Тренинг личностного роста
Что такое тренинг и правила его проведения
Тренинг личностного роста – это определенное психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования навыков общения с людьми, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.
Естественно, что трудно рассчитывать на глубокие изменения личности. В то же время у школьников происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям.
Задача группы тренинга личностного роста – помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами. Тренинг поможет молодым людям научиться воспринимать и лучше понимать себя.
Основная же гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими.
Изначально тренинг предназначен для передачи знаний, которые невозможно передать словами. Тренинг – это, прежде всего, познание через переживание, т.е. на тренинге человек, испытывая сильные положительные эмоции, сам находит эффективные способы общения. Преимущество тренингов в том, что их можно использовать как в малых группах, состоящих из 5-10 человек, так и в больших группах до 100 человек.
Тренинг – это необычные ситуации с некоторыми ограничениями – правилами общения. Назначение правил состоит в обеспечении психологической безопасности участников тренинга. Задача тренера в том, чтобы объяснить эти правила участникам тренинга перед его началом и контролировать их соблюдение в дальнейшем. При этом важно получить согласие на введение этих правил для группы у самой группы. Так, с самого начала, будет закладываться доверие и понимание в отношениях тренера с участниками тренинга.
В тренинге желательно отсутствие жесткого сценария. Эффективнее всего не думать, когда и какие ситуации организовывать, лучше это делать спонтанно. Необходимо видеть (или чувствовать) атмосферу в группе и поступать соответственно ей. Конечно, степень неопределенности можно варьировать в зависимости от задач вашего тренинга. Если вы хотите обучить людей простым, стандартным навыкам общения, то вам такая неопределенность ни к чему. Но, чем более глубокие уровни общения вы затрагиваете, тем больше поможет вам эта неопределенность.
Созданию доверительной и непринужденной обстановки на тренинге способствует помещение, изолированное не только от посторонних звуков и шумов, но и от случайных зрителей.
И еще один важный момент. Активность и добровольность участников являются еще одним необходимым условием проведения тренинга.
Помимо этого, можно использовать некоторые развлекательные упражнения, не несущие серьезной смысловой нагрузки, включая их в различные досуговые вечера для молодежи (см. каталог упражнений). Это поднимет интерес к таким вечерам и встречам, поможет подросткам “раскрепоститься”.
Большой интерес вызывают у подростков упражнения, связанные с раскрытием их внутреннего мира, лежащего в подсознании человека и расшифровка символических образов, увиденных с помощью медитационных упражнений (см. раздел “Упражнения для творческой визуализации”). Но подходить к проведению таких упражнений нужно осторожно.
Необычная атмосфера, которая возникает на тренингах, способствует раскрепощению ее участников, вызывая огромный интерес и желание стать постоянным участником тренинга.
Правила поведения в тренинговой группе
Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.
Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.
Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
Уважение к говорящему. Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.
“Не опаздывать!” Во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Поэтому тренинги проводятся в изолированном помещении. Опаздывающие или попусту болтающие участники “разрежают” его.
Рекомендации ведущему
Вы объясняете участникам все эти правила, даете ответы на все возникающие вопросы. Если со стороны членов группы нет возражений, то правила считаются принятыми группой и являются законом для всех, в том числе для ведущего. Ведущий должен следить, чтобы эти правила никем не нарушались. Если же какое-то правило все-таки было нарушено, то нужно напомнить о нем участникам группы еще раз.
Что нужно знать тренеру
Как научиться быть тренером? Участвовать в тренингах и проводить их самому как можно больше. В данной ситуации вы – не учитель, который должен “научить жить”, вы лишь помогаете каждому изучить себя и других людей, понять свои чувства, контролировать собственные мысли и поступки.
Наиболее оптимальная позиция ведущего – позиция друга, понимающего и доброжелательного, внимательного и взыскательного и, главное, способного помочь любому стать самим собой. Вы только помогаете, всю активную работу проводит сам участник.
Ведущий должен стараться создать нестандартную обстановку. Это будет способствовать интересу к тренингу и раскрепощению его участников. Оптимально – круговое расположение участников на стульях вместе с тренером. Можно даже всем сесть на пол. Желательно предусмотреть возможность перестройки пространства в соответствии со сменой характера общения. Здесь имеется в виду то, что для игр и заданий, которые будет предлагать ведущий участникам, может потребоваться достаточно места для их проведения. Помещение, где будет проходить занятие, не должно быть слишком тесным. Желательно, чтобы группа чувствовала себя достаточно свободно в помещении, но в то же время и не терялась в нем. Здесь следует исходить из количества участников тренинга. Свет в помещении не должен быть очень ярким. Желателен магнитофон, фонограммы различных темпов и ритмов.
Вообще, ведущий – это участник, который объясняет правила игр и следит за тем, чтобы они не нарушались. Его цель – не демонстрация своих блестящих способностей (работа для группы), а помощь в построении отношений общения между участниками (работа с группой). Для создания игрового процесса ведущий может чередовать различные эмоциональные состояния участников, учитывать смену возможных ритмов работы, менять формы общения.
Самая большая ошибка – думать, что тренер – “гений общения”. Он элегантен, остроумен, артистичен и может найти выход из любого положения. Это традиционный взгляд на лидера в многочисленной аудитории. Другой стереотип: “тренер должен быть активным и энергичным, он должен заряжать участников своей энергией”. Но как это мешает контакту с участниками! Тренер должен быть самим собой и не бояться этого.
Еще один стереотип: тренер-учитель, то есть человек, который обладает огромным запасом психологических знаний. Вместо роли всезнающего Учителя лучше выбрать роль Организатора ситуаций. Тренер создает возможности, атмосферу, среду, а участники будут сами выбирать из этого. Что из этого получится, будет зависеть от них самих. Таким образом, тренер отвечает за процесс тренинга, а сами участники – за его результаты. Ценность такого подхода в том, что снижается зависимость участников от тренера. Тренер должен вступить с участниками не в дружеские, а в специальные рабочие отношения. Основная задача начинающего тренера – выработать свой уникальный и неповторимый стиль ведения занятий.
Трудные ситуации для тренера и как с ними справляться
Группа вам не нравится. Это говорит о том, что до тренинга вы сформировали в своей голове некий образ будущей группы. Но истинное удовольствие вы можете получить, работая с реальной группой. В целях профилактики рекомендуется не конкретизировать заранее свои ожидания. Чем более они детализированы, тем вернее будет ваше разочарование.
Вы волнуетесь перед группой. Только не расценивайте это как слабость и не скрывайте свое волнение. Если мы пытаемся подавить эмоции, они только усиливаются, а если не боимся их проявить, это ведет к разрядке и их исчезновению. Лучше скажите о своем волнении во всеуслышание. Это добавит вам искренности и убедительности. Так следует поступать и с другими беспокоящими вас чувствами (страх, усталость, злость).
Участники разговаривают и на вас не обращают внимания. Самое беспомощное действие в этой ситуации – кричать: “Послушайте меня!” Более эффективным будет предложить им: “Посмотрите, что я сейчас буду делать”. Это можно сопровождать замысловатыми движениями рук над головой. Шевелите руками до полной тишины. Поблагодарите участников за внимание и скажите то, что собирались сказать.
Участники требуют от вас большей активности и поддержки. Поддержка психолога необходима, но должна быть наименьшей из всех возможных. В данном случае участники проецируют на вас свои сильные качества. Помогая им больше необходимого, вы тем самым забираете их силу себе и ослабляете участников.
Вы потеряли ориентацию и не знаете, что делать дальше. Не суетитесь и не нервничайте. Если вы не знаете, что делать, то и не надо ничего делать. Посидите, помолчите вместе с участниками. Расскажите, как вы любите тишину в группе, какие важные процессы в это время происходят. Может быть, действительно, на вашем тренинге наступит время тишины и покоя.
Задуманный вами сценарий тренинга не получается. Испортить тренинг может заранее приготовленный план. В этом случае, вместо организации творческого общения, вы будете загонять участников в свой сценарий. При этом может произойти смещение акцентов. Ценным становится соответствие поведения участников вашему проекту, то есть вы начинаете обучать их послушности, а не общению.
Вы почувствовали сильную усталость во время или после тренинга. Усталость свидетельствует о том, что вы делали что-то неправильно. Она говорит о несоответствии вашего состояния и состояния группы, о трате сил на противоборство этих состояний.
