Тренинг на взаимодействие 6

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
P6290215m.jpg

Общие условия проведения тренинговых упражнений

Местом проведения упражнений лучше всего выбрать просторную ком-нату или зал, где имеются стулья по числу участников. Летом в теплую погоду упражнения можно проводить на открытом воздухе.

По общему правилу, оптимальное число участников в группе – 12–15 человек. Возраст участников – не менее 12–13 лет. Участники будут комфорт-нее чувствовать себя при выполнении упражнений, если на них будет одежда спортивного типа.

Время выполнения некоторых упражнений не регламентируется. При этом группа самостоятельно решает: продолжать упражнение или начать вы-полнять следующее. При желании группа всегда может вернуться к невыпол-ненному упражнению.

Если участники группы не имеют соответствующих навыков межлично-стного общения, обсуждения и умения активно слушать, навыков работы в кол-лективе на принципах взаимного уважения и сотрудничества, некоторые уп-ражнения могут показаться им трудными и даже невыполнимыми.

При использовании в своей работе тренинговых упражнений организа-тору следует учитывать особенности коллектива (уровень развития конкретной группы и ее участников и др.), а также специфику каждого конкретного упраж-нения (оптимальное число участников, оптимальный возраст участников и т.п.). В зависимости от указанных факторов возможно изменение определенных па-раметров упражнений (время выполнения задания; расстояние, которое необхо-димо преодолеть группе и т.п.).


Описание упражнений

Предлагаемые тренинговые упражнения можно разделить в зависимости от некоторых особенностей их проведения на 5 групп.


Первая группа упражнений

В упражнениях данной группы установлено время выполнения задания.

Участникам сначала предоставляется время на обсуждение тактики вы-полнения задания. Оно может предоставляться как в виде определенного вре-менного промежутка, так и в виде права взять таймаут, во время которого раз-решается вести обсуждение. Во время обсуждения участникам нельзя ничего записывать, трогать материалы и непосредственно выполнять задание.

По истечении времени обсуждения, группа приступает к выполнению задания по команде ведущего, при этом задание выполняется молча. За произ-несенное любым участником группы слово установлен штраф во времени. Уча-стник, у которого возник вопрос, сигнализирует об этом ведущему поднятием руки. Свой вопрос он может задать лишь с разрешения ведущего. В ином слу-чае это расценивается как нарушение запрета говорить вслух. Когда участники посчитают, что задание выполнено, они говорят об этом ведущему.

Упражнение «Мой идеальный мир»

Материалы: 3 листа ватмана; 9 маркеров разных цветов; скотч.

Место проведения и исходное положение участников: ведущий делит группу на 3 команды, равные по количеству человек. Команды располагаются таким образом, чтобы при обсуждении задания не мешать друг другу.

Задание: каждой команде нарисовать картину «Мой идеальный мир» и представить ее перед другими командами. Правила:

1. У команд есть 10 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время обсуждения нельзя ничего записывать и трогать материалы.

2. По истечении времени обсуждения, команды одновременно присту-пают к выполнению задания по команде ведущего: «Время». При этом:

  • задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во вре-мени 2 минуты (время на выполнение задания уменьшается на 2 минуты для всех команд, независимо от того, какая из них нарушила это правило);
  • на выполнение задания у группы есть 10 минут.

3. Представление картин проводят 1–2 человека от каждой команды, ар-гументируя свое видение идеального мира, не более 2 минут. Примечание для ведущего: в задании можно давать и иные темы картин («Идеальный лидер», «Идеальный коллектив», «Идеальная профессия» и др.).


Упражнение «Фломастеры»

Материалы: фломастеры – по количеству человек в группе (возможна замена фломастеров на трубочки из бумаги).

Место проведения и исходное положение участников: комната делится прямой линией на 2 игровые зоны – «зона обсуждения» и «зона молчания». В «зоне молчания» на полу находятся фломастеры. Задание: поднять одновременно с пола все предметы, при этом:

  • ­ 1 человек может касаться только одного предмета,

­* в воздухе одновременно может находиться только один предмет.

Правила:

1. У группы на выполнение задания есть 20 минут.

2. Когда группа готова выполнять задание, она сигнализирует ведущему. Ведущий дает команду: «Время». Группа переходит в «зону молчания» и начи-нает выполнять задание.

3. При нарушении задания ведущий говорит об этом, группа переходит в «зону обсуждения», ведущий приводит в исходное положение материалы (со-единенные фломастеры разъединяются).

4. Участники группы могут разговаривать, только когда все они нахо-дятся в «зоне обсуждения». За нарушение этого правила – штраф во времени 1 минута.

5. Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе. Примечание для ведущего: два и более фломастера, устойчиво соеди-ненных вместе, рассматриваются как один предмет. Участники должны дога-даться об этом самостоятельно.


Упражнение «Покрывало»

Материалы: 2 маркера; 4 листа (формата A4); скотч.

