Развивающие игры для маленьких 2

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
X 495be65em.jpg

Железная дорога. Нарисовать фломастером поезд. Затем «посадить» в каждый вагон какое-нибудь животное - в один, например, слона, в другой утку и т.п. Дети рисуют поочередно или вместе.

Выдумывать истории. История, которая рассказывается в книжке с картинками, изменяется: к картинкам сообща придумываются новые события.

Фальшивомонетчик. Положить под бумагу разные монеты. Закрасить карандашом - монеты «проявятся». Затем вырезать бумажные монеты и склеить соответствующие стороны.

Игра в ступеньки. Поднимаемся по лестнице ступенька за ступенькой. Каждой новой ступеньке придумываем имя.

Игрушечные деньги. Монеты кладем под бумагу. Мягким карандашом трем поверх монетки. Бумажные деньги вырезаем.

Комнатка из коробки. Из обувной картонной коробки делаем комнату. Рисуем на бумаге мебель, вырезаем и вклеиваем ее в коробку.

Качели. Один ложится на покрывало, другие поднимают его повыше и качают.

Кроватки из спичечных коробков. Из спичечных коробков мастерим кроватки, из бумаги вырезаем подходящие по размеру подушечки и одеяльца. Рисуем на бумаге человечков, вырезаем и укладываем в кроватки.

Мастерим животных из бумаги. На плотной бумаге рисуем любых животных. Вырезаем. Приклеиваем полоску картона в качестве подставки.

Мозаика. Из бумаги вырезать прямоугольник. Затем разрезать его на 10 частей разной формы. Кусочки перемешать. Снова составить прямоугольник из кусочков.

Нанизываем сердца. Вырезаем сердечки из цветной бумаги. В каждом сердце проделываем отверстие и нанизываем на шнурок. Цепочку подвешиваем.

Обрисовываем руку. Руку кладем на бумагу. Карандашом обрисовываем по контуру. Вырезаем и разрисовываем красочными узорами.

Рисуем человечков. Мочим палец. Затем обмакиваем его в тушь и прижимаем к бумаге. Из отпечатка рисуем человечка: дорисовываем лицо, руки и ноги.

Ставим ворота из крышечек от бутылок. Устанавливаем коридор из нескольких ворот. Для этого составляем по две крышечки друг с другом. Проталкиваем пальцем монетки через ворота.

Считаем машины. Смотрим в окно. Заключаем пари, сколько машин (или сколько машин определенного цвета или модели) за какое-то время проедут мимо дома.

Угадываем животных. Каждый изображает какое-нибудь животное. Другие должны угадать - какое.


Упражнение «Волшебники»

Цель: развитие эмоциональной сферы. Вначале ребенку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц». Вторая часть задания: ребенок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил «злой» волшебник и как его победил «добрый». Третья часть: изобразить «злого» и «доброго» волшебников через пантомимику, придумать для каждого из них танец, подобрать тему на музыкальном инструменте. Такую игру хорошо использовать в контексте путешествия с Элли по дороге из желтых кирпичей к Изумрудному городу. В группе целесообразно сделать выставку рисунков и обсудить их.

На занятиях ребята любят решать различные сказочные задачи и головоломки. Они встречаются почти в каждой сказке. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. Справляясь с трудностями, наши герои приобретают новые качества, меняются, трансформируются. По сути, это зашифрованные в сказке алгоритмы способов преодоления жизненных проблем. Разрешая сказочные задачи и разбирая их с детьми, мы обучаем их различным способам преодоления трудностей.

Сказочные задачи широко используют в системе ТРИЗ. По этой технологии издано достаточно большое количество сборников со сказочными задачами, и их можно использовать для занятий.

По аналогии с готовыми сказочными задачами вы всегда сможете написать свои. Задачи можно выписать на отдельные карточки и сделать из них целую сказочную картотеку под различную проблематику. Такими карточками вы будете пользоваться достаточно долгое время.


«Спаслание»

Дождь лил неделю не переставая. Вода все прибывала и прибывала. Винни-Пух давно забрался на дерево и смотрел на проплывающий под ним всякий мусор. Вдруг он увидел, что плывет большой горшок с закрытой крышкой. В горшках обычно бывает мед, и медвежонок спустился вниз, чтобы поймать эту ценную вещь. Меда в горшке не оказалось, зато в нем лежала записка. - «Это Спаслание!» - подумал Пух. Писать умеет только Кристофер Робин, значит, что-то у него произошло. Надо плыть к нему. Только на чем? На ветке не поплаваешь, а бревна как назло не проплывали. > Что делать Винни-Пуху?

