Теория развития временного детского коллектива
Теория развития временного детского коллектива (ВДК)
Создание временного детского коллектива — сложная и увлекательная задача, решение которой начинается с первой минуты встречи с ребятами и заканчивается вожатским спектаклем. Наблюдения показывают, что временный детский коллектив при соответствующих условиях и квалифицированном педагогическом руководстве за весьма короткий срок достигает весьма высокого уровня развития, которое происходит поэтапно, и каждый этап имеет свое качественное своеобразие
Развитие временного детского коллектива идет по трем этапам:
- - оргперпод (1 этап, адаптационный период); 4—5 дней
- - основной период (2 этап), 16—18 дней
- - итоговый период (заключительный, 3 этап), 2—3 дня
На каждом этапе развития ВДК ставятся этапные цели.
Организационный период
Организационный период — это период адаптации ребенка и подростка к новым условиям жизнедеятельности, период первоначального сплочения коллектива, период становления коллектива.
Адаптация к новым условиям жизнедеятельности предполагает приспособление:
- к условиям закрытого или органического социума;
- к смене основных видов деятельности,
- к новизне общения, установлению коммуникативных связей с боль¬шим числом сверстников и взрослых;
- к режиму жизни;
- к новым бытовым условиям,
Цель оргпериода – заложить основы ВДК.
Задачи оргпериода:
- удовлетворить потребность детей в информации о лагере, о людях, в нём работающих, об окрестностях;
- создать необходимые условия для адаптации подростка к новым условиям жизнедеятельности;
- предъявить единые педагогические требования (ЕПТ),
- наметить перспективы совместной деятельности с отрядом (планирование);
- организовать деятельность, способствующую раскрытию творческого потенциала детей;
- получить необходимую информацию о каждом ребенке.
Методика проведения оргпериода
В эти дни вожатые решают три основные задачи — организованно провести прием и заезд детей, познакомить их с лагерем, его традициями и законами, одновременно предоставить ребятам возможность узнать друг друга. Эти задачи решаются через организацию и проведение небольших по времени коллективных творческих дел, не требующих тщательной подготовки, как со стороны детей, так и со стороны вожатых, но позволяющих детям проявить себя в конкретной деятельности.
Ошибка, иногда встречающаяся у вожатых — проводить КТД, когда в отряд заедут все дети (в случае, когда все дети отряда не приезжают одновременно). КТД можно проводить по методике «пятерка». Заехавшим первым пятерым детям уже дается какое-либо задание, например, подготовить встречу вновь приехавшим детям, или подготовить для них приветственную газету. Следующее КТД проводится, когда заедут еще 5 человек. И так каждый раз, когда заезжают следующие 5 человек. Таким образом, можно провести большое количество КТД малых форм в первые дни смены, выявить первых лидеров, быстрее сплотить отряд и дать возможность детям увидеть возможности и способности сверстников.
Обговариваются очень подробно все режимные моменты, законы и правила, т. е. предъявляются детям единые педагогические требования.
Игры на знакомства (желательно подвижные, в группах), развлекательные и др.
Период можно считать удавшимся, если помимо поставленных задач, с детьми разучены 2—3 песни, несколько игр, показаны перспективы жизни в отряде, а у ребят возникла потребность и желание участвовать в делах отряда.
В первый же день начинается работа по соблюдению режимных моментов (иначе потом этого не наверстать) тихий час и др.
2-й день. Продолжается выявление способностей детей и их сплочение. Для выполнения этих задач можно предложить детям небольшие творческие дела, которые позволили бы детям попеть, потанцевать, поиграть, оформить отрядное место, провести с
В первый же день начинается работа по соблюдению режимных моментов (иначе потом этого не наверстать) тихий час и др.
2-й день. Продолжается выявление способностей детей и их сплочение. Для выполнения этих задач можно предложить детям небольшие творческие дела, которые позволили бы детям попеть, потанцевать, поиграть, оформить отрядное место, провести с ними спортивные и музыкальные часы и т. д.
Завершается день (или второй) «огоньком» знакомства, на котором определяются настроение и ожидания ребят, составляется четкое представление об их интересах, увлечениях. Интервью, расскажи нам о себе и др.
Эти дни можно считать состоявшимися, если в отряде все ребята познакомились, чувствуют себя хорошо, охотно выполняют режимные моменты.