Место проведения и исходное положение участников: две комнаты (смежные), сообщающиеся через дверь. У каждого участника имеется визитка, на которой указано его имя. Ведущий делит группу на две команды, равные по количеству человек. Команды расходятся по комнатам так, что не видят друг друга и не могут общаться. Ведущий стоит в проеме двери таким образом, что-бы видеть обе команды. Участники также должны видеть ведущего.

Задание: оказаться всей группе в одной комнате.

Правила:

1. У команд есть 2 минуты на обсуждение тактики выполнения зада-ния.

2. Задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во времени 2 минуты (время на выполнение задания уменьшается на 2 минуты для всех команд, независимо от того, какая из них нарушила это правило).

3. У каждой команды есть право взять 2 таймаута, во время которых разрешается разговаривать, продолжительностью 1 минута каждый. При этом вторая команда также имеет право на обсуждение, не используя своего таймау-та.

4. По истечении времени обсуждения, по команде ведущего: «К по-крывалу», от каждой команды по одному человеку подходят к двери или стене, прилегающей к двери (на которой висят с каждой стороны по листу бумаги), и пишет имя человека, который, по его мнению, подошел к двери с другой сторо-ны.

5. Человек, подошедший к двери с другой стороны, имя которого уга-дано, переходит в противоположную команду.

6. Если угадали участники обеих команд, то команды остаются в преж-них составах.

7. Если участники обеих команд не угадали, то команды восстанавли-вают первоначальный состав (все возвращаются обратно в свои команды). При этом сохраняется правило 2.

8. Ведущий повторяет команду «К покрывалу», подходят следующие участники и т.д.

9. Один и тот же человек не может подходить к двери с одной стороны два раза подряд.

10. Участникам команд нельзя смотреть в соседнюю комнату. За нару-шение – штраф во времени – 2 минуты.

11. На выполнение задания у группы есть 20 минут.


Упражнение «Летающие яйца»

Материалы: яйцо сырое; катушка ниток; кусок обойной бумаги длиной 1м; пластмассовый стаканчик; скотч длиной 70–80 см.

Задание: сделать из предложенных материалов конструкцию для яйца так, чтобы оно не разбилось, если его сбросить в этой конструкции с высоты 2,5–3 метра.

Правила:

1. У группы есть 10 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время которого нельзя трогать материалы.

2. По истечении времени обсуждения, ведущий дает команду: «Время», и группа начинает выполнять задание.

3. Задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во вре-мени 1 минута.

4. На выполнение задания у группы есть 10 минут.

5. По истечении 10 минут или когда группа сигнализирует о своей го-товности, ведущий бросает яйцо в конструкции с указанной в задании высоты.

6. Участники проводят обсуждение упражнения, не разворачивая конст-рукции.

Обсуждение завершается вопросами:

  • ­ Важно ли для вас, разбилось ли яйцо?

­* Что для вас важнее: результат или процесс выполнения задания?

7. Только после обсуждения конструкция разбирается.

Примечание для ведущего: перед началом выполнения группой задания ведущий напоминает участникам об осторожности обращения с яйцом во время изготовления конструкции.


Упражнение «Лабиринт»

Место проведения и исходное положение участников: на полу начерчен квадрат, разделенный на 100 квадратов, со стороной 30 см каждый. Данное по-ле-сетка представляет собой «лабиринт». Вся группа находится с одной стороны «лабиринта».

У ведущего имеется уменьшенное изображение «лабиринта», на кото-ром отмечен путь через него (заштрихованы соответствующие квадраты).

Задание: всей группе оказаться на противоположной стороне «лабирин-та».

Правила:

1. У группы есть 2 минуты на обсуждение тактики выполнения задания.

2. По истечении времени обсуждения участники становятся в шеренгу и начинают по очереди пробовать найти путь через лабиринт, вступая на один любой квадрат, при этом:

  • ­ задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во вре-мени 1 минута;

­* если участник вступил на «правильный» квадрат (заштрихованный у ведущего), то ведущий при этом молчит, и участник получает право выбрать еще один квадрат, вступив на него; в случае неверно выбранного участником квадрата ведущий произносит слово «ку-ку». После этого участник должен вернуться назад по пройденным им квадратам; ­* одновременно в «лабиринте» может находиться только один участник; ­* обходить «лабиринт» нельзя; ­* нельзя использовать никакие вспомогательные материалы; ­* в случае, когда часть группы уже перешла на другую сторону «лаби-ринта», а кто-то из оставшихся участников вступил на неверный квадрат, все возвращаются на исходную сторону.

3. На выполнение задания у группы есть 20 минут.


Упражнение «Башня» Материалы: обойная бумага длиной 1 метр; скрепки (40–50 шт.); скотч длиной 1 метр.

Задание: из предложенных материалов построить башню как можно большей высоты.

Правила:

1. У группы есть 10 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время обсуждения нельзя ничего записывать и трогать материалы.

