Работа с группой
Прежде, чем начать любую работу с малой социальной группой, необходимо эту группу сформировать. Выбор малой группы связан с вопросом о ее размерах, где принято говорить о нижнем и верхнем количественном пределах группы. Согласно разделяемому нами мнению большинства ученых, малая группа начинается с диады (2 человека), а мнения по максимальному объему на этот счет значительно расходятся.
Иногда это количество ограничивается числом возможных личных контактов между членами группы (а это 20–40 человек), иногда «магическим» числом Джеймса – 7±2 (объем оперативной памяти человека). Это магическое число и является наиболее оптимальным, поскольку такая группа является наиболее управляемой и продуктивной, с увеличением же ее объема (особенно свыше 12 человек) возрастает число подгрупп, и усиливается противодействие решениям руководителя со стороны лидеров микрогрупп, затрудняется координация общегрупповых усилий.
Вот мы и определились с количеством участников группы, а что дальше? А дальше следует действовать в соответствии с планом, который следует построить в соответствии с логикой развития группы. А для этого необходимо знать этапы развития группы.
1. ОРИЕНТАЦИЯ (оргпериод). Ведущая деятельность: знакомство, сплочение. В это время каждому члену группы присуще:
- Готовность к работе и радужные ожидания
- Изучение ситуации и действующих лиц
- Зависимость от авторитетов и иерархии
- Потребность найти свое место
- Адаптация, вхождение каждого в коллективные отношения
Задачи оргпериода:
- Познакомить ребят, создать благоприятный эмоциональный настрой
- Предъявить единые требования к режиму дня и дисциплине
- Узнать их увлечения, характера, выявить лидеров
- Познакомить всех с содержанием работы, откорректировать план с учетом пожеланий и предложений
ИГРЫ ОРГПЕРИОДА (примеры)
2. РАЗОЧАРОВАНИЕ (период скрытых конфликтов). Ведущая деятельность: поиск компромисса, сотрудничества. В это время каждому члену группы присуще:
- Чувство несоответствия надежд и реальности;
- Недовольство авторитетами;
- Недовольство целями, задачами, методами и планами действия;
- Чувство некомпетентности;
- Споры за власть и внимание;
- Отсутствие доминирующей потребности
Задачи периода:
- Вызвать в группе состояние неудовлетворенности отсутствием единства;
- Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения;
- Добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в группе;
- Определить совместную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех;
- Способствовать успеху этой деятельности;
- Склонить в свою сторону лидеров групп.
ИГРЫ ПЕРИОДА РАЗОЧАРОВАНИЯ
Но всего этого можно избежать, если провести «Ожидания. Опасения. Соглашение.» Это упражнение оргпериода, цель которого – прояснить позицию каждого и выработать совместную стратегию решения поставленных задач.
Лист ватмана делится на три равные части. Первая часть называется «Ожидания». Здесь в режиме мозгового штурма каждый отвечает на вопрос о том, почему он хочет здесь находиться, чего он ожидал, когда ехал на это мероприятие. Например: познакомиться с новыми людьми, отдохнуть, узнать что-то новое, что будут вкусно кормить.
Вторая часть называется «Опасения». Здесь, снова в режиме мозгового штурма, каждый высказывается на тему, чего я не хочу, чтобы здесь было; что меня пугает в новом месте. Например: недружный коллектив, мало свободного времени, жесткие кровати.
И, наконец, третья часть называется «Соглашения». Здесь вся группа, совместно принимает решение о том, по каким правилам она будет жить все эти дни, каким образом они могут сделать так, чтобы сбылись ожидания, и не сбылись опасения. Правила могут быть следующие:
- Закон правой руки. Если человек поднимает правую руку, значит он хочет что-то сказать, и все должны замолчать.
- «0:0». Всегда и везде приходить во время, не опаздывать.
- Доброго отношения к людям. Не грубить, не хамить, не перебивать, считаться с мнением каждого.
- Слушать и слышать, или закон одного раза. Когда человек говорит, его все слушают, и все требования исполняются сразу, чтобы не приходилось их повторять.
- Не согласен – отвергай. Отвергаешь – предлагай. Предлагаешь – делай.
