Психология отношений
Ребёнок и взрослый (логика развития)
Логика (структура) развития и <-> (коридоры отношений)
Состояние | Ребенок | Кори- доры | Взрослый |
---|---|---|---|
Я | Распылено (моё) | <-> | Собрано (я) |
Я(Личное) | На периферии | <-> | Встраивание, необходимость личного пространства |
Я(Опора) | Снаружи | <-> | В себе (ответственность) |
Мировосприятие (Умение раздваивать мир) | Взрослый – страховка и гарант | <-> | Развитый самоконтроль самоосознание |
Мировосприятие (Освоение пространства) | Место (мозаичность восприятия) | <-> | Непрерывность, структурированность (карты). Способность переводить из одного языка в другой |
Контакт с миром | Процесс, навыки | <-> | + Цель, средства |
Контакт с миром | Неотсев по важности, наблюдательность, креативность, отсутствие чувства юмора | <-> | Выделение важного, эффективная деятельность в мире, + чувство юмора |
Контакт с миром | Наблюдение – действие, проживание | <-> | Наблюдение – констатация факта, действие не обязательно |
Контакт с миром | Здесь и сейчас, включенность в систему, мало внутри – много снаружи | <-> | Внимание сильно смещено в одну из сторон. Я здесь – мир там. Много внутри |
Контакт с миром | Фантазийность объектов | <-> | Реалистичность и эффективность |
Дополнения
- Принятие <-> Склонность к критичности
- Действие – реакция <-> Осознанность действий (способность к ней), она же – ответственность
Ценности
Безусловное принятие (одна из основных жизненно важных потребностей). – за то, что он есть.
- Радость тому, что он есть.
- Критика только позитивная, не давать забыть о симпатии и уважении к ребёнку.
- Подарки, куш – не всё надо зарабатывать (как любовь мира к нему)
- Осуждение – не чувств, не ребёнка, а поступков и способов выражения, если они неприличны. Объясни, как можно иначе.
Ценности (Подмена ценностей)
- Этика
- Дети
- Уважение
- Доверие
- Самоуважение
- Контакт
Идея не в том, чтобы дети не разбегались, а в том, чтобы они все были вокруг тебя, тянулись к тебе, потому что ты - взрослый, ты вожатый , ты можешь организовать для них игру, в которой они будут контактировать друг с другом, будут замечены, их способности будут оценены, их достижения – тоже, потому что ты можешь помочь им быть счастливыми.
Задача взрослого – не в том, чтобы решать все детские проблемы, а в том, чтобы быть рядом, радоваться тому, что у них получается, не замечая их неловкостей и мелких неудач, уважать их, помогать им уважать себя и других, учить их самостоятельно справляться с трудностями и задачами, если они уже до них доросли.
Ты – взрослый, и вожатый, то есть:
- Опора
- Ориентир
- Вдумчивость
- Лидер
- Старший
- Сильнее
- Видишь больше
- Понимаешь больше
- Гостеприимство
- Чувство юмора
- Уважение
- Доверие
- Этика
Действие и состояние
- Разрулить конфликт -наказать всех
- Дети вместе -дети тянутся друг к другу, и к вам, есть контакт
- Отряд молчит -Вы контактируете с отрядом
- Вы хвалите ребёнка за хорошее поведение -Вы ребёнка любите и принимаете
- Вы что-то сделали для детей в нетерпении, когда же закончится - с удовольствием пообщались с детьми в форме мероприятия
- Есть дисциплина - у вас хорошо организованно время, дети живут по совместно принятым правилам, и почти не вспоминают о них, потому что увлечены событиями и друг другом
- Быстрый эффект с помощью манипуляции -постепенно строящийся эффект постоянного контакта и грамотной организации с уважительным, этичным и энергично добрым отношением
- Дисциплина – (?) готовность и согласие отряда играть по правилам вожатого, ощущение спокойствия за реакцию детей, уверенность - комфорт, ощущение уважения к себе.
- Контакт, уважение, передоверие ответственности, самоуважение, доверие.
- Соблюдение режимных моментов: подъём, отбой, тихий час, сборы, душ.
Контакт
- - Тишина равноценна вниманию
- - Каждым ребёнком нужно интересоваться как можно больше.