2. По истечении времени обсуждения, группа приступает к выполнению задания по команде ведущего: «Время», при этом задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во времени 2 минуты.

3. Участники не должны касаться построенной башни при проверке за-дания.

4. На выполнение задания у группы есть 10 минут. Примечание для ведущего: построенная башня может опираться на по-сторонние статические предметы (стена, шкаф, стол и т.п.). Участники должны догадаться об этом самостоятельно.


Упражнение «Мост»

Материалы: стул; обойная бумага длиной 1 метр; скрепки (40–50 шт.); скотч длиной 1 метр.

Задание: из предложенных материалов построить мост над стулом.

Правила:

1. Мост не должен касаться стула.

2. У группы есть 10 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время обсуждения нельзя ничего записывать и трогать материалы.

3. По истечении времени обсуждения, группа приступает к выполнению задания по команде ведущего: «Время», при этом задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во времени 2 минуты.

4. Участники не должны касаться построенного моста при проверке за-дания.

5. На выполнение задания у группы есть 10 минут.


Упражнение «Скульптура идеального лидера»

Задание: группе из ее участников «слепить» скульптуру идеального ли-дера и представить ее ведущему.

Правила:

1. У группы есть 10 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время обсуждения нельзя начинать «лепить» скульптуру.

2. По истечении времени обсуждения, группа приступает к выполнению задания по команде ведущего: «Время», при этом задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во времени 2 минуты.

3. При «лепке» скульптуры можно использовать только предметы, нахо-дящиеся на участниках.

4. В скульптуре может быть использовано любое количество участников группы.

5. На выполнение задания у группы есть 10 минут.

6. Представление скульптуры проводят 1–2 человека от группы, аргу-ментируя свое видение идеального лидера не более 2 минут.


Вторая группа упражнений

Особенностью упражнений данной группы является то, что участникам уже с момента объяснения задания и правил нельзя разговаривать друг с дру-гом. Поэтому ведущий перед началом каждого упражнения предупреждает уча-стников о том, что начинать выполнять задание можно только по его команде. Ведущий говорит о том, что рассчитывает на честность участников.

Группа редко сразу справляется с заданием. Ведущий дает команды в быстром темпе в течение 3–4 минут. Если за это время группа не справляется с заданием, ведущий может предоставить 1 минуту для обсуждения, во время ко-торого разрешается говорить вслух.

Данные упражнения сложны и рекомендуются для применения в работе со сплоченным, дисциплинированным коллективом, имеющим опыт прохожде-ния иных тренинговых упражнений.


Упражнение «Встать со стульев»

Исходное положение участников: участники сидят в кругу на стульях.

Задание: научиться одновременно и синхронно вставать со стульев тому количеству участников, какое число называет ведущий.

Правила:

1. Участникам нельзя разговаривать друг с другом.

2. Участникам нельзя вставать со стульев без команды ведущего.

3. Участники встают, когда ведущий произносит число.

4. При неправильном выполнении задания ведущий произносит слово «садитесь». Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.

Примечания для ведущего:

  • ­ ведущий начинает называть в произвольном порядке числа (от едини-цы до числа участников), постепенно увеличивая их;

­* ведущий называет числа в быстром темпе; ­* ведущий называет числа до момента, когда все участники группы смо-гут встать одновременно и синхронно.


Упражнение «Выбор»

Исходное положение участников: участники сидят в кругу на стульях. По команде ведущего: «Выбор» каждый участник указывает пальцем вытяну-той руки на одного из других участников.

Задание: добиться такого «выбора», в котором группа разбилась бы на пары.

Правила:

1. Участникам нельзя разговаривать друг с другом.

2. Участникам нельзя вставать со стульев.

3. Участники делают свой выбор одновременно по команде ведущего и не могут менять его до новой команды.

4. Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе. Примечания для ведущего:

  • ­ если в группе нечетное число участников, задание считается выпол-ненным, когда только один участник остался без пары;

­* ведущий дает команды в быстром темпе.


Упражнение «Веревка»

Материалы: веревка длиной 2 метра.

Исходное положение участников: участники стоят в кругу, держась за руки. На плечо одному из них ведущий вешает смотанную кольцом веревку.

Задание: необходимо, чтобы веревка обошла весь круг, при этом:

  • ­ участникам нельзя разговаривать друг с другом;
  • ­ участникам нельзя расцеплять руки;

­* участникам нельзя передавать веревку с помощью рук; ­* при падении или разматывании веревки упражнение выполняется сна-чала; ­* когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе. Примечания для ведущего: вариант выполнения задания, при котором участники сами обойдут круг, не передавая веревки друг другу, считается пра-вильным. Участники должны догадаться об этом возможном варианте само-стоятельно.


Упражнение «Пальцы»

Исходное положение участников: участники сидят на стульях в кругу.

Задание: всем участникам «выбросить» (показать) одно и то же количе-ство пальцев на правой руке.

