Психодрамы - Тематические, структурированные упражнения
Мусорная корзина
Когда у людей есть стесняющие их проблемы, одна из техник состоит в том, чтобы предложить им избавиться от проблем, выбросив их в мусорную корзину. Люди делают движение, чтобы вытащить проблему из своего тела - иногда они снимают её со своих плеч или с середины спины, или вынимают из живота, из солнечного сплетения, - и делают жест, чтобы её выбросить.
Мусорная корзина может быть место представлена чем-либо символическим на полу. Это может место посреди ковра, где можно посадить в кружок четыре или пять человек из группы, держащих друг друга за руки, оставив в середине пространство, которое назовём "урной".
Когда люди освобождаются от горечи, несправедливости, зла, которое им сделали, от того, что с ними поссорились, от сгоревшего дома, от потерянной работы, потерянных возможностей, жениха, который ушёл до брака, или от всего того, что им досаждает, они "бросают" это в урну. Затем люди, которые играли урну встают, протагонист ведёт их к окну и выбрасывает содержимое урны наружу. Затем люди, которые играли урну, энергично освобождаются от роли и возвращаются в группу. Затем все высказываются, и проводится эхо группы.
Чудесно работает поставленное в центр мусорное ведро, обозначенное ленточками пространство, газета и проч. Важно внимательно следить, чтобы люди "снимали и вытягивали" все напряжение, которое есть в теле. Доводить человека до состояния "отпустило"... В конце желательно символически очистить это ведро (выкинуть в окно мусор, слить в унитаз и проч.) Тогда упражнение "работает" прекрасно... Проговаривать, что выкидываешь, обязательно. И важно, чтобы этому было отведено отдельное место на группе...
Часто завершаю группу перед расставанием следующим ритуалом (похож на вышеописанное упражнение): участники становятся в круг (обнявшись за пояс или взявшись за руки), им предлагается мысленно и/или двигательно положить внутрь круга (корзина) недоработанные проблемы, оставшиеся чувства, которые не хочется уносить домой и т.п. Большинство делают отряхивающие и бросающие движения и облегченно вздыхают. В конце говорю, что группа будет хранить эти недоработанные темы до следующей встречи.
Встреча с репертуаром ролей
Встречи протагонистов с ролями, которые они исполняют в различных сферах жизни, стали предметом нескольких вариаций ситуационных техник. Специальные цели таких встреч могут существенно отличаться одной от другой. В целом же задачи их таковы: обеспечить лучшее понимание этих ролей и связанных с ними обязанностей, прояснить отношение протагонистов к этим ролям и отделить дезинтегрированные, несущественные или непродуктивные роли.
Примером такого рода техник является техника "встреча с собственным репертуаром ролей". Протагониста просят назвать поименно наиболее важные роли в его жизни. Каждую роль представляет пустой стул. Протагонист может так расставить стулья, что самые важные роли окажутся ближе к нему, менее важные — подальше. Ведущий просит протагониста выбрать вспомогательных лиц для представления ролей, они садятся на стулья. Теперь участвующих вспомогательных лиц просят высказать свои мысли вслух и одновременно (если они пожелают) убедить друг друга, почему именно им должно быть оказано предпочтение. Поначалу протагонист может наблюдать разворачивающийся хаос молча. Но по мере развертывания дискуссии его могут попросить поменяться ролями с одним или несколькими вспомогательными лицами и попытаться разобраться в ситуации. Развитие сцены во многом зависит от действий протагониста. Иногда протагонистов ошеломляет хаос и они отстраняются, сдаются или ударяются в слезы. В таких случаях ведущий должен вмешаться и помочь советом, как справиться с "неподобающим образом ведущими себя" вспомогательными лицами и с неразрешимыми ситуациями.
Определялись главные роли. На каждую роль протагонист выбирал кого-то из группы. После этого располагал людей в соответствии со значением ролей для себя. Обращаем внимание на то, какие роли ближе друг к другу, какие отталкиваются, конкурируют. Пространственная конфигурация может быть самой разной, и очень хорошо проясняет многие проблемы. Например, девушка ставит роль невесты сзади, за спинами всех ролей, и эта роль машет ей рукой, зовет к себе. Протагонист находит свое место среди ролей.
разогрев такого типа с эвокативными объектами (т.е. с мини-игрушками) для всех участников группы сразу. Каждый выбирал набор игрушек (3-6- шт.), отражающих привычные внутренние роли. Располагал игрушки на плоскости, чтобы получилась некоторая скульптура. Затем озвучивал получившееся для других участников. Членам группы предлагалось, по желанию, задавать уточняющие вопросы о взаимодействии ролей-игрушек. Разогрело группу эффективно (6 кандидатов в протагонисты).
Живая картина
Цель: Развитие творчества, спонтанности. Разогрев группы.
Инструкция группе: Для следующего упражнения мне необходима ваша помощь. Кто хочет быть волшебной палочкой (ВП) (выбирается участник). Сейчас мы вместе будем рисовать картину. Я буду говорить. Задача (ВП) на каждое услышанное существительное в моем рассказе назначать одного из участников. Назначенный участник становится исполнителем роли и начинает её обживать и в ней оживать. Прислушивайтесь к своим чувствам. Роли назначаются и исполняются в свободном (произвольном) стиле как захочется. Например: В рассказе прозвучит слово «цветок», ВП подходит к произвольному участнику кладет руку и говорит «цветок», участник, назначенный на эту роль, на своё усмотрение оживает в этом образе. И т.д.
Примеры текстов:
1.«Глядя в окно, я расскажу вам про осень в Симферополе. Это желтые деревья и кучи разноцветных листьев, прохладный ветер во дворах, это яркое синее небо, а в нем птицы, это старички на скамейке в парке, детвора на игровой площадке, это дворник Иванов заметает листья. И конечно это философский настрой и какое-то вдохновение…любовь».
2.«Когда я уйду, надо мной прорастет земля, зацветут цветы, наступит утро, пройдут люди, будут шуметь деревья, на них птицы построят гнезда, будут играть дети, их будет греть солнце и будет кружить планета».
Примечание:
- Текст может быть произвольным, либо под необходимую тему.
- Возможно, выбирать несколько участников на одну роль.
- Возможен вариант, когда на одну роль назначается два участника - один только изображает, второй следуя рядом только озвучивает.
Разогрев с ленточками
Ведущий выбирает из группы одного участника и говорит: "Представь, что ты ребенок, которому уже исполнился годик, а я твоя мама. Я, как мама, естественно люблю тебя и стараюсь делать все для твоего блага! Но я же беспокоюсь за тебя. Ты ведь уже начал ходить. Вот мы вышли гулять на улицу, а ты меня не слушаешься - а вдруг ты от меня убежишь? И что я буду делать? И я, только из любви к тебе (вот другие мамы например и шлеечку надеть могут), а я нет - я просто завяжу тебе ножки веревочкой, что бы ты не убежал. Но ты знай - это я делаю только из любви к тебе!". С этими ведущий словами перевязывает щиколотки "ребенка" ленточкой. Затем - поскольку ребенок подрастает и начинает все хватать, ведущий примерно с таким же текстом завязывает ленточками ручки. Потом - глаза, затем рот. В конце, поскольку ребенка пора отдавать в сад, мама-ведущий повязывает ему ленточку на шею, с тем чтобы отдать свободный конец другим взрослым, чтобы он их слушался.
Затем ведущий спрашивает протагониста, какая ленточка ему больше всего мешает и что бы он в первую очередь хотел снять и почему. Таким образом снимаются по очереди все ленточки.