Тренинг: этапы его развития
I этап. “Вступление”
Цель: заинтересовать людей в их участии в тренинге личностного роста: что может дать тренинг, чему можно научиться на тренинге, создать доверие к ведущему.
I этап, “Вступление”, начинается с разговора с предполагаемой будущей тренинговой группой о предстоящих занятиях. Здесь более уместным будет расположение участников рядом на стульях, как на лекции. Первая встреча – очень важная встреча. На ней происходит формирование “первого впечатления”, которое в дальнейшем может сказаться на характере общения ведущего и участников, особенно на следующем этапе.
На этом этапе ведущий может рассказать участникам о тренинге и о том, что он может дать, об интересном и необычном досуге. Но, поскольку, из рассказа о тренинге нельзя получить полную информацию о нем и тех впечатлений, которые невозможно передать словами, то следует рассказывать обобщенно, “завернув” сам процесс занятий в некую интересную и привлекательную “обертку”, которую вы “развернете” перед участниками только в момент самого тренинга. Это делается потому, что невозможно передать словами информацию о том, что такое тренинг. Это будет искаженная информация и, поэтому, в принципе, невозможна.
Иногда участники спрашивают: “А что мы там будем делать?” Естественно, не рекомендуется рассказывать, “что мы будем делать”. Лучше заинтересовать будущих участников ответом, типа: “Приходите, и вы все узнаете.” и т.д. Обязательно следует отметить необычную, раскрепощенную атмосферу, которая царит на тренинге. Можно также отметить, что никто не будет скучать, ведь занятия проходят в игровой форме, а сам тренинг поможет его участникам улучшить их взаимоотношения с людьми, узнать много нового о себе и других людях, научиться лучше понимать себя и других людей. Кроме того, участники тренинга смогут просто приятно отдохнуть и хорошо провести время.
Рекомендуется проинформировать участников также о том, сколько будет длиться тренинг, где он будет проходить. Продолжительность зависит от того, в каких целях вы используете тренинговые упражнения. Если вы хотите провести собственно тренинг, то рекомендуется проводить его по 1-1,5 часа не реже одного раза в неделю. Если же вы хотите включить элементы тренинга (какие-то упражнения) в какую-то программу, то достаточно включить несколько упражнений. В этом случае у вас может не возникать необходимости информировать заранее участников об этом. Пусть это будет для них сюрпризом. Этот вариант очень хорош, так как он избавит вас от необходимости рассказывать о тренинге. Вы сможете просто показать “товар лицом”, выбрав наиболее интересные на ваш взгляд упражнения (см. раздел “Каталог упражнений”), которые могли бы привлечь участников на ваши занятия.
Трудности
- Способы их преодоления
Слабая мотивация участников.
- Во время “Вступления” зачитываются положительные отзывы участников тренинга.
Скованность и напряженность участников
- Задания на релаксацию (расслабление), см. “Каталог упражнений”.
II этап. “Игровое общение”
Цель: создание атмосферы психологической безопасности.
Этот этап начинается со знакомства. Основная его задача – подчеркнуть свою индивидуальность. Для этого все садятся в один круг, включая ведущего. Каждый называет свое имя и говорит о своих особенностях (привычках, качествах, умениях, привязанностях и т.п.), которые, по его мнению, отличают его от окружающих, являются стержнем его индивидуальности. Можно предложить участникам следующий вариант: каждый участник, если есть желание, на время тренинга может взять себе любое имя (героя кинофильма, друга и т.д.), но при этом объяснить, почему он взял данное имя.
Если вы до тренинга не были знакомы со всеми его участниками, а участники не были знакомы между собой, то рекомендуется подготовить карточки и фломастеры, для того, чтобы участники в течение нескольких минут оформили себе визитки и закрепили у себя на груди. Следует также иметь под рукой булавки.
Дальше начинается собственно сам игровой процесс. Следует отметить состояние участников на этом этапе – напряженное ожидание, большая психологическая дистанция между участниками, скованность, закрытость, неуверенность, закрепощенность. Наиболее быстрый путь сокращения психологической дистанции возможен через общение с элементами тактильного контакта (прикосновения) и визуального контакта (контакта глаз) (см. “Каталог упражнений”, раздел “Упражнения на развитие несловесных языков общения”). Участникам предлагаются такие задания, в ходе которых они должны будут браться за руки и образовывать дружескую поддержку, или общаться молча, “глаза в глаза”. Чтобы снять скованность и зажатость участников на этом этапе, также рекомендуется использовать танцевально-песенные упражнения (общий групповой танец или совместное хоровое пение), ролевые игры, элементы актерского тренинга: “живые скульптуры”, “разговор через стекло” и т.д. (см. “Каталог упражнений”). Кроме того, эти упражнения помогают созданию раскрепощенной атмосферы в группе, помогают почувствовать участникам тренинга себя более уверенно и защищенно, а также помогают группе сплотиться. Помогает этому и чередование различных видов упражнений – словесных (групповая дискуссия, ролевая игра и т.д.) и несловесных: с элементами прикосновения, визуальный контакт глаз мимические и пантомимические упражнения (см. “Каталог упражнений”, раздел “Упражнения на развитие несловесных языков общения”)
Трудности
- Способы их преодоления
Большая психологическая дистанция между участниками.
- Задания с элементами тактильного контакта (прикосновения).
Скованность, зажатость и неуверенность участников.
- Несловесные психологические упражнения.
Пассивность участников, страх выделиться из группы.
- Танцевально-песенные упражнения.
Формальный характер общения, преобладание штампов и стереотипов.
- Ведущему нужно сосредоточиться на игровых формах общения, сделать акцент на необычных заданиях.
III этап. “Противостояние”
Цель: помочь участникам перестроиться внутренне, чтобы они смогли выразить свое негативное состояние и, благодаря этому, способствовать творческой рабочей атмосфере в группе.
Постепенно, в результате прохождения группой второго этапа, игровое общение начинает исчерпываться. В группе возникают скрытые негативные эмоции. Происходит снижение интереса к дальнейшему участию и накопление избыточного эмоционального напряжения, а также, иногда, возникает агрессивное отношение к ведущему. В этом случае легко возникает групповое противодействие, которое нередко выливается в противостояние руководителя и группы. Но это противостояние является очень важным для развития группы и ведущий должен быть готов к его появлению. Здесь ведущему вместе с участниками нужно проанализировать сложившуюся ситуацию. Нужно открыто обсудить вместе с участниками ситуацию и очень важно показать участникам, что не плохая конструкция игры или некомпетентность психолога, а их способ решения предложенных ведущим ситуаций привел к такому результату, что результат появился не случайно, а вследствие воспроизведения участниками привычных, но малоэффективных в тренинге способов общения. Другими словами, у участников сработали штампы и стереотипы, которые и привели к такому результату. Ведущему вместе с участниками надо найти пути разрешения этой ситуации.
Трудности
- Способы их преодоления
Спад интереса.
- Приемы и упражнения, поднимающие интерес к тренингу.
Внутренняя эмоциональная закрытость.
- Приемы, способствующие открытому выражению негативных эмоций.
IV этап. “Личностное общение”
Цель: помочь в создании “открытого” общения участников тренинга.
После этапа противостояния участники готовы вступить друг с другом в доверительное общение. Чтобы сделать его еще более эффективным, ведущий разбивает группу на подгруппы в 5-8 человек, в зависимости от количества участников тренинга. Здесь нужно отметить одну очень важную деталь: состав участников каждой микрогруппы должен быть постоянным и не изменяться до конца тренинга. Практика показала, что при постоянной смене у участников не возникает достаточно глубокой и открытой атмосферы общения. Если же с самого начала состав малой группы не менялся, то через отработку привычных шаблонов общения, через следующий за этим этапом конфликт (этап “Противостояние”), возникает рабочая фаза групповой работы. Так поэтапно, постепенно развивается тренинг.
Различные виды упражнений, используемых в тренинге
Игровые упражнения создают раскрепощенную, непринужденную атмосферу среди участников тренинга. Группа заметно оживляется, участники как бы “снимают маски”, в которых они были вначале, маски равнодушия и отчуждения. И это помогает ведущему в создании атмосферы, которая способствует творческому общению в группе.
