Советы по анимации для опытных и начинающих вожатых

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

Как аниматору заинтересовать детей и удержать их внимание в течении всей программы?

Конечно, не секрет, что каждый ведущий или аниматор с опытом работы находит свои фишки и техники сбора и удержания внимания , но некоторые из них становятся такими действенными, что сразу идут «в народ». Сегодня мы рассмотрим несколько особенно удобных и простых способов воздействовать на внимание, которые вы сразу сможете использовать в своих программах и постепенно подбирать дополнительные.

Самый простой и удобный условно называется «условный жест» . Использовать его можно двумя способами: в качестве знака внимания «Сейчас говорю я» и как общий символ, соблюдать, который важно! Например, ведущий понимает руки вверх – все должны присесть и сказать друг другу «ТССС…». Или по окончании каждого конкурса все дети (взрослые) аплодируют, или дают друг другу «5!», или кричат «Ура!», собираются в круг и тд.

Для удержания внимания в течении длительного периода необходимо соблюдать несколько условий:

• Интерес
• Выстроенный алгоритм
• Использование раздражителей


То, что вы доносите до зрителя и участника в программе должно быть интересно в том числе вам самим. И следующий прием удержания внимания – «Постоянно подогревать интерес к происходящему».

Как именно? Задавать наводящие вопросы, интересоваться мнением аудитории.

Следующий прием – «смена голоса»: сюда входит и громкость, и скорость. Правильная расстановка акцентов поможет аудитории глубже погрузиться в программу.

Заранее продумайте, какие мысли вы хотите донести:

  • Особенно важное стоит говорить тише и медленнее
  • Что-то неожиданное – громко и быстро
  • Что-то интригующее – тихо и быстро
  • Призывы к действию – громко и медленно


Выстроенный алгоритм сам по себе подразумевает продуманную программу. Взаимодействие со зрителями должно проходить лаконично, учитывая смены тихого и громкого, подвижного и спокойного, остро-интересного и спокойно-расслабленного.

Причем важно не упустить ни одну составляющую, потому что каждая из них воздействует на разные категории людей: аудиалов (тех, кто воспринимает информацию на слух); визуалов (для кого важна картинка происходящего); кинестетиков (тех, кто ощущает любые изменения телом).

На практике в обычной жизни каждый может потренироваться отличать их друг от друга и доносить до каждого информацию правильно.

Использование раздражителей – это ни что иное как использование наглядных материалов, реквизита.


Как увлечь детей разного возраст играть вместе?

Если вместе собирается несколько ребят разного возраста, организовать их досуг так, чтобы он оказался интересным для всех присутствующих не так-то легко.

Во-первых, в разном возрасте дети интересуются различными развлечениями.

Во-вторых, различается и само поведение, то, как ребята общаются и выстраивают отношения между собой. Тем не менее, найти общие развлечения, предложить им такие занятия, которые были бы интересны сразу для всех, вполне реально.

Вот несколько простых правил, которые стоит учитывать, составляя программу для детей разного возраста.

  • нужно найти такие развлечения, которые будут одинаково интересными и для малышей-дошкольников и для школьников. При этом важно, чтобы занятие «уравнивало» возможности ребят (например, догонялки нравятся и малышам, и школьникам, но их возможности здесь будут не равны);
  • необходимо правильно подойти к самой организации игрового процесса — участникам понадобится помощь взрослых для того, чтобы научиться общаться вместе, не обращая внимания на возраст, важно суметь заинтересовать ребят;
  • наконец, стоит избегать нотаций с отсылкой на возраст — фразы вроде «Уступи ему, он маленький» отобьют у старших ребят всякое желание участвовать в совместных развлечениях.


Хорошим вариантом в подобных случаях становятся сюжетно-ролевые развлечения, предполагающие участие детей разного возраста.

Продолжая тему сюжетно-ролевых игр, стоит сказать о том, что многим ребятам нравятся развлечения с «обучающим» уклоном, те, по сюжету которых старшие занимают позицию учителя. Хороший пример — Учитель танцев, где участники старшего возраста показывают младшим разные движения под музыку.

Эта игра одновременно оказывается и обучающей, и активной, и социальной, а главное — она становится идеальным вариантом для тех случаев, когда собирается разновозрастная группа ребят. Кроме того, в такой игре и младшим есть чему «поучить» старших, они, например, могут поменяться, и если сначала все повторяли движения за старшими, потом старшие смогут повторять за младшими.

Например: Семья (где старшие — родители, а младшие — дети), Школа (где старшие «учат» младших) — подобные занятия будут интересны для всех ребят независимо от возраста, ведь каждому здесь найдется свое место.