Правила:

1. Участникам нельзя разговаривать друг с другом.

2. Каждый участник сжимает правую руку в кулак и выставляет ее впе-ред.

3. По команде ведущего: «Пальцы» каждый участник «выбрасывает» на правой руке любое количество пальцев.

4. Участники «выбрасывают» пальцы одновременно по команде ведуще-го и не меняют количество «выброшенных» пальцев до новой команды.

5. Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.


Упражнение «Прыжок»

Исходное положение участников: участники стоят в кругу лицом к центру. Задание: всем участникам повернуться в одну сторону.

Правила:

1. Участникам нельзя разговаривать друг с другом.

2. По команде ведущего: «Прыжок!» каждый участник совершает одно из действий:

  • ­ подпрыгнуть вверх на месте;

­* повернуться в прыжке на 90 градусов влево; ­* повернуться в прыжке на 90 градусов вправо; ­* повернуться в прыжке на 180 градусов влево; ­* повернуться в прыжке на 180 градусов вправо.

3. Участники совершают прыжки одновременно по команде ведущего и не меняют свое положение до новой команды.

4. После самой первой команды ведущего участникам нельзя подпрыги-вать вверх на месте.

5. Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.


Упражнение «Четверо стоя»

Исходное положение участников: участники сидят в кругу лицом к цен-тру.

Задание: в группе в течение 1 минуты должны стоять на выпрямленных ногах четыре участника.

Правила:

1. Один участник может стоять не более 10 секунд.

2. Участникам нельзя разговаривать друг с другом.

3. У группы есть право взять 2 таймаута продолжительностью 1 минута каждый, во время которых разрешается разговаривать. Примечание для ведущего: вариант, при котором одновременно садятся одни участники и встают другие, не является правильным: Правильным вари-антом выполнения задания будет лишь такой, при котором минимум четыре участника стоят на выпрямленных ногах. Например:

  • ­ встают первые четыре участника;

­* по истечение 7–8 секунд встают вторые четыре участника (всего стоят 8 участников); ­* на девятой секунде садятся первые четыре участника; ­* на пятнадцатой секунде встают другие четыре участника (снова стоят 8 участников); ­* на шестнадцатой – садятся вторые четыре участника и т.д.


Упражнение «Слово»

Материалы: полные спичечные коробки по числу участников (вместо спичек можно использовать булавки или скрепки).

Место проведения и исходное положение участников: стулья по числу участников стоят кругом. Участники находятся внутри этого круга, каждый ли-цом к одному стулу. На каждом стуле лежит открытый полный спичечный ко-робок.

Задание: из спичек составить группе столько слов, сколько в ней участ-ников, использовав при этом как можно большее количество спичек.

Правила:

1. Задание выполняется в течение 50 раундов. Время каждого раунда – 20 секунд. Перерыв между раундами – 10 секунд. Во время перерыва каждый участник переходит по часовой стрелке к следующему стулу. Команды о начале и окончании каждого раунда подает ведущий.

2. Задание выполняется молча. За произнесенное слово как во время ра-ундов, так и во время перерывов – штраф во времени 1 минута.

3. Во время каждого раунда участник может взять из коробка и исполь-зовать для составления только одну спичку, при этом нельзя ломать спички, менять положение уже использованных.

4. На выполнение задания у группы есть 20 минут.


Третья группа упражнений

В этих упражнениях в коллективе искусственно создаются внутренние противоречия. Ведущий делит коллектив на 2–4 команды по возможности с равным количеством участников в каждой. Из формулировки задания не ясно, командное это задание или общегрупповое. Ведущий не должен прояснять группе задание. Участники каждой команды самостоятельно должны истолко-вать формулировку задания.

Данные упражнения позволяют спрогнозировать, как поведет себя груп-па и ее участники при необходимости выбора между личными и коллективны-ми интересами. Правильным признается как вариант, при котором вся группа выполнит задание, так и вариант, при котором каждая команда выполнит задание отдель-но. Как правило, в дружном, сплоченном коллективе участники будут стре-миться к успеху всей группы, искать общее решение.


Упражнение «Неравные ресурсы»

Материалы:

  • ­ ножницы;

­* клей; ­* линейка; ­* 1 лист синей бумаги (формат A4); ­* 1 лист белой бумаги (формат A4); ­* 1 лист красной бумаги (формат A4); ­* 1 лист зеленой бумаги (формат A4).

Исходное положение участников: ведущий делит группу на 3 команды. Команды располагаются так, чтобы не мешать работе друг друга.

  • Первой команде выдается – 1 лист синей бумаги, ножницы.
  • Второй команде выдается – 1 лист белой бумаги, 1 лист зеленой бумаги, клей.
  • Третьей команде выдается – 1 лист красной бумаги, линейка.

Задание: команде составить как можно быстрее – белый квадрат со сто-роной 2,5 см, синий прямоугольник со сторонами 2 и 4 см, бумажную цепь из четырех разноцветных звеньев (красного, белого, синего, зеленого).

