Технологии создания идей

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Dfhdhdfm.jpg

1. Разработка досугового мероприятия, как правило, начинается с создания его идеи. Иногда она возникает в процессе озарения, инсайта: «Эврика!». Но в процессе главным образом инженерной и изобретательской деятельности возникли вполне рациональные технологии создания идей. Со временем они проникли в гуманитарную сферу и, что важно для нас, в социальную практику.

Отступление. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).


2. Одной из наиболее эффективных технологий группового создания идей считается «мозговой штурм» («brainstorm»). Ее создал в 30-е годы 20 века Алекс Осборн. В настоящее время существует более 50 модификаций «мозгового штурма». Однако их цель одна: выдвижение как можно большего числа разнообразных идей.

Некоторые модификации весьма формализованы, используются в деятельности серьезных фирм. Они, в частности, предусматривают отбор участников с помощью специальных тестов, мотивирование их с помощью высоких гонораров и т.п. Мы рассмотрим одну из наиболее простых модификаций. Ее можно использовать в работе с детьми и взрослыми любого возраста.

Для работы нужны бумага, карандаши, стулья для участников, размещенные по кругу.

Выбирается ведущий. Его задачи:

  1. отвечать за соблюдение правил;
  2. прерывать неконструктивное поведение участников - "перетягивание каната", "павлиний хвост" и др.;
  3. обеспечивать психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности (должен уметь мгновенно положительно оценить любую идею);
  4. управление процессом поиска идей (необходимо уточнять формулировки, выделять похожие идеи и т.п.).

Выбирается секретарь. Он непосредственно в обсуждении не участвует, а заботится о фиксировании идей.

Открытие. Ведущий объявляет тему и правила «мозгового штурма»:

  • всем нужно настроиться на творчество;
  • высказывать можно все идеи, какие приходят в голову в связи с темой, даже самые на первый взгляд нереальные;
  • каждый, кто предлагает, добивается, чтобы все члены группы понимали смысл предложения;
  • на первом этапе ничего обсуждать и критиковать нельзя;
  • все идеи записываются.

Возможно использование диктофона.

Этап 1. «Фонтан идей»

Участники предлагают свои идеи для решения возникшей проблемы, реализации проекта или составления плана мероприятий.

Нужно высказывать максимальное число идей, отдавая предпочтение количеству, а не качеству.

Высказываться следует короткими предложениями - не более 30 сек.

Абсолютно запрещена критика предложенных идей, неодобрительные замечания, иронические реплики, ядовитые шутки.

Предпочтение не логическому мышлению, а озарениям, фантазии в самых разных направлениях. Возможно всё!

Продуктивному мышлению способствуют юмор и смех, дружеские и демократичные отношения между участниками.

Авторство идеи не фиксируется!

Этап 2. Прояснение.

Можно задать друг другу вопросы, чтобы устранить недопонимание. Авторы по просьбе участников комментирую свои идеи.

Составляется отредактированный список идей.

Этап 3. Сужение:

  • объединение – с разрешения группы объединяются похожие идеи, чтобы избежать повторений;
  • голосование – нужно сократить количество идей до одной трети; каждый участник получает количество голосов, равное трети от общего количества идей, потом проводится голосование; вариант: группа заранее определяет, какое количество идей следует оставить; именно столько голосов и получает каждый из участников.

Этап 4. Закрытие.

Происходит окончательный отбор идей-«чемпионов». Можно оформить его результаты в виде рейтинга – своеобразного «хит-парада». Главные идеи группа слегка дорабатывает. В случае если при отборе возникает вариант «либо - либо», берутся обе идеи.

Детальную доработку идей осуществляют авторы и те, кто вызвался им помочь.


3. Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923 году профессор Берлинского университета Кунце, в 50-е годы метод усовершенствовал Ч. Вайтинг в США. Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Суть - активизация ассоциативного мышления человека. Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным.

Алгоритм работы по МФО:

  1. выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…);
  2. составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов);
  3. выбирается фокальный объект – от слова «фокус», на нём фокусируется мысль;
  4. признаки случайных объектов поочередно присоединяются к фокальному объекту и записываются;
  5. ВСЕ полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций;
  6. оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения.


Рекомендации по применению МФО.

  1. Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.
  2. При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту, поэтому высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор - застрявший, ветер - завывающий, лампочка - вспыхнувшая, забор - грязный, покосившийся, кошка - голодная, цветок - дырявый.
  3. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования - это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.
  4. Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект - будильник, то надо выписать ВСЕ варианты - голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут.
  5. При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы:
    "Что ЭТО может быть?", "Где ЭТО можно использовать?". Вопрос "Кому ЭТО надо?" поможет определить целевую аудиторию: кто и зачем будет "ЭТО" покупать и платить за "ЭТО" деньги.
  6. При отборе наиболее эффективных решений обычно используют экспертов.

Упрощенный вариант МФО: случайным образом (с помощью словаря, книги) выбираются два-три слова и рассматриваются их возможные сочетания. Можно трансформировать части речи.


4. В ТРИЗ используется еще Метод морфологического анализа, основанный на исследовании разных сочетаний свойств элементов объекта, а также еще десяток различных алгоритмов.