Наконец, не стоит пренебрегать и подвижными развлечениями, правда, выбирая их, необходимо учитывать возраст самых младших игроков, их способности

В разновозрастной группе хорошим вариантом становятся «Повтори за мной» или «Запутывалки». Правда, здесь не помешает последить за тем, чтобы малыши справлялись с предлагаемыми старшими детьми «заданиями».

Вот несколько примеров игр, которые можно использовать: Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», любые игры, где допустимо распределение ролей в соответствии с возрастом Обучающие игры: «Школа», «Учитель танцев» Активные игры: «Рыбак и рыбка», «Кошки-мышки"

Как успокоиться после подвижных игр?

Нередко случается так, что успокоить ребенка после подвижных игр не удается: «батарейки никак не садятся, и чадо все больше входит в раж.

Что с этим делать? Попробуйте переключить ребенка на новый тип игры.

Примеры игр: «Как танцуют твои руки?»

Для проведения этой игры вам понадобится два листа ватмана (или большой кусок обоев), цветные восковые мелки (или любые короткие карандаши), музыкальное сопровождение. Расскажите ребенку о том, что танцевать может как все наше тело, так и отдельные его части. Танцевать умеют голова и лицо, глаза и брови, ноги и пальцы. Затем скажите: «Интересно, как танцуют твои руки? Давай сейчас узнаем».

Предложите ребенку лечь на спину, на полу по бокам разложите бумагу, пусть он возьмет в руки два мелка и закроет глаза. Когда вы включите мелодию, он должен нарисовать мелками на бумаге что-нибудь непроизвольное, в такт музыке. После этого рассмотрите «рисунок» его танцующих рук.

Это упражнение не только отвлекает ребенка и переключает его внимание, но и развивает мелкую моторику и воображение.

Примеры игр: «Где мышка?»

Произнесите следующий текст: «Представь себе, что у нас в комнате поселилась мышка. Хочешь ее поймать? Но ты ведь знаешь, как мышки боятся людей и шума. Чтобы поймать этого шустрого и пугливого грызуна, нужно научиться ходить на цыпочках. Попробуй это сделать». Ребенок затихает и крадется к воображаемой мышке. Дальше вы говорите: «Теперь представь, что ты подошел (подошла) к мышке очень близко. Она не испугалась тебя, не спряталась в норку. Медленно присядь и протяни в ладошке угощение для своего маленького серого друга — кусочек сыра. Ну, что? Ест она из твоих рук? Если мышка к тебе привыкнет, она сама заберется к тебе в ладошки, и ты сможешь ее погладить. Как ты будешь гладить мышку? А теперь ей пора в норку. Видишь, она вильнула хвостиком, значит, помахала тебе на прощание. Помаши и ты ей. Пока, мышка!»


Как аниматору быстро расположить к себе ребенка?

Нередко в своей работе аниматор сталкивается с такой ситуацией, что дети попадаются очень замкнутые, плохо идут на контакт, а в ином случае просто боятся незнакомого человека.

Что нужно знать и помнить аниматору, чтобы легко и сразу находить контакт с любыми детьми?

Во - первых, не забывайте, что, работая аниматором Вы – Ваня, уже не Ваня, а какой-то сказочный персонаж, в которого в первую очередь самому нужно до конца поверить!

Во – вторых, будьте честными. Дети сразу чувствуют любую фальшь в вашем к ним отношении. Веди себя искренне и естественно с ребенком.

В – третьих, умейте слушать и искренне интересуйтесь новым другом. Как расположить к себе человека, если нет интереса? Подумай, что может быть интересного в данном конкретном ребенке, и наверняка вы найдете целую кучу всего. Дети раскрываются постепенно.

Представьте себя, вы ведь тоже к любому новому человеку сначала присматриваетесь и, чем меньше он на вас похож, тем больше времени уйдет на знакомство. Начните говорить о себе, кто вы такой и почему с Вами надо общаться.

Еще один способ: сразу прожить такую ситуацию, как будто вы уже давно с этим человечком дружите и заняться с ним ОБЩИМ делом.

Кроме того, существует 2 удобные техники, которые можно использовать при первом же контакте: пристройка и отзеркаливание. Люди, в том числе и дети, легче тянутся к тем, кто похож на них, в привычках, повадках и так далее. Немного сложнее, если вы попадаете в аудиторию, где сразу присутствуют очень разные дети: и совсем замкнутые, и чересчур раскованные.


Что делать в таком случае?

Кто бы ни находился перед вами, в первую очередь так или иначе предстоит знакомство.