- - Контакт с аудиторией начинается с тишины и взаимного внимания
- - Технически – разговор не очень громким голосом + актуальная в отряде тема (хорошая или наболевшая)
- - Ценность – в стремлении понять друг друга, быть настоящим
- - Опора на собственную правоту (для этого нужно знать, что и зачем)
- - Разговоры о правилах поведения и обещания должны подкрепляться делами и личным примером
- - Не произвести впечатление, а через диалог придти к согласию
- - Не нужно, чтобы отряд молчал ради дисциплины, если вам пока нечего сказать
- - Вы можете не знать решение заранее. Ищите его с детьми
Техника активного слушания
- Возвращать в беседе услышанное, называя чувства, которые он испытывает, тем самым, выражая понимание.
- Если ребёнок маленький, то твои глаза – на уроне глаз ребёнка.
Результаты:
- - Слабеет/исчезает отрицательное чувство
- - Чувствуя внимание и то, что его слушают, ребёнок раскрывается и начинает больше рассказывать
- - Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы (она названа и этим переведена на новый уровень восприятия)
Этика отношений и высказываний
Дисциплина.
- Дети нуждаются в правилах (в ясных законах, действующих в окружающем мире)
- Ограничения, требования, запреты – их обозримое количество, и они гибкие.
О правилах. Зоны:
- - По желанию (зелёная)
- - По желанию, но с ограничениями (желтая)
- - Только в особых случаях (оранжевая)
- - Никогда (красная)
Ваша забота:
- Безконфликтное принятие ребёнком требований и ограничений.
- Ограничение возникло внезапно? Объясните причины (коротко и ясно), если вы точно правы.
- Вопрос почему? – остаток ннежелания ограничения. Хватит, скорее всего, короткого ответа.
- Исключения из правил могут быть, но редкими и оправданными. Дети за это будут благодарны и более готовы обычно соблюдать правила.
- Чтобы вас услышали не надо кричать, надо чтоб вас хотели слушать
- Правила обязаны учитывать важнейшие потребности ребёнка! (на внимание, уважение, движение, и т.д.)
- Тон: невраждебный, дружественный, разъяснительный (вы должны быть уверены в том, чего ждёте и в том, какие у вас на это есть основания)
- Дети принимают те правила, которые выдерживают испытания на прочность, иначе – выпрашивают, вымогают.
- Наказания: будьте справедливы, лишайте хорошего, принимайте ребёнка всё равно (он имеет право на ошибку). Наказания – не средство манипуляции, а средство акцентировать внимание ребёнка!
- Наказание, поощрение <> выражение отношения
- Наказание <> унижение (это способ акцентировать внимание, развить самоконтроль, в случае, если для соблюдения норм его не хватает. Если же причина не в этом, это решение конфликта)
- Поощрение <> средство манипуляции
Табу:
- - Оценочные высказывания по поводу лиц/поступков, за их спиной, в присутствии посторонних
- - Прилюдные наказания манипуляцией
- - Есть мнение, и есть форма. Есть право на мнение выраженное в корректной форме.
Обсуждение конфликта двух сторон выносить на публику, как правило, неэтично по отношению к сторонам.
Конфликты бывают с участием следующих сторон:
- - Дети
- - Вожатые
- - Начальство
- - Люди вне отряда
- - Люди вне лагеря
Конфликты
Конструктивный – компромисс и сотрудничество (игнор и приспосабливание любой из сторон не подходит)
- - Взрослый выслушивает первый.
- - Между детьми конфликт уважение к обоим и к их чувствам. Выслушал, только потом я-сообщение.
- - Сбор предложений. Право ребёнка – первое.
- - Выбирайте вместе наиболее приемлимый вариант.
Результаты:
- - Каждый выслушан.
- - Каждый вошел в положение другого
- - Не возникло ни обид, ни раждражения
- - Сохранена дружеская атмосфера.
- - Возможность осознать истинные желания
- - Конкретизация принятого решения
- - Реализация (взрослый ненавязчиво контролирует)
- Взрослый сохраняет авторитет, если остается образцом силы и опытности (Не приказы и не гигабайты памяти, а мудрость)
- Конфликт — не зло. Конфликт — классная возможность вывести отношения на новый, более доверительный уровень, возможность укрепить авторитет и дать пример конструктивного и доброжелательного разруливания конфликта.
- Чужие ошибки: на них имеют право все. Дети очень любят выяснять, кто прав, а кто виноват. Так вот это не важно. Неправы бывают все. Но от этого они не перестают быть людьми.
- Идея не в том, чтобы выследить и отомстить, а в том, что если ошибка стоит внимания, то чтобы внимание было тактичным, и был найден способ исправить ошибку.