«Лиса и тетерев» Бежит лиса, видит - тетерев на березе сидит. Подбежала к дереву, думает, как бы ей тетерева на землю сманить и съесть. Начала лиса такие речи: - Сойди, тетеревочек, на землю, поговорим, погуляем. Нынче ведь указ вышел, чтобы никому из зверей друг друга не трогать, а жить в мире и согласии. > Как же ему проверить, правду ли говорит лиса? Хочет тетерев вниз слететь, но боится: вдруг лиса обманет?

«Сказка без конца»

Один император больше всего на свете любил слушать сказки. Но все сказки имели конец, что не очень нравилось императору. Чем сказка дольше, тем лучше, считал он. Однажды приказал император рассказать ему бесконечную сказку. Если рассказчик доходил до конца, то его казнили. Много длинных сказок услышал император, много голов полетело с плеч, но никто не рассказал бесконечную сказку. Но один юноша не испугался императорского условия и пришел во дворец. > Что же он придумал? Необходимо придумать как можно больше вариантов решения сказочной задачи, разбирая плюсы и минусы каждого из них. Варианты, предлагаемые ребенком, дадут психологу диагностическую информацию о тех способах преодоления трудностей, которые он использует в своей жизни. Сказочные головоломки можно использовать в коррекционно-развивающих занятиях, направленных на развитие познавательной сферы, либо на занятиях с одаренными детьми. Это не просто интеллектуальное развлечение, а увлекательный способ научиться логически мыслить. Математические игры лежат в основе многих наук. Любые логические головоломки вы можете «упаковать» в сказочный контекст, и они приобретут новую, яркую и удивительную форму. Мир сказочных героев будит детское воображение, превращая обдумывание задачек в увлекательное путешествие [6].

Семимильные сапоги

Великан-людоед обнаружил, что в потемках достал из своего чулана шестимильные сапоги. И с досады зашвырнул их обратно. Чтобы поскорее добраться до намеченной цели, требовались только семимильные сапоги. Если в кладовке у великана стояли четыре шестимильных сапога и восемь семимильных, то сколько всего сапог ему нужно вытащить не глядя, чтобы среди них оказалась пара семимильных? (Поскольку в кладовке хранилось четыре шестимильных сапога, то великан наверняка получит хотя бы пару семимильных, если достанет шесть сапог).

В лесу

Желая поупражняться в стрельбе из лука, королевские дети Абел, Бен и Пола вместе со своим старшим другом сэром Каем отправились в лес. Поначалу у каждого из них имелось одинаковое количество стрел. Когда все они были выпущены, выяснилось, что: 1) сэр Кай набрал больше очков, чем принцесса Пола; 2) принц Бэн чаще попадал в цель, чем сэр Кай; 3) принцесса Пола стреляла точнее, чем принц Абел. > Кто же в тот день стрелял лучше всех? (Принц Бэн).

Четверо братьев

Рассердившись из-за того, что все попытки провести Абу закончились ничем, джинн превратил купца и трех его братьев в животных. Одного - в свинью, другого - в осла, третьего - в верблюда и четвертого - в козла. 1) Ахмед не стал ни свиньей, ни козлом. 2) Шариф - ни верблюдом, ни свиньей. 3) Если Ахмед не был верблюдом, то Омар не был свиньей. 4) Абу не обернулся ни козлом, ни свиньей. 5) Омар - ни козлом, ни верблюдом. > В кого превратился каждый из братьев? (Омар - в свинью, Шариф - в козла, Ахмед - в верблюда, Абу стал ослом).

Кормушки

Ослу Абу пришлось делить корм с лошадью и коровой. 1) Если Абу ест овес, то лошадь ест то же, что и корова. 2) Если лошадь ест овес, то Абу ест то, что не ест корова. 3) Если корова ест сено, то Абу ест то же, что и лошадь. > Кто всегда ест из одной и той же кормушки? (Абу).

Друг или враг?

Надо сказать, что одни обитатели Марса относились к землянам вполне дружелюбно и всегда говорили им правду. Зато другие, настроенные враждебно, им отчаянно врали. Астронавты никак не могли определить, кто им друг, а кто враг. - Ты тот, кто говорит правду? - спросил астронавт Джон Армстронг полосатого марсианина. - Он скажет «да», -заметил подошедший к ним пятнистый марсианин, - но он обманет. > Кто из них никогда не солжет: полосатый или пятнистый? (Ответ полосатого марсианина будет звучать одинаково).

Сказочные головоломки, как и задачи, могут быть размещены на карточках и объединены в картотеку по сложности или тематике. Это облегчит их использование в дальнейшем.