Начните его с себя. Также, как и при знакомстве с один ребенком, расскажите кто вы такой и почему с Вами нужно дружить, или Вас слушаться.

Затем предложите каждому из активных детей по очереди рассказать о себе (это можно сделать в форме игры). Не забывайте! ЛЮДИ ЛЮБЯТ ГОВОРИТЬ О СЕБЕ.

И таким образом к концу знакомства с раскованными ребятами, замкнутые поймут, что находятся в безопасности, будут знать с кем им предстоит общаться и скорее всего, сами потянутся представиться.

Далее можно заняться общим делом.


Что нужно знать новичку аниматору, ​​​​​​​чтобы спланировать свою программу? ​​​​​​​ Для того, чтобы быть хорошим аниматором, вам нужно запомнить одно – на работе вы всегда должны быть в хорошем настроении и очень(!) эмоциональны. Вы должны всегда, практически без остановки, разговаривать, шутить и уделять внимание каждому ребенку. От того, как дети будут реагировать на вас, как часто смеяться и меньше отвлекать взрослых, тем больше будет расти ваш рейтинг в глазах родителей. Если вы к этому готовы, тогда давайте определимся, что нужно начинающему аниматору:

Придумать основной образ вашего героя. Да, вы должны привыкнуть к тому, что вам придется постоянно перевоплощаться. Самые популярные персонажи на детских праздниках:

  1. Клоуны – были, есть и будут во все времена! Этот образ идеально подойдет для детей младшего возраста, как для мальчиков, так и для девочек. Пока вы не очень уверено чувствуете себя в образах сказочных героев, клоун будет для Вас палочкой выручалочкой и идеально подойдет для того, чтобы начать.
  2. Пираты – самые популярные персонажи для детей старшего возраста, которые любят активные игры и приключения. Пиратов любят и мальчики, и девочки и пиратская тема – до сих пор остается одной из самых востребованных на детском празднике.
  3. Индейцы, практически так же популярны, как и пираты, т.к. индейская тема подойдет для детей активного возраста и вы сможете легко придумать много тематических игр для этого образа.
  4. Супергерои (Супермен, Бэтмен, , Баз-лайтер, Росомаха, Черепашки ниндзя). Суперменов обожают мальчишки и, благодаря этому образу, вы сможете сделать игры в стиле «спасаем планету» и т.п. Но у супергероя, конечно же, должен быть оппонент – негативный персонаж, олицетворение зла, против которого вы будете вести борьбу, например, Женщина-кошка или Джокер. И не обязательно герои и антигерои должны быть из одного комикса, злодей может быть из другой сказки, так даже интереснее!
  5. Принцессы и Феи (Золушка, Белоснежка, Спящая красавица, Рапунцель, фея Винкс или Тинкербелл) конечно же, будут популярны у девочек в возрасте 5-8 лет. Все девчонки мечтают стать принцессами и мечтают, чтобы их пример подражания, например, Белоснежка или Фея Винкс пришли на их день рождения.
  6. Герои из мультфильмов. С появлением нового мультфильма спрос на нового героя колоссальный! Популярность таких героев приходит сразу и иногда, не проходит никогда. До сих пор очень популярен образ Шляпника и Алисы из страны Чудес.


Определить список активных игр и подстроить их под тему праздника.

Когда вы решили, кто будет играть с детьми, нужно понять - как? Самая главная цель аниматора – занять детей играми. Подвижные игры с увлекательными заданиями на ловкость и смекалку – ваш основной козырь. Если тема праздника, например, пиратская, то, конечно же, вы будете искать сокровища, но на пути к сокровищу, детей будут ждать разные испытания. В качестве испытаний, придумайте игры на ловкость и быстроту. Если тема праздника «принцессы», то и здесь обязательно нужно придумать серию квестов. Например, отыскать ключ от дворцового зала, где будет проходить праздник или отыскать сундучок с подарками. Какой бы ни была тема праздника, схема активной части одна - дети выполняют задания на быстроту, ловкость и сообразительность и получают за это приз.


Придумать спокойные игры или творческие занятия для детей.

В перерывах между активными играми, должны быть паузы. Заполните их спокойными играми, в стиле «угадай кто или что». Игр в таком стиле великое множество, и вы всегда можете найти что-нибудь подходящее для вашей темы праздника. Например, дети могут угадывать, что находится в пиратском мешке или сундучке принцессы: опускаете руку в мешок, берете предмет и даете несколько подсказок. Первый, кто угадает, что вы держите в руке, получит это в качестве приза.


Подготовить творческую программу.

