Тренинг: стадия агрессии
Итак, наши клиенты — младшие подростки, дети 10–11 лет. Цель наших занятий — развитие навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.
Любая детская группа имеет свой «жизненный цикл». Первая стадия характеризуется зависимостью участников от ведущего, их стремлением установить четкие правила. Потом наступает стадия конфликтов, проявления агрессивности по отношению к участникам группы и вожатому. Затем, при умелом ведении группы, она приходит к сплоченности, доверительному отношению и продуктивному решению проблем (К. Рудестам. «Групповая психотерапия»).
Детская группа — не исключение, ее развитие проходит такие же стадии.
Наветное, самый тяжелый период — это стадия агрессии. Дети в большинстве случаев не проявляют негативные чувства открыто. Это связано и с высоким уровнем тревоги, который существует в этот период в группе, и с социальными установками. В социуме не приветствуется откровенное предъявление «негативных» чувств. Подростковая субкультура в этом смысле более открыта, здесь можно быть агрессивным по отношению друг к другу. Но не в присутствии взрослого! Учителям, родителям обычно предъявляется социально желательная картинка взаимоотношений.
В группе подростки внешне выполняют все правила, здесь принятые, но пытаются разрушить их, при этом агрессивно утвердить себя. Причем такое поведение характерно как для мальчиков, так и для девочек. Это очень опасная ситуация для групповой работы. Даже в присутствии ведущего группа пытается создать свой собственный внутренний мир, построенный на своих законах. Получается такая своеобразная игра в кошки-мышки. Открыто обсуждать возникшую ситуацию довольно сложно, так как способности к рефлексии у участников еще недостаточно развиты.
Мы рассмотрим специальное занятие, направленное на отреагирование тех негативных чувств, которые возникли в группе. Оно было проведено по принципу игры-путешествия. Фантастический сюжет и выбранные роли позволили детям быть откровенными.
В игре нам удалось обсудить и проблемы, которые возникли в группе, и ситуации из личной жизни, когда ребята сталкивались с агрессией, и значение отрицательных чувств для человека. Конечно, работа с переживаниями, возникшими в ходе занятия, продолжилась и на последующих встречах. Главный итог этого занятия я вижу в том, что дети открыто продемонстрировали негативные чувства, а взрослые их адекватно восприняли. Это позволило нам в дальнейшем быть откровенными друг с другом.
Хочу предупредить, что в ходе занятия у детей могут возникнуть острые переживания. Вожатый должен быть готов к работе с такими ситуациями.
ХОД ЗАНЯТИЯ
«Я — древний человек»
Ведущий. Сегодня мы с вами отправимся в новое путешествие. На этот раз на машине времени. Путь наш лежит в далекое-далекое прошлое. Мы отправимся в ту эпоху, когда на Земле был первобытно-общинный строй, и на некоторое время превратимся в древних людей. Что вы знаете об этом времени?
Как тогда жили люди?
Ведущий вместе с детьми перечисляют особенности этого периода: люди жили племенами; поклонялись богам, олицетворяющим огонь, воду, ветер; охотились; воевали друг с другом; главой племени был вождь.
Детей просят закрыть глаза и представить себя в машине времени. Звучит музыка, и путешествие начинается. Ведущий просит каждого представить себя древним человеком, свой облик, свои занятия. После этого все участники открывают глаза, садятся в круг. Каждый рассказывает о себе в том времени.
Наскальная живопись
Ведущий. Вспомните, что от этого периода осталась наскальная живопись. Древние художники с помощью угля, растительных красителей рисовали то, что их волновало. И вот сейчас у каждого из нас есть такая возможность.
На доске или стенах развешиваются большие листы бумаги (формат А3), раздаются мелки, уголь. Дети рисуют. Хорошо, если в это время будет звучать музыка, помогающая детям войти в образ. Закончив, участники могут посмотреть работы других, задать интересующие вопросы.
Два племени
Ведущий просит детей разделиться на два племени. Для этого может быть использован следующий прием.
Все сидят в кругу. Тренер просит подняться двух самых сильных, смелых и ответственных людей. Первые вставшие объявляются вождями соседних племен. Дальше каждый вождь набирает себе племя: по очереди называет имя одного участника группы и приводит доводы, зачем он ему нужен. Например: «Петя. Он мне нужен в племени, так как он очень хорошо умеет бегать». При этом необходимо называть какое-то реальное качество.