С самого начала, для создания определенного климата в группе рекомендуется использовать игровые упражнения. Игровые упражнения также можно использовать в досуговых вечерах для молодежи, используя лишь отдельные виды упражнений. А из 5-10 упражнений можно построить “вечер общения”. Большинство игр несут в себе глубокий подтекст, поэтому после их исполнения ведущий может предложить участникам проанализировать проделанное. Существуют различные виды упражнений, служащие тем или иным целям.
Развлекательные упражнения. Эти упражнения не несут серьезной смысловой нагрузки. Они могут применяться в самых разных аудиториях без предварительной разминки. Возможно их применение для эмоциональной разрядки и снятия напряжения (см. “Каталог упражнений”).
Разминочные упражнения. Для проведения многих упражнений требуется особая игровая атмосфера. Разминочные упражнения способствуют созданию такой атмосферы, помогают снять шаблоны и привычные стереотипы повседневного общения, помогут в изменении среды общения. Эти упражнения направлены на изменение двигательно-пространственных стереотипов (см. “Каталог упражнений”).
Танцевально-песенные упражнения. Эти упражнения помогают участникам стать более активными. Благодаря этим упражнениям у них пропадает страх выделиться из группы, пропадает скованность и зажатость. Эти упражнения также хорошо сплачивают членов группы (см. “Каталог упражнений”).
Упражнения на развитие несловесных “языков” общения. Наряду со словесными, принято выделять невербальные (несловесные) “языки” общения. Сюда входят тактильные контакты (прикосновения), визуальные (контакт глаз), мимические и пантомимические контакты, сопереживание (молчание). Культура в общении предполагает знание этих “языков”, умение их применять в зависимости от ситуаций. Например, тактильный контакт способствует развитию межличностной близости, влияет на оценку партнера, превращая ее в более положительную.
В этот раздел входят и упражнения, рассчитанные на развитие умений эмоционального сопереживания, отдачи “душевного тепла”. При организации этих упражнений ведущему следует выделить три этапа: подготовка к упражнению (накопление душевного потенциала), сам процесс эмоционального согревания, анализ в группе переживаний после окончания упражнения (см. “Каталог упражнений”).
Упражнения для медитации. Эти упражнения предназначены для отдыха и расслабления, когда ведущий видит, что участники тренинга устали. Кроме того, они направлены на изучение самого себя и очень нравятся участникам, особенно подросткового возраста (см. “Каталог упражнений”).
Упражнения группы “Психогимнастика”. В психогимнастических упражнениях участники должны выразить ситуацию и отношение к другим людям только жестами и прикосновениями, без слов. Ценность этих упражнений состоит в том, что несловесное поведение трудно контролировать. Неречевой контакт общения более правдиво отражает наше внутренне состояние. Кроме того, эти упражнения способны устранить у участников скованность, зажатость и неуверенность.
Упражнения группы “Психодрама”. Психодрама используется для вскрытия внутренних проблем участников. Конечная цель – увеличение спонтанности, активности их поведения в жизни, вне тренинга. Психодрама состоит из трех частей: разминка, психодраматическая пьеса, обмен мнениями.
Можно начать с вопроса: “У кого-нибудь есть неприятный момент или проблема? Давайте сыграем”. Иногда начинают с разыгрывания обычных сцен из случайной жизни, где обнаруживается достаточное количество тем для дальнейшей драматизации. Здесь ведущий может сам предложить различные темы.
Упражнения для изучения межличностных ролей. Все мы “играем” в жизни какие-то роли: ребенка, мужа или жены, ученика, представителя той или иной профессии. И для того, чтобы в жизни успешнее играть эти роли, можно попытаться сначала это сделать в игровой форме. Цель этих упражнений: с их помощью выработать у участников более пластичное поведение в жизни, помочь стать более гибкими, снять стереотипы, которые многим мешают жить полноценной жизнью.
Упражнения с элементами аутотренинга и изменения сознания. Задачи аутотренинга – снятие нервно-психической напряженности, быстрое восстановление сил, управление эмоциональными состояниями. Применяется для ослабления неприятных ощущений.
Упражнения группы “Гештальт-терапия”. Основная цель гештальт-терапии – увеличение личностного потенциала, повышение сил и возможностей человека путем его развития и становления целостности. Мобилизация собственных ресурсов, умение находить правильные формы взаимосвязи с окружением является важной задачей гештальт-терапии. Основой игрового процесса является переживание участниками контакта с самим собой и другими людьми. Задача ведущего – создание атмосферы для проведения участниками поиска и экспериментов с собственным поведением, в которых он сам проверяет, что может быть для него подходящим, а что – вредным.
Упражнения по типу “ассоциации”. Эти упражнения на самопознание участников тренинга. Ассоциации могут быть одной из успешных форм обратной связи. Ведущий должен активно стимулировать процесс ассоциирования. В результате каждый участник получает свой портрет, ценность которого для самопознания трудно переоценить, ибо ассоциации отражают реакцию человека на других людей не только через разум, но больше через чувство, через интуицию.
Упражнения по типу “ранжирование”. Эти упражнения связаны с выбором, демонстрацией участникам их индивидуальных предпочтений.
Упражнения на измерение психологической дистанции. Эти упражнения помогают устанавливать оптимальную дистанцию с другими людьми.
Упражнения открытого самоизучения. Цель упражнений этой группы – изучение и понимание человеком самого себя, увеличение с их помощью его знаний о самом себе.
Групповая дискуссия в тренинге личностного роста
Дискуссия – это важная, очень значимая часть любого тренинга. Она может возникнуть спонтанно, обсуждаются какие-то ситуации, которые требуют прояснения. Начать такую дискуссию могут даже сами участники тренинга. Дискуссия может быть организована специально ведущим, например, для разнообразия, между играми. Вопросы, выдвинутые на дискуссию, могут быть самыми разными. Здесь можно и нужно подойти творчески. Ведущий может обратиться к участникам с вопросом, о чем бы им хотелось поговорить, чем поделиться, что обсудить. Но дискуссия не должна превратиться в “светскую болтовню”. Ведущий организует дискуссию после проведения некоторых видов игровых упражнений, где требуется анализ сыгранных ситуаций.
Для успешного и эффективного проведения групповой дискуссии необходимо соблюдение правил поведения, “норм общения”, которые были приняты группой в начале тренинга (см. “Что такое тренинг и правила его проведения”). Нет необходимости напоминать участникам перед началом групповой дискуссии эти правила, но следует контролировать их соблюдение и, в случае их нарушения участниками тренинга, напоминать о них.
Для проведения дискуссии участникам вместе с ведущим нужно сесть кругом. Каждый участник тренинга имеет право голоса и может высказать свою точку зрения. Здесь, как правило, обнаруживаются лидеры. Желательно, чтобы все участники тренинга принимали участие в дискуссии, но не надо насильно “тормошить” кого-то, чтобы услышать его мнение.
Минимум, что может сделать ведущий, если дискуссия “не идет” – организовать опрос мнений каждого участника по кругу, задавая наводящие вопросы: “А ты как считаешь? А ты как думаешь?” Ведущему желательно поблагодарить за откровенность и искренность каждого, кто изъявил желание высказаться: “Спасибо.” Это будет стимулировать участников на дальнейшую открытость и искренность, да и просто вызовет положительные эмоции.
Опыт показывает, что не следует предлагать участникам “поговорить” в самом начале тренинга – это может вызвать скуку и не заинтересует никого. Желательно это сделать после какого-то игрового упражнения, когда после активных движений участникам тренинга хочется “поговорить”.
Дискуссия не должна быть слишком затянута по времени, иначе времени у вас ни на что больше не останется. Оптимальная продолжительность дискуссии 5-15 минут в зависимости от числа участников тренинга.
Краткий путеводитель по состояниям участников в тренинге
Тренинг – это своеобразное путешествие. Тренер выступает для участников в роли ведущего и должен провести их по определенному пути. В тренинге участники как бы “размораживаются”. Лишь став мягкими и пластичными, они могут действительно измениться в нужную для себя сторону. Тренер помогает участникам осуществить за короткое время переход от начальной скованности, отчужденности и пассивности к вниманию, доверию, радости.
