Тренинг на взаимодействие 11
"ПЕРЕКАТЫВАЕМ МЯЧИК".
Место проведения: Круг Отличный способ дать детям почувствовать сплоченность, принадлежность к группе, - собрать их в круг. Если при этом добавить песенку или рифмовку, чувство единения усиливается. Даже такое простое действие, как перекатывание мячика от одного ребенка к другому, апеллирует к такому важному аспекту взаимоотношений, как умение давать и брать, необходимое для комфортного общения с другими людьми.
Важные слова:
- имена
- группа
- бережно
- вместе
Материалы: Мяч среднего размера
Ход задания:
1. Образуйте с детьми круг. Попросите их бережно взять друг друга за руки и вместе с вами повторять нараспев:
- Руки вместе, станем в круг (соединяют руки). Руки вместе, станем в круг.
- Мы все вместе в этом круге (руки соединены). Мы все вместе в этом круге.
- В нашей группе, в нашей группе. Держимся мы все за руки.
2. Образуйте более тесный круг и сядьте. Достаньте мячик и скажите детям, что вы будете медленно перекатывать его друг другу. Когда мячик попадает в руки к одному из детей, все хором должны произнести его имя. Затем этот ребенок перекатывает мячик к другому, пока имена всех детей не будут названы. После того, как имена всех детей уже названы, можно все повторить сначала.
Усложняем задание
Создайте для вашей рифмовки мелодию и попробуйте ее спеть.
- Если вы играете с детьми постарше, то ребенок, к которому попадает мяч, может назвать имя ребенка, от которого он получил мяч.
- Вы можете также называть фамилии или описывать одежду одного из детей, к которому перекатывается мячик.
- При желании эта рифмовка может использоваться в любое время, когда вы собираете детей в круг.
"МАГНИТ".
Место проведения: Круг Попросите нежно и бережно дотрагиваться до "магнита", роль которого исполняет один из детей. Для тех, кому неприятны физические контакты, которые предполагает эта деятельность, попробуйте придумать другой, схожий по смыслу вид деятельности. Важные слова:
- Имена
- Группа
- Класс
- Нежное прикосновение
- Бережно
- Общность
Материалы: Ничего
Ход задания:
1. Попросите детей стать в круг и взяться за руки. Когда начинает звучать музыка, дети начинают водить хоровод. Когда музыка прекращается, вы называете имя одного из детей. Все сразу же разнимают руки, подбегают к этому ребенку и осторожно до него дотрагиваются (он "магнит"). Напомните детям, что дотрагиваться надо бережно и нежно.
2. Как только последний ребенок дотронулся до "магнита", снова включите музыку. Все опять становятся в круг; берутся за руки, и все повторяется снова.
3. Продолжайте эту игру, пока каждый ребенок не побывает "магнитом".
Усложняем задание: Вместо того, чтобы дотрагиваться до "магнита", остальные дети могут окружить ребенка, взявшись за руки и напевая:
- Здравствуй, Лера, здравствуй, Лера. Как живешь? Как живешь? Здравствуй, Лера, здравствуй, Лера. С нами песенку споешь?
- Сразу же после этого снова включите музыку и продолжайте игру.
"ИДИ К НАМ!"
Место проведения: Свободное пространство Постоянные перемены, когда члены группы покидают ее и снова к ней присоединяются, являются типичной чертой неформальных групп, членами которых являются дети. Желательно присутствие двух взрослых, которые бы направляли детей в каждом из двух рядов.
Важные слова:
- Имена
- Группа
- Класс
Материалы: Ничего
Ход задания.
1. Постройте детей в два ряда из равного количества человек друг против друга. Ряды должны стоять лицом друг к другу на расстоянии приблизительно 4,5 м друг от друга.
2. Соберите детей из одного ряда в кружок и попросите их выбрать одного из одноклассников во втором ряду. После того, как дети назовут его имя, они начинают напевать:
- ___________, _________, не стой там, не стой там,
- ___________, _________, иди к нам, иди к нам!
Названный ребенок покидает свою группу и присоединяется к группе, которая его позвала.
3. Теперь очередь детей из другого ряда приглашать к себе выбранного ими одноклассника. И так далее две группы детей приглашают кого-то к себе по очереди, пока не будут названы все в группе.
Усложняем задание
Чтобы сделать задание более сложным и интересным, можно предложить, чтобы дети приглашали к себе присоединиться каждого ребенка из другой группы по-разному. Например:
- ________, _________ не стой там, не стой там.
- ________, _________ прыгай к нам, прыгай к нам!
Или:
- ________, _________ не стой там, не стой там.
- ________, _________ иди спиной к нам!
Привлекаем родителей
Родители могут помочь детям позвонить по телефону кому-нибудь из дальних родственников. Вместо телефонного звонка можно написать письмо.
"ИМЕНА И ПАНТОМИМА"
Место проведения: Круг Возможно, застенчивые дети будут чувствовать дискомфорт, оказавшись в центре внимания. Поэтому такие нерешительные и робкие могут выполнять свои действия, оставаясь в круге.
Важные слова:
- Имена
- Группа
- Класс
- Доброволец
- Копировать
Материалы: Ничего
Ход задания.
1. Попросите детей стать в круг и взяться за руки. Скажите, что вы будете играть в игру с именами. Первый, кто начнет игру, выходит в центр круга и говорит:
- Привет, ребята,
- Я с вами дружу.
- Меня зовут _____
- Смотрите, что я покажу.
И в этот момент ребенок должен сделать какое-нибудь простое тело-движение. Например, он может помахать руками, как птица крыльями. После этого остальные дети отвечают ему:
- Привет, ______________
- Мы с тобой дружим тоже,
- И мы так сделать можем!
