Родительский день
Они отправляют ребят на три недели из дома и волнуются. Они хотят от своих детей отдохнуть, а потом устают без них. Дети только уезжают в летний лагерь, а они уже приезжают следом. Это их родные и близкие.
Представьте себе девственные джунгли. Представьте что там живет некое лесное племя, живет оно себе и живет – своими радостями и печалями, добывают себе пищу, занимаются своими маленькими делами, т.е. живет в свое удовольствие… Представили? Хорошо. А теперь представьте что в один прекрасный день к ихним бунгало подъезжает здоровенный автобус с туристами, человек эдак 100 – 150 которые начинают ходить везде, щелкать фотоаппаратами, заглядывать в хижины и прочее. Правда весело? Вот нечто примерное лагерь испытывает в родительский день. Правда одними фото тут не отделаешься – «туристы» будут заглядывать даже в кровати, перетряхивать вещи, допрашивать вожатых, и т.д. Но, как говорится – спокойствие, только спокойствие… Не все так страшно!
Для начала мы должны понять психологию приехавших:
- Родитель хочет увидеть своего ребенка отдохнувшим, поправившимся и повеселевшим.
- Родитель хочет понять – как ребенок чувствует себя в лагере – не обижают ли его, хорошо ли к нему здесь относятся
- Родитель хочет узнать, как и чем его здесь кормят
- Родитель хочет узнать – не скучно ли ребенку в лагере, как он проводит свое время, чем он здесь занимается.
На что сразу обращает внимание, приехавший родитель: (расставлено в порядке важности, с точки зрения родителя))
- Гигиена ребенка – умыт ли он, одет в чистое или грязное.
- Быт ребенка – в порядке ли хранятся его личные вещи, отделены ли чистое белье от грязного, часто ли меняют ему постельное белье.
- Есть ли на его теле ссадины, синяки, ушибы.
- Поправился ребенок или наоборот похудел.
И ВСЕ!!! И все уважаемые вожатые… родителей как правило в последнюю очередь занимает то ЧТО происходит здесь с детьми, и КАК здесь с ними работают… Их абсолютно не волнует что вожатые с руководством могут ночами не спать дабы изобрести нечто адекватное и разумное для их детей что бы они эти самые дети стали чуточку лучше и светлей… Но, вот меняют ли ежедневно вожатые носовые платочки у детей… это да, это конечно вопрос жизни и смерти… Конечно это немного утрированно, но тем не менее это действительно так и от этого конечно очень и очень грустно…
Родители зачастую любят поговорить с вожатыми о своем ребенке. Почему это происходит? По очень простой причине. Каждый родитель обязательно спросит своего ребенка – «как ты здесь живешь и чем ты здесь занимаешься?».
Но, ребенок в состоянии лишь выразить свои мысли в категориях дуализма: хорошо - плохо, нравится - не нравится… и.т.д.
А родитель это человек взрослый и столь информативно неполные ответы его естественно не устроят, он захочет знать больше и с подробностями. Вот поэтому родитель и начнет задавать свои вопросы вожатому.
Какие вопросы могут задавать родители?
Первый и самый важный вопрос будет звучать следующим образом: «Ну как он (она)?» Но, задаваться он может совершенно с разными интонациями – от несомненной гордости за своего ребенка и уверенности за своего «отличника», до тоскливо вопрошающего, типа «Вы еще живы?». И тем не менее вот список примерных вопросов (вопросы могут звучать вполне дружелюбно, а могут быть и в виде скрытых претензий)
- Как он (она) себя ведет?
- Есть ли здесь у него (нее) друзья?
- Проситься ли домой?
- Хорошо ли кушает?
- Часто ли принимает душ?
- Обижают ли его (ее) здесь?
- Активно ли участвует в жизни лагеря?
- Чем отличился (выделился)? Ой, вы бы его хоть чем наградили….
- Ладит ли с другими детьми?
- Одевается ли в чистое?
- Быстро ли засыпает?