Ребёнку ещё завязывают уши, чтоб он не дай бог ничего лишнего не услышал. Когда он подрастает он начинает выражать много чувств и ему завязывают грудь, позже когда появляется интерес к сексуальной сфере ему завязывают ленточку на бёдрах.
группа делится на тройки. один человек выступает постановщиком сценки. постановщик задает роли, позы, текст, а затем смотрит на сценку взаимодействия своих родителей. его последующая задача - сказать "родителям" то, что он не мог сказать в детстве, когда был свидетелем подобной сцены. обмена ролями не предусмотрено, главная цель - отреагирование. затем - короткий шеринг в тройке и - следующая сценка. в общем круге сценки не обсуждаются.
Спасательная шлюпка
Техника "спасательная шлюпка" ("лодка жизни") (групповая). Эта техника уже была описана в предыдущей главе. Затонул корабль, и шлюпку, полную уцелевших людей, носит по океану. Цель техники "лодка жизни" — дать членам группы возможность исследовать тему смысла жизни. Терапевт-ведущий просит пять или семь человек сесть посреди комнаты в воображаемую лодку. Затем им говорят:
"Вы провели в лодке семь долгих дней. Вы очень устали, голодны, вас обожгло солнце. Ваш запас воды и пищи совсем мал, и если вы не избавитесь по крайней мере от двух человек, вы умрете. За всю неделю на горизонте не появился ни одни корабль. Я хочу, чтобы вы выбрали двух человек, которых надо будет выбросить в море. Но прежде пусть каждый из вас убедит группу в том, что именно его надо пощадить. А вы будете решать". Некоторые группы стремятся избавиться от болезненного процесса путем принятия решения "вместе в жизни и в смерти". Ведущий должен срезу установить — позволительно принимать такое решение или нет.
Существует несколько вариаций на тему техники "спасательная шлюпка". Их основная отличительная черта — изобразить людей в чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни, когда людям приходится решать, кто выживет, а кто нет. Из числа известных вариаций — прыжок из сломавшегося самолета при ограниченном числе парашютов; брошенные люди в пустыне и всего один верблюд, пребывание в атомном бомбоубежище при иссякающих запасах еды и питья и т. п.
Необитаемый остров
"Необитаемый остров" (групповая). Основные цели этой группы техник — усилить процесс знакомства членов группы и начать формирование более сплоченных подгрупп. Эта техника рекомендуется на начальных стадиях формирования группы. Группе не объявляются эти цели, как то велит комбинация косвенного/метафорического способов. Вместо этого терапевт-ведущий информирует группу о том, что их корабль, к несчастью, затонул. Но они остались живы, и им удалось разместиться на двух или трех маленьких лодках, в каждой по четыре человека (количество лодок и человек в каждой из них зависит от размеров группы). Лодки носило две недели по океану, пока, наконец, не прибило к разным небольшим островам. Теперь, после того, как каждая группа обосновалась на своем острове, они должны приготовиться к тому, что остаться здесь придется, возможно, навсегда. Каждая группа получает свой угол комнаты для строительства нового дома. Через несколько минут ведущий может дать дальнейшие указания: "написать коллективное письмо своим семьям, запечатать его в бутылку и бросить в море", или "отметить первую годовщину своего пребывания на острове", или "приготовить подарки к дню рождения" и т. п. Но чаще упражнение проходит без вмешательства со стороны терапевта-ведущего, длится оно около получаса. Оно заканчивается словами ведущего: "Вам очень повезло. Проходящий мимо корабль намерен спасти вас и вернуть домой. Пожалуйста, приготовьтесь покинуть свои острова. У вас есть несколько минут".
Техника "необитаемого острова" породила многочисленные вариации, но цели остались прежними. В этих вариациях меняется история (нахождение оазиса в пустыне, попадание в ловушку в джунглях, высадка на Луне). Техника "необитаемого острова" может применяться со слегка измененным сюжетом. Терапевт может отправить две группы на острова, причем часть группы будет изображать аборигенов, а другая — потерпевших кораблекрушение.
Приглашение на роль
Инструкция участникам: «Предлагаю одному из вас сесть на стул посередине комнаты… Остальные участники внимательно смотрят на центрального персонажа. Вообразите себе, что каждый из вас – режиссер. Подумайте, какой фильм вы бы хотели снять: может быть, боевик, может, мелодраму или что-то еще. Вам нужен актер на главную роль. Посмотрите на того, кто сидит в центре. Подумайте, для какого жанра он более всего подходит, в какой роли вы его видите, каков будет его характер, что он будет делать… А теперь по кругу каждый «режиссер» сообщит «актеру», сидящему в центре, свои соображения на этот счет. «Актеру» говорить не разрешается, он только внимательно слушает».
оно направлено на получение обратной связи каждому от участников группы в безопасной психодраматической форме. А еще чрезвычайно интересно придумывать роли - это получатся отличная тренировка креативности.
В придумывание роли для каждого человека можно закладывать разный смысл. Например, можно подобрать для него роль максимально близкую его воспринимаемому образу. А можно подобрать ему роль, которая (как кажется) будет для него полезной в плане развития. И мне кажется, что в начале этого упражнения можно давать участникам дополнительную информацию об этом - чтобы расширить возможности выбора. А, наверное, можно и задать тип ролей.
Вот, например, мне сейчас пришла идея о том, что можно вообще попросить участников выбрать для сидящего в центре наиболее важную роль, которой ему не хватает как будущему директору/терапевту. Естественно, как кому кажется. Но тут я фантазирую, как вам кажется, в этом есть что-то интересное и реальное?
у каждого сидящего в центре в конце спрашивали: "Какая роль из преложенных ему, сейчас по ощущениям наиболее интересна и которую хотелось бы сыграть/попробовать".
А еще можно просить сидящего в центре моментально входить в каждую роль которую ему предлагают ))
Первая проба на роль
Упражнение проводится в группе ранее не знакомых между собой людей, так как в противном случае будут наблюдаться проекции прошлого опыта взаимоотношений, в определенной мере «засоряющие» атмосферу ситуации «здесь и теперь».
«Первая проба на роль» проводится в самом начале тренинга, лучше всего еще до момента самопрезентации, во время которой участники рассказывают о себе. В результате участия в этой игре члены группы впервые получают обратную связь друг от друга на основе пока еще минимальной информации.
Ведущий: Не только психологам, но и всем другим хорошо известно, какое значение имеет первое впечатление, производимое на нас новым знакомым, для стиля и уровня нашего дальнейшего общения. Напомним, что существует, например, так называемое «правило пятнадцати секунд», согласно которому основы отношения к партнеру закладываются в первые пятнадцать секунд общения с ним, «эффект ореола», связанный, в частности, с возникновением у нас устойчивых установок по отношению к человеку на основе полученной до контакта информации о нем, и так далее. Первое впечатление может оказаться как абсолютно точным (ведь свежему глазу виднее мелочи и детали, которые мешает заметить привычка), так и стопроцентно ошибочным.
Вы еще совсем мало знаете друг друга, поскольку встретились здесь совсем недавно. Однако известные пятнадцать секунд уже давно миновали, и какое-то мнение друг о друге по первому впечатлению у вас уже сложилось. Поэтому я предлагаю вам обменяться этими самыми первыми впечатлениями, но в рамках определенной тренинговой процедуры. Каждый по очереди будет садиться на этот стул назовем его «стулом презентации», – а остальные участники группы попробуют ответить на несколько вопросов относительно этого человека.
Стул не следует ставить в центр круга. Поскольку напряженность участников в начале работы группы еще велика, не нужно создавать для игрока на стуле излишне дискомфортную обстановку, тем более что он может оказаться очень тревожным и застенчивым. Достаточно чуть-чуть выдвинуть стул из круга.
