Стратегия успешной коммуникации
Идет Винни-Пух и Пятачок по лесу. Вдруг Винни-Пух разворачивается и... как даст Пятачку в пяток. Пятачок: «За что, Винни!». На что Винни-Пух отвечает: «Идешь, молчишь, а сам что попало про меня думаешь!»
Иногда общение сотрудников в лагере напоминает вот этот анекдот. «А я думал, что ты...» Как часто вы слышите эту фразу? Увы, нередко. Можно сказать, что отсутствие взаимопонимания является проблемой номер один во многих организациях. При этом люди часто жалуются не на дефицит бесед, дискуссий или переписки. Обычно их не устраивает качество общения,
Что же такое коммуникация? Коммуникация - это обеспечение взаимопонимания между отдельными личностями или группами людей. Итак, разрыв коммуникации парализует работу и влечет за собой неудачу в строительстве объекта (читай: лагеря), И наоборот, успешная коммуникация - ключ к единству и успеху.
Ну не дано нам телепатических способностей! Поэтому можете сколь угодно долго дуться на непонятливых окружающих, но понимания не возникнет до тех пор, пока ничего не сказано, И хотя мы иногда неохотно говорим о том, что думаем и чувствуем, сдержанность в этом случае является одной из главных причин недоразумений. «У меня болел живот, а меня заставили мешки таскать!» Так что ж ты молчал об этом?!!
Коммуникационный процесс состоит из 6 шагов. Первые три должны быть предприняты отправителем информации, последние три - получателем оной,
Отправитель (рассказчик) должен:
1. Разработать ясную концепцию того, что должно быть передано (ясно представлять себе то, что хочешь сказать), Ясные мысли -ясная речь - больше шансов, что тебя поймут.
2. Подобрать подходящие слова и правильный подход. У преподавателей есть такой закон: «Учитель и ученик должны говорить на одном языке». Мысли и чувства выражаются словами и манерой поведения. При их передаче следует убедиться в том, что используемые нами слова, наше поведение означают для получателя то же, что и для нас. Классический пример: для одних народов покачивание головой из стороны в сторону - «нет», для других - «да».
3. Увидеть коммуникационные барьеры и свести их до минимума. Если в руку не поступает кровь - рука немеет; если кровообращение не восстанавливается - возникает гангрена, и орган отмирает. Коммуникация - жизненная артерия любой организации. Она переносит мысли и чувства, планы и решения, делает возможной продуктивную деятельность, Если же возникают барьеры, преграждающие коммуникационному потоку путь к каким-то частям организации, последние немеют и становятся непригодными для совместной деятельности. Коммуникационные барьеры невозможно устранить полностью, но можно свести к минимуму.
Типичные коммуникационные барьеры
- игнорирование собеседника, когда слышишь только то, что хочешь слышать;
- личные чувства, искажающие информацию;
- недоверие к побуждениям других;
- шум и другие помехи;
- различие в системе оценок и взглядов;
- недостаточная готовность к принятию информации, не совпадающей с собственными убеждениями и взглядами;
- действия, противоречащие сказанному.
Правила сокращения числа коммуникационных барьеров
- Ищите, по возможности, личной беседы, Чем больше посредников - тем больше искажений информации. Не верите? Поиграйте в «испорченный телефон».
- Пользуйтесь подходящими к случаю простыми словами (не пытайтесь произвести впечатление высокопарной риторикой).
- Поощряйте к ответным репликам, Еще один анекдот. Дочь жалуется.' «Мама, Петя такой невоспитанный; пока я ему рассказывала, он все время зевал.'» Мудрая мама отвечает; «Дорогая, возможно, он просто пытался вставить слово ?»
- Уделите собеседнику все свое внимание.
- Предоставьте собеседнику возможность свободно высказать свое мнение. Люди могут иметь мнение, не совпадающее с вашим. Будьте готовы уважать мысли и чувства других, независимо от того. согласны вы с ними или нет.
Получатель (слушатель) должен:
- Принять посланную информацию, выслушав слова и внимательно наблюдая за соотношением понятий (смыслом).
- Воспринять слова и действия (при переводе получателем слов и действий в мысли и чувства может потеряться много информации).
- Правильно воспроизвести посланную информацию. Если посланные на первом этапе мысли и чувства приняты, на этом этапе возникает взаимопонимание,
Роль слушания
Большинство недоразумений возникает из-за плохого слушания. 45% вербальной коммуникации приходится на слушание, а без специальной подготовки от них остается лишь 25%. Много трудностей при слушании возникает потому, что мы слушаем быстрее, чем говорим, Слышим примерно 400-600 слов в минуту, а говорим лишь ,200-300. Вследствие этого наш разум во время беседы стремится заняться чем-то другим, и многое проходит мимо ушей.
Как научиться слушать
- Не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы. Лучше уточнить, чем понять неправильно,
- Не высказывайте своих возражений, пока партнер не закончит говорить.
- Избегайте поспешных или неправильных предположений о том, что скажет ваш собеседник. Когда мы считаем, что знаем наперед, о чем кто-то будет говорить, мы почти всегда это услышим, независимо от того, будет это сказано или нет.
- Не перебивайте говорящего.
- Старайтесь уменьшить фильтрующий эффект своих предубеждений.
- Постарайтесь прислушаться к словам и чувствам, оставшимся невысказанными. Исследования показывают, что в некоторых случаях вербально (т.е. с помощью слов) передается не более 7% сообщения, Остальные 93% передаются интонацией, жестами и другими невербальными способами. Слушателю следует научиться читать мысли и чувства между строк,
Настрой, необходимый для успешного слушания
- Слушатель должен хотеть выслушать говорящего. Многие являются плохими слушателями потому, что их не интересует то, что скажет другой человек.
- Слушатель должен хотеть воспринять мысли и чувства говорящего. Это не означает, что он должен со всем согласиться. Но он должен позволить собеседнику изложить свой взгляд на веши. Мысли и чувства человека составляют его личность. Если слушатель игнорирует ваши мысли и чувства, он дает понять, что не воспринимает вас как личность.
Коммуникация должна быть простой.
Главная причина коммуникационных проблем - тенденция к словесной инфляции (засорение речи массой пустых, сложных, но малозначащих слов).
Достичь понимания сравнительно просто, если партнеры откровенны и придерживаются простых разговорных форм. Примерная модель:
- когда ______________ (событие, действие)
- я думаю/чувствую ______ (назовите свои мысли и чувства)
- потому что ______________ (основание),
Подумайте:
- Какие коммуникативные барьеры возникают между вами и вашими собеседниками?
- Какие шаги вы можете предпринять для устранения этих барьеров? , : .
- Как вы можете усовершенствовать свои коммуникационные способности?
Примите это себе за правило, и тогда хорошее коммуникационное поведение станет вашей привычкой!
Читать также...