С чего начинается тренинг для участника? Тренинг для участника начинается с того момента, как он узнает о его проведении. Он начинает думать о нем, представлять его, предполагать результаты. Когда человек приходит на первое занятие, он уже находится в определенном стрессовом состоянии. Поэтому при наборе группы важно не объяснение того, что такое тренинг, а разъяснение того, что он может дать в решении психологических трудностей. При этом текст желательно сформулировать так, чтобы у человека не сложилось четкого представления о предстоящем. Оно будет лишь мешать ему.
Как ни странно, но и тренеру на подготовительном этапе надо стараться освободиться от своего предыдущего тренингового опыта и от своих ожиданий от группы. Чем более четкий план сформировался до начала тренинга, тем хуже он будет осуществляться.
Следующий важный этап – первая встреча тренера и участников. Тренер охвачен волнением и опасениями, что на этот раз может ничего получиться. Ко всему этому надо относиться нормально: обычное “предстартовое” волнение. Опыт, стаж и мастерство почти не влияют на силу этого волнения. Волнуешься, как в первый раз. Здесь важно, как при наборе участников, просто “привести себя на тренинг”.
Участники тренинга тоже волнуются. Ведь впереди – неизвестность. Кроме того, окружающие незнакомые люди лишь усиливают напряжение, которое скрывается, как правило, под масками безразличия, сонливости, отсутствия – “Я как все”.
Наступает пора знакомства. У участников, как правило, есть желание, но мешает скованность и страх выделиться. Для раскрепощения участников тренинга желательно включить упражнения, чтобы у участников во время упражнений была возможность дотронуться друг до друга, ощутить поддержку, получить эмоциональный заряд. Так идет сокращение дистанции. Основное условие для процедур на этом этапе – необычность: поговорить друг с другом ... руками, несколько минут “попрощаться” глазами, упасть спиной на дружеские руки, спеть песню всей группой и т.д. Уже через час в группе совершенно изменяется настроение. Происходит переход от отстраненности и масок на лицах к живому и активному взаимодействию.
По мере развития игрового процесса растет противоречие – пришли научиться общаться и решить проблемы, а сами спрятали свои проблемы и бодро веселятся. Это связано с тем, что после первоначальной замкнутости образовалось общее “Мы”, сплочение и дружелюбие.
Наконец, наступает конец последнего занятия. За время совместных, разнообразных переживаний произошло сплочение группы, участники уже не хотят расставаться друг с другом. Возникает сплоченная общность, готовая к совместной работе. Этот эффект дает возможность использовать такой тренинг со школьным классом, студенческой группой или курсом и т.д. За три месяца можно достаточно сильно изменить и перестроить взаимоотношения в них.
Каталог упражнений
Можно поиграть в одну из игр. Из 8-10 упражнений построить вечер общения. Для желающих продвинуться в развитии своих способностей в общении здесь достаточно материала для проведения целого цикла (несколько вечеров подряд или 1-3 встречи в течение некоторого времени).
Обычно в игре выделяются три этапа. Сначала участники знакомятся с правилами. Затем следует этап исполнения. Третий этап наиболее важен – анализ полученных результатов, ощущений, открытий новых черт личности, особенностей восприятия другими участниками одного итого же человека. В некоторых играх указываются примерные вопросы для анализа. Этот анализ рекомендуется проводить для того, чтобы у ведущего с участниками тренинга была “обратная связь”.
Не стоит переоценивать значение приводимых далее упражнений. Они не являются панацеей, а служат лишь мостиками от закрытого общения к открытому общению.
Развлекательные упражнения
Эти упражнения не несут серьезной смысловой нагрузки. Они могут применяться в самых разных аудиториях без предварительной разминки. Возможно их применение для эмоциональной разрядки и снятия напряжения.
“Кто остался без стула?” По кругу расставлены стулья, на один стул меньше, чем количество участников игры. Все идут по кругу под музыку. По сигналу каждый должен занять ближайший стул.
Вариант: количество стульев и участников уменьшается до тех пор, пока не выявится победитель.
“Догонялки”. Ведущий предлагает догонялки с необычным заданием – например, поймать за ухо, за палец.
“Мигалки”. Пары располагаются по кругу таким образом, чтобы внутренний круг сидел на стульях, а внешний стоял за ними, лицом к центру. Один из участников стоит с пустым стулом. Осматривая сидящих, он старается незаметно подмигнуть кому-либо. Тот, кто получил этот сигнал должен сесть на его стул. Стоящие сзади препятствуют этому. В случае удачи водящим становится тот, кто остался с пустым стулом.
Разминочные упражнения
Для проведения многих упражнений требуется особая игровая атмосфера, настрой участников на экспериментирование с собственным поведением. Снятие шаблонов и привычных стереотипов повседневного общения, изменение среды общения, упражнения на изменение двигательно-пространственных стереотипов.
“Сбор рукопожатий”. Ведущий дает задание участникам группы – собрать как можно больше рукопожатий у всех присутствующих. По окончании выделяется победитель.
Анализ: Кто сколько собрал? Почему? Чем отличается тот, кто много собрал от остальных?
“Атомы и молекулы”. Ведущий: “Сейчас каждый сжимается в комок. Вы – одинокие атомы. Начинается хаотическое броуновское движение, при этом возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в молекулы, число атомов в которой я назову.” Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, “пять”. Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из молекул, выбывают из игры. Затем, другое количество атомов в молекулах и т.д., но не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы: выбывших и оставшихся на площадке.
Анализ: Почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры?
“Печатная машинка”. Каждому участнику даются определенные буквы. Затем ведущий произносит слово или фразу, которую группа должна “напечатать”. Печать каждой буквы обозначается хлопком человека, которому она дана. Таким образом, а) тренер хлопает – “нажимает”, б) участник отвечает – “отхлопывает” букву, в) все хлопают – пауза.
Варианты: можно не раздавать буквы, а “печатать” так, что очередную букву “печатает” очередной человек по кругу. Можно вместо обозначения печати хлопком выкладывать написанную букву “рубашкой” вверх на стол (пол).
“Гимнастика с запаздыванием”. Вся группа повторяет за одним из участников обычно гимнастическое упражнение, отстав от ведущего на одно движение. Темп упражнения постепенно возрастает.
“Общий рассказ”. Все рассаживаются по кругу. Один начинает рассказ на какую-либо тему (например, детектив), но произносит только первое предложение. Рядом сидящий участник произносит второе предложение и т.д. – по кругу.
“Пальцы”. Участники расселись по кругу. Каждый сжимает пальцы в кулак и, по команде ведущего, “выбрасывает” пальцы. Группа стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и то же число. Участникам запрещено договариваться, перемигиваться и другими “незаконными” способами пытаться согласовать свои действия. Игра продолжается до тех пор, пока не достигнет своей цели.
Анализ: можно выявить лидеров (те, кто постоянно “выбрасывает” свое число пальцев) и тех, кто под них подстраивается. Возможно появление “негативиста”, упорно гнущего свою линию даже после того, как между остальными участниками уже достигнуто определенное согласие.
“Шеренга”. Участники выстраиваются в шеренгу на расстоянии шага друг от друга, лицом к одной из четырех стен помещения. Все закрывают глаза и по хлопку ведущего подпрыгивают, делая в прыжке поворот вокруг своей оси. Поворот можно осуществить как в левую, так и в правую сторону, но обязательно таким образом, чтобы после приземления оказаться лицом к одной из стен (т.е. на 90, 180, 270 градусов и т.д.). Задача участников – после каждого хлопка совершать синхронные повороты и всем приземляться повернутым лицом в одну и ту же сторону. Прыжки продолжаются по команде ведущего до тех пор, пока не будет достигнута цель.
“Волшебное кольцо”. Участники становятся кругом в группы по 5-10 человек. Затем каждая группа обменивается делегатами. Участники берутся за руки, делегат находится в центре. “Волшебное кольцо” закрыто. Чтобы вернуться в свою группу, делегат должен “уговорить” кого-либо выпустить его.
Анализ: обратить внимание на проблему индивидуального подхода в общении, поиска “ключика” к человеку.
“Падение спиной”. Группа становится в круг или разбивается на несколько подгрупп по 5-10 человек парами (один – за спиной у другого). Затем тот, кто стоит впереди, должен упасть на руки того, кто стоит сзади (можно несколько раз). Затем участники в паре меняются местами. Тот, кто “ловил” – “падает” сам.