- А высыпается ли?
- Кушает ли он здесь фрукты? А они вообще здесь есть?
- А будут ли у вас экскурсии?
- А куда?
- А… ну мы там уже были…
- А еще куда?
- Есть ли врач? Осматривает ли он детей?
- А у вас тут вшей нет? Ой, а то я так боюсь…
- Чистит ли зубы по утрам?
- А вечером?
- А во сколько у вас отбой?
- А старшие мальчишки его не обижают? Ой, а то я так боюсь….
В принципе список поистине бесконечен… Но, зря Вы посчитали что вопросы какие то глупые и могут быть заданы человеком находящимся в великом волнении за своего ненаглядного… Вовсе нет! Посмотрите внимательно! Любой вопрос – самый, самый безобидный мгновенно оказывается претензией если Вы на него как то не так (с точки зрения родителя) ответите… Например: вопрос № 5 «Часто ли принимает душ?». Если к примеру Вы скажите – «через день». То можете услышать следующий ответ: «Ну… молодой человек… мы дома каждый день моемся, а тут грязь, пыль, дети носятся с утра до вечера – здесь уж тем более надо… Что ж Вы не смотрите-то? Вы ж тут и поставлены что б за детьми смотреть…»
Приятно? Вот вот…
Или, вопрос № 13 – «Кушает ли он здесь фрукты? А они вообще здесь есть?» Ваш ответ: «ну да… как все так и он». То можете услышать опять же следующее: «Что значит как все?! А вчера например какие фрукты были за обедом? Бананы?! Но, ему же нельзя бананы!!! Вернее можно чуть-чуть, но он их не любит. Что ж Вы не смотрите-то! Мы такие деньги заплатили а тут даже фруктов нет! Что за лагерь…» Поэтому правильный ответ должен звучать примерно так: «Конечно здесь каждый день выдаются фрукты – яблоки, груши, бананы, сливы, киви, апельсины. Ну а ест… как и все на свежем воздухе! У ж что-что но сладкое дети никогда не пропустят, кстати вечером еще есть 5 питание – йогурт, там эти фрукты как сами понимайте находятся в измельченном состоянии… Ну вроде ответил! Пожалуйста, следующий вопрос!»
Как видите, нисколько не погрешив против истины, но какая либо претензия на этот счет со стороны родителей полностью исключена…
Вы наверное скажите – «вот вывернулся, насчет фруктов и ежу понятно, а что ответить насчет душа?».
Не вопрос. На реплику родителя отвечаете следующее: «Если у ребенка есть потребность или привычка каждый день принимать душ – мы конечно этому делу никоим образом не препятствуем, а наоборот всячески поощряем. У них вечером есть немного времени, которое выделено именно для вечернего туалета. Т.е. у ребенка есть все возможности принимать ежедневно душ. Это первое. Во-вторых – понимайте это в Москве грязь и пыль и всякая зараза, а здесь все стерильно – здесь чистая природа, бояться здесь нечего. В третьих – после тех мероприятий, которые требовали ощутимых физических нагрузок – все дети обязательно принимают горячий душ. Следующий вопрос!» Поэтому отвечайте максимально грамотно. Если нет таких дарований – лучше отошлите родителя к специально поставленному на это дело человеку – он за Вас ответит.
Что делать если родители начинают предъявлять претензии?
Примеры претензий:
- «Ответьте мне пожалуйста, я положила новые ботиночки ему в сумку а он их так и не разу не надел, почему?»
- «Почему у ребенка синяки, сопли и откуда они? Почему врач не принял меры?»
- «Почему ребенок засунул мокрое полотенце обратно в сумку?»
- «Почему Васенька звонил мне позавчера и чуть было не заплакал? Объясните Что Здесь Происходит с Моим Ребенком?»
- «Почему он стал такой худой вы их тут совсем не кормите?»
- «Почему у него волосы грязные и ногти не пострижены?»