- Каждое дело творчески, а иначе зачем? Все делать как-нибудь необычно, с выдумкой: идти в столовую – с песней; косить сено – с музыкой; рисовать газету – зубочистками, УРРА!!!
Примеры:
Маленькие педагогические советы:
- Создавать атмосферу откровенности на обсуждениях;
- найти подходящий момент для решающего разговора;
- возможность высказывания своего мнения;
- анализировать и прогнозировать то, что может произойти;
- организовать дело, которое может их объединить;
- четко знать то, что осудят все.
3. РАЗРЕШЕНИЕ. Ведущая деятельность: разделение обязанностей для внутригрупповых мероприятий. В это время каждому члену группы присуще:
- Сглаживание разницы в ожиданиях и действительности;
- Разрешение противоречий;
- Достижение гармонии, доверия, уважения, уверенности и поддержки;
- Содействие самоопределению группы, как самой лучшей.
- Разделение обязанностей и ответственности;
- Этап разрешения означает, что каждый в группе:
- — понимает, о чем речь;
- — имеет право голоса;
- — поддерживает решение;
- — желает работать.
Для того чтобы как можно более эффективно распределить обязанности, можно ввести внутригрупповое чередование творческих поручений (ЧТП). Чем больше их будет, тем интереснее будет каждому члену группы попробовать себя в разных ролях, побывать в ситуации ответственности за какую-то важную деятельность. ЧТП могут быть весьма разнообразными:
- дежурный командир;
- дежурный по столовой;
- «золушка» (отвечает за чистоту в комнатах или где-нибудь ещё);
- человек-будильник;
- почтальон (разносит подарки, посылки и письма членам своей группы или какой-то другой);
- глашатай (он объявляет расписание дня, или громко кричит, созывая всю группу);
- летописец-1 (фиксирует в интересной форме, что произошло с группой за этот день);
- летописец-2 (записывает идеи во время мозгового штурма);
- и т.д. Все, что вам необходимо для внутригрупповой деятельности.
Кроме того, для активизации общения в группе можно ввести два небольших игровых момента. Первое – это почта (для этого и нужен почтальон), чтобы писать друг другу письма, пожелания, признания, которые ребята не могут высказать вслух. И второе – это игра, которая называется:Тайный друг
4. РАБОТА (период делового сотрудничества). Ведущая деятельность: по достижению цели, сотрудничество с другими группами. В это время каждому члену группы присуще:
- Радость от участия в работе группы;
- Совместная взаимосвязанная работа;
- Деловые отношения, связанные с общей деятельностью;
- Высококачественная работа;
- Передача роли лидера;
- Чувство силы команды;
- Межколлективные отношения;
- Настрой на успех;
- Желание быть вместе, общаться друг с другом, провести ещё одно дело.
Задачи периода работы:
- Укрепление организационной структуры, как заданной среды обитания каждой личности;
- Утверждение чувства ответственности за успех деятельности группы;
- Поддержка мажорного настроения в группе за счет содействия успеху деятельности;
- Гуманизация деловых отношений;
- Учить планировать, анализировать, давать оценку деятельности, подводить итоги, учить самооценке;
- Сделать процесс деятельности наиболее творческим и интересным;
- Обеспечение широкого круга общения группы на базе деятельности;
- Предоставить каждому возможность осознать себя, свои возможности.
На этом этапе группер либо полностью сливается с коллективом, ведя себя как его рядовой член, либо просто занимает позицию наблюдателя, выполняя только функцию контроля и напоминания. Группа работает сама по себе, так как внутри нее уже сформирован и налажен четкий механизм действий.
Здесь важно обратить внимание на то, каким образом строятся взаимоотношения в группе. Существует несколько схем взаимодействия:
- «колесо»
- «цепь»
- «игрек»
- «круг»
- «сложный круг» (наиболее эффективная структура коммуникций)
Это с одной стороны. Кроме того, важно обратить внимание на другую часть структуры группы, которая касается положения человека в группе, т.е. его неформального статуса. Существует 2 положительных и 2 отрицательных статуса:
«Звезда» – наиболее благоприятное положение в группе. Лидер, авторитет, законодатель мод, стиля отношений. Их может быть несколько.