Анализ: Кто упал сразу? Кто медлил? Кто вообще не падал и почему? Кого сколько держали на руках? Связать готовность к падению с уровнем доверия участников друг другу.
Танцевально-песенные упражнения
“Голос нашего “Мы”. Ведущий: “Попробуем сейчас за несколько минут создать сплоченную общность нашей группы. Будем делать это постепенно, в несколько этапов. Первый этап: все встаем и располагаемся в один большой круг (если большое количество участников, то можно – круг в круге). Расположение кругом уже само по себе оказывает сплачивающее действие на нашу группу – все стоят плечом к плечу (располагает к объединению), хорошо нападать на кого-то в центре, в данном случае – на меня. Теперь поменяйтесь местами в кругу так, чтобы все стояли “через” – мальчик-девочка. Следующий шаг – сокращает дистанцию между нами до минимума. Встаньте как можно ближе друг к другу и попробуйте организовать взаимную дружескую поддержку – возьмитесь за руки, за плечи, за талию – кому как удобно.
Идем дальше – попробуем ощутить нашу общность. Давайте покачаемся немного, совместно подвигаемся... Что еще можно сделать нашим кругом? Я предлагаю попеть немного. Одно условие – чтобы слова знали все. Какие мы знаем песни? (Группа выбирает песню.) Итак, начали!”
Анализ: Как сейчас себя чувствуем? Стало ли вам “теплее”? Почувствовали ли мы хоть немного нашу общность? Что изменилось до того, как мы встали в круг и после проведения этого упражнения? Что чувствуем теперь?
“Эксперименты с песней”.
а) Ведущий: “Споем хором. По первому хлопку начинаем петь, по второму – замолкаем, по следующему – снова поем. Постарайтесь не сбиться и после молчания продолжить пение одновременно.”
Анализ: способность держать общий ритм своим внутренним слухом.
б) Ведущий: “По хлопку каждый начинает мысленно петь свою песню. По двум хлопкам – вслух. Будьте внимательны – не сбивайтесь.”
Анализ: способность держать свой внутренний мир, противодействие общему ритму.
“Танец руками”. Участники в парах стоят друг против друга, опершись ладонями рук. Они пытаются общаться таким образом, поддаваясь давлению и движению другого, вместе передвигаясь по помещению. Глаза могут быть как закрытыми, так и открытыми.
Упражнения на развитие несловесных “языков” общения
Дополнительный резерв успешного контакта заключается в более полном использовании всех средств общения. Наряду со словесными, выделяют невербальные (несловесные) “языки” общения. Сюда входят тактильные контакты (прикосновения), визуальные (контакт глаз), мимические и пантомимические, сопереживание (молчание). Культура в общении предполагает знание этих “языков”, умение их применять в зависимости от ситуаций, понимание психологических закономерностей в использовании того или иного канала взаимодействия, навыки возможных способов переключения на другой уровень контакта. Например, тактильный контакт способствует развитию межличностной близости, влияет на оценку партнера, превращая ее в более положительную.
“Встречи”. При ходьбе участники встречаются и касаются друг друга, бессловесно знакомятся или приветствуют друг друга.
“Рукопожатие”. Участники становятся в круг. В центре – водящий с закрытыми (завязанными) глазами. Все вытягивают руки. Водящий должен поздороваться за руку и определить, кто перед ним – мужчина или женщина. В зависимости от этого произнести: “Здравствуй, Оля!”, “Здравствуй, Миша!” Если он угадал, то водит тот, кого он узнал.
“Жесты”. Все разбиваются на пары. Каждый из пары получает записку с простым заданием, например, “написать письмо”, “переставить стулья в зале” и т.д. Эти задания получивший записку должен передать напарнику жестами и мимикой. Второй должен выполнить понятое им перед всеми. Сравнивают написанное в задании с выполнением.
“Найти пару”. Участники, разбившись по парам, молча рассматривают и запоминают друг друга. Затем расходятся и с закрытыми глазами передвигаются по комнате, совершенно потеряв связь с партнером. Ведущий: “Найдите своего партнера, не говоря ни слова.” Участники дотрагиваются друг до друга, стараясь отыскать своего партнера. Когда считают, что нашли его, открывают глаза и проверяют это. Затем меняются ролями и повторяют действие.
Вариант: партнер с закрытыми глазами знакомится с другими, а затем находит его также с закрытыми глазами.
“Познай свое тело”. Участники рассаживаются там, где им удобно. Предлагается закрыть глаза. Ведущий: “Вы одни. Потрогайте свою руку: запястье, ладонь, пальцы, ногти. Познакомьтесь с ней...”
Анализ: Что почувствовали? Знаем ли мы свою руку? Если – нет, то насколько мы знаем себя?
“Почувствовать другого” (вводное упражнение). Каждому в группе предлагается почувствовать тех, кто сидит с ним рядом. Не говорить, чувствовать. Начинается смех, шутки. Ведущий: “У нас не получается! Что надо сделать, чтобы получилось? Нужно убрать препятствия, мешающие нам разговаривать на этом языке общения. Сначала надо снять все физические “зажимы” – надо расслабиться, расслабить лицевые мышцы, глубоко вдохнуть. Затем убрать лишние информативные каналы – отключить речь, закрыть глаза, сосредоточиться только на том, чтобы почувствовать другого.”
“Прикосновение”. Группа делиться на пары. Один из участников закрывает глаза, а другой – постукивает, щипает, массирует его, дотрагивается до него, а затем они меняются местами. По окончании они делятся переживаниями.
“Баюшки-баю”. Все участники образуют полукруг. Один из них встает спиной к остальным в центр полукруга. Все протягивают перед собой руки, на которые выбранный участник опирается. Под музыкальное сопровождение участники передают через прикосновение свое тепло, дружеское отношение к нему.
Ведущий: “Настройтесь на этого человека. Представьте, что это для вас сейчас самый дорогой и близкий человек.”
Каждый по очереди или по желанию проходит эту процедуру, получая уверенность в поддержке товарищей.
Вариант: группа образует круг стоящих людей, в центре которого становится один из участников. Он расслабляется и падает в какую-то сторону. Участники группы поддерживают его, и его тело совершает какое-то колебательное движение внутри группы.
“Тепловое кольцо”. Группа садится кругом, взявшись за руки. Ведущий: “Закройте глаза, вытяните руки к центру, как цветок. Сильно напрячь, вытянуть руки. Подержать их немного. Затем медленно опустите руки, не разжимая их. Откиньтесь на стуле, расслабьтесь, опустите плечи... Постарайтесь ощутить тепло своего соседа слева через ладонь и, умножив его, вложив свой запас, передать через свою правую руку дальше. Передаем наше тепло по кругу, с каждым разом все увеличивая его. Мы все чувствуем единое кольцо.”
“Кто погладил?” Группа делится пополам. Одна половина поворачивается спиной к другой. Участники второй половины должны подойти к другой и, через прикосновения, выразить свою доброжелательность любому участнику из первой половины. Затем они отходят назад, стоящие спиной поворачиваются к ним лицом.
Анализ: Кто, как и что почувствовал? Кто кого погладил? Затем половины меняются местами. Вторая половина поворачивается спиной.
“Слепое доверие”. Обучаемые делятся на пары. Один становится “слепым”, другой – “поводырем”. “Поводырь” берет “слепого” за руку, и им предлагается погулять 5-10 минут в помещении. Они не должны разговаривать или устраивать бег с препятствиями. “Поводырь” должен проявить максимум изобретательности, чтобы дать своему партнеру самые разнообразные ощущения: опознать предметы на ощупь, побыть немного в одиночестве, услышать разные звуки. По истечении положенного срока партнеры меняются ролями.
Анализ: это упражнение дает возможность пережить собственную беспомощность, доверие и недоверие к “поводырю”, ответственность за безопасность другого. В обсуждении затем выясняется, что целесообразно строить на первых порах взаимоотношения с человеком, создавая его образ не на основе своих представлений, а в соответствии с тем, что предлагает сам партнер, т.е. принять человека в той роли, которую он предлагает.
Упражнения для медитации
Перед проведением медитации необходимо попросить участников сесть удобно (руки свободно лежат на коленях; снять очки, если они есть; как можно лучше расслабиться) и закрыть глаза.
