Расстояние между ними – это река. Задача команды – переправить всех участников на другой берег. Передвигаться можно только по трем кочкам. Дополнительные условия: на территории «реки» стоять можно только на «кочке»; «кочку» можно передвигать только рукой, при этом опираться на землю другой рукой нельзя. Оцениваются точность и скорость переправы на другой берег, оригинальность найденного способа, а также дружность команды, способность конструктивно подходить к принятию общего решения, согласованность действий.

Станция «Монстры» Цель: развитие чувства принадлежности к группе на уровне телесного контакта. Для успешного выполнения этого упражнения требуется проявить навыки сотрудничества в группе, конструктивное взаимодействие, согласованность действий. Форма проведения: Команде предлагается пройти 25-30 метров таким образом, чтобы земли касалось только определенное количество ног. Это число расчитывается по формуле: N = n – 3, где N – число ног, которые могут касаться земли, n – число людей в данной команде. Например, если в команде 10 человек, то им нужно пройти дистанцию на 7 ногах. Причем команда сама выбирает, каким способом она будет это делать. Оценивается дружность группы, согласованность ее действий, оригинальность в принятии решения.

Станция « Преграда» Цель: развитие межгруппового единства, навыков работы в группе, умения принимать коллективное решение; сплочение команды. Форма проведения: Ведущий натягивает веревку (необходимы два столба, дерева) на уровне талии участников команды. Команде нужно прой ти под веревкой, не задев ее; нельзя касаться земли руками. На втором этапе задание усложняется – веревка опускается вниз до уровня колен участников. Все участники команды могут помогать друг другу.

Станция «Скала» Цель: данное упражнение развивает навыки поддержки в группе; сплочение команды. Форма проведения: Участникам предлагается встать на бревно или скамью, взявшись под руки. Крайний участник должен переправиться на другой конец цепи с помощью остальных участников скалы (при этом они могут помогать только поддерживанием). Падение со скамьи несет команде штрафные баллы. Таким образом, на другой конец цепи постепенно должны переправиться все участники команды.

Ожидаемый профилактический эффект игры заключается в выработке навыков сотрудничества, согласованности действий, невербального общения, эмпатии, межгруппового взаимодействия, конструктивного разрешения спорных ситуаций, что позволяет гармонизировать межличностные отношения в группе и, в конечном итоге, является фактором защиты личности каждого подростка. Подводя итоги, стоит отметить, что представленные выше подходы к профилактической деятельности построены на понимании того факта, что асоциальные формы поведения чаще всего возникают у личностей, имеющих трудности в совладании со стрессом, противостоянии групповому давлению, низкими коммуникативными способностями, слабо развитыми навыками принятия решений и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Задача специалистов, работающих в области профилактики, на наш взгляд, состоит в том, чтобы помочь подросткам и молодым людям справиться с внешними и внутренними конфликтами, путем актуализации и развития у них позитивных личностных качеств. Решению данной задачи способствует применение специалистами разнообразных методов социально–психологической работы, соответствующей возрастным и личностным особенностям молодых людей. В данном параграфе были представлены такие формы групповой работы как психологический тренинг и маршрутная игра. Данные формы работы отличаются эмоциональностью, активным взаимодействием участников между собой и соответствуют возрастным особенностям подростков.



Тропа доверия Возраст: от10 лет и старше.

  • Участники: отряд.

Время: 1,5 – 2 часа.

Оборудование и реквизит: особого оборудования не требуется, только шарфы и платки. Площадка или сами вожатые в качестве «препядсствий».

Цель игры:

  • Проработка проблем в доверительных отношениях между участниками.
  • Установление более тесных и дружественных отношений в отряде

Задачи:

  • Профилактика асоциального поведения;
  • Формирование навыков адаптивного поведения в необычных ситуациях;


  • Отработка навыков работы в новом коллективе;
  • Обсуждение проблем человеческого взаимодействия.

Ход мероприятия:

Вожатый(ые) собирают детей в холле, объясняют правила проведения мероприятия, правила безопасности.

  • В1: Ребята, мы бы хотели чтоб к сегодняшнему мероприятию вы отнеслись очень серьезно, потому что это не обычное мероприятие...
  • В2: Это «Тропа доверия»... Это мероприятие поможет вам открыться, понять своих друзей, почувствовать вашу духовную близость..
  • В1: Для проведения мероприятия нам понадобятся платки, шарфы, все, чем можно завязать глаза.
  • В2: Встаньте, пожалуйста, в одну линию, а сейчас завяжите глаза, теперь возьмитесь за руки..

Мы начинаем!

  • В1: На протяжение всего мероприятия вы должны выполнять задания молча, вы можете общаться с помощью рукопожатий, потягиваний друг друга за собой, как бы указывая что нужно делать. Выходим цепочкой на улицу.

Там проводим конкурсы.

1. Полоса препятствий. Вожатые составляют различные препятствия (обойти стулья, подножки, путаница вокруг деревьев и т.д.) Отряд возвращается в помещение, там проходит продолжение.

2. «Кочки» Цель: сформировать установки взаимосотрудничества, отработать навыки согласованности действий. Форма проведения: На полу (мелом) нарисованы две линии на расстоянии 5 м друг от друга. Расстояние между ними – это река. Задача команды – переправить всех участников на другой берег. Передвигаться можно только по трем кочкам. Дополнительные условия: на территории «реки» стоять можно только на «кочке»; «кочку» можно передвигать только рукой, при этом опираться на землю другой рукой нельзя. Оцениваются точность и скорость переправы на другой берег, оригинальность найденного способа, а также дружность команды.

Завершающий этап.

3. «Трансформер» Цель: развитие навыков невербального общения, эмпатии. Форма проведения: ведущий предлагает участникам команды встать в круг и взять в руки веревку. Далее участникам команды предлагается без слов, из веревки сделать определенные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, ромб). Вожатые благодарят ребят, предлагают отправиться на огонек! Анализ мероприятия:

Анализ происходит как во время мероприятия, так и на огоньке. Во время мероприятия вожатые наблюдают за деятельностью отряда, выявляются лидеры и т.д. На огоньке вожатые узнают мнение ребят, учитывают пожелания.


Этап тропы доверия. «Полет в космос»

Возраст:10-17 лет
Количество: отряд(20-25) Время проведения: любое Оборудование, реквизит: стул, шарф
Цели мероприятия:
  1. Проработка проблем в доверительных отношениях между участниками
  2. Установление более тесных и дружественных отношений в отряде

Ход мероприятия: Отряд приходит на очередной этап. Вожатый заводит в комнату отряд и объясняет: В: сейчас вы должны выбрать одного человека для полета в космос. Отряд выбирает. Вожатый уводит этого человека, объясняет правила остальным. В: сейчас мне нужны три добровольца. Добровольцы выбираются, все остальные- это космос, который будет поддержкой. В: нам потребуется стул. Сейчас мы заведем в комнату человека, он будет с завязанными глазами. 1 и 2 участники держат стул, когда человек встанет на стул ваша задача немного приподнять стул и трясти его, не поднимая выше. 3 участник служит опорой, его задача, когда человек поднимается на стул положить его руки на голову и дождавшись, когда он выпрямиться после слова «поехали», начать приседать вниз, держа руки у себя на голове. В это время остальные участники- «космос» начинают шептать : «прыгай..», повышая голос, крича все громче и громче..(3 участник уже совсем присел) Наконец вожатый стукает(легонько) человека по голове, все кричат «потолок» прыгай. Человек прыгает, а «космос» его ловит. Потом можно снять повязку.