И наконец сакраментальное: «У мальчика пропали носочки, такие черненькие. Где они?!!!, У ВАС ЧТО ВОРУЮТ???!»
Думайте сейчас над Вами издеваются? Ничуть… Перед каждым родительским днем, как правило, проводится очень Большая планерка где Вам подробным образом будут рассказывать – что и как делать в отношении родителей. Но. Легче от этого не становится – это действительно испытание, но его нужно пройти.
Важно! Если Вы видите что сейчас на Вас набросится по поводу «черненьких носочках» - НЕМЕДЛЕННО уводите эту тетю подальше от остальных родителей! Это раз.
Улыбнитесь ей. Это два. И скажите следующее: «простите, пожалуйста, если у Вас есть конкретные вопросы по программе, по тому как Ваш ребенок социализировался, как у него с коммуникативными навыками, что у него получается, а что не очень, или может быть какие то конкретные вопросы по его воспитанию…и.т.д. – тогда я с радостью отвечу Вам на них. Но, все что касаемо быта то у нас за это отвечает другой человек – сейчас он к Вам подойдет». Вы вряд ли сможете объяснить что то человеку который находится в таком вот взвинченном состоянии.
Классификация родителей (конечно условная)
1. «Тихие» Скромные интеллигенты. Не много застенчивые. Носят очки. (их ребенок так же может быть в очках). Два высших. Дружелюбны. Все более-менее понимают. Рады уже от самого факта, что их ребенок рад. Искренне любят своих детей и желают им только добра. Не слишком акцентируют внимание на быте, на неизбежный бардак в шкафчике для вещей могут посмотреть вполне философски – им скорее важно понять как себя чувствует их ребенок, есть ли польза от пребывания в лагере. В общей массе – около 15-20%. Это наши друзья и союзники.
2. «Умеренно-тихие». Интеллигенты. Не слишком застенчивые. На их челе написано – «разум и целесообразность». Образование – высшее техническое. Любят, чтобы все было грамотно, адекватно и только так. Внимательно читают все инструкции, памятки, договора и прочее. Тщательно считают деньги – «что, куда и зачем». Не любят бардак. Сначала внимательно выслушают своего ребенка, затем так же внимательно выслушают Вас самих. Ради любопытства (хотя это редко) могут задать вопросы касательно проводимых мероприятий. Могут предъявить некоторые претензии касаемо бытовых условий содержания. («А почему у них в комнате так душно? Вы там проветривайте?»). Возможно, будут ходить по лагерю и хладнокровно прикидывать соотношение заплаченных за путевку денег и бытовые условия пребывания. Не ждите от них слов благодарности – отнесутся к Вам с заметным холодком (Вы всего лишь функция-приложение к их ребенку) Отношение к собственному ребенку: это математическая формула, если все стоит на своих местах, то и результат должен быть соответсвенен. В общей массе – 10-15%. Подружиться в принципе можно.
3. «Замученные жизнью». Очень часто это одинокие матери – им выпала нелегкая доля одним воспитывать ребенка. На многие вещи смотрят с изрядной долей скепсиса. Искренне любят своих детей. Сначала смотрят и слушают Вас с недоверием, но потом воодушевляются от Ваших адекватных и передовых взглядов и рады что ребенок попал именно в Ваши руки. Пытаются понять и увидеть всю картину разом – и быт, и игры, и программу, и директора и всех вожатых, и врача, и чем кормят, и.т.д. Это продиктовано лишь одним желанием – им хочется понять, счастлив ли ребенок в этом месте (вопрос пользы заметим, может и не стоять вовсе). С надеждой в глазах выслушают все Ваши замечания и советы по воспитанию. Как вы с ними расстанетесь, зависит целиком и полностью от Вас - но, обычно расстаемся очень хорошо (пару раз было что дети подводили меня к таким мамам со словами: «мам я хочу что бы это был наш папа…» женщины, конечно смеялись, но провожали меня очень задумчивым взглядом). В общей массе – 5-10%.