Правила: На выполнение задания – не более 15 минут.

Примечание для ведущего: правильным признается как вариант, при ко-тором вся группа выполнит задание, так и вариант, при котором каждая коман-да выполнит задание отдельно.


Упражнение «Акулы!»

Материалы: мел.

Место проведения и исходное положение участников: на полу на рас-стоянии двух метров друг от друга начерчены два квадрата со стороной 1 метр. Квадраты представляют собой игровые «острова». Вся остальная поверхность пола – «море».

Ведущий делит группу на две команды, равные по количеству участни-ков. Каждой команде соответствует один «остров».

Задание каждой команде: сохранить как можно больше своих участни-ков.

Задание каждому участнику: «выжить».

Упражнение включает несколько раундов. Каждый раунд начинается словами ведущего: «Внимание! Акулы!» и заканчивается словами ведущего: «Все в море».

Правила:

1. Участники находятся в «море». По команде ведущего «Внимание! Акулы!» каждая команда должна собраться на своем «острове» за 5 секунд. Участники, которые по истечении 5 секунд касаются «моря» любой частью те-ла, считаются съеденными акулами и выбывают из дальнейшего участия.

2. Участник, «спасшийся» не на своем «острове», считается съеденным жителями чужого «острова» и выбывает из дальнейшего участия.

3. После каждого раунда ведущий уменьшает сторону «острова» на 15 см.

4. Первый перерыв между раундами – 15 секунд. Далее перерыв между раундами каждый раз увеличивается на 15 секунд. Примечание для ведущего: на примере упражнения можно проследить, как меняется соотношение личных и коллективных интересов при их столкно-вении, как поведет себя группа и ее участники при необходимости выбора ме-жду ними.


Четвертая группа упражнений

В упражнениях данной группы коллективу не приходится преодолевать испытания. Упражнения носят более легкий характер, позволяют интересным образом поднять и обсудить широкий круг проблем, вызвать участников на определенную откровенность. Они могут использоваться как игровые формы.


Упражнение «Аукцион ценностей»

Материалы: лист ватмана с написанными на нем ценностями; маркер красного цвета.

Упражнение состоит из двух этапов: аукцион и обсуждение.

Правила аукциона:

1. У каждого участника есть 1000 условных единиц.

2. Начальная цена каждой ценности – 50 условных единиц.

3. Повышать цену можно на сумму условных единиц, кратную 20 (20, 40, 60 и т.д.). Нельзя повышать собственную названную цену.

4. Объединять условные единицы участникам нельзя.

5. Торги начинаются после оглашения ведущим какой-либо ценности.

6. Ценность считается купленной, если предложенную за нее цену веду-щий назвал три раза под счет и произнес слово «Продано» (например: 300 – раз, 300 – два, 300 – три, продано!) или если за нее предложено 1000 условных еди-ниц.

7. Рядом с ценностью ведущий записывает цену, за которую она прода-на, и имя ее покупателя.

Вопросы для обсуждения упражнения:

  • ­ Почему именно эти ценности набрали наибольшее число единиц?
  • ­ Все ли довольны тем, что купили? Хотелось ли купить что-то другое?

­* Если бы такой аукцион проходил в реальной жизни, изменился бы ваш выбор? ­* Какие проблемы человека и общества связаны с предложенными цен-ностями? Способна ли молодёжь решить эти проблемы, повлиять на их реше-ние?

Список ценностей:

  • ­ Свобода.
  • ­ Финансовая независимость.

­* Возможность написать книгу, которая повлияла бы на поколения. ­* Мир во всем мире. ­* Здоровый ребенок. ­* Идеальная семья, ­* Дом вашей мечты. ­* Идеальное здоровье до 95 лет. ­* Головокружительная карьера. ­* Благополучие родителей. ­* Идеальная любовь. ­* Поселить всех бездомных. ­* Накормить всех голодных. ­* Стать президентом России. ­* Стать президентом США. ­* Слетать в космос. ­* Получить «Оскара». ­* Мир без наркотиков. ­* Бессмертие. ­* Идеальный друг. ­* Возможность путешествовать во времени. ­* Возможность читать чужие мысли. ­* Способность летать. ­* Изменить внешность. ­* Сменить пол.


Упражнение «Аукцион лидерских качеств»

Материалы: 1 лист ватмана, маркеры; скотч.

Место проведения и исходное положение участников: участники сидят в кругу. На стене повешен плакатный лист, на котором в столбик написаны ли-дерские качества.

Правила:

1. Ведущий зачитывает качество.

2. Каждый участник по команде ведущего: «Выбор» указывает пальцем вытянутой руки на того участника, которому зачитанное качество, на его взгляд, наиболее подходит. В таком положении участники замирают.

3. Ведущий подсчитывает, сколько человек показало на каждого участ-ника.

