Развитие через преодоление

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
0 6cf 46609a63 Lm.jpg

На занятиях физической культурой нередко возникают страхогенные ситуации самого различного характера, связанные с риском. Спорт нельзя сделать абсолютно безопасным, даже при хорошем надзоре некоторый риск, несомненно, присутствует в любом спорте. Основная причина появления чувства страха у младших детей заключаются в том, что ребенок не способен действовать в страхогенной ситуации. Его пугает новизна или внезапность возникновения ситуации.


РАЗЛОЖИМ ПО ПОЛОЧКАМ

Чувство страха перед физическими упражнениями имеет свою специфику. Оно включает три компонента (см. рис. 1).

Первый компонент — это чувство страха перед предметом и объектом физкультурной деятельности: перед водой, пространством, препятствием под ногами, руками.

Второй — это чувство страха перед технической стороной выполнения физического упражнения. Это так называемый операциональный страх.

Третий — чувство страха перед людьми — товарищами, вожатыми, физруком, зрителями, болельщиками. Это страх быть осмеянным, получить неодобрение, быть отверженным.

Все три компонента сливаются в одном чувстве страха, дополняют или гасят друг друга. Их взаимодействие очень сложное. Бывает, что хорошее владение техникой выполнения двигательного действия как бы приглушает чувство страха перед действием или перед человеческим окружением.

Опыт работы с младшими детьми показал, что у них чувство страха на занятиях физической культурой проявляется генерализованно, не дифференцируясь в сознании на отдельные компоненты. Взаимодействие компонентов чувства страха зависит от того, в какой степени один компонент накладывается на другой. Зона совпадения всех трех компонентов — это «мертвая» зона, преодолеть которую практически невозможно. Поэтому перед педагогом стоит задача «расщепления» этих компонентов. Нужно не допускать у ребенка их совпадения, совмещения. В случае независимости компонентов друг от друга с чувством страха легче справиться.


РАССМОТРИМ ПО ОТДЕЛЬНОСТИ

Первый компонент

У детей наиболее распространено чувство страха перед предметами и объектами физического действия. Они боятся планки для прыжков в высоту, каната, препятствий. Они могут бояться воды, высоты, скорости, пространства (как открытого, так и закрытого). Этот вещный страх и связан с физически осязаемым объектом. Как правило, такой страх возникает у детей при первом знакомстве с выполнением двигательного действия на снарядах или после первой неудачи на них. Поэтому при освоении новых снарядов важно создавать для детей ситуацию успеха.

Для безбоязненного выполнения детьми упражнений надо, чтобы им не бросались в глаза те снаряды, которые вызывают у них чувство страха. Педагогически правильная организация среды проведения учебных занятий чрезвычайно важна для преодоления чувства страха у детей.


Второй компонент

Нередко возникает у детей чувство страха перед техникой выполнения двигательного действия. Это чувство страха тесно связано с боязнью получить осуждение взрослого за неверно осуществляемое действие. В младших отрядах у детей эти переживания снижают качество выполнения упражнения. Под влиянием страха, несмотря на любые старания, ребенок может забыть порядок действий, отдельные действия, движения или выполнять их неточно. Если ребенок слишком часто получает замечания от взрослого, то его чувство страха будет увеличиваться, а неуверенность расти.


Третий компонент

Чувство страха перед оценкой других людей, взрослых или сверсников, у младших детей выражено менее всего. Способы его преодоления зависят от характера взаимоотношений взрослого и детей. На некоторых, особенно честолюбивых детей такое чувство страха оказывает более сильное, угнетающее и подавляющее действие, чем чувство страха перед технологическими действиями. Если к тому же этот ребенок имеет слабую нервную систему, то боязнь быть осмеянным товарищами «за трусость» проявляется значительно острее и приобретает патологический характер.