4. «А вот мы и приехали!» Самая основная часть родительского состава. Народ очень разношерстный. Пестрота характеров, возрастов, менталитета, ценностей, принципов и взглядов. Как правило люди настроения, в своих оценках далеки от справедливого и взвешенного подхода (это будет зависеть от того с какой ноги они сегодня встали и кого они в автобусе по пути сюда наслушались). Если рядом скандал - будут с интересом прислушиваться. Несмотря на внешнюю радушность – внутри все-таки это по большей части мещане эгоисты. Любят сплетни и байки о ужасной лагерной жизни. Ничего не соображают в воспитательном процессе. (искренне думают что мы тут только в футболы гоняем). Для них очень важно что бы ребенок покатался на лошадках и съездил на экскурсию.
Могут начать возмущаться по поводу, ну скажем качества питания детей… но, как только их самих заведут в столовую и покормят, возмущение мигом улетучится. Считают если в корпусе на окнах стеклопакеты, значит деньги вроде бы и не зря заплатили. В целом ведут и держатся вполне добродушно. В вопросах быта – все зависит от их настроения, т.е. абсолютно не предсказуемо. Целиком и полностью зависит от Вас – как Вы расстанетесь друзьями или… В общей массе – до 50%
5. «Дотошные». Довольно своеобразная категория. Совершенно разный социальный статус, но есть некая объединяющая деталь: за то время пока они находятся в лагере, они хотят во все вникнуть, соответственно последует непрекращающаяся череда вопросов. Поможем им в этом. Если вас рвут на части другие родители с более важными вопросами, то обычно вам стоит предложить дотошным родителям такой эксперимент: «так как я полностью доверяю своим детям, то возьмите любого ребенка из моего отряда – вон они в сторонке играют, отведите его и поговорите с ним, а он Вам и расскажет, как мы здесь живем, как я вожатый к ним отношусь, во что играем, и т.д. , если есть желание можете поговорить со всеми вместе. Я при разговоре присутствовать не буду, а если после беседы с детьми у Вас останутся какие либо вопросы или Вы еще что-то хотите узнать дополнительно – тогда я весь к Вашим услугам». В общей массе не более 5%.
5. «Ужас летящий в ночи». Вот оно. То самое. Перед Вами морально больное, искалеченное существо. Как правило, это женщина от 30 до 45 лет. Разведенная (супруг поняв свою страшную ошибку давно сбежал). Уставшая от жизни и от самой себя, не верящая ни кому и ни во что. Жуткая психически неуравновешенная эгоистка - вконец измордовавшая своего ребенка. Внимание! Разговаривать с ней может только профессионал. Если она только-только начала громким и визгливым голосом высказывать свои претензии (это еще так… для разминки).
- «Где Ваше начальство?!!! Почему в кровати оказался песок??? Антисанитарию развели - я на вас в прокуратуру подам!!!»
- «Где его тапочки изверги, он, что босиком здесь ходит?!!!»
- «Где 5 килограмм конфет, что я ему положила????!! Это Вы все отобрали и сожрали у него!!! Да! Да! Да!!!»
- «Почему у него (нее) царапины??? Кто изуродовал моего ребенка, куда смотрит ваш врач????!!!!»
Смело берите ее за руку и дружелюбно улыбаясь, отводите к профессионалу (на ночной планерке скажут, кто это будет). Сами даже и не думайте что-либо пытаться ей объяснить – иначе до конца смены будете неважно спать и вообще вконец утратите веру в человечество. По статистике около 1% людей больны шизофренией в той или иной форме – делайте выводы. В общей массе не более 1-2%
Важно:
На протяжении всего родительского дня носите с собой все объяснительные которые Вы успели собрать. Так же держите при себе план всей смены – очень помогает и то и другое.
Теперь давайте рассмотрим два примера – один раз за смену Вы скорее столкнетесь или с одним или с другим.