Важным итогом оргпериода выступает готовность детского коллектива к сотрудничеству со взрослыми, увлеченность перспективой предстоящей жизнедеятельности, создание атмосферы доверия и доброжелательности между вожатыми и ребятами.
Понятие о «нулевой» точке развития коллектива
Развитие коллектива начинается с «нулевой» точки, когда коллектива, по сути, еще нет, а есть просто группа ребят.
Психологическое состояние детей
Дети испытывают состояние первоначальной адаптации, общее эмоциональное напряжение, вызываемое недостатком информации о лагере, его традициях, законах, правилах, условиях, требованиях нового коллектива, вожатых, руководстве. Дети еще не знают какое место в коллективе они займут, какие отношения у них сложатся со сверстниками, со взрослыми людьми.
Дети стремятся предстать перед новыми знакомыми в самом выгодном свете, а это способствует завышению оценки подростками своих достоинств и возможностей. На лидерские позиции выходят яркие, умные, внешне привлекательные подростки, открытые к общению. Взаимоотношения в этот период неустойчивы, межличностные отношения не крепкие, постоянно образуются новые группы (по принципу землячества, взаимных симпатий, общих интересов, проживанию в одной комнате и др.).
Трудно включаются в деятельность.
Основные задачи педагога в оргпериоде
- Выявить первоначальный уровень навыков и культуры поведения детей.
- Изучить уровень интеллектуального развития, активности; определить направленность интересов детей.
- Выявить эмоционально-волевые особенности характеров детей.
- Постоянно изучать и контролировать складывающиеся отношения между детьми.
- Учить правильному уровню общения формирующийся коллектив.
- Дать детям установку на самопознание себя и окружающего мира.
- Организовать индивидуальную работу с детьми.
Условия организации деятельности детей
Формы организации деятельности не должны требовать от детей большой затраты сил, Обязательно должна соблюдаться логическая последовательность и разнообразие видов деятельности. У деятельности должны присутствовать четкий ритм, высокий темп, непрерывность, непродолжительность, чередование форм. Необходимо обязательное соблюдение разумных физических и эмоциональных нагрузок.
В организационный период доминирующим видом деятельности является игровая деятельность. Участие детей в разнообразной деятельности усиливает процесс свободного общения детей, проявление личности ребенка.
Методы работы педагога:
- убеждение (словом, примером);
- требование (прямое, косвенное);
- поручение (временного характера);
- соревнование (в конкурсах, играх, КТД);
- игра;
- поощрение.
Первая конфликтная зона в работе педагога
В душевном состоянии ребенка на 3—4 день наступает кризис; первые два дня он переносит легче, так как присутствует элемент новизны ситуации, а затем возможен кризис (пик трудности). Не понимая, что происходит, откуда появилось внутреннее раздражение, ребенок становится конфликтным. К конфликтной зоне педагог должен быть готов. Именно в эти дни дети пишут письма родителям, в которых жалуются и просят забрать их домой.
Только интересная разнообразная деятельность, принятие ребенка таким, какой он есть, уважение к его личности, быстрое знакомство со сверстниками помогут вожатому преодолеть конфликтную зону. Начальный период становления коллектива заканчивается, когда дети удовлетворяют свою потребность в информации о новом коллективе, о товарищах, о вожатых, о лагере, когда представляют перспективы общей деятельности, характер нравственных требований, когда в отряде царит атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в личных и общих делах, когда отряд для ребенка становится значимой средой.
Основной период ВДК
Цель основного периода — формирование и развитие временного детского коллектива, самореализация каждого члена коллектива.
Задачи основного периода:
- продолжить целенаправленную работу по воспитанию детей;
- контролировать состояние здоровья детей;
- требовать соблюдение детьми режима дня, правил, законов;
- организовать разнообразную деятельность;
- развивать лидерские качества детей;
- продолжить индивидуальную работу с каждым ребенком;
Неформальные группы проявляют недовольство ценностными установками, нормами поведения в отряде, противопоставляя свои действия выборному активу. Коллектив в это время испытывает двойное влияние: неформальной и формальной структуры.