4. Справа от качества ведущий записывает имя того, на кого указало наибольшее число участников.

5. Ведущий зачитывает следующее качество и т.д. Примечания для ве-дущего:

  • ­ упражнение можно завершить обсуждением результатов;

­* упражнение рекомендуется проводить для одной группы несколько раз через определенный период времени, чтобы сравнить результаты.


Упражнение «Круги»

Материалы: мел (или веревки).

Место проведения и исходное положение участников: на полу начерче-ны (или обозначены веревкой) три окружности с единым центром (одна в дру-гой). Диаметры окружностей соответственно – 1 метр (малая окружность), 2 метра (средняя окружность) и 4 метра (большая окружность). Участники сидят вокруг большого круга.

Ведущий предлагает желающим участникам по очереди выполнять уп-ражнение.

Правила:

1. По желанию любой участник встает в большой круг.

2. Начиная медленно идти вдоль окружности большого круга в одну сторону, участник говорит то, что ему хочется сказать обществу, в котором он живет.

3. Затем участник переходит в средний круг и движется по его окружно-сти. При этом участник говорит то, что ему хочется сказать своим близким и друзьям.

4. Затем участник переходит в малый круг и движется по его окружно-сти. При этом участник говорит то, что ему хочется сказать самому себе. .

5. После этого участник выходит из кругов и садится на свое место. Примечания для ведущего:

  • ­ свет в помещении может быть приглушен с целью создания довери-тельной обстановки;

­* ведущий для примера первым проходит упражнение; ­* ведущий не активизирует участников, упражнение проходят желаю-щие; ­* в конце ведущий благодарит всех за участие в упражнении.


Упражнение «Автопортрет»

Материалы: игровые листки по количеству участников. Игровой листок представляет собой лист формата А4, согнутый пополам. Нижняя половина ка-ждого листа согнута на полоски по количеству участников.

Исходное положение участников:

  • ­ участники сидят за столом;

­* каждому участнику ведущий выдает игровой листок. Задание: каждому участнику нарисовать на верхней половине игрового листка (не согнутой на полоски) свой автопортрет, не подписывая его. Время на выполнение – 5 минут.

Правила:

1. По истечении времени на выполнение, участники сдают автопортреты ведущему.

2. Ведущий перемешивает их и раздает участникам в произвольном по-рядке.

3. Каждый участник пишет на самой нижней полоске под автопортре-том, какая, на его взгляд, профессия подходит человеку, нарисованному на портрете. Время – 1 минута.

4. После этого участник загибает полоску, на которой писал, на обрат-ную сторону игрового листка и передает его следующему участнику по кругу.

5. Участникам нельзя смотреть на предыдущие записи.

6. Участник, получивший свой автопортрет, также заполняет полоску.

7. Когда портреты «обошли» весь круг, ведущий собирает их. Затем уча-стники разбирают свои автопортреты.

8. По желанию каждый участник может высказаться о надписях под сво-им автопортретом, показать их другим участникам.


Упражнение «Художник»

Материалы: 1–3 листа ватмана; маркеры.

Задание: набрать группе как можно больше баллов.

Правила:

1. Участники группы по очереди выступают в роли «художника».

2. Ведущий говорит «художнику» загаданное слово так, чтобы другие участники не слышали его.

3. «Художник» выражает это слово с помощью рисунка на плакатном листе. При этом ему нельзя никаким образом общаться с группой, а в рисунке нельзя использовать буквы.

4. Группа обсуждает рисунок и называет слово, которое, по их мнению, хотел изобразить «художник».

5. После этого в роли «художника» выступает следующий участник и т.д.

6. За каждое угаданное слово группа получает 1 балл, при неправильном ответе – 0 баллов. Примечания для ведущего:

  • ­ в качестве загаданных слов можно использовать слова: различие, вос-питание, дискриминация, конфликт, бедность, иностранец, солидарность и т.п.;

­* при анализе упражнения можно спросить «художников», почему именно эти образы они использовали, и обсудить роль стереотипов в человече-ском общении.


Пятая группа упражнений

В эту группу входят упражнения, которые нельзя отнести ни к одной из групп.


Упражнение «Кочки»

Материалы: листы бумаги (формат А4) или фанерки (20 см х 15 см) по числу участников в группе. Место проведения и исходное положение участников: на полу разложе-ны «змейкой» листы бумаги или фанерки, представляющие собой «кочки». Рас-стояние между «кочками» – 80 см. Количество «кочек» – по числу участников в группе. Каждый участник встает на одну «кочку». Ведущий сообщает каждому из участников слово из известного стихо-творения так, чтобы другие этого не слышали. Слова раздаются в произвольном порядке.

Задание: участникам встать на «кочки» таким образом, чтобы из сооб-щенных каждому из них слов сложилось стихотворение.

Правила:

1. Участникам можно перемещаться, вступая только на «кочки».

2. Одновременно перемещаться может только один участник. Участник, стоящий на двух «кочках», признается перемещающимся.