1. У Вас на отряде имеется вот такой вот ребенок: обидчивый, задиристый (провоцирует других), неусидчивый, эгоистичный, легко возбудимый, плохо управляемый «конфликтный ребенок». Как уже было сказано выше, его мама (или папа, бабушка – кто там его воспитывал) может оказаться ничем не лучше своего чада.
Ребенок естественно своей маме успел пожаловаться и вот мама находит Вас со словами:
- Мама: «Простите пожалуйста, мой сын говорит, что его постоянно здесь другие дети обижают, притесняют и обзывают… Я своему ребенку верю – объясните мне почему это происходит?».
- Вы: «Простите но это не совсем так…
- Мама: «Тогда объясните мне в чем дело?»
- Вы: «Васенька иди пока погуляй…. Спасибо. Так вот… Я повторюсь это не так… Ваш Вася сейчас конечно очень много Вам рассказал самого интересного. А знайте почему? Да потому что я пообещал ему в родительский день поговорить с Вами, и кстати искал Вас. Видимо в преддверии этого разговора он и решил немного подстраховать себя…
- Ну так вот… С Вашего позволения я начну… Вот посмотрите – вот эти девять объяснительных получены с Василия за 8 дней, практически по одной в день… Давайте посмотрим что у других детей – у большинства ни одной. Ну пожалуй вот – еще у одного мальчика их две. Вы знайте… в руководстве с детьми мне просто необходимо быть справедливым не взирая на лица. Дети прекрасно знают, что если они ведут себя как то не совсем адекватно, тем более по отношению к другим детям, то они будут наказаны – объяснительная это своего рода то же наказание. Давайте почитаем – за что я наказывал Василия. Вот смотрите сами: драка, нецензурные выражения, еще три драки, дрался подушкой, обливал девочек из бутылки с водой, и т.д. Лично я против Василия ничего не имею – мне важен каждый ребенок, мало того любой ребенок представляет для меня ценность, потому собственно я здесь и работаю… Но, понимайте в чем дело, я еще раз повторюсь вынужден был реагировать подобным образом – т.е. прибегать к наказаниям, в противном случае страдали другие дети, а у них то же есть свои родители, которые потом с меня спросят – почему я не пресекал всякие безобразия. Вы меня понимайте? Отлично.
- Вот кстати идет мальчик Петя которого Вася побил подушкой. Петя подойди на минуточку (далее следует рассказ Пети)
- Вы: «Вот видите – как все было на самом деле. Правда неприятно? Я Вас понимаю – у Вас сложный ребенок и Вы это конечно же знаете лучше меня, т.к. Вы с ним прожили всю жизнь а я только 8 дней, но поверьте пожалуйста, мне так же как и Вам иногда приходилось очень нелегко… И если сейчас мы позовем сюда Васю и всех других детей, то Василию будет очень и очень непросто взглянуть в их глаза… Я думаю если мы сейчас позовем его сюда и спросим – хочет ли он этого, то услышим категоричное «нет». Но, поверьте – не все так плохо, все же есть небольшой прогресс, просто еще нужно много с ним работать… Понимайте?»
- Мама: «какой кошмар… мне он рассказывал совершенно другое…»
- Вы: «Простите, Вы знайте что сейчас сделайте – вот Вам объяснительные – отведите его в сторонку и поговорите с ним по каждому эпизоду, и если у Вас возникнут какие либо вопросы относительно любого случая или Василий будет говорить что все было не так – то, найдите меня пожалуйста, а тогда приведу и другую сторону конфликта. Договорились? Но, поверьте мне на слово все что в объяснительных написано – чистая правда. Все. Спасибо что Вы меня внимательно выслушали…».
Вы знайте, пачка объяснительных написанных рукой их ребенка производит неизгладимое впечатление на родителя. Любому родителю (даже самому неадекватному и скандальному) в этот момент будет очень и очень стыдно за своего ребенка… Вернее даже за то, что она (он) дали такое воспитание собственного чада.
