Суть игры
1. Смысл игры
Человечество играет на протяжении всей своей истории. Игра, как инструмент, игра, как смысл, игра, как средство для достижения тех или иных целей органично входит в самые разные виды человеческой деятельности. Не обязательные с рациональной точки зрения, но необходимые, для успешного понимания и принятия игры мы видим на войне, в суде, на свадьбе и похоронах, в политике и искусстве.
Игра, по сути, иррациональная действующая модель рациональной ситуации. Игровой элемент в жизни человека, необходимая доза иррационального, удовлетворяющая потребность человека в реализации нереализуемого.
Пример? Футбол. Сложно спорить с тем, что нет никакого объяснимого смысла в том, что 22 человека стремятся внести игровой снаряд в определённые ворота. Притом, что тем, кому удаётся это сделать наилучшим образом, получают огромные деньги, популярность и могут реально влиять на «серьёзные» процессы.
Стоит помнить, что реклама, в том числе и политическая, не что иное, как игровая конструкция, которая отличается от честной игры, только тем, что не все участники этой игры знают её правила. Мы говорим об игре, которая имеет открытую цель и известные правила.
Мы хотим с помощью игры:
1. Воспитать в ребятах определённые качества (уверенность, но не гордость; смелость, но не безрассудность; сочувствие, но не злорадство; ответственность, но не эгоизм).
2. продемонстрировать ребятам ситуативные развивающиеся модели определённых отношений, как межличностных, так и общественных.
2. Условия игры
- А. Согласные играть;
- Б. Наличие правил, которое играющие понимают адекватно судьям (мастерам) и друг другу;
- В. Ограниченная территория;
- Г. Ограниченное время;
- Д. Понятные цели.
До игры следует:
- А. Ознакомить играющих с правилами и убедиться, что правила верно поняты;
- Б. Обозначить ЦЕЛЬ И СМЫСЛ игры (иногда это можно и нужно сделать по окончании игры);
- В. Создать необходимую продуктивную игровую атмосферу.
Во время игры следует:
- А. Осуществлять при необходимости судейство спорных моментов, исходя из игровых правил и духа честной игры;
- Б. Следить за игровыми и «пожизненными» отношениями;
- В. Давать разъяснения и рекомендации играющим, в случае тупиковых или иных сложных ситуаций.
По окончании игры следует:
- А. Разобрать игру «по горячим следам» и выявить при необходимости победителей;
- Б. Разобрать игру по прошествии некоторого времени для спокойного и доброжелательного анализа.
Что анализировать: качество правил; игровые и «пожизненные» отношения; созданную атмосферу; достижение или не достижение игровых и «пожизненных» задач. Что при необходимости менять на будущее: отношение играющих к игре и в игре; правила в соответствии с пожеланиями; методику создания игровой атмосферы, если что не вышло.
3. Как подбирать и придумывать игры
Игры бывают: сложные и нет, комплексные (преследующие разнообразные цели) и ориентированные на развитие отдельной способности (например, ловкости), требующие долгой подготовки и подробных правил и импровизационные. В любом случае необходимо отслеживать качественную игровую атмосферу и соблюдение общепринятых правил.
Игры вожаку стоит подбирать по принципу: начиная от простых к серьезным (после совета с руком.); доступных по возрасту и интеллекту; разнообразных по форме. Нельзя играть в недостойные, жестокие, опасные игры. Не подсказывает опыт и совесть? Странно, но тогда обратись к руководителю.
Каждому ребёнку надо уметь подобрать в игре место, на котором он может проявить себя с лучшей стороны. Помните, что игры ПРЕЖДЕ ВСЕГО воспитывают.
Даже самого неумеху и неудачника следует ободрить, если он старается изо всех сил. Ребёнка, которые не вошёл в игру, или не хочет «выкладываться» за других следует правильно мотивировать. Упирайте на ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ, а не ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ аргументы. Правильно: «я в тебя верю, без тебя тяжело, вместе у нас лучше получится», не правильно: « из-за тебя всем плохо, после игры получишь, зря я с тобой связался и т.д.»
Придумать игру можно в ситуации, когда старые игры надоели, а новых нет. При этом: проще переделать или доделать уже существующую игру, чем придумывать совершенно новую (это вообще ОЧЕНЬ трудно сделать).
Посмотри, в чём нуждается твоё звено, посмотри на свои возможности. Посмотри, наконец, на погоду за окном. Помни о безопасности игр!