- Ошибка – не зло. Через них учатся.
- Уважение к ребёнку и его право на мнение и индивидуальность не зависит от его ошибок.
- Обсуждение косяков напарника – только наедине с ним!
- Если он сделал глупость – в стороне, с прежним отношением и симпатией обсудить прокол.
Флирт: если флиртуют с вами, не относитесь к этому эмоционально. Спокойно уважительно, с симпатией, серьёзно и наедине проясните вопрос о корректности таких действий.
Личное пространство: его нужно уважать.
- У ребёнка есть право на уединение.
- Фильтруйте жесты (открытость, внимание, настроенность на контакт)
- У ребёнка есть право на тайну.
- Мера контакта – степень доверия к вам.
Роль взрослого
Общая мысль: роль взрослого заключается, прежде всего, в передаче основных общечеловеческих ценностей.
- Вожатый – опора и ориентир.
- Передача ответственности в построении дисциплины
- Розовые сопли выше.
- Дело вместе
4 результата учения делать чего-нибудь:
- Знание (умение) приобретенное
- Тренировка умения учиться (учить себя)
- Эмоциональный след
- След на ваших взаимоотношениях
Последние 3 важнее первого!!!
- Если ребёнок занят делом, не вмешивайтесь, если не просит о помощи (если достаточно ресурсов компентности). Тогда ваше невмешательство – проявление веры в ребёнка.
- Ошибки обсуждать не в разгаре (когда он увлечён).
- Трудно и готов принять помощь – помогите. (велосипед - Зона ближайшего развития)
- Личность и способности ребёнка развиваются только в том, чем он занимается по собственному желанию и с интересом.
- Ответственность медленно и постепенно с себя – на ребёнка (см. велосипед выше)
- Позволять совершать собственные ошибки (это – естественно даже для взрослых)
- Вспомни: ты умеешь делать до фига всяких мелочей, пусть это будет даже складывание самолетика. Научи какой-нибудь мелочи одного – двух – трех ребят, остальные будут сами постепенно подтягиваться, видя, что этим с тобой интересно.
- Вся фишка – в том, как ты к этой мелочи относишься: детей заражает искреннее отношение .:)
- Играя с детьми, общаясь с ними, главное, что ты можешь дать им, как взрослый – Это пример: самоуважения, уважения к другим, самообладания, заботы, юмора, мирного и доброго разрешения конфликтов, отношения к ошибкам, опоры на собственную правоту, гостепреимства… В жизни этого мало. Детям очень важно почувствовать такое во взрослом человеке рядом.)
- Разруливание конфликтов (см. выше)
- Уважительное и доброжелательное отношение, этичность и терпимость.
- Не доведение поощрений, наказаний и дисциплины до вырождения всего остального (это – не самоцель!!!!! И не выражение отношения к ребёнку)
Ошибки
- Приказы, команды (авторитарность)
- Предостережения, угрозы (шантаж)
- Морали, нравоучения, проповеди (ты должен). О моральных нормах – только в спокойные минуты!
- Советы, готовые решения (неверие в силы ребёнка)
- Доказательства, логика, нотации (психологическая глухота)
- Критика, выговоры, обвинения.
- Похвала – нет. Поощрения, одобрения – да! (безусловное принятие)
- Обзывание, высмеивание (попытка мотивировать таким образом, неуважение)
- Выспрашивание, расследование (навязчивость), лучше послушать активно
- Сочуствие на словах, уговоры, успокаивание (типа – это пустяки), а проблема для ребёнка серьёзная, он ждёт понимания и уважения его чувств.
- Отшучивание, уход от разговора. Чувство юмора разряжает атмосферу, но не всегда решает проблему (неуважение)
Если проблема не решаема, то помечтайте вместе.
Трудные дети
В отряде с большой вероятностью будет ребенок (а может несколько), которые все время будут делать все не так. Это и есть трудные дети. Твоя задача – наладить с ними человеческий контакт как можно раньше. С остальными будет проще. А с этими… если не позаботиться о них с самого начала, они могут быстро стать изгоями.
У трудных детей глаза редко бывают счастливыми. У них как правило проблемы с семьей, и , как следствие - с самооценкой.
Только то, что ребенок полноценно пережил на собственном опыте (любовь, уважение и т.п.)он сможет потом подарить другим.
Механизм формирования уверенности в себе и в собственных силах.
Алгоритм:
- Постановка цели, её визуализация.