После беседы родителя со своим ребенком снова (если есть возможность) подойдите к ним и задайте Василию при маме несколько вопросов:
- Вы: «Вася, я пообещал тебе поговорить с твоей мамой?»
- Вася: «Да».
- Вы: «Вася как видишь, я выполнил свое обещание»
- Вася: «Да».
- Вы: «Скажи, пожалуйста – я когда-нибудь был несправедлив в своих словах или своих действиях?»
- Вася: «Нет» (Вася вынужден это признать, потому что это действительно так и есть)
- Вы: «Спасибо Василий за ответы. Надеюсь, сейчас ты сделал определенные выводы, как будет все дальше складываться зависит только от тебя».
- Вася: «Да».
- Вы: «Молодец. Иди к отряду…»
Пример №2. и называться он будет – «ну оче-ень ску-у-учно».
К Вам подходит мама Васи и говорит: «Простите, Вы вожатый моего Васи? У меня к Вам несколько вопросов. Вот мой Вася говорит, что ему у вас очень скучно и заняться ему нечем. Мы заплатили такие за это деньги, думали, что ребенку здесь будет польза, а он каждый день домой звонит и говорит что ему скучно. Почему так?»
- Вы: «Простите это несколько не так...»
- Мама: «Объясните тогда».
- Вы: «Василий, подойди пожалуйста сюда… Ну давайте смотреть…. (достаете план всей смены) Вот смотрите… Первый день… мы только приехали – Василий помнишь что у нас было – у нас была игра – «разведай, выведай, спроси», и весь отряд носился по лагерю, потом был вечер знакомств всех со всеми, потом вхождение в смену (Средиземье, Нарния, Джунгли, МумиДол, и т.д.) Было театрализованное представление вожатых… посвящение в отряды… Помнишь? Второй день у нас начался тренинговыми играми к прохождению Тропы Смелых – помнишь, было такое? Да, было… А после обеда началась и сама Тропа Смелых, и мы всем отрядом проходили разные испытания, помнишь ты еще переживал очень сильно что мы не прошли ни одного этапа… А потом у нашего отряда уже вечером был костер, и мы там играли… Потом мы пришли в корпус и у нас была первая наша «свечка»… Помнишь? Мы каждый друг другу рассказывали – что мы хотим чего ждем от лагеря, что у нас пока не получается… А на следующий день у нас были «Загадки», и ты очень веселился что помог отгадать целых две… Далее у нас была «Великая Охота» и мы всем отрядом соревновались с другими, кто наберет больше всего «дичи»… А вечером были «лоскутки Жизни». Было такое?, А еще мы играли в футбол и пионербол, и вообще вспомни, сколько игр мы уже провели, много ведь, правда?»
- Вы: «Ну вот и это всего первых три дня… Могу продолжать дальше… Как видите программа очень наполнена, у детей практически нет свободного времени, есть чуть-чуть перед отбоем – время вечернего туалета, все остальное время все дети заняты».
- Вы: «Вася, сколько у нас кружков? Давай я тебе подскажу – целых 16, ты где был… понятно… но все же есть из чего выбрать, правда?»
- Вы: «Альпинизм был у нас?»
- Вася: «Да…»
- Вы: «А луки, помнишь мы все стреляли из них?»
- Вы: «А скоро будет Великая Война, Поход, и еще много чего не менее интересного…»
- Вы: «Вот видите – все же как мне кажется в лагере есть чем заняться… Дети наоборот жалуются что у них совершенно нет свободного времени…»
Мама Василия таким образом прекрасно поняла что дело не в том что ребенку здесь заняться нечем, и им здесь никто не хочет заниматься, она поняла что дело в самом Василии, и таким образом вопрос оказался полностью закрыт.
Как отпустить ребенка из отряда (с родителями или законными представителями):
- На территории отряда в зоне видимости, при этом необходимо обговорить время встречи и решаемые проблемы.
- Вне территории отряда при наличии заявления родителей (законных представителей) на имя директора лагеря с точными указанием времени возвращения в отряд, место предполагаемого отдыха, телефон для связи (если есть).