4. Проблемы
Самая распространённая беда – непонятые до конца цель и правила. Далее: не умение судьи или ведущего адаптировать ситуацию по игрокам; игра не той «весовой категории» либо слишком сложная, либо слишком простая; игра «потерянная» в пространстве и времени.
Расспроси тех, кто уже проводил игру, подобную подготовленной тобой. Продумай и «примерь на себя» возможные игровые ситуации. Сумей увидеть сложные моменты. Главное, после игры сам проанализируй её ход и обсуди с людьми, к чьему мнению ты прислушиваешься.
5. Выбор игры
Каждый руководитель должен научиться организовывать игры. Необходимо также расширять запас знакомых, испытанных игр и всегда иметь в голове дюжину разных игр, чтобы в самый неожиданный момент заполнить ими свободное время (запаздывает обед, изменилась погода). Желательно составить картотеку игр, состоящую из разных отделов и т.п.
Дети не всегда охотно начинают новую игру. У них есть обычно свои "любимые", в которые они могут играть бесконечно (как и слушать любимую сказку). Это приходится преодолевать. Чтобы удачно провести игру и заинтересовать детей, нужно хорошо выбрать и приготовить игру.
ВЫБОР ИГРЫ должен быть ОСМЫСЛЕННЫМ. Он зависит от общей программы работы. Мы всегда хотим научить детей чему-то и развить в них какие-то качества. Большую роль в выборе игры играет ВОЗРАСТ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ И ИНТЕРЕСОВ ИГРАЮЩИХ. Игра обычно является преодолением какого-то препятствия, достижения какой-то цели. Не все игры подходят всем возрастным группам. Чтобы быть интересной и увлекательной, игра не должна быть ни слишком трудной, ни слишком простой. Важно также учитывать ЧИСЛО ИГРАЮЩИХ. Для большинства игр есть минимум и максимум играющих. Необходимо хорошо знать МЕСТО И УСЛОВИЯ проведения игры во избежание неприятностей или срывов.
1.ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ИГРЕ
Только самые простые игры не требуют подготовки.
- А.Приготовление материала и инвентаря.
- Б.Предельно ясное объяснение правил игры (количество очков, границы игры, сигналы, начало и конец игры и т.п.).
- В.Во избежание недоразумений стараться предвидеть и предотвратить их.
Чтобы игра принесла намеченные руководителем результаты, следует помнить следующее:
- СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ. Руководитель всегда стремится научить детей чему нибудь, развить волю, ум и чувства, учить дисциплине, товариществу и честности в игре. Важно учитывать нравственный момент в игре. В основном, это соблюдение правил игры. По содержательности высшая форма игры это драматизированные цикловые игры для младших отрядов.
- СПРАВЕДЛИВОСТЬ в оценке. Дети охотнее простят руководителю неудачную игру, чем малейшую несправедливость.
- НЕ ЗАСТАВЛЯТЬ ПРОДОЛЖАТЬ ИГРУ, если она не "идет". Лучше начать новую.
- ИГРАТЬ ДОЛЖНЫ ВСЕ. Не должно быть пассивных зрителей. Поэтому нежелательны игры, в которых
многие участники выходят из игры.
- РУКОВОДИТЕЛЬ ТОЖЕ ИГРАЕТ, если он не является судьей и если не отнимает места у других.
- ПАРТИИ. Если они нужны, распределить их так, чтобы у каждой была более или менее одинаковая возможность выиграть. Не разбивать в игре звенья.
- ЧЕРЕДОВАТЬ ТИПЫ ИГР И ИЗБЕГАТЬ ПАУЗ, "размагничивающих" участников игры.
- ПОМНИТЬ О ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТИ. Не переутомлять. Помнить, что большинство несчастных случаев происходит во время игр.
- Дать возможность УЧАСТНИКАМ ИГРЫ БЫТЬ СУДЬЯМИ.
- НЕ ИГРАТЬ ”ДО УПАДУ”. Прекращать игру, пока к ней есть интерес, но не обрывать бессмысленно в разгаре.
- НЕ ВСЕГДА НУЖНО АНАЛИЗИРОВАТЬ ЗАКОНЧЕННУЮ ИГРУ. Это разрушает созданное игрой настроение.
- ПОХВАЛИТЬ ХОРОШО И ЧЕСТНО ИГРАВШИХ ПРИ ВСЕХ. Провинившимся сделать выговор без свидетелей.
- Научить победителей быть ВЕЛИКОДУШНЫМИ, а проигравших -СМИРЕННЫМИ.
- Помнить, что НАСТОЯЩИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ДЕТЕЙ ПОЗНАЮТСЯ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ. Наблюдать за играющими.