«Вопросы эти не имеют цели заставить вас проявлять недюжинные способности к проницательности и угадывать реальные характеристики человека, его личностные качества или профессию. Я предлагаю вам представить себя кинорежиссерами, которым предстоит снимать некий фильм. Для фильма нужно подобрать актеров, пригодных для исполнения той или иной роли. Один человек, к примеру, благодаря своей внешности, манере общения и речи, другим особенностям неплохо сыграл бы графа Калиостро, но зато ни в коей мере не годится на роль Чичикова. Из другой актрисы получилась бы, скажем, замечательная Офелия, но ей совершенно чужда роль Красной Шапочки. Таким образом, вам нужно просто определить, какая роль по внешним признакам человека и особенностям поведения, которые вы успели заметить, в большей степени ему соответствует. Роль может быть реальной, т.е. из известных произведений. А может, вы снимаете совершенно новый фильм по собственному сценарию? Тогда опишите, пожалуйста, что это за герой, на роль которого способен претендовать человек на «стуле презентации», его возраст, социальный статус, профессию, другие его характеристики, время действия фильма и тому подобное. Пожалуйста, кто первый?»
На начальной стадии групповой работы далеко не всегда мгновенно находятся добровольцы. Существует довольно много приемов, провоцирующих выход первого участника. Можно, например, скомандовать: «Лидеры, встаньте!». И. вполне вероятно, поднимутся несколько человек. Ведущему останется только выбрать. Следующим участником окажется тот, кто сидит от первого, допустим, справа, и далее по кругу. В крайнем случае ведущий может предложить стать первым участнику, сидящему рядом с ним.
«Итак, первый из участников сидит на «стуле презентации». Поаплодируем ему за смелость... Уважаемые кинорежиссеры! Внимательно посмотрите на этого человека. Какую роль вы могли бы предложить ему сыграть в ваших фильмах?»
При необходимости ведущий задает участникам уточняющие вопросы. Это особенно важно, когда роль дается только описательно или знакома не всем членам группы. Участнику, сидящему на «стуле презентации», ничего говорить не приходится. Он только слушает мнения других. Не является обязательным высказываться всем. Пусть говорят те, у кого уже появилось четкое представление о возможной роли кандидата. Упражнение следует проводить в достаточно быстром темпе, чтобы избежать утомления. Вместе с тем нужно обеспечить каждому члену группы четкую обратную связь через конкретное определение соответствующей роли и, лучше всего, не одной. Если группа велика, то после прохождения через «стул презентации» трех-четырех игроков можно предложить продолжить упражнение в подгруппах по 6-7 человек.
Рефлексия мыслей и переживаний проводится только после того, как все члены группы побывали на «стуле презентации». Важно, чтобы каждый высказался, насколько предложенные ему роли совпадают с собственным представлением о себе и своих «жизненных ролях».
- Были ли, на их взгляд, точные попадания?
- Какие роли, «увиденные» в их исполнении кинорежиссерами, вызвали недоумение или даже протест?
- Что чувствовал человек, сидя на «стуле презентации»?
- Трудно ли, будучи кинорежиссером, определить роль, наиболее подходящую для каждого человека?
- В каких случаях это удавалось достаточно легко? Почему?
Водить друг-друга с закрытыми глазами ("слепой и поводырь")
Классическое упражнение всех времен и народов. Иногда просто набивающее оскомину в силу неуместности применения, а иногда как в первый раз удивительно интересное и увлекающее.
Участников группы просят разбиться на пары, договориться кто в паре будет первым, а кто вторым и дается задание.
Классический вариант
- Первый человек закрывает глаза. А второй становиться сзади, аккуратно кладет ему руки на плечи и начинает медленно водить его по комнате, оберегая от столкновений с другими парами и объектами интерьера. В течении 1-2 минут.
- После того как пара побродила и перед сменой ролей я бы дал минуту на то, чтобы обменяться чувствами в паре: как вам было, что вы чувствовали когда были с закрытыми глазами, а что чувствовали вы когда водили партнера. Потом смена ролей и все тоже в другую сторону.
Идти на звук (этот вариант я увидел на семинаре Ютты Фюрст)
- Первый человек закрывает глаза. А второй становиться перед ним и начинает издавать какой-нибудь звук (лалала..., шшшш..., тртртр..., ...), и тем самым ведет первого этим звуком, также оберегая его от столкновений и т.д. Первому человеку в паре, соответственно, нужно идти на этот звук.
- Мне сейчас пришло в голову, что может быть интересно если у всех пар звук будет одинаковым, мне кажется, что "свой" звук все равно не потеряется среди всех.
- Ютта давала этот вариант вслед за классическим и это было хорошо, можно было сравнить ощущения в двух вариантах.
- После упражнения и минутного шеринга в парах, мне кажется, уместно попросить вернуться в круг и тем кому важно поделиться актуальными чувствами.
Вариант со звуком субъективно переживался мною как более безопасный и более глубокий. Движение за звуком, как будто дает более глубокую степень регрессии.
Где-то в конце мастерской, участники разделились на пары и в этих парах проходила некоторая работа в которой каждый сформулировал для себя греющее, поддерживающее послание, которое ему нужно (мастерская была о самоценности). И потом в тех же парах была предложена следующая работа: один закрывал глаза, а другой вел его по комнате (как в классическом варианте) и при этом говорил/шептал ему слова, которые первый для себя сформулировал. Мне кажется, что тут очень интересно были наложены две техники.
Исследование симптома
Каждый участник группы выбирает любой свой телесный симптом, который ему бы хотелось поисследовать. Участники группы делятся на пары и работают по 5-7 минут в каждую сторону.
- Первый участник входит в роль своего симптома и телесно показывает на другом участнике, как он действует (давит, колет, тянет и т.д.). В этот момент второй участник играет роль первого, является его дублем.
- Второй участник являясь дублем первого, произносит несколько фраз о своих чувствах в этой ситуации.
- Далее участники меняются ролями, и второй становится симптомом первого, а первый является самим собой.
- Далее первому нужно произнести вслух те фразы, которые произнес второй в его роли. И почувствовать отзываются ли ему они.
- И взяв себе некоторое время на прочувствование, первый может задать сам себе вопрос о том, приходилось ли ему испытывать это чувство раньше.
- Далее можно сделать минутный шеринг и делать упражнение в другую сторону.
Презентация внутреннего мира
Протагониста просят описать свой внутренний мир и проблемы, которые он там встречает, потом выбрать кого-то для их представления, по одному вспомогательному "я" на проблему. Затем его просят поменяться с ними ролями. Это способ позволяет очень быстро выявить в себе своего отца или мать, или Сверх-Я. Можно, например, представить свои проблемы и свои заботы, завершить работу, колебаться между несколькими ситуациями, выйти за ограничения болезни и т.д. Обменявшись ролями, благодаря этой технике люди смогут сказать то, что их беспокоит, и подойти к сути вещей.
Битва с Драконом
Действующие лица: Василиса, Иван (то ли царевич, то ли дурак - смотря по обстоятельствам), три головы Дракона.
Сценарий: Василиса насильно удерживается Драконом, Ваньке надо ее освободить.
Процедура. Протагонист идет на роль каждой из трех голов Дракона и задает текст - почему Дракон не отпустит Василису. Затем занимает место Василисы и смотрит, что будет. (Внимание: пол протагониста не важен!) Задача Вани - поотрубать башки Дракону. Физический контакт исключен. Когда одна из голов чувствует, что аргументы исчерпаны - значит, ее отрубили.
Заметка ведущему: нужно внимательно следить, чтобы драконьи башки не выходили за рамки заданной роли.