- Вне территории отряда с отъездом домой на ночь или более, при этом заявление должно быть написано родителями (или законными представителями) на имя директора лагеря с указанием причина отпуска и подписано им. Данное заявление хранится у старшего воспитателя (старшего вожатого, старшего смены ...) до возвращения ребенка.
Категорически не допускается отпускать детей с неизвестными лицами, даже называющими себя родственниками, братьями, сестрами, родителями подруги или друга и т.д. без письменного разрешения заместителя директора лагеря. В случае сомнения в родственных связях вверенного вам ребенка с прибывшими гостями сообщите о нем директору лагеря, и не отпускайте ребенка без выданного письменного разрешения.
Приезд родителей в оздоровительный лагерь - праздник для детей. Поэтому, как и к любому празднику, к родительскому дню необходимо готовиться. Сделайте этот праздник праздником души: подготовьте палаты, корпуса; нарядите детей; покажите все, что вы с ребятами сделали; украсьте место встречи; подготовьте шоу 'Наши таланты', придумайте, как вовлечь родителей в игру с детьми. Хорошо продумайте, как поступить и что сделать с детьми, чьи родители по различным причинам не смогли приехать. Не дайте возможности остаться таким детям в одиночестве, почувствовать себя, даже на минутку, одинокими. Привлеките к этому других ребят. Вспомните о своем одиночестве, это поможет понять ребенка, помогите прочувствовать это и другим детям. В вашем отряде не должно быть 'забытых' детей. Может быть, стоит организовать общий стол: родители, дети?
Продумав все до мелочей, не забудьте о том, что каждый ребенок вашего отряда должен знать:
- что нужно сделать, чтобы пойти с родителями на встречу: родители должны расписаться в бланке, с какого по какое время они берут ребенка, ознакомиться с перечнем запрещенных продуктов, если встреча состоится на территории отряда или на территории лагеря; написать заявление на имя директора детского лагеря у заместителя директора по ВР или старшего воспитателя во всех других случаях;
- с кем он может уйти из отряда и что для этого ему необходимо сделать;
- что необходимо сделать после возвращения: доложить воспитателю (вожатому) отряда о возвращении;
- где можно провести время с родителями.
Отпуская детей с родителями в родительский или в какой-либо другой день, воспитатель (вожатый) должен помнить, что:
- отпускать из отряда детей можно только с родителями или законными представителями на основании заявления;
- если у воспитателя (вожатого) есть сомнения, необходимо, чтобы заявление было подписано у заместителя директора лагеря (либо старшего воспитателя);
- желательно напомнить родителям, какие продукты разрешены для передачи детям.
- попросите, как можно убедительнее, родителей о том, чтобы они не перекармливали детей, так как обычно после родительского дня пополняются изоляторы;
- если воспитатель (вожатый) собирается о чем-либо рассказать родителям, поговорите прежде об этом с ребенком;
- в обсуждении поведения ребенка помните, что реакция родителя может быть разной, поэтому говорим только хорошее (вообще существует правило: 1 плохое, 4 хорошего), будьте при этом вежливы, доброжелательны, улыбчивы;
- не отлучайтесь, даже если ко всем детям приедут родители;
- продумайте, чем занять детей, к которым не приехали родители. Убедите ребят, к кому родители приехали, что стоит поделиться гостинцами, или выступите сами в этой роли;
- придумайте причины отсутствия родителей и помогите детям это пережить;
- напомните детям о замене личного белья и 'ненужных' вещах;
- каждому родителю найдите доброе слово о ребенке, покажите, что он вам и отряду небезразличен; расскажите о том, что вас волнует в ребенке (здоровье, питание, замкнутость, другое);
- не торопитесь жаловаться на ребенка родителям, родители могут быть разные. Стоит задуматься, а будет ли польза для ребенка после вашего разговора с родителями;
- после отъезда родителей проверьте детские тумбочки на предмет хранения скоропортящихся продуктов.