Стратегические эстафеты
Итоговое диагностическое занятие
- Цель: занятие подводит итоги всей программе, демонстрируя насколько детьми принята и применяется в жизнь предложенная система взглядов.
- Кол-во: 15-40 чел.
- Инвентарь: заготовленные «кубарики», примеры и «ослики» по количеству команд.
Ход занятия: Командам представляются будущие этапы без объяснения того, что на самом деле они будут на них делать, и предлагается составить список кандидатур, которые будут принимать в них участие от команды заранее. Когда команды отдают «заявки» участников ведущим игры, объявляются начала этапов. После каждого этапа команда тянет «шанс» или все команды играют в «Красное и Черное».
Играющим объявляется, что за каждый выигранный конкурс команда получает 3 очка, за проигранный — О.
Игру ведут двое игротехников, второй из которых ведет «истинный счет». Об этом сразу не говорится, а результаты объявляются только после того, как игра закончилась, и счет ведется следующим образом:
Если при:
- выигрыше просто радуются победе, не хваля 0 очков
- выигрыше большая часть команды хвалит своего «победителя» +2 очка
- проигрыше никак не реагируют 0 очков
- проигрыше обвиняют проигравшего – 2 очка
- проигрыше утешают проигравшего +2 очка
- пользуются шансом отобрать очки – 2 очка за каждое отобранное очко
- пользуясь шансом, отобрать очки, не делают этого +2 очка
- пользуясь шансом, присудили победу несправедливо – 3 очка
- пользуясь шансом, присудили победу справедливо +3 очка
- пользуясь шансом, выгнали слабое звено – 5 очков
- пользуясь шансом, не выгнали слабое звено +5 очков
- приняли к себе слабое звено +5 очков
- не приняли к себе слабое звено – 5 очков
- на этапе «опустить ослика» действовали дружно, помогая друг другу +2 очка
- на этапе «опустить ослика» действовали недружно – 2 очка
- в игре «красное и черное» ставили на красное +2 очка
- в игре «красное и черное» ставили на черное – 2 очка
ЭТАПЫ:
- Решительность. Принц, принцесса, дракон (аналог игры «камень, ножницы, бумага»). Шанс для команды № 1.
- Внимание. Найти 5 слов в кубарике: ШСНРК РЛАНЗА ОВОАО ЦЕПАЛ. Слова: Шар, Слон, Ворона, Палец, Коза. Шанс для команды № 2.
- Взаимопонимание. 3 человека. Опустить «ослика». К мягкой игрушке, например, ослику привязаны 3 нитки, держа за которые игроки должны перенести его в другую часть комнаты и опустить ослика в ведро. С взрослыми детьми существует вариант, при котором необходимо сделать тоже самое, но стоя спиной к игрушке, наклоняясь и пропустив нитку у себя между ног. Шанс для команды №3.
- Быстрота. Решить пример на скорость. ПРИМЕР. 46–2+587*2–45–268+5*30=1055. Шанс для команды № 4.
- Сила. «Я — мышка». Играющие по очереди говорят друг другу: Я – мышка. Нет, это я – маленькая мышка. Да нет же, это я самая малюсенькая мышка. И т.д., пока кто-нибудь из играющих не засмеется. Засмеявшийся проигрывает. Красное и черное.
- Нестандартность мышления. Придумать ассоциацию на слово. Шанс для команды № 5.
- Гибкость. Объяснить маме поздний приход домой. Красное и черное.
- Танцы. Команда повторяет движения за показывающим. Красное и черное.
- Эрудиция. Команда показывает по одному слову из песни, игрок угадывает. Красное и черное.
Шансы:
- Отнять 3 очка у любого количества команд.
- Добавить себе 3 очка.
- Присудить победу в конкурсе этапа самостоятельно.
- Удалить из команды любое количество «слабых звеньев», при этом шансе остальным командам предлагается параллельный шанс – принять «слабые звенья» в свои команды.
Игра «Красное и Черное»
Командам объясняют правила игры. Необходимо сделать ставку на «красное» или «черное». В случае, если:
- все команды ставят на «красное» - всем +2 очка
- все команды ставят на «черное» - всем – 2 очка
- кто-то ставит на «красное», кто-то на «черное» - «красным» - 4 очка, «черным» +4 очка.
Команды разделяют друг от друга, желательно в разные комнаты и предлагается сделать ставку. Игра проходит несколько раз.
По окончании игры командам объявляется «истинный счет». Тут необходимо отметить, что положительное состояние «истинного счета», пусть даже небольшое — это достижение для детей и радость педагогу, который не зря вкладывал в детей свои мысли, чувства и идеи. Практически все группы, которые не участвовали в воспитательной программе, а особенно те, в которых дети принимали участие в программах на лидерские качества, набирают большие отрицательные баллы. В своей работе мы для себя даже приняли этакий «индекс стратегических эстафет», баланс которого демонстрирует объективный результат работы или степень «запущенности» детей. В паре со «стратегической кругосветкой» можно объективно оценить степень изменений произошедших в детях.