- Вся группа копирует показанное ей движение.
2. Начните игру сами. Сказав свое имя, сделайте простое движение при помощи рук, тела или ног. Вы можете сделать круг при помощи рук, по-хлопать в ладоши или повернуться вокруг своей оси.
3. Скажите детям, что они должны совершать движения, которые могли бы скопировать другие. Усложняем задание.
Задание можно сделать более сложным. Добровольцы могут совершать движения сразу разными частями тела, например, одновременно хлопать в ладоши и поворачиваться вокруг своей оси. Можно также попробовать более сложные танцевальные движения.
"ТАИНСТВЕННЫЕ ГОЛОСА".
Место проведения: Круг, Художественная мастерская Постепенно повышая уровень сложности данной деятельности, вы ставите перед детьми задачи, которые будут поддерживать в них интерес к игре на всем ее протяжении. В тоже время не стоит пугать детей чрезмерной сложностью заданий.
Важные слова:
- Имена
- Группа
- Класс
- Голос
- Угадывать
Материалы: Магнитофон
Ход задания
1. Попросите детей по одному заходить в комнату, где вы будете записывать их голоса. Попросите каждого ребенка и учителя из класса произнести одно и то же предложение, например, "Ты мне нравишься" или "Ты знаешь, как меня зовут?"
2. После того, как все голоса будут записаны, включите магнитофон, когда в очередной раз соберете детей в круг, и попросите их определить, кому принадлежат эти голоса. В другой раз вы можете поставить эту запись для детей, которые чувствовали себя некомфортно и не захотели в большой группе отгадывать, кому принадлежит тот или иной голос.
Усложняем задание
Поставьте на стол магнитофон и положите рядом фотографии класса, чтобы дети подбирали к голосам соответствующие фотографии. (Повысить сложность задания можно, попросив детей произносить только звуки типа "Х-М-М" или "0-0-0". После паузы пусть они произнесут одно короткое слово, а затем целое предложение).
СТУДИЯ "ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ФОТОГРАФИИ"
Место проведения: Круг
Помните, что человек чаще всего испытывает смешанные эмоции, а не просто они сменяют одна другую. Мать, которая видит, как ребенок выбежал на проезжую часть, одновременно испытывает страх, гневи любовь к своему ребенку. Но всегда доминирующей является только одна эмоция. Как в случае с большинством видов деятельности, предназначенных для старших дошкольников, успех этого задания основывается на успешности выполнения предыдущих.
Важные слова:
- Гнев
- Грусть
- Страх
- Счастливый
Материалы:
Фотоаппарат (желательно Полароид)
Ход занятия.
1. Собрав детей в круг, скажите, что вы хотите сфотографировать их, изображающих различные эмоции. Попросите их изобразить грустное лицо, затем испуганное, сердитое, счастливое. Пригласите их посетить вашу "фото студию".
2. "Студия эмоциональной фотографии" представляет собой стол с ма-леньким стулом для ребенка. Дети посещают фотостудию по одному. Обеспечьте максимальное уединение.
3. Попросите добровольца сесть за стол, поставьте перед ним картинку из вашего набора картинок, отображающих эмоции, и попроситеизобразить ту же эмоцию, что и на картинке - сделать грустное (счастливое, сердитое, испуганное) лицо. Сфотографируйте ребенка.
4. Сфотографировав всех детей, соберите все фотографии вместе. Дети могут выполнить здесь то же задание, что и в случае с набором картинок, отображающих эмоции - рассортировать их в зависимости от запечатленной на них эмоции. Фотографии можно также использовать в качестве сигнальных карточек при обучении детей словам, обозначающим основные эмоции. Используйте только те карточки, которые четко отражают ту или иную эмоцию.
5. Фотографии также могут быть сгруппированы по категориям эмоций и вывешены на стену или на доску объявлений.
Усложняем задание. Обменяйтесь фотографиями с другим классом/группой и посмотрите, смогут ли дети определить эмоции сверстников.
"БЕЖИТ МЫШКА".
Место проведения: Круг Сотрудничество впервые появляется у маленьких детей, когда они дают взрослым игрушки, берут и возвращают их. Этот обмен имеет определенные правила. Ребенок предлагает взять взрослому игрушку, ожидая, что ее тот час же вернут. Через такого рода взаимодействие дети учатся сотрудничать с другими.
Важные слова:
- Сотрудничать
- Партнёр
Материалы: Один маленький мягкий мячик
Ход занятия.
1. Соберите детей в тесный круг, достаньте мячик и скажите: "Посмотрите. Давайте представим, что этот мячик мышка. Привет, маленькая мышка. (Приложите мячик к уху и сделайте вид, что слушаете). Она хочет погулять по нашему кругу. Она устала и поэтому хочет погулять медленно, не спеша. Давайте работать вместе. Давайте сотрудничать и передавать мышку друг другу по кругу. Я начинаю. Ну, маленькая мышка, побежали".
2. Передайте мячик ребенку, находящемуся с права от вас и попросите его передать "мышку" следующему. Продолжайте наставлять детей, пока мышка не пройдет полный круг. Затем скажите: "Хорошо, мышка, остановись. Теперь она хочет бежать немного быстрее. Давайте посмотрим, сможете ли вы передавать ее быстрее".
3. Когда дети поняли, как брать и передавать мячик, вы можете просить их делать это быстрее или, для разнообразия, медленнее.
Усложняем задание
Чтобы усложнить задание, добавьте еще один мячик и попробуйте передавать его в противоположенном направлении. Чтобы задавать темп деятельности, можно также включать то быструю, то медленную музыку.