Упражнение на ощущение внутреннего раскрытия. Представьте куст розы: корни, стебли, листья, а на самом верху – бутон. Бутон закрыт и окружен зелеными чашелистиками. Некоторое время рассматривайте все детали.
А теперь представьте, что чашелистики стали раскрываться, разворачиваться наружу, открывая взору скрытые ранее лепестки – нежные, тонкие, все еще закрытые.
Теперь начинают медленно раскрываться сами лепестки. По мере того, как это происходит, вы сознаете, что в глубинах вашего существа также происходит некий расцвет. Вы чувствуете, как в вас что-то раскрывается и постепенно выходит на свет осознания.
Смотря на розу, вы чувствуете, что она открывается в том же темпе, что и вы. Ее раскрытие – это ваше раскрытие. Вы продолжаете наблюдать, как роза открывается свету и воздуху, являя себя миру во всей красе. Вы вдыхаете аромат и впитываете его своим существом.
Теперь всмотритесь в самый центр, в источник движущих его жизненных сил. Пусть оттуда появится образ. Этот образ будет выражать то прекрасное, значимое, созидательное, что хочет выйти сейчас на свет сознания из глубин вашего существа. Это может быть образ чего угодно. Пусть он возникнет сам собой без вашего участия. Созерцайте какое-то время этот образ, проникаясь его содержанием. Образ может что-то сообщить вам с помощью слов и без них. Будьте готовы принять это сообщение.
“Измерение любви”. Ведущий: “Представьте закрытую дверь. На двери написано слово “Любовь”. Дверь открывается в мир любви, и за ней можно встретить самых разных людей, существ, предметы, воспоминания, ситуации и состояния сознания. Уделите какое-то время тому, чтобы живо представить эту дверь, ручку двери, надпись на ней.
Теперь откройте эту дверь, и пусть из-за нее появятся первые непроизвольные впечатления. Не загадывайте наперед, что это должно быть. Они могут возникнуть в любой форме – в форме образа, физического ощущения, чувства, звука, запаха и т.д.
Постепенно привыкайте к миру за дверью. Исследуйте его. Что бы вы ни обнаружили, приятное или неприятное, поступайте следующим образом:
а) Воспринимайте это со всей леностью, без каких-либо оценок или толкований; не бегите дальше, но задерживайтесь у каждого возникающего образа. Позвольте ему раскрыть вам себя полностью.
б) Сознавайте, что этот образ – лишь одно из великого множества проявлений, имеющих отношение к любви. Скажите: “В мире любви есть и это”. Затем переходите к другому образу. Выйдите и закройте дверь.
После завершения упражнения подумайте о явившихся вам образах.
Вариант: можно видоизменить упражнение, “сменив” надпись на двери: “Сексуальность”, “Брак” и т.д.
“Посмотреть на себя глазами того, кто тебя любит”. Ведущий “Представьте себе, что вы пишете книгу, в которой вы сами действующее лицо. Вам нужно определить кого-то в своей жизни, кто, как вы знаете, любит вас. Важно не то, что вы его любите, важно, что вы знаете, что она (или он) любит вас. Поищите среди людей, которых вы знаете в своей жизни, пока не найдете такого человека.
Вы сидите за столом, на котором стоит пишущая машинка, лежит бумага, карандаш. Напротив вас – окно, или, может быть, стеклянная дверь, ведущая наружу. Там, занятый своим делом, находится тот, кто любит вас. Как раз в этот момент вы подошли в своей книге к описанию этого человека. Вы смотрите на него (нее), с удовольствием перебирая все возможности того, как вы описали бы в словах этого человека, что позволило бы читателю увидеть его (ее) так, как видите вы. Вы описываете для себя особенные жесты, слова, взгляды, особенности поведения, которые делают человека именно таким. Вы слушаете собственное описание, переживаете те чувства, которые приходят и проходят через вас и, при этом, смотрите через стекло.
Когда ваше описание близится к концу, вы мягко меняете позицию и восприятие. Вы “уплываете” со своего места за столом, “выплываете” наружу и входите в человека, который вас любит. Здесь вы прерываете то, чем были заняты, поднимаете глаза, и видите себя сидящим и работающим над книгой. Вы видите себя глазами того, кто вас любит; в первый раз видите то, что видит тот, кто вас любит, когда смотрит на вас. Вы прислушиваетесь и слышите, как он слышит ваши слова, как он описывает вас. Видя себя глазами того, кто вас любит, вы обнаруживаете качества и свойства, о которых вы не знали, или даже которые считали недостатками. Рассматривая себя сквозь призму мыслей, восприятий, воспоминаний того, кто вас любит, вы находите, что заслуживаете любви, обнаруживаете, что сделали другого человека богаче просто тем, что явились собой. Вы видите и слышите, что в вас нравится этому человеку. Удерживая все, что стоит знать, вы медленно возвращаетесь в самого себя, помня, кем и каким вы являетесь для того, кто вас любит.
Упражнения группы “психодрама”
“Монолог”. Ведущий предлагает участнику читать монолог, который выражает его внутреннее состояние, мыслить вслух. Возможно исполнение в стандартной позе, ситуации: на стуле, болтая ногами и т.д., т.е. сидеть свободно и непринужденно. Эффективное средство раскрытия мыслей и чувств.
“Игра в будущее”. Предлагается проигрывать конфликтные ситуации. Это способствует вооружению на будущее.
“Два круга”. Делается два круга. Ведущим ставится проблема. Внутренний круг – участники обсуждения, а внешний – за их спинами – “внутренний голос”. По ходу дискуссии, в паузах этот “внутренний голос” проявляет эмоциональное состояние “своего” участника. Можно к нему обратиться по поводу состояния “его” участника.
“Дубляж”. Дублирование ролей, когда одна роль проигрывается несколькими людьми и таким образом показывается, что репертуар ролей широк. Проигрывание одной роли несколькими людьми важно для того, чтобы освободиться от жесткой концепции поведения, сделать поведение человека более гибким, пластичным. Гибкое поведение помогает строить отношения между людьми.
“Ум, чувства, тело”. Участник выбирает из группы троих, кто будет его “умом”, кто – “чувствами”, кто – “телом”. Затем он придает каждому из них форму, выражающую типичное состояние данной части, а также составляет из них скульптурную группу, отражающую состояние этих частей. После того, как распределены роли между партнерами, и они стали “частями” участника, они должны поделиться с ним своими впечатлениями, рассказать, каково им быть его чувствами, телом и умом.
Упражнение позволяет увидеть разницу в степени осознания своих частей. В дальнейшем это может привести к их гармонизации.
Упражнения для изучения межличностных ролей
“Сосед справа”. Ведущий сообщает условия: “Каждый сейчас будет отвечать за соседа. Я могу задать любой вопрос – “Как ваше здоровье?”, например, или заставить сделать какое-либо движение. Но делать это будет тот, кто справа, ваш сосед”. Получив ответ, ведущий справляется у участников, верно ли сказал или сделал его сосед.
“Король и королева”. Участники выбирают из своей группы двух человек на роль короля и королевы. Они рассаживаются на импровизированный трон (желательно с возвышением). Задача остальных участников – подойти и поприветствовать отдельно короля и королеву. Форма приветствия может быть любой. “Монархи” также приветствуют участников.
Анализ: это упражнение на обнаружение “защит” личности. Каждый из участников, исходя из игровой ситуации, должен пережить некоторые унижения – поклон королю; и каждый по-своему должен будет “защищаться” от этой травмирующей ситуации. Анализируется, кто и как избегал этой ситуации подчинения.
“Я – в другом образе”. (Три этапа)
1 этап: каждый выбирает себе роль животного.
2 этап: затем описывает в словах свое животное, например, “Что я за кошка?”.
3 этап: участники по очереди изображают свое животное. Ведущий и участники смотрят на возможные различия между самоописанием (самооценкой) и реальным поведением участника.
“Сложные ситуации”. Ведущий: “Давайте выберем трудные для вас ситуации и сыграем их несколько раз до тех пор, пока не определим их эффективное решение”.
Возможные темы.
Тема 1. “Трудный разговор”
Участнику нужно разыграть перед группой разговор, который является для него затруднительным либо из-за сложности темы, либо потому, что взаимоотношения, сложившиеся с тем или иным субъектом, делают разговор с ним неприятным.