Примечание. Автор настаивает на том, чтобы обмена ролями не было, все построено на импровизации Ивана и драконьих голов. Мне все же кажется целесообразным (но не обязательным) обмен ролями Василисы и Вани в тех случаях, когда Иван предлагает что-то очень неожиданное для протагониста - тренинга ради.
Впечатление участника. Штука мощная, но несколько стремная. Ведущему надо очень внимательно следит за процессом, поэтому параллельно несколько подгрупп делать не стоит.
Из базовой идеи можно сделать много модификаций. Например, Ваня может выбирать из группы себе помощников (Илона предложила коня и меч как символ мужской и женской сексуальности). Остальная часть группы может выступать в роли экспертов - погибла башка или нет.
Поправка: конь и мечь - это не мужская и женская сексуальность, конь - символ сексуальности, а мечь - символ агрессии. Да, можно. Идея тоже не моя - автор Татьяна. Но брать эти ресурсы можно только тогда, когда Иван к этому готов. стоит переформулировать "почему Дракон не отпустит Василису" на "почему Василисе и Ивану не стоит быть вместе" - вроде на Конференции когда Илона проводила это упражнение акцент был именно здесь - почему им нельзя быть вместе, а дракон как препятствие. Про способы победы голов - уточнить - что вся борьба - идет словесно. Т.е. на все аргументы голов Иван должен выдать контраргументы и тем самым метафорически "отрубить" эти самые головы.
Мне, так же как и Леониду, кажется, что в психодраматической виньетке, ежели группа небольшая, можно менять протагониста (которой по идее должен находится в роли Василисы и ждать спасения) на дубль и отправлять его в роль Ивана. Дабы стимулировать его к самостоятельному поиску возможных решений.
Построение группового сна
- На третий, завершающий день семинара, когда группа была уже достаточно разогрета: Ютта предложила группе поделиться снами, которые приснились накануне. Среди снов, которые рассказывали участники группы были как сны приснившиеся накануне, так и сны приснившиеся ранее, которые вспоминались участниками по ассоциации. В группе этот на момент уже было высокое теле, и разговор о снах происходил в очень спокойной и доверительной атмосфере. И как-то так получалось что с каждым рассказанным сном, группа как будто немного больше засыпала.
- Когда сны были собранны и как-то "прочувствованны" группой, Ютта предложила группе создать в обсуждении общий сон из этих снов. Но этот вариант не прошел, в группа не могла договориться, как один сон будет перетекать в другой.
- Тогда Ютта предложила пойти другим путем. Группой был выбран первый сон и она предложила его рассказчику выйти и построить основную сцену и быть в этой сцене героем своего сна. На сцене появилось несколько персонажей. Когда первый сон был условно разыгран на сцене и подошел к концу, Ютта спросила у группы, чей сон будет следующим и когда группа определилась - она предложила его автору занять место главного героя первого сна и продолжить начавшееся действие своим сном. Таким образом, в пространстве комнаты построилась цепочка из снов. В каждом сне его автор делал самое основное (со своей точки зрения) основную, наиболее важную сцену. Таким образом, добавление в цепочку одного сна происходило за 4-6 минут. В этом действии принимала участие вся группа, все участники сыграли по несколько ролей в этой цепочке.
- Когда вся цепочка была выстроена (в ней получилось около 10 снов) произошло мимолетное обсуждение о том, что делать дальше. Упоминались вариант, не дать ли возможность каждому из группы пройти через всю цепочку или дать каждому возможность побыть героем в кусочке на его выбор. За время этого мимолетного обсуждения, Ютта видимо определилась, как действовать дальше.
- Ютта попросила группу разыграть всю цепочку с начала и до конца, как стало понятно дальше - для того, чтобы участники лучше запомнили последовательность и поняли, когда кому нужно переходить из одной роли в другую. Это заняло минут 8-10.
- После этого, Ютта сказала, что мы еще раз разыграем всю цепочку. И мы стали ее разыгрывать, но на этот раз медленно и вдумчиво. И теперь Ютта была директором рядом с каждым протагонистом в его сне. Она находила в каждом сне персонажа или предмет, который был наиболее эмоционально заряжен для протагониста и после того, как протагонист делал с ним то действие, которое предполагалось по сценарию сна - меняла с ним ролями. Человек в роли дубля повторял действие, и Ютта предлагала протагонисту в роли персонажа что-то сказать дублю (самому себе). После чего она обратно меняла ролями, и давала протагонисту ответить этому персонажу. У двух или трех людей она немного отходила от такого сценария и делала несколько обменов ролями и еще что-то, но в целом на человека приходилось минут 5-7. Т.е. получилось, что для каждого рассказавшего свой сон получилась маленькая виньеточка из одного-двух обменов ролями. И каждая такая виньеточка оказалась частью общего группового сна. И все это происходило в атмосфере группового теле, даже хочется сказать: в атмосфере группового сна ))
- После этого был большой расширенный шеринг, в котором нашлось место и для чувств, и для ассоциаций ко всему что происходило.
эта работа была эффективна именно благодаря тому, что она происходила в атмосфере группового теле, «группового сна». И эта атмосфера позволила маленьким, коротеньким, символичным виньеточкам каждого протагониста быть важным психотерапевтическим опытом для протагонистов и всей группы, т.к. сон был общим и участвовали в нем все.
Беспорядок
Речь идёт о том, чтобы создать беспорядок, хаос. Кладём сколько угодно объектов в кучу посредине сцены. Например, переворачиваем два-три стула или опрокидываем стол и кладём - что угодно, что есть - вокруг него, поваленного. Например: сумки членов группы, обувь, зонты, одежду, книги, ручки, карандаши и всё что можно, всё что есть вокруг, чтобы сделать кучу. Виньетки делают все по очереди: участник группы встаёт лицом к этому беспорядку и говорит, о чём это ему напоминает и, например, делает то, что ему хочется сделать.
Иногда этот беспорядок может напоминать участнику бабушкин чердак и моменты, когда он рылся в сундуках и играл с одеждой или разглядывал старые книги, старые фото и и скал семейные секреты. Тогда это счастливое воспоминания. Иногда там можно увидеть помойку с её запахами, отбросами и отвращением. В других случаях участники видят свалку и вспоминают моменты детской радости от игры на ней - от возможности бегать, везде рыться, шлепать по грязи, пачкаться, играть в свинью, строить шалаш и веселиться в пространстве свободы и хаоса. Иногда это напоминает участникам, как они вернулись к себе домой и нашли свою квартиру или дом ограбленными, а вещи сваленными в кучу, они видят ограбление. Иногда они могут увидеть кровать родителей, где чувствуются следы любовной схватки или настоящей драки, в которой родители собирались убить друг друга, потому что отец был алкоголиком и жестоким человеком и мучил мать. Или видят разорение, банкротство. Или например, возвращение домой после работы, когда дом находится в полном беспорядке, потому что дети играли везде и разбросали игрушки, и потом в пять минут всё убрано и ощущается мир и счастье от вновь обретённого порядка.
Можно также играть группой, начать с этого разогрев и затем вернуться к настоящей психодраме. Потом все участники высказываются, освобождаются от ролей и, в основном, в момент игры у людей часто появляется желание привести вещи в порядок.
Когда виньетка закончена, беспорядок создают для следующего участника.
Волшебный магазин (magic shop)
все описания этой классической техники
Г. Лейтц. Психодрама: Теория и практика Еще одну возможность психодраматического примирения с самим собой, а также с притязаниями «Я» и «Оно» предоставляет в психодраме проективная техника magic shop, или волшебного магазина, которая начиная с 1943 года в различных целях используется в институте Морено: каждый участник группы отправляется в воображаемый волшебный магазин, в котором могут исполниться все его тайные желания, при одном только условии, что покупатель пожелает уплатить установленную ведущим психодрамы, то есть хозяином магазина, цену.
