Социальный статус ребенка в отряде
«Активист». Эти дети сразу же бросаются в глаза. Они стараются сразу же познакомиться с вожатыми, быстро находят тему для разговора и без стеснения общаются со всеми ребятами из отряда. Какое бы дело ни задумывалось, эти дети всегда в первых рядах. Нередко они обладают качествами лидера и создают вокруг себя своеобразное отрядное ядро. Они привлекают своей оптимистичностью, энергичностью, раскрепощенностью. Однако, дети-активисты требуют постоянного внимания вожатого. Они все время хотят видеть и чувствовать, что вожатый оценивает их деятельность по достоинству.
«Обычный ребенок». Эти дети в меру активны, самостоятельны, стараются добросовестно выполнять поручения вожатого. Однако при возможности обычные дети могут и отлынивать от дел. Они не спешат откликнуться на призыв вожатого участвовать в том или ином деле, но довольно скоро соглашаются. Данные дети не так откровенны, как активисты. Им требуется больше времени для того, чтобы привыкнуть к вам, научиться доверять вам. У них не бывает проблем во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
«Домашний ребенок». Они требуют от вожатого особого внимания, поскольку плохо приспосабливаются к новым условиям. Им редко нравится лагерная жизнь. Обычно они стараются покинуть лагерь в первый же приезд родителей. Нередко, это застенчивые дети. Они страдают от одиночества, поскольку не способны самостоятельно найти общий язык с окружающими. Они просто не знают, как подойти к сверстникам, да еще и незнакомым. Любое неосторожное слово вожатых или соотрядовцев способно вызвать у них настоящую истерику. Вожатый может приобщить ребенка к какому-то определенному виду деятельности в лагере, если у него есть способности. Если же ребенок не отличается явной склонностью к занятиям, то вожатому приходится постоянно развлекать и втягивать в отрядные дела. Домашнему ребенку необходима активная деятельность, потому что она на какое-то время заглушает его тоску по дому. Необходимо, чтобы у ребенка обязательно появились друзья.
«Тормоз». Это совершенно нормальные, но медлительные дети. Им требуется больше времени, чтобы разобраться в той или иной ситуации. На первых порах вожатому приходится постоянно смотреть за ребенком, чтобы он нигде не отстал и не потерялся, вовремя приходил в отряд, долго не задерживался в столовой. Такие дети отличаются усидчивостью, поэтому с удовольствием занимаются лепкой, рисованием, делами, не требующими особой спешки. Часто подобный ребенок становится «козлом отпущения». Многие ребята смеются над его неповоротливостью, не желают брать в команду. Самому вожатому при общении с медлительным ребенком очень важно избавиться от негативизма, не затрагивая самолюбия ребенка, незаметно подгонять его, постараться найти в нем хорошее.
«Одинокий волк». Эти дети тихи и незаметны в отряде. Они молчаливы, замкнуты, постоянно думают о чем-то своем. Нередко они не имеют друзей, поскольку и не стремятся к сближению с другими детьми. Ребенок не желает участвовать в общих развлечениях. Его сложно втянуть в беседу, он не поддерживает разговоров и на все вопросы отвечает односложно. Случается, что такие дети надолго исчезают из отряда, причем никто не знает, куда они направились. Ребенок становится таким, потому что ему скучно в отряде, он устал быть у всех на виду, устал от коллективной жизни и организованных мероприятий. В такой ситуации апатия вполне естественна. Ребенок тоскует по дому.
«Изгой». Не принимается другими детьми. Это происходит в том случае, если он чем-то отличается от других детей: например, имеет физический недостаток, дурные манеры, не умеет общаться и др. Изгой – серьезная проблема для вожатого. Появление такого ребенка в отряде создает множество неприятных моментов, как для взрослого, так и для самого ребенка.
«Трудные дети». В эту категорию попадают педагогически запущенные (невоспитанные) дети. Они отстают от сверстников в интеллектуальном развитии, их отличает бедность словарного запаса, узость кругозора и интересов, они не любят трудиться, не могут заставить себя делать то, что кажется им неинтересным. Они склонны к нарушению дисциплины и порядка, к конфликтам со взрослыми и сверстниками, к воровству, употреблению алкоголя, курению. Они легко возбудимы и агрессивны.
Выделим три группы «трудных детей»:
- психически неустойчивые дети, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников, они легко внушаемы, безответственны, их эмоции поверхностны;
- подростки с ускоренным половым развитием, с повышенной возбудимостью и агрессивностью, они бурно реагируют на любые запреты, склонны к нарушению дисциплины, антиобщественным поступкам;
- дети, у которых преобладает заторможенность влечений, они склонны к бродяжничеству, употреблению алкоголя, проявлению сексуальности. Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни.
Большинству детей присущи некоторые общие черты, такие как агрессивность, пренебрежительное отношение к общепринятым правилам нравственности и культуры, чрезмерная раскрепощенность.
В работе вожатого возникают проблемы, связанные с условиями пребывания ребенка в лагере:
- нарушаются привычные коммуникативные связи ребенка с семьей, друзьями, нарушается привычная, устоявшаяся система отношений, меняется стиль жизнедеятельности;
- возникают трудности, связанные с организацией работы во временном сборном детском коллективе, которые обусловлены отсутствием общих интересов и общих воспоминаний, а отсюда проблемы в общении детей: симпатии и антипатии, образование группировок, возникновение противоречий;
- трудности в работе с детьми, которые первый раз приехали в загородный лагерь;
- определенные трудности создают дети, которые в n-й раз приехали в лагерь. Их всезнайство, воспоминания о том, как было раньше, постоянное сравнение, навязывание вожатым «старых» порядков в некоторой степени раздражает, вызывает неприязнь и создает помехи в общей работе отряда.