3. При нарушении первых двух правил упражнение выполняется сначала (участники встают в исходном порядке на «кочки»).

4. На выполнение задания у группы есть 15 минут.


Упражнение «Десять метров»

Материалы: листы бумаги (формат А4) или фанерки (20 см х 15 см) – на один больше, чем число участников в группе.

Место проведения и исходное положение участников: на полу разложе-ны по прямой линии листы бумаги, представляющие собой «кочки». Расстоя-ние между «кочками» – 20 см. Каждый участник встает на одну «кочку», при этом последняя «кочка» остается свободной.

Задание: группе преодолеть расстояние 10 метров.

Правила:

1. Участникам можно перемещаться только по «кочкам».

2. Сдвигать с места и передвигать можно только свободную «кочку».

3. Участник может стоять на «кочке» только на двух ногах.

4. Перемещаться по «кочкам» участники должны одновременно и син-хронно.

5. При нарушении правил или касании любым участником пола задание выполняется сначала (участники встают в исходном порядке).

Примечание для ведущего: правильным вариантом выполнения задания будет такой, при котором все участники одновременно и синхронно перепры-гивают на «кочку» впередистоящего участника, а затем последнюю «кочку» передают впереди стоящему.


Упражнение «Таких не берут в космонавты»

Материалы: мел, повязка на глаза.

Место проведения и исходное положение участников: на полу начерче-ны две линии («старт» и «финиш»), расстояние между которыми 2 метра. Пер-пендикулярно им от «старта» к «финишу» начерчены две линии, представляю-щие собой «тропу». Ширина «тропы» – 15 см. Участники находятся перед «стартом» и по очереди начинают пробовать пройти по тропе с завязанными глазами.

Задание: всей группе перейти по «тропе» за «финиш».

Правила:

1. На «тропе» одновременно может находиться только один участник.

2. Участникам можно перемещаться от «старта» к «финишу» только по «тропе».

3. Участникам нельзя касаться того участника, который находится на «тропе».

4. При нарушении правил, при касании любым участником пола между «стартом» и «финишем», при заступе за линии «тропы» упражнение выполня-ется сначала.


Упражнение «Поднять взглядом»

Исходное положение участников: участники сидят на стульях полукру-гом к водящему. Каждый из участников по очереди выполняет роль водящего.

Задание: водящему «поднять взглядом» всех участников группы так, чтобы все они одновременно стояли 1 секунду.

Правила:

1. Участники смотрят в лицо водящего.

2. Участник, на котором водящий зафиксировал взгляд в течение одной секунды, должен быстро встать и стоять 10 секунд. Каждый участник самостоя-тельно ведет счет секундам про себя.

3. Отсчитав 10 секунд, стоящий участник должен быстро сесть.

4. Водящий может смотреть на одного участника сколько угодно раз.

5. Упражнение выполняется молча.

Примечания для ведущего:

  • оптимальное число участников упражнения – 12-15 человек;
  • упражнение рекомендуется использовать как наглядный пример при изучении участниками навыков публичных выступлений (модель установления визуального контакта выступающего и аудитории).


Упражнение «Над пропастью»

Материалы: мел.

Исходное положение участников: на полу начерчены две параллельные линии, обозначающие «горную тропу». Ширина «тропы» – 40 см. Длина – по количеству участников.

Участники выбирают первого водящего.

Все участники, кроме водящего, встают на «тропу» в одну шеренгу и кладут руки на плечи рядом стоящих.

Задание участникам: построить из себя «живую гору», препятствующую продвижению водящего по «горной тропе».

Правила:

1. Каждый участник все время должен касаться пяткой одной ноги края «тропы».

2. Участникам нельзя убирать руки с плеч рядом стоящих.

3. Участникам нельзя заступать за границы «тропы».

4. На постройку «горы» у участников есть 1 минута.

5. По истечении времени на постройку, участники замирают и далее не должны менять своего положения.

Задание водящему: пройти по «тропе».

Правила:

1. Водящий выбирает, с какой стороны начать проходить «тропу».

2. Водящему нельзя менять положение «горы».

3. Водящему нельзя заступать за края «тропы».

4. При нарушении правил задание выполняется сначала.

5. На выполнение задания у водящего есть 10 минут.


Упражнение «Волшебный карандаш»

Материалы: карандаш (маркер, ручка или т.п.); бумага.

Место проведения и исходное положение участников: участники сидят на стульях полукругом лицом к ведущему. В руке у ведущего – карандаш. Группа выбирает первого водящего. Водящий выходит в смежное по-мещение, чтобы не слышать, какую фигуру загадает группа.

Задание: группе «нарисовать» с помощью «волшебного карандаша» ка-кую-либо фигуру так, чтобы ее отгадал водящий.

Правила:

1. Группа определяет, какую фигуру она будет рисовать.

2. После этого у группы есть 1 минута на обсуждение тактики выпол-нения задания.