«Предпочитаемый» – основная масса людей в группе, опора лидера, его окружение, исполнители.
«Изолированный» – отрицательного мнения к человеку не складывается, вообще никакого мнения не складывается, он выпадает, его забывают, он не участвует в жизни группы.
«Отверженный» – человек, который противопоставляет себя группе, находится с ней в постоянном конфликте, анти-лидер, шут, козел отпущения.
Задача группера – сделать так, чтобы в группе не появилось людей с отрицательными статусами. А если таковые имеются, то, как можно скорее, исправить положение, включить их в деятельность, направить энергию в положительное русло. Это можно сделать, вызвав всех на откровенный разговор, найти для него дело, которое он захочет выполнять с удовольствием или поиграть в игры (например, «Дерево»).
Маленькие педагогические советы:
- не увлекайся, следи за соблюдением режимных моментов;
- обеспечь взаимодействие с другими группами;
- заведись сам, заведи отряд;
- одни требования для всех, нет «любимчиков» и наоборот;
- интересуйся впечатлениями и мнениями других о прожитом дне;
- смотри иногда на свою группу «со стороны»;
- не старайся сделать все сам, дай другим проявить себя.
5. ЗАВЕРШЕНИЕ. Ведущая деятельность: анализ и рефлексия. В это время каждому члену группы присуще:
- Грусть и признательность;
- Резкий подъем или спад настроения;
- Гордость за достижения;
- Чувство близости к членам группы;
- Идейное единство отношений;
- Уверенность, внутренняя раскомплексованность;
- Терпение друг к другу, принятие друг друга, какие есть.
Задачи периода завершения:
- Обеспечить анализ деятельности, самоанализ;
- Побудить к дальнейшему саморазвитию;
- Содействовать применению полученных навыков;
- Содействовать качественному росту коллектива;
- Содействовать перспективности внутригрупповых отношений.
На этом этапе обязательно следует проанализировать «Ожидания. Опасения. Соглашение.» Что сбылось, что не сбылось; что было хорошо, что – плохо; как этому способствовало соглашение; чего не хватало. Тут происходят прощальные костры, вечер с разговором на тему «Что хорошего со мной произошло за эти дни», прощальные письма, раскрываются «тайные друзья».
ИГРЫ ПЕРИОДА ЗАВЕРШЕНИЯ (примеры)
Паутинка (расскажи мне обо мне)
Маленькие педагогические советы:
- как можно больше лирики и романтики;
- эмоциональный подъем;
- используй свечу, она вызывает на откровенность;
- сделай небольшие подарочки всем на память;
- пусть о каждом что-нибудь скажут (желательно хорошее);
- пусть каждый увезет с собой копилку полезный идей, дел или мыслей, которые он сможет претворить в реальность в обычной жизни;
- намекните, что вы расстаетесь не навсегда и можно встретиться еще, или даже собраться вместе и …
Основные правила групповой работы
В вашем отряде, в группе могут быть разные ситуации, различные проявления характера ребят, причём нередко и отрицательные. Но это всё не должно становиться предметом всеобщего обсуждения в лагере. Поэтому полезно ознакомить ребят с основными правилами групповой работы.
- Предоставьте детям полную информацию о работе группы: её целях, задачах, планируемой деятельности, требованиях, предъявляемых к членам группы (отряда).
- Скажите о необходимости соблюдать конфиденциальность. Всё, о чём говорится в группе относительно конкретных ребят и что делается, не должно становиться достоянием всего лагеря. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия. Объясните подросткам, что полное соблюдение конфиденциальности вряд ли возможно: какая-то информация выйдет за пределы группы. Но не та, что может повредить отношению к ребятам со стороны их сверстников. Отрицательная информация должна оставаться в «отрядной семье».
- В отряде недопустима физическая и вербальная агрессия. Педагог, воспитатель, вожатый должен быть гарантом не только физической, но и душевной безопасности всех ребят. С самого начала введите правило: не подвергать осмеянию любое предложение товарища, не давать ему негативных оценок.
Дополнительно