Психологическая организация детского похода с детьми 5-7 лет
"Детский садик вырвался на волю! (Опа, Опа!) И мы поймали майского жука!..."
Организация детского похода с детьми 5-7 лет. Моральная и психологическая подготовка детей к выходам на природу.
Рассмотрим на небольшие походы с маленькими детьми или группой детей за пределы города, предусматривающие в основном реализацию познавательных и воспитательных задач, включающие в себя физические упражнения. Возраст, с которого можно проводить такие выходы, для себя определим как с 5-ти лет, прежде всего потому, что с этого возраста дети уже хорошо переносят транспорт, могут выдержать пешие марш-броски, могут участвовать в дежурствах и помогать взрослым в обустройстве лагеря. Безусловно, не надо забывать, что туристские походы это не только отдых, но и то, что они требуют еще определенного напряжения физических и психологической сил, морально-волевой устойчивости. Психологическая подготовка ребенка, До выхода на природу, прежде всего, предполагает то, что вы дадите ему информацию о месте похода, его цели. Изначально расскажете ребенку о его роли, именно как члене команды: что ему надо будет помогать с костром, с обустройством лагеря и т.л., т.е. дать ему настрой не на отдых, а именно на интересную, занимательную игру и познание нового.
К психологической составляющей при детском выходе на природу я прежде всего отношу выбор места для похода и его продолжительность (протяженность), расчет нагрузок и тематическое наполнение. Можно конечно еще кучу составляющих написать, типа детальной разработке маршрута, правильной укладки рюкзака, выбора одежды, выбора снаряжения, состав детской аптечки, расчет питания на 1 ребенка, детская техника безопасности и т.д., — но, по каждому из этого можно Но сейчас остановимся именно на психологической подготовке.
Длительность и протяженность маршрута для детей 5-7 лет определим как 1-2 дня максимум, и не более 8 км. в пешем режиме. Это приблизительно, и не призыв этому следовать. По выносливости и остановкам, ориентируемся на самого слабого участника. Главное правило, — чтобы у детей остался энтузиазм и «вкус» походной жизни, не было боязни покинуть удобную, комфортную квартиру.
Имеет смысл выбирать маршрут наиболее познавательный, чтобы показать детям уникальную природу: речку, озеро, необычайную растительность, какую не увидишь в городе и даже необычный пень или корягу с головой «лешего» (не забудьте познакомить ребенка с фольклором!). Рассказать о флоре и фауне места, его истории, геологии… В любом случае, это будет интереснее, чем чтение дома Энциклопедии
Основной негатив во время пешего движения, это молчаливость взрослых и единообразие пейзажа. Если ребенок говорит вам «я устал!», то это скорее всего можно перевести как «мне надоело молча идти по этой однообразной тропинке с березками по бокам». Больше общайтесь с детьми и рассказывайте о месте! Естественно, найти непродолжительный маршрут с часто сменяемым пейзажем сложно, но в качестве альтернативы это можно компенсировать частыми привалами с наполнением в качестве игр и развлечений.
Дети не должны участвовать в походе пассивно, взрослые обязаны организовать их досуг. Для взрослого важно знать, что дети все разные, и если одних привлекает спортивность (мячи, бадминтон и т.д.), то другим будет интересно петь песни у костра или делать поделки из шишек и листочков. Важным является и совместимость детей, участвующих в выходе на природу: физическая, психологическая. Различия в физической и психологической подготовке детей может сказываются на совместной деятельности по обустройству лагеря, на психологическом климате. В этом случае, взрослым не надо быть пассивным зрителем (или ни в коем случае не сказать что-то типа «вот смотри, криворукий, как Надо!»), а проявить внимание и обязательно помочь (именно как помощник) ребенку. Не забывайте хвалить детей за все, что они делают в помощь взрослым, поощряйте инициативу! Рекомендуется организовывать тематические походы, с разбивкой детей на команды (принцип соревновательности!), типа игры в «Робинзона Крузо», «Поиск пиратского клада». Особенно удачно будет участие детей в преодолении трудностей и в выполнении заданий, вот одни из самых удачных:
- постройка шалаша (дом Робинзона Крузо);
- классическая игра «городки» (складываем образно фигурки в образе дичи, — охота, добывание пищи);
- работа с веревкой вообще раздолье для фантазии: тарзанка, как переправа «понарошку» через бурную речку; вязание пиратских узлов; преодолеть паутину из веревки гигантского паука и т.д. У детей очень хорошо развито образное мышление, они и сами еще много чего придумают.
В этом возрасте уже важно начинать учить детей социальному поведению:
- оглянись и проверь, не отстал ли там Вася, который идет за тобой;
- не отпускай резко ветки, чтобы они не ударили по лицу Свете, которая идет за тобой,
- если товарищ упал, помоги ему встать, подай руку, помоги! и т.п.
Из дома важно взять небольшие подарки-сувениры, которые можно будет вручить детям в качестве призов за участие в играх, конкурсах, помощь взрослым. Необходимо, чтобы их хватило на Всех, ведь самое главное не победа, а участие!
Итак, резюмируя. Хорошо подготовившись психологически к походу с детьми, вы прежде всего сами получите огромное удовольствие и отличное настроение от проведенного с детьми времени, невзирая на все капризы природы и сложности. Детский туризм, решает не только психологическую подготовку, скажем так, к бытовым сложностям, но и решает оздоровительные задачи, совершенствует физическую подготовку детей, дает детям простейшие навыки выживания.