Уплата адекватной цены является важным признаком, отличающим технику волшебного магазина от давно известного из литературы волшебства черной магии. В последнем случае речь всегда идет о простом исполнении желания, которое из-за своей примитивности приносит только несчастье, препятствует развитию человека или лее на самом деле его обедняет. В качестве иллюстрации можно привести классический рассказ английского писателя У. У. Джейкобза «Обезьянья лапа» в изложении Норбера Винера, который, размышляя о связанной с роботами опасности автоматизации, полемизирует с содержанием этой истории: «В этом рассказе семья английского рабочего сидит за ужином на кухне. Сын отправляется на работу на фабрику, а его пожилые родители слушают рассказы своего гостя, обер-фельдфебеля, вернувшегося со службы в индийской армии. Он рассказывает об индийской магии и показывает им высушенную обезьянью лапу, которая, как он им говорит, является волшебным талисманом и может исполнить по три желания трех первых владельцев этой лапы. Этим, как он полагает, доказывается вся тщетность попыток бороться с судьбой.
Обер-фельдфебель говорит, что ему ничего не известно о первых двух желаниях первого владельца, но что последнее было желанием, которое должно осуществиться после его смерти. Сам он является вторым по счету владельцем, однако его опыт был настолько ужасным, что он просто не в состоянии о нем говорить. Он хочет бросить лапу на раскаленные угли, но хозяин ловит ее и, несмотря на бурные предостережения обер-фельдфебеля, просит для себя 200 фунтов.
Вскоре после этого хлопает дверь. В дом входит господин с фабрики, на которой работает сын, и с прискорбием сообщает, что их сын погиб в аварии. Хотя администрация не несет никакой ответственности за случившееся, он предлагает 200 фунтов в качестве возмещения ущерба.
Родители вне себя от горя, и мать просит вернуть им сына. На улице уже стемнело — темная, зимняя ночь. Снова хлопает дверь. Каким-то образом родители узнают, что стоящее перед дверью бестелесное существо и есть их сын. История заканчивается третьим желанием - чтобы привидение убралось прочь»
Тема этой истории — опасность волшебства, в котором, как подчеркивает Винер, пожелания выполняются буквально.
Совсем по иному принципу исполняются желания в волшебном магазине. Magic shop — это центр обмена. Вещи и качества продаются покупателям только в том случае, если за них платят другими вещами или качествами; вещи и качества, воспринимаемые как балласт, можно оставить в волшебном магазине, если вместо них приобретаются другие, нужные. После того как участники группы в роли покупателей по очереди или по нескольку входят в магазин и осматриваются, владелец магазина начинает вести с ними торговлю.
Пример: Покупатель хочет приобрести веселое настроение. После некоторого колебания он делает покупку, обещая в качестве платы безотлагательно отдавать в волшебный магазин каждую мрачную мысль, как только она появится, то есть расстаться со своей меланхолией. С обнадеживающим смехом он покидает волшебный магазин.
Другая покупательница желает купить золото первой утренней зари и с вызовом спрашивает хозяина волшебного магазина: разве могут ей предложить здесь что-нибудь сказочное? Продавец обсуждает с ней все качества раннего утра, только что наступившего дня, его аналогию с юностью. Покупательница признается, что под видом утра хочет приобрести молодость. «Товар продается» взамен всего ее жизненного опыта. Услышав эту цену, она приходит в ужас и с убеждением говорит, что никогда не откажется от опыта прожитых лет. Покидая волшебный магазин, она уже не ощущает свою тоску по утраченной молодости такой мучительной, как раньше.
Аналогично обстоит дело с покупателем, который хочет расплатиться в волшебном магазине своим страхом перед женщинами. Когда хозяин магазина предлагает ему взамен обычный проездной билет на гору Атос, он решает уйти из магазина несолоно хлебавши и вернуться домой к жене и дочерям — однако более удовлетворенным, чем прежде. Его сон на следующую ночь явно связан с его переживанием в волшебном магазине и служит поводом к психодраматической переработке его напряженных отношений с женщинами.
Цена за выставленные на продажу «товары» всегда требует четкого волевого решения покупателя и благодаря этому быстро вносит необходимую ясность. Аналогию этого принципа можно найти в притче о Христе и богатом юноше (См.: Евангелие от Матфея, 19: 16 — 22.), который хочет обрести жизнь вечную, но не в силах уплатить запрошенную Христом цену — раздать за это все свое добро нищим. Используя технику волшебного магазина, ведущий психодрамы должен быть изобретательным при назначении цены и, кроме того, заботиться о беспрепятственном «возвращении домой своих покупателей», с тем чтобы в волшебном магазине не оставалось, к примеру, не пользующегося спросом товара или не было заминок на обратном пути. И то и другое довольно часто случается. В таких случаях необходима психодраматическая проработка на последующих занятиях.
Д. Киппер. Клинические ролевые игры
Основные цели этой техники — облегчить протагонисту определение его потребностей развития, помочь ему осознать приоритеты, дать возможность проверить силу его внутренней мотивации. Терапевт-ведущий может представить технику "волшебный магазин" (Морено, 1964) словами:
"Я бы хотел сегодня пригласить тебя посетить особый магазин. Он называется волшебным магазином, потому что тут можно купить все что угодно, только все это не материальное. В магазине имеются неосязаемые ценности, такие, как черты характера и навыки. Ты можешь опробовать и купить качество, которым ты уже обладаешь, но тебе бы хотелось обладать им в большей степени. Ты также можешь опробовать и купить неосязаемую ценность, которой ты никогда не имел. В магазине работает продавец, который будет счастлив обслужить тебя при условии, что у него есть те "товары", которые ты хочешь купить. Не исключено, что этих товаров у него нет. Это маленькое заведение работает на основе бартера. Как только ты убедишься, что у продавца есть то, что тебе нужно, ты должен обязательно дать ему что-нибудь взамен из того же разряда ценностей, то есть какую-то из черт характера или что-то из навыков. Обменять можно "товары" равного качества, но не обязательно одного и того же рода. Продавец умеет верно определять ценность товара. Посетить магазин может каждый, но никого не обязывают произвести указанный обмен. Ты можешь уйти и с пустыми руками. Это абсолютно в порядке вещей".
В этом месте ведущий может сделать паузу на случай возникших вопросов и уточнений, а затем продолжает:
"Вот волшебный магазин (указывая на пространство действия). Он окружен невидимыми стенами. Вы все, сидящие снаружи, можете видеть и слышать все, что происходит внутри. Но те, кто находится в магазине, не могут ни видеть, ни слушать происходящего вне его стен. В магазине есть два стула и воображаемая дверь. Нельзя пользоваться никакими мерами веса, длины и т. п. Вас приглашают заходить по одному и попробовать принять участие в торговле. У кого есть вопросы?"
Затем ведущий заканчивает свои инструкции словами: "Я буду продавцом. Я собираюсь войти в магазин и пробуду там 30 (45) минут. До встречи в магазине".
Обычно проходит несколько минут, прежде чем в магазин зайдет первый посетитель. Иногда участники группы специально выжидают какое-то время, чтобы посмотреть, действительно ли продавец намерен оставаться в магазине, забыв про все, что происходит снаружи. Операции с каждым посетителем рекомендуется осуществлять на долее чем в течение 8-12 минут. В противном случае ведущий рискует тем, что наблюдающие потеряют интерес к происходящему. По этой же причине рекомендуется количество пациентов ограничить четырьмя или пятью участниками и затем закрыть магазин.
