Технология "Открытого пространства"

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
36437192qci.jpg

Технологии "открытого пространства" – особый вид деятельности. Мы посвящаем этим технологиям отдельную главу, поскольку действительно считаем их совершенно самостоятельным методом. Их, очевидно, невозможно отнести к играм, триггерам, симуляциям, динамическим группам и другим формам.

Поскольку в данном случае описывается технология, изобретенная не нами, мы настоятельно рекомендуем читателям не удовлетворяться лишь кратким описанием (в том числе и в приложениях), а отправиться к первоисточнику: Harrison Owen Open Space Technology: A User's Guide

Несколько слов об истории возникновения метода. Open Space Technology – это метод, изобретенный американским социологом и антропологом Харрисоном Оуэном.

Путешествуя по Африке, Харрисон Оуэн стал очевидцем интереснейшей традиции, принятой в ряде племен: раз в четыре года представители нескольких племен собирались вместе на своеобразный съезд для обсуждения своих насущных проблем. Ученого заинтересовала форма, в которой происходило обсуждение.

Сначала все собравшиеся усаживались в большой круг. Затем каждый получал возможность поднять какую-либо проблему или вопрос, достойный обсуждения. После этого все расходились на небольшие группы, присоединяясь к тому человеку, который выдвигал заинтересовавшую тему. Далее происходило обсуждение в малых группах, направленное на принятие решение по обсуждаемой проблеме. Затем все снова собирались в большой круг для того, чтобы рассказать соплеменникам о том, как происходило обсуждение, и к какому решению пришли обсуждавшие. После поднимались новые темы, и вся история повторялась с начала. Харрисон Оуэн подметил четкую структуру и высокую эффективность такого способа обсуждения и решения проблем. Свои африканские наблюдения он положил в основу метода, который назвал Open Space Technology – технология открытого пространства. ∗ Принципы метода он оставил неизменными, приспособив их к иной цивилизационной модели.

Open-Space – форма работы с группами, коллективами, члены которых объединены каким-либо общим интересом. Изначально технология создана для того, чтобы дать возможность участникам обсудить насущные вопросы, дилеммы, проверить актуальность происходящего, найти решение важных задач. Но используется не только непосредственная технология, но и ее принципы, благодаря которым она и является, на наш взгляд уникальной.

По большому счету Open Space Technology может считаться классическим методом НО, поскольку в ней воплощены его основные принципы. Она с одной стороны является жесткой структурой с понятными рамками (законы, запись, временное деление, протоколы и т.д.), а с другой – абсолютно открытой субъектной формой, с максимальными возможностями не только выбора, но и свободного исследования для участников.

Именно поэтому Open Space Technology и представляет такой сильный интерес для области Неформального Образования. На основе теории и практики Open Space возможно создание самых разнообразных методик, объединенных едиными педагогическими принципами.

Создавая новые формы в поле технологий открытого пространства, необходимо помнить, однако, что мы имеем дело со сложнейшей структурой, где любая деталь может являться важным инструментом. Соответственно, меняя форму, изобретая новую технологию, нужно следить за тем, чтобы не выбросить случайно структурообразующий элемент, который отвечает непосредственно за процесс.

Open Space, или Открытое Пространство, – это методика проведения продуктивных встреч в группах от пяти до 2000 человек. В ее основе – философия принятия на себя ответственности за то, что вам действительно важно, которая позволяет получить максимум пользы и удовольствия от обсуждения. Методика Open Space успешно применяется для разработки новых идей и проектов, обмена опытом, междисциплинарных исследований, разрешения конфликтов и проведения конференций. Open Space максимально успешна там, где более традиционные форматы встреч не дают результатов: где конфликты, сложные, плохо структурированные задачи, разнородная аудитория и недостаток времени для принятия решения.

Четыре основных принципа:

  1. Кто бы ни пришел – это те люди, которые нужны (подкрепляет идею о том, что весь потенциал, необходимый для решения, присутствует в аудитории и что группа не должна беспокоиться о тех, кто отсутствует, и паниковать по поводу того, что происходит).
  2. Что бы ни случилось – это единственное, что может произойти (направляет внимание на то, что результат, который будет получен в ходе Open Space – это наилучший возможный результат, не нужно беспокоиться о том, что должно было быть сделано).
  3. Когда бы это ни началось – это правильное время (напоминает о том, что творческий процесс не всегда укладывается во временные рамки).
  4. Когда бы это ни закончилось – это правильное время (поощряет людей продолжать разговор так долго, как этого требует необходимость и энергия. Сессия может завершиться раньше, чем предполагалось, но может идти и дольше отведенного времени).


Закон двух ног

Если вы обнаружите, что оказались в ситуации, где вы не можете чему-либо научиться или внести какой-либо вклад, вы ответственны за то, чтобы перейти в другое место, например, в другую группу. В результате действия этого закона участники выбирают для себя одну из двух стратегий поведения — «Шмель» или «Бабочка», а также могут чередовать их. «Шмели» являются образцом работоспособности и прилежания, разработчиками идей. Они могут перелетать от одной группы в другую и, подобно процессу опыления цветов, переносить информацию и идеи, обогащая своим присутствием процесс групповой работы и внося в него разнообразие. «Бабочки», наоборот, — нерешительны и неактивны, часто задают себе вопрос: «А что я, собственно говоря, здесь делаю?» Они предпочитают «порхать» в области буфета, совершать прогулки вокруг здания или вести милые беседы в кулуарах. Они создают вокруг себя пространство, в котором ничего не запланировано, и как раз по этой причине в нем может многое произойти. Быть «бабочкой» — значит, на первый взгляд, ничего не делать: разговаривать с интересными людьми или быть наедине с собой. Но многим во время обдумывания требуется уединение, так что быть «бабочкой» — это тоже работа. Закон двух ног и возможность выбирать между ролью бабочки и шмеля позволяют участникам самостоятельно выбирать наиболее подходящую для них форму работы.


Проведение

Объяснив ход и особенности работы, тренер «открывает пространство». Участники формируют список тем для обсуждения и распределяются по дискуссионным группам. Каждый сам выбирает тему или идею для обсуждения. Место работы групп заранее проговаривается. Участники могут свободно перемещаться в процессе работы. Каждая группа записывает основные тезисы своей дискуссии в удобной для последующего распространения форме. Все завершается «закрытием пространства», перед которым участники собираются вместе, чтобы поделиться своими впечатлениями и выводами.