- Процесс достижения
- Результат действий и начальный результат сравниваются, и так происходит до полного удовлетворения
Я МОГУ СТАВИТЬ ЦЕЛИ И ДОБИВАТЬСЯ ИХ.
Это – основа для дальнейшей адекватной самооценки.
Как уничтожается вера в себя, нарушается умение оценивать себя и собственные действия?
Ребёнку важно мнение значимого взрослого. Он ждёт оценку (позитивную) того, чего он смог достичь.
Взрослые не всегда спрашивают, чего хотел добиться ребёнок, но часто у них есть своё представление достигнутый результат не всегда «правильный» в глазах взрослого.
Взрослые сообщают оценку не всегда корректно и мягко.
Таким образом уверенность в силах падает или вовсе пропадает. Исчезает желание что-либо делать, опираясь на собственные представления. Вместо этого ребёнок начинает угадывать желания и представления взрослого, так как его оценка жизненно важна.
Только диалог может быть условием того, что общение будет содействовать развитию ребёнка, росту его ответственности, формированию адекватной самооценки.
Как с ними быть:
Трудные дети:
- НУЖДАЮТСЯ В ПОМОЩИ. Критика – нет, поощрение – да.
- Причина – эмоциональная, как правило.
- Она не осознается никем - её надо знать.
- Борьба за внимание вызывает раздражение
- За самоутверждение против авторитарности власти – гнев
- Желание отомстить – обида
- Потеря веры в собственный успех – отчаяние.
- Анализируйте свои чувства. Положительное внимание.
- Снизьте планку (доступный уровень задач).
- Если наше лицо, поза, голос выражает негатив не по отношению к ребёнку – сообщите ему об этом. (шишки сверху).
Граница компетентности – есть такие дети, которым нужна более квалифицированная помощь, чем та, которую можешь дать ты в условиях лагеря (тебе не хватает времени и психологической подготовки). Они выходят за пределы твоей ответственности. Юридическую ответственность за них нужно с себя снимать максимально быстро (чтобы не травмировать ни себя, ни ребёнка, ни отряд).
Уважение к себе
Говори только если тебя слушают. Идея не в том, чтобы сказать, а в том, чтобы быть услышанным.
- Сон, Уют в вожатской, забота о себе, сон
- В лагере здоровье и бодрость – твоё, детей и напарника – почти одно и то же. Высыпайся! В отношении к вожатской выражается отношение к себе и всему остальному в лагере. Человек везде проявляется одинаково.
- Если ты зверски устал и валишься с ног, то лучше поспи и будь на следующий день без готового мероприятия, но жив и готов с удовольствием поиграть с детьми, чем нервно и устало проводить мероприятие, которое ты готовил ночью.
- Уют в вожатской дарит отличные ощущения. Это место аккумуляции твоей энергии Ци, место связи с инопланетянами, ворота в другой мир! Ключ к философскому камню, наконец.
- Свои ошибки, отношение к ним, опора на свою правоту (отношение к «шишкам», нет оправдываниям)
- Твоя правота – не в том, что ты не совершаешь ошибок, а в том, что ты честно делаешь все, что умеешь и понимаешь, и если видишь ошибку, то признаешь ее и исправляешь по мере возможностей ее последствия.
- Если ты прав, то на тебя не подействует ни один наезд, и никакое начальство тебе не страшно :)
- Важно не что у тебя есть, а что ты с этим делаешь и как ты к этому относишься. Так вот, если вдруг случилось что-то ужасное, просто пойми, почему, и делай все, что умеешь, чтобы это исправить, и главное – люби каждый шаг, который ты придумал и совершил.
- Если ты сделаешь качественно, но медленно – все будут помнить качество. Если сделаешь, плохо, но быстро, люди забудут про быстро и будут помнить плохое.
- Внешний вид
- Человек везде проявляется одинаково. Внешний вид – та же вожатская.
- Что делать с нервами
- Нет самопожертвованию! Да самоуважению и уважению своих потребностей!
- Спать, спать, спать, спать, заботиться о себе, а теперь можно разобраться с причиной нервов. Эмоции не держать, но и не выплёскивать на других – лучше поиграй в футбол сам с собой. Например, направлять энергию гнева в текущие дела бывает очень прибыльно для дел.
- Нервы бывают от ошибок. См. отношение к ошибкам. На ней жизнь не кончается.
- Обязательно выговорись. Проблемы не держать при себе, и не рассчитывать _только_ на свои силы.
- Ваши эмоции.
- Чья проблема?
