Работа с гореванием и потерей с детьми и подростками

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Tumblr l9nc499IvB1qdrz4mo1 m.jpg
2742041340 d6d9aa2123.jpg

Перед вожатыми зачастую ситуацией ставится актуальная задача - оказание первой практической помощи детям, перенёсшим ту или иную психическую травму. К травмам такого рода можно отнести следующие:

  • Смерть обоих или одного из родителей (особо остро переживаются внезапная или насильственная смерти, суициды);
  • Аварии или катастрофы;
  • Утрата невинности (объюзы);
  • Утрата отношений (в том числе дружеских привязанностей);
  • Утрата привычной среды обитания, образа жизни;
  • Гибель любимого животного;
  • Кража;
  • Измена, предательство;
  • События в стране и за рубежом (нарушение состояния базовой безопасности).


Симптоматология горя затрагивает все сферы жизни человека:

  • Соматическая: изменение дыхания - вдох из нескольких фаз и затруднённый выдох, как бы с ощущением камня в груди; нарушение сна; со стороны ЖКТ (повышение аппетита или его отсутствие); слезливость или отсутствие слёз; ощущение комка в горле.
  • Социальных отношений: дезорганизация действий - хаотичность, страдает целенаправленность.
  • Психическая: чувства связаны с образом умершего(всё напоминает); чувства вины, злости, эмоциональная отупелость. В таких случаях речь идёт о протекании поцесса горевания и потери.


Представляется возможным объединить наблюдаемые в таких случаях симптомы в три группы:

  1. Симптомы повышенной возбудимости:
    • Трудности засыпания или бессонница;
    • Внезапная немотивированная раздражительность (взрывные реакции);
    • Трудности концентрации внимания;
    • Сверхбдительность;
    • Физиологические реакции на событие, напоминающее или символизирующее травму (появление неконтролируемой тревоги с соматическими проявлениями во время упоминания о травмирующем событии).
  2. Симптомы повторного переживания:
    • Навязчивые воспоминания о событии, погибшем и т.д.
    • Зрительные или слуховые иллюзии (я увидел как он промелькнул в толпе);
    • Флэш-бэки (внезапные поступки и чувства, как если бы травмирующее событие происходило сейчас).
  3. Симптомы избегания:
    • Снижение интереса к ранее значимой деятельности;
    • Обеднение чувств - ощущение опустошенности, блёклости мира;
    • Избегание мыслей и чувств, связанных с этим, или, наоборот, навязчивые рассказы по этому поводу;
    • Отсутствие ориентации на будущее


Основные фазы горя:

  1. Фаза шока - длится от нескольких минут до недели (типично дня три) - защитное отрицание реальности (этого не может быть);
  2. Фаза поиска - он только что прошёл, я его видел в толпе, иллюзии, иногда человек пугается своих состояний, думает, что он сходит с ума.
  3. Фаза острого горя - длится от 7-и дней до 6-7 недель - острая душевная боль, чувство вины, нарушение бытовой и социальной деятельности.
  4. Фаза остаточных толчков - с 40-го дня до года - протекает приступообразно на фоне относительного благополучия: в день рождения, в праздник, во время отъезда в отпуск.
  5. Фаза завершения - наступает после года.


Вмешательство психолога требуется тогда, когда горевание принимает патологические формы:

Так фаза шока может быть слишком продолжительной (более 7 дней). Или возможно вообще отсутствие фазы шока (консервация горя). Возможно нормальное протекание всех фаз, но фаза завершения не наступает - встречается в пожилом возрасте, когда человек всё время оглядывается назад в прошлое , завершение ему ничего не сулит; или если человек прежде был лишён поддержки и сочувствия.

Психотерапевтический смысл работы с горем - оторвать либидо от исчезнувшего объекта и перенести его на другие объекты (схема Фрейда). Работа с горем не в том, чтобы забыть, а в том, чтобы помочь вспомнить (народные похоронные и поминальные обряды связаны с необходимостью вспомнить). Наименее доступным человек представляется в фазе шока - здесь психологу важно обозначать своё присутствие (рука на плече, умение молчать рядом).Тогда в фазе шока человек не испытывает чрезмерно острых эмоциональных реакций. Фаза поиска может рассматриваться как переходная, застреваний обычно не происходит. В фазе острого горя прорабатываются воспоминания, в том числе те, которые представляются клиенту как негативные, возбуждая сильное чувство вины, все намерения нужно превратить в воспоминания. В фазе остаточных толчков психолог помогает выстраивать новую деятельность - в случае с детьми и подростками важна работа со временем, разворачивание временной перспективы. В фазе завершения и прощания - умерший поселяется в памяти, полностью принимается реальность его отсутствия во внешнем мире.


Считается, что детское горе более быстрое. В практике чаще всего встречается два вида реакции взрослых на детское горе:

  • либо взрослый уверен, что ребёнок не способен к переживанию и тогда стремится объяснять играющему ребёнку, возвращать в горевание отвлёкшегося малыша,
  • либо взрослый опасается, что ребёнку непосильна внутренняя боль, он с ней не справится и отсюда стремление оградить от переживаний, а иногда и скрыть саму информацию о случившемся (случай А: от мальчика скрыли факт смерти матери, с которой ребёнок находился в эмоционально близкой связи, он не участвовал в похоронах, не был на могиле - случай консервации горя, на момент обращения - симптоматика дезадаптации).

В большинстве случаев обе установки не верны. Взрослый не должен сдерживать горе, нужно приглашать ребёнка к переживанию (но не требовать!). Ребёнок обучается переживанию горя в совместном действии со взрослым.

Горе переживается по-разному в разных возрастах:

  • 5-8 лет - переживается как отсутствие, идея смерти принимается, но не для себя и близких взрослых,
  • 9-12 лет - ребёнок в состоянии осмыслить случившееся, его последствия, необратимость во времени, отнесённость к себе, но ему нужна помощь в осмыслении картины мира.
  • Подросток - понимает всю глубину произошедшего, но имеет много фантазий, воображения (например, наделяет произошедшее героическими чертами). Возможно реагирование по взрослому типу, что является наиболее желательным, или регрессивное реагирование.




Смотреть также