Если количество участников нечетное, то за последнего оставшегося игрока можно провести аукцион: вождь должен привести как можно больше доводов, почему этот участник нужен именно ему в племени. Для детей, изображающих вождей, эта процедура является своеобразным конкурсом, а для последнего, нечетного участника — способом психологической поддержки.
Это упражнение является хорошим социометрическим срезом. Здесь можно увидеть симпатии и антипатии участников группы. Ведущий должен быть готов к проявлению негативного отношения к отдельным участникам. Такие дети должны чувствовать поддержку со стороны взрослого и других участников происходящего.
Зеркало
Ведущий сообщает, что два племени объявили войну друг другу. Перед началом войны племена исполняют ритуальный танец, поднимающий боевой дух воинов, настраивающий их на предстоящее сражение.
Для этого предлагается провести игровое упражнение «Зеркало». Племена встают в два круга. Один участник в каждом круге по сигналу ведущего исполняет танец, остальные повторяют за ним. По сигналу ведущего танец начинает следующий участник и т.д. Звучит ритмичная, агрессивная музыка. Здесь очень важно правильно подобрать музыку. Она должна быть динамичной и агрессивной. Эта игра — разминка, способствующая актуализации переживаний.
Война племен
Два племени садятся друг против друга. Ведущий просит их представить, что у них появились уникальные, фантастические возможности для проведения боевых действий. Они могут использовать любые виды воздействия, кроме тех, что несут мгновенное уничтожение всех участников войны.
Каждое племя по очереди говорит, какое боевое действие оно готово применить против своего противника.
Противная сторона думает и говорит о том, какие средства защиты оно будет использовать (они также могут быть фантастическими), а затем наносит собственный удар и т.д. Побеждает сторона, которая последней называет действие, против которого противники не могут придумать защиты.
Например:
- — Мы вас шишками закидаем.
- — А мы над нашим племенем построим купол, и вы не сможете в нас попасть.
- — А мы построим подземный ход и незаметно ночью проберемся в лагерь...
Этот вариант словесного ведения боевых действий подходит для детей, обладающих хорошей речью и богатым воображением. Как правило, начало игры наполнено сильными переживаниями. Однако по мере развития «боевых» действий накал страстей пропадает.
После этого упражнения необходимо в обязательном порядке провести рефлексию.
Борьба руками
Участники делятся на пары (пара — представители разных племен) и встают друг против друга, вытянув вперед руки. Важно проследить за тем, чтобы в паре были дети с примерно равными физическими возможностями. По сигналу ведущего начинается борьба руками: участники надавливают на руки соперника, заставляя его сойти с места. Побеждает тот, кому удалось заставить соперника первым сделать шаг.
После этого упражнения проводится подведение итогов войны: ничья или кто-то выиграл. В любом случае война окончена, необходимо переходить к мирному сосуществованию.
Тарелка
Все сидят в максимально тесном кругу. Звучит тихая музыка для релаксации. Ведущий наливает воды в глубокую тарелку, заполняя ее примерно на половину.
Ведущий. Вода — знак мира, добра и любви. Это божество, которому поклоняются все племена. И сейчас в знак примирения мы совершим ритуал. Мы все закроем глаза и будем молча передавать друг другу эту тарелку в любом порядке и направлении.
После того как тарелка побывала у всех участников, упражнение прекращается. Затем все участники берутся за руки и каждый по очереди благодарит всех.
Рефлексия
Путешествие подошло к концу и ведущий просит всех занять наиболее удобное место в зале. Все закрывают глаза, звучит музыка, и машина времени переносит участников в сегодняшний день. Ребята садятся в круг, и в обязательном порядке проводится рефлексия всего занятия.
При этом могут быть заданы следующие вопросы.
- Что понравилось? Что нет?
- Какие чувства возникли при выполнении того или иного упражнения?
- Были ли в группе ранее ситуации, вызывавшие негативные чувства со стороны участников?
- Были ли в жизни ситуации, когда вы испытывали похожие чувства?
- Что делали в такой ситуации?
Вопросов и тем для обсуждения может быть много. Все зависит от особенностей участников группы и ведущего. Главное, чтобы у всех без исключения детей была возможность отреагировать переживания, возникшие в ходе тренинга.