Тема 2. “Просьба”
Участнику нужно попросить что-либо для него очень важное у человека, который не сразу склонен удовлетворить его просьбу.
Тема 3. “Требование”
Нужно потребовать что-то у человека, который не склонен выполнить это требование.
Тема 4. “Обида”
Нужно высказать свою обиду другому человеку, который возможно считает, что она вполне заслужена.
Тема 5. “Неудовольствие”
Нужно выразить свое неудовольствие человеку, который считает, что поступил правильно.
Тема 6. “Знакомство”
Разыгрывается ситуация знакомства с незнакомым человеком в самых различных местах: в парке, на остановке, в подъезде и т.д.
Упражнения с элементами аутотренинга
“Краткий аутотренинг”. Каждый участник садится в удобной позе. Ведущий: “Дышите ровно! Расслабьтесь! Вы ощущаете приятную тяжесть в руках и ногах... Ваши веки становятся тяжелыми... Дышите ровно, глубоко. Вы ощущаете приятную тяжесть в руках и ногах. Ваши веки становятся еще тяжелее... Дышите ровно, глубоко...
Вы перестаете ощущать свои ноги и руки. Вы парите в воздухе. Перед вашими глазами всплывают самые приятные случаи из вашей жизни. Вы вспоминаете и видите перед собой самое приятное, самое хорошее, что случилось с вами за последнее время... Вы чувствуете себя полным бодрости и энергии. Сейчас я буду считать до трех. При слове “три”, вы открываете глаза и будете чувствовать себя свежим и бодрым. Раз, два, три...”
“Мысленное путешествие”. После предварительного расслабления участников и погружения ведущий говорит: “Вы стоите на лугу. Еще раннее утро, но уже греет солнце. Вы чувствуете его лучи на своем лице, а мягкий ветерок что-то шепчет вам. Вы идете через поле к небольшому холму, с которого видна вся окрестность... Вы стоите на холме и видите гигантскую птицу, приближающуюся к вам. Это огромная птица. Но вы не убегаете от нее – это добрая птица с мягкими крыльями. Она садится рядом с вами, и с нее сходит маленький человечек. Он говорит, что вы можете лететь на этой птице куда угодно (предлагается представить желанное для каждого место)... Вы возвращаетесь, маленький человечек садится на птицу и улетает.”
“Я – в группе”. Ведущий: “Закройте глаза... Пусть теперь каждый возьмет правой рукой руку соседа... Подержит его руку в своей... Постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточит свое внимание на том, что слышит, что бы это ни было, пусть некоторое время послушает и постарается узнать звуки, которые до него долетают (1 минута)... А теперь, все еще не открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседей слева и справа, ладонях, которых вы касаетесь... Постарайтесь понять, какая ладонь теплее, какая – холоднее, и запомните была ли это ладонь соседа справа или слева (30 секунд)... А теперь, по-прежнему, с закрытыми глазами, разнимите руки и сосредоточьтесь на своем дыхании, почувствуйте, как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как движется грудная клетка и живот при каждом вдохе выдохе (1 минута)... А теперь попробуйте посчитать каждый вдох и на пятом откройте глаза.”
“Полет белой птицы”. Ведущий: “Расположитесь максимально удобно, расслабленно, глаза закройте, руки и ноги скрестите, правая рука и правая нога – сверху.
Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное, чистое, синее небо.
В небе плавно летит белая птица. Я поднимаюсь и лечу рядом с ней, я сам эта белая птица.
Я лечу в спокойном синем небе, подо мной – спокойное синее море.
Вдали показался желтый песчаный берег, он приближается. Я подлетаю, опускаюсь на теплый желтый песок, снова превращаюсь в человека и ложусь на спину.
Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное синее небо, я расслаблен, отдыхаю.
Ступней моих ног коснулась приятная прохлада. Приятная прохлада заполнила мышцы ног. Мышцы – легкие и бодрые. Приятная прохлада заполнила живот, мышцы спины. Мышцы – легкие и бодрые. Приятная прохлада заполнила грудь, руки. Мне легче дышать. Приятная прохлада заполнила шею и голову. Голова – ясная и чистая. Мышцы – легкие и бодрые... Три глубоких вздоха, открываю глаза, встаю. Я отдохнул!”
Упражнения группы “гештальт-терапия”
Упражнения группы “гештальт-терапия” “Здесь и сейчас”. Ведущий предлагает участникам в течении нескольких минут составлять фразы, выражающие то, что они в данный момент сознают, замечают. Начинать каждое предложение необходимо со слов “сейчас”, “в этот момент”, “здесь”. Рекомендуется повторить после анализа несколько раз.
Анализ: С какими трудностями вы столкнулись? Почему вы остановились?
“Сила языка”. Группа разбивается на подгруппы по 4-5 человек. Ведущий: “Глядя в глаза партнерам, скажите три фразы, начиная каждую словами: “Я должен...”. Затем замените в них слова “Я должен...” на “Я предпочитаю...”, сохранив неизменной остальную часть высказывания. Посмотрите, ведет ли замена необходимости желанием к ощущению свободы и облегчения. То же проделайте с фразами, начинающимися со слов “Я не могу...” – “Я не хочу...”, “Мне надо...” – “Я не хочу...”, “Я боюсь, что...” – “Я хотел бы...”, “Меня возмущает...” – “Меня восхищает...”.
Анализ: “Я должен...”, “Я не могу...” отрицают способность человека, произносящего их, быть ответственным. Изменяя язык, можно сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия.
“Два стула”. Ведущий: “Нередко человек ощущает некоторую двойственность, расщепление противоположностями, чувствует себя в группе этих противоположностей, противостоящих сил. Вам предлагается сыграть диалог между этими сторонами. С каждой сменой роли вы будете менять стулья: “дружелюбное Я” и “раздраженное Я””.
Варианты: исполняемая роль может быть ролью человека - какой он сейчас; ролью ребенка, матери, отца, супруги (а) или начальника. Исполняемая роль может быть физическим симптомом – язвой, головной болью, болью в пояснице, сильным сердцебиением. Она может быть предметом, встретившимся во сне, например, частью мебели, животным и т.д.
“Непосредственная способность воспринимать мир”. Ведущий: “Прислушайтесь к окружающим вас звукам. Какие из них постоянные? Какие прерывающиеся? Осознайте их интенсивность и высоту.
Далее прислушайтесь к запахам. Когда вы вдыхаете воздух, какие запахи узнаете?
Далее сосредоточьтесь на привкусе во рту. Что он напоминает?”
“Ваше положение в пространстве”. Ведущий: “Заморозьте ту позу, в которой вы находитесь, т.е. сидите так, как вы сидите, ничего не изменяя. Обратите внимание на то, как именно вы сидите, как держите руки. Через минуту найдите точки, где происходит соприкосновение двух частей тела, или места, где тело соприкасается с чем-то внешним. Например, рука и подбородок. Дайте своему сознанию войти в руку, затем в подбородок. Попробуйте провести между ними беседу”.
“Обострение ощущения тела”. Ведущий: “Сосредоточьтесь на своих телесных ощущениях в целом. Дайте своему вниманию блуждать по различным частям тела, “пройдите” вниманием все тело. Какие части у себя вы чувствуете? Отметьте боли и зажимы, которых вы обычно не замечаете. Какие мышечные напряжения вы чувствуете? Не старайтесь их расслабить, дайте им продолжиться. Постарайтесь определить их точное местоположение. Обратите внимание на ощущение кожи. Чувствуете ли вы свое тело, связь головы с туловищем, ваши конечности?”
Анализ: Полностью ли вы осознаете себя? Какие “белые пятна”, “пустоты” отмечаете в своем теле?
“Наше лицо”. Ведущий: “Примите удобное положение. Обратите внимание на то, чтобы ваша голова ни на что не опиралась. Закройте глаза и начинайте чувствовать свое лицо изнутри, просто отмечайте, что с ним происходит. Постепенно, после того, как вы нашли какое-либо напряжение, усильте его там, где обнаружили, даже если вашему лицу неудобно. Заметьте, не напрягается ли какая-нибудь часть тела. Отметьте, не приходит ли в голову какая-нибудь мысль, образ, воспоминание. Осознайте основную эмоцию своего тела. Наше лицо всегда “знает, что происходит”.