- СЛОЖНЫМ, НАПРИМЕР, ЛЕСНЫМ ИГРАМ НУЖНО УЧИТЬ ПОСТЕПЕННО.
Принято делить игры на:
- А.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ - знание природы, истории, географии.
- Б.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ - развивающие определенные качества: наблюдательность, ловкость, быстроту, сообразительность.
- Далее, игры можно разделить на УМСТВЕННЫЕ, СПОРТИВНЫЕ, ПОДВИЖНЫЕ, СИДЯЧИЕ. По месту - на КОМНАТНЫЕ, ПОЛЕВЫЕ, ИГРЫ НА ПЛОЩАДКЕ, ВОДЯНЫЕ, ЛЕСНЫЕ
( дневные и ночные).
Игра может быть более или менее содержательной, но каждая игра учит чему - нибудь.
2.ЭСТАФЕТА - соревнование в беге, по крайней мере, двух команд с одинаковым количеством соревнующихся и преодолевающих одинаковые препятствия. Побеждает команда, быстрее всех закончившая бег. Эстафеты чаще всего устраиваются во время разведческих праздников, когда присутствует много гостей-зрителей. Они занимательны и увлекательны.
3.ОЛИМПИАДА - спортивное состязание, соревнование. Организацию олимпиады можно поручить старшим подросткам.
4.МЕЖЗВЕНОВЫЕ СОСТЯЗАНИЯ - могут происходить в рамках одного отряда, одной дружины и между детскими лагерями. Они организуются опытными руководителями.
5.ПОДГОТОВКА К ЗВЕНОВЫМ СОСТЯЗАНИЯМ. Все звенья должны заранее получить информацию с указанием тем, срока, правил и системы оценок.
Состязания следует доводить до конца, даже если они проходят не очень успешно. Хорошо подготовить судей, систему оценок и таблицы для записывания результатов. Приз, выдаваемый лучшему звену, может быть переходящим (прикрепляется на звеновой флажок) или постоянным.
ЕДИНОВРЕМЕННЫЕ межзвеновые состязания происходят на сборах дружины, на биваках, в походах.
Для похода это может быть:
- Постановка палатки;
- Складывание костров;
- Кипячение воды на костре;
- Вязание узлов;
- Изготовление патентов;
- Первая помощь;
- Плетение веревочной лестницы;
- Передача и прием по азбуке Морзе;
- Шифры;
- Пользование топором;
- Следопытство;
- Игры или задания на смекалку, наблюдательность и т.п.
Такого типа состязания требуют обширного помещение или удобного места в природе. Нужны также опытные судьи, четкая и быстрая система оценок. Результаты должны быть объявлены вскоре после окончания состязаний.
ПОХОД - СОСТЯЗАНИЕ ИЛИ ПОХОД С ПРЕПЯТСТВИЯМИ И ЗАДАНИЯМИ. ЭТО САМЫЙ ТРУДНЫЙ вид состязания, требующий продуманной, тщательной подготовки. Нужно большое количество руководителей-судей, руководителей для связи, наблюдения, разрешения недоразумений (заблудившиеся). Каждое звено должно получить точные (желательно письменные) инструкции.
ЗАДАНИЯ И ПРЕПЯТСТВИЯ, ВОЗМОЖНЫЕ В ПОХОДЕ - СОСТЯЗАНИИ:
- Оказание скорой помощи;
- Расшифровывание письма;
- Измерение широты реки и высоты дерева;
- Передача по азбуке Морзе, включая прием;
- Нахождение определенного пункта по азимуту;
- Наблюдательность (следы, забытый насос от велосипеда, букет увядших цветов, и т.д.);
- Нападение посторонних в масках. Какова реакция?
- Сложить и зажечь костер;
- Пересечь канаву или дорогу, не оставив следов;
- Незаметно и неслышно прокрасться через указанную руководителем зону;
- Восстановить текст потерянной половины письма;
- Определить вес камня;
- Найти клад по иносказательному, витиеватому описанию.
- ...
Кроме того, следует выставить оценку за поведение, товарищество, внешний вид и за время, то есть скорость движения в походе.
Необходимо заранее выработать четкую систему оценок, составить таблицы для вписывания оценок на отдельных препятствиях и таблицы для занесения всех результатов похода. Такие таблицы наглядно и убедительно покажут звеньям их сильные и слабые места и предотвратят нарекания на несправедливость.
- И еще...
Заведи свой, личный сборник игр в помещении и на улице, в поезде. Создавай игры вместе с друзьями. Удачной тебе игры!