Вторая конфликтная зона в работе педагога
В этот же период примерно на 13—14 день, наступает второй пик трудности, условно называемый пиком привыкания. Дети привыкли ко всему: к педагогам, к совместной жизни, к режиму, к делам, к лагерю и т. д. Может начаться очередная зона конфликта, основанная на межличностных, межгрупповых и общеколлективных отношениях. Необходимо предвидеть и предотвратить эти события в отряде. Надо знать, что любой конфликт начинается с инцидента, который может перерасти в конфликтную ситуацию и развиваться дальше до конфликта.
В период конфликтов педагогу необходимо:
- вызывать в коллективе состояние неудовлетворенности разобщенностью, отсутствием единства;
- выводить противоречия из сферы неофициальных межличностных отношений на арену общественного мнения;
- актуализировать ранее выдвинутые перспективы, достижение которых невозможно без объединения усилий всех членов коллектива;
- раскрывать личность каждого ребенка как интересную личность.
Противоречия в коллективе будут преодолены, если перед детьми (перед всеми группами) будет поставлена увлекательная для всех перспектива. В такой ситуации группы чувствуют себя как часть целого коллектива—отряда. Значимым для отряда становится общий успех. Повышается статус тех ребят, которые играют важную роль в обеспечении успеха.
Условия организации деятельности в основном периоде
- Деятельность должна вызывать у детей только положительные эмоции.
- Необходимо создавать для детей реальные возможности для успеха в деятельности.
- Соблюдать сочетание групповых и коллективных форм организации дел.
- Увеличивать объем и интенсивность общих дел к концу основного периода.
- Обеспечивать творческий подход к организации и содержанию деятельности.
- Предлагать разнообразие дел с учетом природных склонностей, индивидуальных особенностей детей.
- Организовывать систематическое осмысление и оценку деятельности.
- Вникать в отношения, складывающиеся в коллективе, корректировать их.
- Руководить развитием инициативы и самодеятельности у детей, побуждать детей к творчеству, стимулировать работу творческих групп.
Методы работы педагога в основной период:
- коллективная общественно-полезная деятельность;
- поручение;
- соревнование;
- игра;
- поощрение;
- убеждение;
- требование.
Примерные направления деятельности:
- познавательная;
- трудовая;
- художественная;
- спортивная;
- общественная;
- коммуникативная.
Деятельность личности ребенка останется нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы различные методы и приемы, обеспечивающие побуждение, приучение и упражнение детей, формирование у них опыта общественного поведения
Итоговый период
Итоговый период называется периодом «консолидации» отношений, периодом ответственной зависимости членов коллектива. Консолидация – объединение.
Цель итогового периода — превращение коллектива в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.
Задачи итогового периода
- организовать деятельность в которой предоставляется возможность каждому осознавать себя через коллектив, свои возможности, свою жизненную позицию,
- подготовить детей к отъезду,
- проанализировать достигнутый уровень коллектива,
- увлечь детей формами и методами самовоспитания
В итоговый период наблюдается добровольное объединение усилий детей, проявление товарищества, взаимопомощи требовательности, взаимной заботы, уважения.
В системе личных отношений наблюдается наиболее интенсивное новое межгрупповое общение на более высоком уровне. Возникают микро группы дружеского типа которые действуют в интересах коллектива.
В этот период наблюдается наибольшая степень соответствия официальной и неофициальной структур отряда.
Основная форма организации деятельности — индивидуально коллективная, стимулирующая межгрупповое общение. Большое внимание педагогу необходимо обратить на организационную деятельность уборка, подготовка жилых помещений к следующей смене проводы детей и др.
Третья зона конфликта в работе педагога.
В этот период ВДК (на 19—20 день смены) возможна еще одна зона конфликта — «пик усталости». Дети устают жить в большом шумном коллективе, вне дома без родителей и т д. Из «третьего пика» сложности можно выйти общими усилиями, подняв настроение детям, удивив тем, что не успели узнать они о педагоге и о себе в течение смены. Педагогу важно помочь детям пережить расставание детей друг с другом, со взрослыми людьми.
Показатели сложившегося детского коллектива:
- успех коллектива в любой деятельности;
- наличие гуманистических отношений между детьми;
- мировоззренческое единство,
- активность всех членов коллектива;
- стремление к социально-значимым делам, не совсем интересным, но необходимым;
- потребность к самопознанию, к самовоспитанию, соблюдению при¬нятых в лагере норм поведения;
- общественное мнение действует постоянно.