Разные владельцы магазинов по-разному ведужсвое дело. Нельзя выделить один стиль и назвать его лучшим. Мне нравится изображать продавца — 500-летнего господина, который все эти пять веков провел в своем магазине. И потому ему неведомы некоторые вещи, само собой разумеющиеся для протагониста.
Позвольте мне проиллюстрировать эту технику выдержкой из сеанса "волшебного магазина". Следуя инструкциям, продавец сидел на стуле и ожидал первого покупателя. Первым покупателем стал Карл, 45-летний бизнесмен.
Карл (стучит в воображаемую дверь). Можно войти? (Не дожидается ответа и входит в магазин. Садится напротив продавца).
Продавец. Чем могу быть полезен, сэр?
Карл. Я слышал о вашем чудесном магазине и вот решил зайти.
Продавец. Очень мило с вашей стороны, сэр. Вы имели в виду купить что-то определенное или просто зайти с визитом?
Карл. О нет. У меня вполне определенные намерения. Ведь вы торгуете автомобилями, не так ли?
Продавец (с вытянувшимся лицом). Нет, ничего подобного. А вы слышали, что мой магазин этим торгует?
Карл. Нет, нет, я просто пошутил. Я знаю, что это за магазин.
Продавец. Очень хорошо. Видите ли, я просидел в этом магазине более пятисот лет и никуда не выбирался. Поэтому я не знаю, что происходит в мире. И меня легко одурачить, если вам захочется.
Карл. Нет, нет, нет. Извините меня за мою несерьезность. А если серьезно, я бы хотел купить немного энергии. Есть ли у вас энергия для продажи?
Продавец. Что вы имеете в виду под словом "энергия"? Есть разные виды энергии для разных вещей. Не могли бы вы объяснить мне? Видите ли, я должен точно знать, что вам нужно. Я должен быть очень осторожен, чтобы не дать людям того, что они не просят.
Карл. Понимаю и ценю это. Видите ли, мне 45 лет, я не так стар, как вы, но уже и не мальчик. Я понял, что устаю, когда прихожу домой с работы, и уже мало что могу делать.
Продавец. Когда вы обычно приходите с работы и чем вы конкретно занимаетесь?
Карл. Я исполнительный директор большой компании, производящей электронные приборы, домой я обычно прихожу около восьми часов вечера.
Продавец. Вы, наверно, очень много работаете. Для вас очень важно так много работать?
Карл. Я люблю работать. Возможно, вы скажете, что я трудоголик. Зачем мне это нужно? не из-за денег. Я просто люблю работать.
Продавец. И вы хотите купить еще энергии, не так ли?
Карл. Да, я хочу быть в состоянии и дальше оставаться таким, как сейчас.
Продавец. Чтобы работать, возможно, по двадцать два часа в сутки?
Карл (в некотором замешательстве). Нет, это преувеличение, я...
Продавец. А почему? Если вы любите работать, почему бы и не двадцать два часа в сутки?
Карл. Ну, дело не в этом. Я просто чувствую, что мне нужно больше энергии.
Продавец. А! Быть может, она нужна вам для того, чтобы вы могли проводить больше времени с семьей?
Карл. Ну, это уже другая история.
Продавец. Раз вы говорите, что это другая история, спорить с вами не буду. Быть может, вы хотите иметь больше энергии, чтобы снова чувствовать себя молодым, а не человеком средних лет? Это так? Вы ничего не имеете против того, что я так тщательно разжевываю?
Карл. Сказать откровенно, я никогда не задумывался над этим. Хм, это интересное соображение.
Продавец. Итак, вы хотите купить энергии. Это, видимо, то же самое, что купить немного жизненной силы?
Карл. Думаю, да. Жизненная сила — это хорошее выражение для этого. Есть ли она у вас в продаже?
Продавец. И вы хотите потратить ее на работу, а не на семью, да?
Карл. Когда я пришел сюда, я думал только о работе, но я должен больше уделять внимания жене и детям. Но это, как я вам говорил, другая история.
Продавец. Видимо, я действительно старею, потому что мне не понять, как вам хватит энергии проводить двадцать два часа в день на работе и еще шесть часов со своей семьей. В мое время в сутках было всего двадцать четыре часа. А сейчас, наверное, больше? Ладно, если это то, что вам нужно, пусть будет так. Что вы собираетесь предложить мне взамен? У меня есть жизненная сила и энергия, но взамен вы должны дать мне что-нибудь равного достоинства. Вы знаете что?
Карл. Да, пожалуй, мне показалось, что вас могло бы заинтересовать чувство юмора. Могу вам дать немного. Это хорошая вещь. Многие люди хотели бы иметь его.
Продавец. Неважно, что интересует меня. Я покупаю вещи не для себя. А что вы имеете в виду, говоря "немного"?
Карл. Ну, немного, не все чувство юмора.
Продавец. Я должен знать, что приобретаю для своего магазина. "Немного" — это сколько? полмешка? Два фунта?
Карл. Я не собираюсь отдать вам все.
Продавец. А почему бы и нет?
Карл. Мне самому нужно. На моей работе чувство юмора — одна из тех вещей, которые не дают сойти с ума. Ну, если вам это не нужно, может, я могу отдать вам усталость?
Продавец. Ну нет, вы не можете мне ее отдать, потому что как только вы получите жизненную силу и энергию, ваша усталость автоматически исчезнет.
Карл. Как насчет того, чтобы я отдал вам немного музыкального таланта. А, да, снова та же проблема. "Немного", это сколько? Вот что, можете забрать весь мой музыкальный талант. Имейте в виду, это большая жертва с моей стороны.
Продавец. Ну да? Если вы так много работаете, откуда же у вас время или энергия, чтобы наслаждаться своим музыкальным даром?
Карл. Вы правы, я не очень-то им пользуюсь, особенно в последнее время.
Продавец. В таком случае, я не думаю, что ваш музыкальный талант эквивалентен тому, что вы хотите купить. Дайте мне что-нибудь более существенное.
Карл. Существенное? (Задумывается на миг.) Даже не знаю, что вам предложить. Может, вы сделаете мне какое-нибудь предложение и скажете, чего вы хотите?
Продавец. Как же я могу. Я вас не знаю, сэр. Откуда же мне знать, что у вас есть, с чем бы вы хотели расстаться?
Карл. Послушайте, мне действительно нужна энергия. Я заплачу.
Продавец. Вот как? Даже если цена высока?
Карл. Только если она в разумных пределах.
Продавец. Вот что я вам скажу. Никогда я такого не делал, но для вас сделаю исключение. Дайте мне часть вашего честолюбия. Часть ваших амбиций "быть лучше" ваших коллег, тех, с кем вы на одном уровне в вашей организации.
Карл (выглядит удивленным). Вы считаете, что есть связь между моим честолюбием и тем, что я хочу купить? Никогда это не приходило мне в голову. Вас устроит небольшая доля моего честолюбия?
Продавец. Я вам сделал предложение. Хотите принимайте, хотите — нет.
Карл (тихо сидит около двух минут). Черт возьми! Тяжело, но принимаю.
Продавец (пожимает руку Карлу). Магазин открыт всегда. Если этот обмен не подойдет вам, вы всегда можете прийти и заключить новую сделку. Вам даже не обязательно приходить ко мне. Просто зайдите в волшебный магазин, который есть у вас в сердце.
В действительности продавцам волшебного магазина следует воздерживаться от контрпредложений. Их следует делать лишь в тех случаях, когда протагонисты явно не в состоянии предложить что-нибудь разумное, или, как в вышеприведенном примере, протагонист явился первым покупателем и ведущий хочет закончить первую сцену на положительной ноте, дабы воодушевить других протагонистов на новые посещения его магазина.