3. По истечении времени обсуждения, входит водящий.

4. Ведущий держит карандаш на уровне груди в согнутой в локте руке. Карандаш начинает двигаться в воздухе по команде первого участника.

5. Участники по очереди дают по одной команде. Можно использовать только команды: влево, вправо, вверх, вниз.

6. Задание выполняется молча. Участникам нельзя произносить вслух ничего, кроме команд.

7. Участник может говорить команду только в свою очередь.

8. Карандаш двигается с одинаковой скоростью и меняет направление движения только по команде того участника, чья очередь давать команду.

9. Карандаш прекращает движение, когда группа сообщит ведущему о завершении «рисунка».

10. Ведущий предлагает водящему отгадать с одной попытки, какую фигуру «рисовала» группа.

11. Группа выбирает следующего водящего и т.д.

Примечания для ведущего:

  • ­ понять механизм действия «волшебного карандаша» участникам бу-дет проще, если сначала опробовать его на бумаге;

­* во время обсуждения группа может нарисовать загаданную фигуру на бумаге, но чтобы ее не видел водящий; ­* несмотря на то, что ведущий знает загаданную фигуру, он не помогает группе, четко следуя лишь поступающим командам.


Упражнение «Мозаика»

Материалы: маркеры; скотч; ножницы; полоса бумаги длиной 2 метра и шириной 0,5 метра с надписью. По-лоса расстрижена на листы произвольной формы по числу участников таким образом, чтобы на каждом листе присутствовала часть надписи.

Ведущий выдает каждому участнику по одному такому листу.

Задание: на выданном листе со стороны надписи каждому участнику нарисовать свой автопортрет-шарж, после чего всей группе склеить надпись. Вре-мя на выполнение задания – 10 минут. Примечание для ведущего: текст надписи может быть тематическим или свободным.


Игра «Стол переговоров»

Игру рекомендуется использовать как наглядный пример при изучении участниками методов принятия коллективных решений и связанных с этим проблем. Участники: число участников – 30 человек. Возраст участников – не ме-нее 13 лет. Место проведения: помещение, позволяющее свободно перемещаться всем участникам, в котором имеется не менее 10 стульев.

Реквизит: карточки с игровыми целями. Исходное положение участников: участники разбиты на 10 групп. Группы располагаются так, чтобы не мешать работе друг друга. В центре зала кругом стоят 10 стульев. Каждой группе выдается карточка с игровой целью.

Проведение: игра проходит в 6 этапов. Первый, третий, пятый этапы – обсуждение тактики переговоров в группах: Второй, четвертый, шестой этапы – «стол переговоров» (по одному участнику от каждой группы садятся в центре зала на стулья). Время каждого этапа обсуждения – 2 минуты.

Время каждого этапа переговоров – 7 минут. Во время переговоров раз-говаривать могут только участники, находящиеся за «столом переговоров».

Задание всем группам: по окончании всех этапов игры сформулиро-вать ведущему общее решение. Если решение не будет объявлено ведущему, по установке игры считается, что все участники погибают.

Задание каждой группе (дается каждой группе в тайне от других, одно-временно с сообщением ее игровой цели): принять решение, учитывающее иг-ровую цель группы.

Общая игровая установка: вы потерпели кораблекрушение и попали на необитаемый остров. У каждого из вас разные мнения о том, что делать дальше. Вы должны принять совместное решение, цель которого – определить, как вам выжить на острове.

Игровые цели:

1. Вы считаете, что необходимо построить корабль.

2. Вы считаете, что необходимо построить дом.

3. Вы считаете, что необходимо построить несколько лодок и выби-раться с острова группами отдельно.

4. Вы считаете, что необходимо съедать слабых и умирающих и ждать помощь с суши.

5. Вы считаете, что необходимо разжечь по всему острову сигнальные костры.

6. Вы считаете, что необходимо остаться на острове, вдали от цивили-зации:

7. Вы – злой человек. Вы должны сорвать переговоры, не дать всем до-говориться.

8. Вы – миротворец. Вы должны помочь всем прийти к общему реше-нию.

9. Вы – религиозный человек. Вы считаете, что все попали на остров за свои грехи, поэтому надо молиться, молиться.

10. Вы сошли с ума на острове. Предлагайте бредовые идеи, веселитесь.

Анализ игры: после игры участники каждой группы знакомят других участников со своей игровой целью. Ведущий организует обсуждение игры по следующим вопросам:

- Как проходило обсуждение тактики ведения переговоров в группах?

­:- Какие аргументы, доводы, варианты предлагались?

­:- Как проходило обсуждение во время «стола переговоров»?

­:- Как вели себя участники во время «стола переговоров»?

­:- Какие трудности испытывали при выработке общего решения?

­:- Как участники пришли к общему решению? (Что помешало участни-кам придти к общему решению?)

­:- Как надо принимать коллективные решения?

­:- Какой опыт вынесли из игры?