Ни одно занятие не обойдется без кукол. Их любят не только маленькие дети. Причем к готовым, фабричным, за все время работы возможно не прикоснеться ни одна рука, а к самодельным проявляется интерес практически всех людей, оказавшихся в вашем кабинете. Самыми простыми в изготовлении являются абстрактные куклы. Эти куклы создаются из различных материалов и носят абстрактный характер. Они не требуют покупки дорогостоящих материалов. Их можно мастерить с маленькими детьми, с детьми, имеющими особенности психофизического развития, а также с детьми, имеющими нормальное развитие и их родителями.

Кукла из коробочки

Необходимые материалы: коробочки из-под чая (250 гр.) или мыла. Размер коробочки должен быть таким, чтобы она легко надевалась на ручку ребенка (эффект варежки); цветная и белая бумага, ножницы, клей, нитки для вязания, фольга, журналы или открытки. Ход работы: крышка коробочки из-под чая удаляется ножницами так, чтобы получилась картонная варежка. Затем, исходя из того, какую куклу вы собираетесь делать, выбираете материалы для работы. Коробочка оклеивается цветной бумагой по цвету одежды или меха героя. Затем из открытки или журнала вырезаются готовая голова, ручки, ножки куклы и приклеиваются к коробке-варежке. Ребенок может нарисовать эти части тела своего героя сам и затем вырезать и приклеить их. Из ниток для вязания можно сделать волосы и прикрепить их к голове клеем, скотчем или скрепкой. Готовая кукла надевается на ручку ребенка как «варежка». Двигая рукой, ребенок манипулирует куклой.

Кукла из поролоновой губки Необходимые материалы: губка для мытья посуды любого цвета, цветной шнур или лента, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры. Ход работы: цветной шнур или лента повязывается на середину губки, создавая эффект «талии». В верхней части губки приклеиваются сделанные заранее из цветной бумаги глаза, нос, рот. Из вязальных ниток можно сделать «прическу», прикрепив ее к голове несколькими швами или приклеив. Если губка двухсторонняя: с одной стороны мягкая, а с другой жесткая, можно передать с ее помощью свои полярные состояния – радость-злость, страх-агрессию и др.

Веерная кукла

В основе такой куклы изготовленный из бумаги веер. На центральной части веера в развернутом виде рисуется сказочный герой. Эту работу ребенок может сделать как сам, так и с помощью мамы или психолога. В такой кукле есть особое волшебство. Веер разворачивается - и получается кукла, с которой можно играть, разыгрывать сказку. Можно прикрыть веером лицо - и это уже сказочная маска. Такие куклы хорошо хранить, так как веер в сложенном виде занимает совсем немного места. Если у Вас есть желание сделать такие куклы для работы с конкретной сказкой, все куклы-веера прекрасно поместятся в коробку из-под конфет, на которую наклеивается название сказки. Использование кукол в психологической практике помогает решить следующие задачи: - саморегуляция и самоуправление, так как ребенок (взрослый), идентифицируясь с персонажем, учится, в первую очередь, управлять собой; - самовыражение через действия и слова куклы; - отыгрывание в конструктивной форме агрессивности, страхов, снятие эмоционального напряжения; - получение многочисленных алгоритмов разрешения проблемной ситуации через манипуляции с куклами; - развитие гибкости поведенияи др. С целью расслабления в конце занятий часто используются статические и психодинамические медитации. Маленькие дети больше любят динамические медитации.

Статическая медитация «Путешествие на облаке»

Сядь поудобнее и закрой глаза. Два-три раза глубоко вдохни и выдохни… Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в волшебную страну, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно «увидеть» эту страну как можно более подробно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-то чудесное и волшебное (30 секунд). Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

Психодинамическая медитация «Заколдованная фигура»

Эта медитация помогает быстро расслабиться детям в тех случаях, когда они сильно напряжены. Прекрасно подходит для гиперактивных детей. - Пожалуйста, все расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Представьте себе, что мы оказались на поляне в волшебном лесу. Эта поляна заколдована злой волшебницей, и кто попадает на нее - застывает, как каменная фигура. Застыньте, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно так (Можно показать детям как). - И тут мимо пролетала добрая фея. Она взмахнула волшебной палочкой - и все мы расколдовались. Наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Покажите, что вы уже не «деревянные». Станьте мягкими и подвижными. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, суставы очень подвижными. Только фея обрадовалась, увидев двигающихся по поляне детей, как злая волшебница налетела тучей и опять заколдовала всех. Все стали негнущимися, застыли, как дерево и камень (10 секунд). Можно просить детей быть попеременно то в одном, то в другом состоянии, до полного расслабления. - Но фея не привыкла отступать, она снова взмахнула волшебной палочкой и «разморозила» детей. Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. А сейчас – с верхней части ног и ступней. Давайте поблагодарим фею за спасение. Потянитесь, выпрямитесь. Мы бодрые и свежие.