Психологическая игра для подростков "Теплая компания"
Психологическая настольная игра для подростков
Цель: способствовать социализации детей
Задачи:
- создать более доверительную атмосферу среди участников,
- развить умение слушать друг друга,
- дать повод задуматься о своем прошлом, настоящем и будущем, о том, чего они хотят от жизни.
Участники: игра рассчитана на подростков. В игру могут играть несколько человек. Максимальное количество — 15.
Материалы:
- игровое поле;
- кубик и фишки
- карточки с заданиями;
Описание игры:
Подросткам часто необходима такая форма работы, которая:
- будет безопасна для ребят, то есть знакома им по предыдущему опыту;
- увлекательна, то есть содержит элементы соревновательности;
- не назидательна, то есть не содержит прямых воспитательных наставлений.
Всем этим требованиям удовлетворяет игра, основанная на принципе детских игр — «ходилок». Для игры готовится игровое поле и тексты заданий. А между ними извивающейся линией расположены вразброс «кружки». На 12 кружках изображен «вопрос», на 4 кружках надпись «свобода», на 8 кружках — «мнение», на 8 кружках — «засыпка», на 4 кружках — «остановка» и еще на 8 кружках «ситуация». А также есть еще 3 лесенки, по ним можно либо подняться на несколько кружков, либо спуститься назад на несколько ходов.
Тексты заданий можно несколько занятий повторять, а можно менять. В приложении приводятся тексты заданий
В игру могут играть несколько человек. Максимальное количество — 15. Это обусловлено тем, что чем больше игроков в ней участвует, тем больше она занимает времени. При участии 10 человек игра растягивается на два урока. Ведущий заготавливает нужное количество фишек, которыми будут пользоваться игроки. В начале игры фишки ставятся на старт. Задача участников, кидая по очереди кубик, дойти до финиша. Если участник попадает на кружочек с названием «свобода», то он может что-то нарисовать, станцевать, спеть, бросить еще раз кубик или сделать что-то еще – на то она и свобода.
Кидая кубик и передвигая фишки, участник выполняет «задания», отвечает на «вопрос-на-засыпку» и просто на «вопрос», высказывает свое «мнение» в ответ на написанное на карточке умозаключение, придумывает собственные действия в различных «ситуациях», на «остановке» размышляет на какую-то тему.
В ходе игры подростки учатся слушать друг друга, задумываться о своем прошлом, настоящем и будущем, о том, чего они хотят от жизни. Отвечая на вопросы, подростки делятся своим мнением, как лучше поступить в той или иной ситуации, как добиться различных коммуникативных целей, например, как не обидеть человека? В легкой игровой форме они открывают для себя много нового не только в себе, но и в окружающих.
Игра рассчитана на подростков, но, придумав к ней новые вопросы и задания, ее можно модифицировать для различных задач и возрастов.
Эта игра дает детям возможность рассказать о себе, причем, отвечая на вопросы, они имеют право регулировать степень личностно затрагиваемой информации, а также могут подумать о вещах, о которых раньше не задумывались. В конце занятия участникам задаются вопросы:
- что нового вы узнали сегодня на занятии?
- что вы чувствовали, пока играли?
- как вы думаете, на что направлена эта игра?
- чему научились в процессе игры?
Задания и вопросы из каждого блока можно предлагать игрокам устно, однако удобней, если они будут записаны на отдельных карточках. Примеры заданий Остановка Нужно остановиться и про себя подумать, а возможно, и сказать:
- Подумай про себя, кого ты за последнюю неделю незаслуженно обидел?
- Кому бы тебе хотелось сделать приятное и почему?
- Каким ты можешь быть, чтобы людям вокруг тебя было приятно и комфортно?
- Что в тебе есть хорошего, но ты редко это используешь?
Мнение
Что здесь имеется в виду? Верно суждение или неверно? Каково твое мнение по данному поводу?
- Будьте милосердны не только к домашним животным, но и к домашним вообще.
- Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим, не думая о награде.
- Человек должен постоянно внутренне развиваться. Только тогда он будет поистине счастливым.
- Если человек соврет один раз, то на него уже будут смотреть с опаской.
- Нам нравится общаться с теми людьми, которые нас понимают.
- Если человек злой и делает кому-то плохо, то это значит, что он глубоко несчастный человек.
Иначе бы он не делал другим зло.
- Для того чтобы любить других, понимать других, нужно вначале понять и полюбить себя.
- Если ты хочешь, чтобы другие тебя уважали и прислушивались к твоим словам, нужно в первую очередь самому уважать других и слушать, что они говорят.
Вопросы
- Если бы ты вел дневник, то что бы ты написал за прошлую неделю?
- Каким бы ты хотел быть в будущем?
- Какие личностные качества ты приобрел за время обучения?
- Назови три своих положительных качества.
- Какие преимущества есть у твоего возраста?
- Чего ты ждешь от окружающих?
- Расскажи о каждом из игроков, что тебе в них нравится (по 2*3 определения)
- Выбери изображение лица, которое чаще всего у тебя бывает при общении с людьми
- Выбери изображение лица, которое чаще всего хочется видеть у собеседника
- Скажи, что бы ты подарил каждому из игроков?
- Какие добрые дела ты слетал за последнее время? (назови 3)
- Какие добрые дела сделали тебе люди за последнее время? (назови 3)
«ЗАСЫПКА»
Ответь на «вопрос-на-засыпку»
- Что нужно делать, чтобы к тебе хорошо относились окружающие?
- Как понравиться человеку?
- Что нужно делать, чтобы родители поняли, что ты уже самостоятельный?
- Как завоевать доверие человека?
- Что нужно делать, для того чтобы добиться успеха в жизни?
- Как выстроить хорошие отношения с родителями?
- Как подобрать человеку такой подарок, чтобы он ему понравился?
- Как сделать так, чтобы у тебя было много друзей? (Как сделать так, чтобы у тебя были верные и преданные друзья?)
Задание
Покажи, изобрази телом, мимикой, жестами:
- Вулкан
- Грозовая туча
- Осеннее дерево
- Цветок
- Ветер
- Водопад
- Солнце
- Море
Ситуация
Продолжи предложение:
- «Откровенно говоря, я могу помочь…»
- «Откровенно говоря, мне очень трудно забыть…»
- «Откровенно говоря, я совсем не умею…»
- «Откровенно говоря, я могу организовать…»
- «Откровенно говоря, когда я болею…»
- «Откровенно говоря, я до сих пор не знаю…»
- «Откровенно говоря, меня удивляет…»
- «Откровенно говоря, когда я иду домой…»