- Скажите ему об отрицательных переживаниях, которые он вызвал. Искренне, но в форме разговора о себе, а не о ребёнке. (мне …, а не из-за тебя…)
- Тогда ваши чувства будут услышаны не как обвинение, и ребёнок не будет оправдываться вместо того, что бы искать компромисс вместе с вами.
- Не требуйте от ребёнка невозможного и трудновыполнимого.
- Измените условия, снизьте требования до уровня ребёнка. Может, чуть выше.
- Ожидание - возможности
- Не присваивайте себе эмоциональные проблемы ребёнка.
- Конгруэнтность: полное соответствие между мыслями, чувствами и внешними проявлениями (мимика, жесты, интонация, позы). Честность со всеми.
- Не играйте роль!
Техника безопасности
Чувство юмора
- Его важно не терять, но и переводить всё в шутку не стоит.
- Если ты полдня не шутишь – время перерыва на смех
- Шути, пока не научишься.
- 5 минут
- Придумать варианты. Потом отделить зёрна от плевел, и сказать про 5 минут на успокоение при нервном срыве.
Шишки
- Твоя правота – не в том, что ты не совершаешь ошибок, а в том, что ты честно делаешь все, что умеешь и понимаешь, и если видишь ошибку, то признаешь ее и исправляешь по мере возможностей ее последствия.
- Если ты прав, то на тебя не подействует ни один наезд, и никакое начальство тебе не страшно :)
- Важно не что у тебя есть, а что ты с этим делаешь и как ты к этому относишься. Так вот, если вдруг случилось что-то ужасное, просто пойми, почему, и делай все, что умеешь, чтобы это исправить, и главное – люби каждый шаг, который ты придумал и совершил.
Кризисы (Бывают в течении смены)
Признаки:
- - Не слушается отряд
- - Хвост ломит
- - Ничего делать не хочется и не получается
- - Все хотят домой, всё надоело
Это нормально. Случается, например:
- - После первых трёх дней.
- - За два-три дня до конца смены
- - Может быть в последний день (ночь).
Иногда «непогоду» нужно просто переждать.
Резюме
1. Ребёнок - взрослый (логика развития мировосприятия, самовосприятия, внимания (как следствие - самоконтроля и чувства юмора),(и в том числе ответственности), личного пространства, логика освоения пространства (информационного, эвклидова и т п))
2. Ценности вожатого
(
- - Ценности, которыми руководствуется вожатый: этика, уважение, доверие, самоуважение, контакт;
- - Ценность, которую представляет из себя вожатый для ребенка: опора, ориентир, лидер, старший, сильнее, видишь больше, понимаешь больше.
- - Ценности, которые вожатый несет в себе в качестве примера, который перенимают при его наличии: самоуважения, уважения к другим, самообладания, заботы, юмора, мирного и доброго разрешения конфликтов, отношения к ошибкам, опоры на собственную правоту, гостепреимства (как минимум). Детям важно хоть раз в жизни увидеть живой пример такого во взрослом человеке рядом.
)
+ немного о невольной подмене ценностей в вожатской работе.
3. Контакт с детьми
- - Немного о том, как его устанавливать и зачем :)
- - Техника активного слушанья
4. Этика отношений и высказываний
- - Этика в системе поощрений/наказаний
- - Этика высказываний и поведения в случае ошибки со стороны взрослого ли, ребенка ли.
- - Отношение к ошибкам
- - Как реагировать на флирт
5. Роль взрослого
- - Дело вместе. Доверие ответственности.
- - Передача основных ценностей (был бы пример, дети умные, переймут :) см пункт 2.
- - Опора и ориентир
- - Примеры традиционных косяков в высказываниях взрослых.
6. Трудные дети
- - Механизм формирования самооценки
- - Причины возникновения, как с ними быть.
- - Границы вожатской ответственности (компетентности)
7. Уважение к себе
- - Отношение к себе, к своему здоровью, к вожатской, внешнему виду (самоуважение, забота)
- - Отношение к своим ошибкам (принятие, конструктив)
- - Что делать с нервами (Нет самопожертвованию! Да самоуважению и уважению своих потребностей!)
8. Техника безопасности
- - Чувство юмора (критерий адекватности)
- - Кризисы (о том, что бывают, и как к ним относиться)
- - Как воспринимать шишки от начальства и пр. (опора на собственную правоту)
- - И еще раз напомнить про отношение к ошибкам.
Конспект по теме “Понимание психологии в лагере”