ОТ ПРОТИВНОГО

На занятиях физической культурой страхогенные ситуации негативно влияют на развитие личности ребенка. У него нередко формируются тревожность, пугливость, трусость, боязливость, паникерство. Но они могут способствовать и самовоспитанию положительных качеств личности: силы воли, решительности, смелости, рассудительности, сдержанности, бесстрашия, безбоязненности, спокойствия.

Страхогенные ситуации на занятиях физической культурой являются естественными «полевыми» условиями, как будто специально приготовленными для воспитания смелости, храбрости, бесстрашия и других волевых качеств. Таким образом, целевая структура страхогенных ситуаций может строиться по следующей модели (см. табл. 1).

Эти данные можно использовать при разработке целей занятия со всем отрядом, а также индивидуальных целей и задач воспитания. При этом необходимо идентифицировать страхогенные качества ребенка с соответствующими «заменителями» — волевыми качествами. Для поэтапного преодоления страхогенных ситуаций и воспитания волевых качеств педагогически целесообразно делать именно такой перевод.


НАША ТЕХНОЛОГИЯ

Технология занятий физической культурой в лагере должна включать индивидуализацию обучения и воспитания детей в зависимости от характера испытываемого ими чувства страха. Эта технология должна учитывать физическое и психическое здоровье ребенка. Медики утверждают, что больные, хилые, неуверенные в себе дети, как правило, более боязливы, чем дети, относящиеся к основной группе здоровья.

Технология занятий физической культурой должна также предупреждать появление страхогенных ситуаций. Необходимо учитывать, что формирование волевых качеств проходит не обобщенно, а дифференцированно, то есть по отношению к какому-то одному упражнению или действию. Физические нагрузки помогают переносить нервные срывы, душевные травмы. Они возбуждают энергию, внимание, изобретательность.

Надо снять преувеличенную опеку над детьми. Она может привести к развитию неуверенности в своих силах и к закреплению чувства страха.

Чем больше опасность, тем больше требуется волевых усилий для ее преодоления. Преодоленное чувство страха является важным вкладом в волевую подготовку детей. Однако самое незначительное непреодоленное чувство страха приводит к двойному негативному результату. Оно ослабляет волю и здоровье ребенка.


ВОСПИТАНИЕ СИЛЫ ВОЛИ

Чем больше преодолено опасностей, тем устойчивее смелость и сильней воля. Самовоспитание, активизирующее сознание, имеет очень большое значение в воспитании воли. Сила воли ребенка на занятиях физической культурой выражается уверенностью в своих силах и в способности преодолевать опасность.

Укреплять волю — это значит воспитывать устойчивость центральной нервной системы к различным раздражителям, вызываемых опасностью.

Волевое усилие, как чрезвычайно важное качество сознания, становится большой силой при систематическом и методически правильном преодолении чувства страха. В ответственный момент ученик может сознательно вызвать волевое усилие и при его помощи мобилизовать скрытые запасы энергии для преодоления чувства страха.

Для развития воли нужно постепенно усложнять и видоизменять объективные препятствия. Выполнение опасного физического упражнения выступает в сознании ребенка как самостоятельное, целенаправленное волевое действие.

При методически правильном освоении опасных физических упражнений воспитывается одно из главных качеств воли — смелость. В программе лагеря по физическому воспитанию есть много упражнений, выполнение которых вынуждает преодолевать страх. Среди них акробатические упражнения, опорные прыжки, полоса препятствий. Эти упражнения выполняются с предельным усилием воли. Здесь страх умеренной силы хорошо «подстегивает» ребенка, не умеющего работать на пределе своих возможностей.

Основным качеством воли, проявляемой детьми на занятиях физической культурой, является решительность. Ее воспитание неизбежно связано с преодолением чувства страха.

Одним из важнейших предварительных условий сильной воли в физическом воспитании и в спорте является физическое здоровье. Итак, можно сделать вывод, что преодоление чувства страха способствует укреплению всех волевых качеств: инициативности, активности, дисциплинированности, решительности, стойкости.


Ris-1fiz.gif Ris-2fiz.gif