“Жизнь без себя”. Ведущий: “Когда забудешься, в первый момент кажется, будто застал мир, живущий без тебя. Представьте сейчас, что жизнь идет без вас, сама по себе. Посмотрите на нее со стороны... Теперь вернитесь к себе”.
Анализ: Изменился ли мир в ваше отсутствие? Значимы ли вы в этой ситуации жизни? Как стать живым?
“Ваши способности к искренности”. Это упражнение для того, чтобы лучше узнать свои способности к искренности. Проводится в парах в течении 15 минут.
Выберите удобное место. Сядьте лицом друг к другу. Посмотрите прямо в лицо друг другу.
Поделитесь друг с другом действительно важным для вас: своими мыслями, чувствами.
Когда рассказываете, старайтесь говорить свободно. Осознайте ваши чувства и выразите их. Осознайте, как изменяются ваши чувства.
Поочередно поделитесь друг с другом несколько раз.
Анализ: Какие чувства вы испытываете к своему партнеру после эксперимента?
Упражнения по типу “Ранжирование”
“Красивые девушки”. Вызывается участник. Ведущий: “Пройдя по помещению, выведите всех девушек, которых считаете для себя красивыми, сядьте напротив них и посмотрите, полюбуйтесь на них... Я должен задать девушкам один очень важный вопрос: “Вы знали, что вы красивые?” – “Нет.” – “Так знайте это!” Поблагодарите того, кто вас выбрал, можете садиться на свои места”.
Анализ: “Из выбранных 1-2 человека соответствуют эталонам красоты, к которым мы привыкли за счет телевидения, кино и обложек журналов. Но бывают всегда и такие, которые удивлены, что их выбрали. Это упражнение показывает всю нестандартность человеческих предпочтений. Это этюд оптимизма. Среди нас находится человек (девушка), который, может быть, считает себя непривлекательным. Так прошу вас поверить, в чьих-то глазах он может оказаться очень красивым”.
Для убедительности можно попросить еще одного-двух человек (лучше парней) сделать свои выборы.
“Психологический рост”. Ведущий: “Закройте глаза. Сейчас, с закрытыми глазами, встаньте по росту от самого маленького до самого высокого. Слева – направо. Запрещается переговариваться”.
Анализ: Кто угадал свой рост? Кто занизил или завысил свой рост? Почему?
“Исполнение желаний”. Один из членов группы высказывает свое желание. Группа обсуждает способ удовлетворения этого желания – здесь, в данной обстановке, и затем реализует этот способ (в воображении, пантомиме, реальных действиях). Затем исполняется желание другого участника. Если группа сумеет преодолеть первоначальный психологический барьер, упражнение начнет работать в полную силу, как мощное средство сплочения.
Упражнения на изменение психологической дистанции
“Внутреннее движение”. Это упражнение позволяет измерить персональное пространство каждого. В парах, на расстоянии 10 метров один участник стоит, другой начинает медленно приближаться к нему. Он должен приближаться до тех пор, пока не почувствует, что дальше приближаться тяжело. Тот, к кому приближаются, должен отметить про себя, когда ему захотелось сказать “стоп”.
Анализ: Кто как чувствует психологическую дистанцию? Кто пересек границу персонального поля, не почувствовав ее? Кто не дошел? Кто верно почувствовал? Кто кого и на какое расстояние подпустил к себе? Кто ближе, кто дальше, и почему?
“Семья”. Выбирается участник, которому задается игровая ситуация: Мы все – это семья. Задача выбранного участника – расставить остальных членов группы так, чтобы физическая дистанция примерно соответствовала степени эмоциональной близости с ними, как с членами семьи (могут быть “семейные сцены”).
“Групповая социометрия”.
а) Каждый участник в порядке свободной очередности, встает в центр, закрывает глаза, а все остальные располагаются от него на таком расстоянии, которое символизирует психологическую “дистанцию” по отношению к этому человеку. Каждый запоминает свое место, затем “построение” разрушается.
б) После этого участник открывает глаза и расставляет всех присутствующих так, как они, по его мнению, могли бы расположиться по отношению к нему.
в) Затем член группы занимает место, на которое он сам себя первоначально поставил.
Анализ: Процедура дает возможность каждому проверить точность, адекватность своего видения взаимоотношений в группе, в частности, собственного места в ней. Кого он поставил правильно, а с кем ошибся, и почему?
Возможно неоднократное применение этого упражнения.
Упражнения на развитие социальной уверенности
“Дрессировка”. Одного из участников отсылают из комнаты. Остальные выбирают “дрессировщика” и поведение, которое должно быть продемонстрировано человеком, вышедшим из комнаты, например, попрыгать, передвинуть вещи, взобраться на стул. Испытуемый приглашается обратно в комнату, и его просят двигаться по ней и производить любые движения. “Дрессировщик” свистком, хлопком или словами типа “хорошо” подкрепляет движения в направлении желаемого действия. Может быть правилом, что подопытный должен возвращаться к началу, если отклоняется и перестает получать подкрепления. В упражнении исключаются разговоры, смех, вздохи и другие проявления эмоций.
“Тренировка эмоциональной устойчивости”. Участники разбиваются по парам и садятся лицом друг к другу, как можно ближе. Упражнение выполняется в три этапа:
Участники закрывают глаза. Им дается ограничение: запрещаются любые движения телом и даже лицом. Ведущий: “Настройтесь на тишину и покой в вашей душе и в вашем теле”.
После того, как эмоциональная устойчивость на предыдущем этапе сформировалась, задание усложняется: “Теперь вы будете неподвижно сидеть, но с открытыми глазами. При этом вы смотрите на глаза своего партнера и стараетесь сохранять свое спокойствие”.
После этих подготовительных упражнений в каждой паре один из участников выбирает себе роль тренера. Задача тренера – рассмешить или как-то еще поколебать эмоциональное равновесие. Если ему это удается, он замолкает и ждет, пока партнер не восстановит утраченное равновесие. Затем упражнение продолжается, при этом важно, чтобы тренер снова повторил то, что вывело его партнера из равновесия.
Многократное повторение формирует устойчивость к этому раздражителю. Затем участники меняются ролями, и так – несколько раз.
Участники “открытого” самоизучения
“Если бы его не было”. Один из участников садится спиной к группе. Группа говорит о том, как она его воспринимает.
“Мои достоинства”. Все садятся в круг, и ведущий начинает упражнения на определение сильных сторон каждого. После небольшой паузы каждый член группы в течение 3-4 минут должен рассказать о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает ему чувство внутренней уверенности в различных ситуациях.
Необязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является или может стать точкой опоры в различные моменты жизни. Необходимо избегать любых высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Затем ведущий предлагает остальным участникам добавить, какие они отметили сильные стороны того, кто рассказывал о себе.
Анализ: Работа над собой – это не только поиск недостатков, но и отыскание сильных сторон. Лишь опираясь на свои сильные стороны, человек может действительно работать над собой.
Здесь сопоставить высказывания участников о себе и группы о каждом из участников. Большинство людей не умеет думать о себе в позитивном ключе.
“Какой я?” На листке бумаги каждый участник схематично рисует себя таким, каким он себя представляет. Под рисунком пусть напишет основные характеристики своей внешности, своих физических качеств: высокий, худой и т.д. (8-10 прилагательных). Затем сравните это с высказываниями членов группы о вас. Столбиком пусть каждый участник перечислит основные свойства и качества своей личности (8-10 качеств, самые существенные, определяющие жизненный путь). Сопоставьте с фактами своей жизни, с мнениями участников группы.
“Десять недостатков”. Участники рассаживаются в круг. Один участник выходит. В группе определяются 10 его негативных характеристик или просто качеств. Вернувшийся участник сможет войти в круг, разгадав 3 качества, названные в его отсутствие недостатками. Остальные качества ему не сообщаются.
“Музей обидных воспоминаний”. Ведущий: “Нередко мы относимся к своим обидам как к большой ценности. Мы их прячем, бережем, накапливаем. А в конфликте предъявляем их, усиливая, как нам кажется, свою позицию. Попробуем же сейчас здесь сделать музей своих обидных воспоминаний”.
Желательно акцентировать обиды, непосредственно возникшие с участниками, а не прошлые с другими людьми.