Морено. Обзор психодраматических техник
С первых же дней существования психодрамы в ней успешно применялись импровизации фантазий для достижения терапевтических целей. Очень популярной и успешной была и остается по сей день техника «Волшебный магазин». Режиссер объявляет, что на сцене открывается «Магазин мечты» или «Волшебный магазин». Режиссер или какой-либо выбранный им член группы исполняет роль владельца магазина. Магазин наполнен всевозможными воображаемыми вещами, ценность которых нельзя выразить материально. Эти вещи не продаются, но их можно получить в порядке «товарообмена», то есть в обмен на другие ценности, которые должны отдать члены группы — вся группа в целом или индивидуально каждый. Один за другим члены группы по своему желанию выходят на сцену и попадают в Волшебный магазин в поисках идеи, мечты, надежды, честолюбивого стремления. Выходить на сцену они должны только в том случае, если чувствуют сильное стремление получить нечто, что ценят очень высоко, о чем мечтают или без чего жизнь кажется им лишенной смысла. Например, депрессивная пациентка, принятая на лечение после недавней попытки суицида, входит в магазин и просит «душевный покой». «Владелец магазина», тонкий и чуткий молодой терапевт, спрашивает ее: «Что же ты можешь отдать взамен? Ты знаешь, что мы не можем дать тебе что-то, если ты не согласишься пожертвовать чем-то другим». «Что вы хотите?» — спрашивает пациентка. «Есть одна вещь, о которой мечтают многие приходящие сюда, —отвечает терапевт. — Это способность и желание рожать детей. Хочешь ли ты отдать это в обмен на душевный покой, отказаться от этого?» «Нет, это слишком дорогая цена; в таком случае я не хочу душевного покоя». С этими словами пациентка спускается со сцены и возвращается на место, «Владелец магазина» попал по самому больному месту. Мария, пациентка-протагонист, была помолвлена, но отказалась выходить замуж из-за глубоко скрытого страха перед сексом и рождением ребенка. В ее воображении процесс родов был связан с образами ужасных страданий, мучений смерти и т.д.
Эта иллюстрация показывает диагностическую ценность техники «Волшебный магазин». Самое трудное здесь — потребовать от пациента то, что он хочет отдать взамен, от чего он может отказаться; ту цену, какую он согласен заплатить.
Морено / Психодрама - вдохновение и техника / Под ред. П.Холмса и М.Карп Волшебный магазин - это такое место, куда каждый может зайти и приобрести то, чего ему недостает, не в материальном смысле, разумеется. Можно попросить достичь цели, испытать какое-либо чувство, развить желаемую черту характера и т. д. Владелец магазина предложит оставить ему что-нибудь взамен, ведь его запасы не должны истощаться; тогда другие люди тоже смогут получить здесь желаемое.
Вся семья активно включается в игру, один за другим они выходят на сцену и высказывают свои пожелания. Мэттью хочет приобрести определенные навыки, чтобы начать новое дело. В ответ хозяин просит оставить взамен те умения, которые помогли сделать успешной его прежнюю карьеру: они могут пригодиться еще кому-нибудь. Мэттью согласен: он пожимает руку вспомогательному “я” и объявляет, что сделка состоялась.
Суть в том, что в этом магазине можно купить что угодно. Вот прям таки все. Только продавец в качестве платы тоже может взять у вас что угодно. Торг уместен.
о трех вариантах "Волшебного магазина", я не видел их все, но попытаться предположить как они выглядят - могу.
- Без продажи. Продавец ничего не продает посетителю, а только переоценивает, заламывает цены на то, что человек хочет купить. Установка продавца – ничего не продавать, ничего не покупать.
- Обмен. Одни качества меняются другие, логично в этом случае меняться связаными между собой качествами т.е. продавая то что клиент хочет - покупать у него то, что ему мешает. Хотя и не обязательно.
- «Черный рынок». Все ходят и меняются друг с другом.
вариант «Черного рынка». Особенно тем, что в нем именно меняются. при обмене процесс будет получаться значительно более разноплановым, чем просто при покупке у продавца у которого есть все. Тут должно появиться взаимодействие, а еще нужно подумать, у кого что есть - и что из этого он согласиться отдать, и что ему предложить... Очень круто, надо попробовать как можно быстрее ))
А еще вспоминается прекрасное действо, когда нужно бродить по комнате и встречаться с участниками группы. А встретившись с кем-то говорить ему как-то так: "Поделись со мной твоим (указание нужного мне качества, которое есть у этого человека), а у тебя от этого, его станет в два раза больше."
Сказочные герои и их сказки
Участникам предлагается закрыть глаза и представить сказочного персонажа. Это может быть герой какой-то конкретной сказки, а может просто сказочный образ. Далее участники рассказывают, что это за герой, где он живёт, чем занимается, какой по характеру, какое у него настроение и т.д. Задача ведущего расспросить участника как можно подробнее о его герое.
Затем даётся задание объединиться в пары по социометрическому принципу. «Какой герой вам сейчас ближе, созвучнее, похож на вашего?» Таким же образом пары объединяются в четвёрки и т.д. В конце должно быть две группы.
Задание: «Придумать и разыграть сказочное действие». Время на подготовку 20 минут. Группы показывают свои сценки. Шеринг.
Упражнение в падении
Описание автора: Я кладу тяжелое сложенное одеяло или мат на пол и прошу пациента встать перед ним так, чтобы при падении он приземлился бы на одеяло. Затем я прошу его перенести массу тела на одну ногу, у которой полностью согнуто колено. Другая нота слегка касается пола и используется только для равновесия. Указания очень просты. Человек должен стоять в этом положении, пока не упадет, но он не должен давать себе упасть. Сознательное опускание тела не является падением, пока человек контролирует снижение. Чтобы добиться эффективности падение должно быть непроизвольным. Если имеется установка держать позу, то падение будет представлять освобождение тела от сознательного контроля. Так как большинство людей боятся потерять контроль над своим телом, то это само по себе пробуждает беспокойство. Стояние всей массой на одной ноге создает значительное давление на мышцы этой ноги, чтобы утомить их. В состоянии истощения мышцы не могут поддерживать свое напряжение или сокращение. Они должны уступить, и постепенно появится сильная вибрация. Это так увеличивает чувство в ноге, что она больше не ощущается «сморщенной умершей ногой». В то же время дыхание становится глубже. По всему телу может пройти дрожь, хотя человек не упал, и он с удивлением обнаруживает, что ноги продолжают поддерживать его, хотя сознательный контроль над телом уже снизился. Затем, когда нога наконец не выдерживает и человек падает, происходит значительное облегчение в осознании того, что человек сделан не из железа и что его тело упадет, когда не сможет более поддерживать эту позу. Наконец, человек понимает, что падение - это не конец, не разрушение, и можно подняться заново.
Психодраматическое использование: Это упражнение из арсенала телесно-ориентированных терапевтов можно использовать всегда, когда у директора есть чувство, что протагонист "завис", и ему необходимо ощущение контакта с землей, укорененности. В моей мифодраматической практике я использовал его в разных контекстах. Изменять контекст можно с помощью инструкций. В мифодраме "Жертвоприношения Одина" из скандинавского цикла есть сцена, когда Один висит на Миром Древе, пригвожденный к нему копьем в течение 9 дней, а затем падает с него и обретает новые магические способности (знание рун). В этом случае я переношу акцент на то, что Один висит на огромной высоте, и ему нужно продержаться 9 дней. В мифодраме "Молот ведьм" это же упражнение выполняет роль пытки. Когда протагонист падает, это означает, что ведьма или колдун согласились с предъявленным им обвинением.