Творческие занятия для детей на празднике, требуют некоторых финансовых затрат и определенной подготовки. Очень популярны на детских праздниках уроки мыловарения, выпечки, лепки или разукрашивания фигурок. Если вы начинающий аниматор, то лучшим бюджетным вариантом для вас будет «урок оригами» или другие поделки из бумаги.


Показать праздничное представление (шоу-программу).

Здесь вам представится возможность показать себя не просто массовиком-затейником, но и настоящим артистом. Отличный вариант - фокусы, иллюзионное представление. Любой магазин фокусов имеет в продаже реквизит для начинающих иллюзионистов. Т.е. фокусы, которые не требуют навыков, ловкости рук и долгих тренировок. Эти фокусы вы освоите за 5 минут и сразу же сможете показать на вашем представлении.

Самые популярные фокусы для аниматоров это:

  • фокусы с цветами, особенно популярны султанчики;
  • фокус с книжкой раскраской (его можно работать 5 минут и это очень просто);
  • фокус со стоячей веревкой – настоящий фаворит фокусника-аниматора;
  • фокус с сачком, благодаря которому, вы можете сделать исчезновение или появление любого предмета.
  • Фокус с бумажными шапочками, после которого, именинник получит шапочку в подарок.


Устроить детскую дискотеку.

Самое лучшее завершение любого детского праздника - это детская дискотека. Всегда держите при себе диск или флешку с зажигательной музыкой, которая нравится детям. Если вы чувствуете, что ваш репертуар исчерпан, а дети хотят чего-то еще, то устройте дискотеку! Во время дискотеки также можно провести веселый конкурс, например, дети встают в круг, вы просите кого-нибудь встать в круг и начать танцевать как душе угодно, а другие дети должны скопировать движения. У кого получается лучше всех, тот также встает в круг и показывает новые движения, которые другие дети тоже должны повторить.


Чем увлечь детей, когда кажется, что больше нечем увлекать?

Самый лучший ход, это неожиданность! Но она должна быть продумана до мелочей. Тем самым, это ТОП5 идей для интересных тематических дней для детей. Тут не будет пиратов и космических кораблей, здесь будет по настоящему крутые идеи.

1. «Эпоха рыцарских подвигов»

Проведите в летнем лагере волшебный день, посвященный рыцарской эпохе. Поставьте несколько столов, на которых дети могли бы сделать доспехи, мечи и короны. Приобретите для этого все необходимые принадлежности: бумагу, клей, наклейки, поделочный пенопласт, краски и большие неоновые трубочки. Устройте турнир для Рыцарей Круглого Стола, а после – праздничный бал. Покажите детям фольклорные танцы той исторической эпохи.

2. «Искусство в массы»

Устройте настоящие инсталяции, показы скульптур и картинные галереи. А может музеи современного искусства? Ведь сейчас, любая вещь, может стать искусством, и любой мазок кисти-гениальным шедевром. Вооружитесь детской фантазией, подручными материалами и большим большим помещением. Можно распределить на команды, можно оставить гениев-одиночек, но скучать точно никто не будет.

3. «День стран СНГ»

Есть различные Олимпиады, где мы выбираем страны Европы и США. Но почему же не узнать, что нам ближе всего и не устроить настоящий фестиваль дружбы народов? Разучить несколько фраз на грузинском или украинском языке, провести мастер-классы по письменности и литературе, провести конкурсы национальных костюмов, и большой открытый фестиваль кухонь стран. Ведь наши близкие народы, богаты историей, традицией и красотой.

4. «День инопланетян»

Да, космоса не будет! Но кто сказал, что инопланетян нет среди нас? Подключаем свою и детскую фантазию. Создаем свой инопланетный клан, разукрашиваем лица и ходим так целый день, здороваясь друг с другом особыми приветствиями. Придумываем новое название отряда (лишь на день), новый девиз, одеваемся в униформу и создаем свои воспоминания. А вечером, показываем инопланетный танцевальный батл, в самых разных музыкальных жанрах, или их миксах.

5. «День рекламы»

Ну и завершим, уже не новой, но почему то мало используемой темой. Реклама! А представляете, целый день, вы превращаетесь в агентства по рекламе. У вас и свой директор, актеры, световики и режиссеры. Каждый получает свое почетное место в команде, и чтобы снять достойный ролик, представить его жюри на фестивале «Ночь пожирателей рекламы», вам нужно серьезно потрудиться. Целый день можно посвятить съемкам, играм в тематике видеоконтента, провести мастер-классы и далее. Идей уйма, главное все реализовать.



2QRrsalCBSY.jpg