"Рождение заново"
Предположим, протагонист говорит: "Как бы я хотел начать жить сначала". Основная тема этого — глубокое чувство неуверенности в том, желанно ли было его появлением на свет. Акт нового рождения может быть сымитирован: для этого используется техника "рождения заново" ("утробы"). Она спланирована так. Терапевт-ведущий просит изобразить чрево при помощи нескольких вспомогательных лиц. Они опускаются на колени лицом друг к другу парами, и кладут руки друг другу на плечи. Так они образуют маленький человеческий туннель, представляющий матку. Свет в комнате может быть притушен, протагонисту велят проползти в матку и улечься там, приняв позу эмбриона. Протагонист может провести несколько минут в молчании или говоря сам с собой о своих ощущениях в "материнской утробе", о будущем или о чем-то, что ему кажется важным. Когда наступает момент рождения, вспомогательные лица, начинают толкать и пихать "ребенка", находящегося в "матке", показывая, что начались схватки. Ведущий или дополнительное вспомогательное лицо может исполнить роль акушера и вытащить протагониста, теперь "новорожденного". Как только протагонист "родится", ему могут быть приданы любящие отец и мать, также представленные вспомогательными лицами. Начиная с этого момента сценарий может развиваться своим ходом.
обычно применяю в сочетании со "смертью". То есть сначала протагонист умирает, его хоронят, похороны должны быть оформлены как ритуал, в нем должны участвовать все значимые, вовлеченные в сцену лица. Затем душа ищет новую семью, и после этого рождается. Задача - вывести протагониста на активность. Применяется не часто, только в тех случаях, когда на лицо очень ранняя травматизация протагониста, например, нежеланный ребенок. Много раз делал в мифодраме, видел в исполнении Марши Карп. Как самостоятельное упражнение делать не рискнул бы.
"Фотоальбом"
Эта техника (Киппер, 1977) сходна с техникой пустого стула, описанной ранее. Ее цель — дать протагонисту возможность изучить еще раз свою самооценку и саморазвитие. Замысел техники очень прост. Терапевт-ведущий просит протагониста взглянуть на пустой стул и поместить на него в своем воображении картинку, изображающую протагониста в, прошлом. А точнее, протагонисту говорят: "выбери одну свою фотографию из фотоальбома". Когда картинка описана, протагонист выбирает вспомогательное лицо, представляющее его на картинке. Ведущий может сказать: "Я хочу, чтобы ты посмотрел на себя такого, какой ты на фотографии, и поговорил с собой о себе, о том, как ты рос и что из тебя вышло". Ведущий также может просить протагониста поменяться ролями с фотографией, позволяя ему тем самым задавать вопросы себе "во взрослом варианте".
"Барьер"
Одна из наиболее известных версий вышеизложенного действия — техника "барьера". Вновь протагонист представляет черту характера, навык (или отсутствие его), отношение, страх, являющийся препятствием — барьером на пути достижения желанной цели. Этот барьер может быть изображен в виде груды стульев или ряда стульев, а может быть сыгран вспомогательным лицом. Эта техника еще называется техникой "стены" или "забора" (Вайнер и Сакс, 1965). Иногда протагонист заявляет о наличии нескольких барьеров. Ведущий может устроить протагонисту встречу со всеми барьерами сразу или по очереди. Подобная встреча напоминает технику встречи с репертуаром ролей, описанную выше. Обычно успешный конец сцены обеспечивает возможность устранить физический барьер или образовать проход между стульями, чтобы протагонист мог свободно пройти или перепрыгнуть через них.
Техника пустого стула
Пустой стул (иногда вспомогательный стул) — это один из наиболее широко известных и часто применяемых методов ролевых игр, в психодраме и гештальттерапии. Здесь протагонист действует без помощи вспомогательных лиц. Вернее, протагонист в этой технике взаимодействует с воображаемым кем-то или чем-то, представленным одним или несколькими пустыми стульями. Стулья служат заместителями отсутствующих лиц, предметов, явлений и т. д. Они могут представлять неодушевленные объекты, такие, как комната, стойка, дом. Они могут представлять точку зрения, черту характера, навык или помехи (имеются в виду место в служебной иерархии, преобладание, профессия или род занятий, страх, чувство собственной неполноценности, препятствия, камень преткновения). Чаще, однако, пустой стул вводится, чтобы представлять человека, с которым протагонист эмоционально связан. Этот человек может быть живым или мертвым, кем-то еще, чьим-то "я" или частью этого "я".
В этой технике протагонист разговаривает с воображаемым кем-то или чем-то в форме монолога или обмена ролями. Протагонист все время меняется ролями и местами с отсутствующим кем-то или чем-то. Этот "двухрельсовый монолог" поддерживает ход действия. Важно, чтобы впоследствии пустой стул был занят конкретным человеком, вспомогательным лицом, с кем бы протагонист мог общаться, как будто воображаемый "кто-то" действительно был здесь.
В своей простейшей форме техника пустого стула использует один стул. Но сцена может быть расширена, усложнена и в этом случае можно использовать несколько пустых стульев, представляющих несколько ролей. Например, могут быть поставлены два стула — один доброжелатель протагониста, другой — злопыхатель. Группа пустых стульев может представлять целый репертуар ролей (муж, отец, поставщик, начальник, помощник, преподаватель, интеллектуальный компаньон, секретарь).
Инструкции. Терапевт ставит пустой стул в центр пространства действия напротив протагониста (или членов группы в случае группового лечения) и дает следующие инструкции: "Я хотел бы, чтобы вы посмотрели на стул. Не смотрите на меня, сконцентрируйте внимание на пустом стуле. Когда смотрите на стул, попробуйте посадить на него в своем воображении кого-то, с кем у вас "не закончен разговор". Попробуйте как можно более отчетливо и точно представить себе этого человека и задержите его образ на несколько секунд".
Затем терапевт спрашивает протагониста или членов группы, насколько четкий образ им удалось воссоздать. Часто люди отвечают, что перед ними прошла череда лиц, прежде чем удалось сфокусироваться на ком-то конкретно. Иногда они говорят, что выбранный образ появляется и исчезает. Терапевт затем продолжает: "Теперь мне бы хотелось, чтобы вы обратились к человеку, которого вы только что представили себе сидящим на стуле, и сказали все, что у вас есть ему сказать".
Рисунок времени
“Представьте себе вашу жизнь от рождения до смерти — прошлое, настоящее, будущее. Нарисуйте, как вы представляете себе течение времени вашей жизни. Отметьте на рисунке направление течения времени — прошлое, настоящее, будущее. Отметьте себя, если вы присутствуете на рисунке. Приступайте”.
Инсценирование рисунка предоставляет исследователю обратную связь, необходимую для более более точного понимания субъективной картины жизненного пути.
Упражнение имеет много модификаций. Например, можно предложить участникам положить свои листочки с рисунками перед собой и выбрать наиболее созвучную картину времени. Потом можно поставить скульптуры и проч.
Телефонный разговор
Цель этой техники — облегчить открытое выражение чувств в отношении другого человека. Техника очень проста. Протагониста просят позвонить человеку, с которым не решен какой-то вопрос. Разговор можно построить в виде монолога, но удобнее иметь вспомогательное лицо на другом конце провода. Техника осуществляется так: терапевт-ведущий дает указание протагонисту описать место, где находится телефон. Затем протагониста просят, используя воображаемый телефон, набрать номер человека, с которым он хочет переговорить, держать в руке трубку и начать разговор словами: "Алло, говорит... Звоню тебе, чтобы..." Протагониста побуждают говорить все, что приходит в голову, и использовать возможность для максимально спонтанных и свободных выражений, пусть даже совсем не тех, которые он осмелился бы произнести в реальной жизни. Если на другом конце провода есть вспомогательное лицо, ведущий может сказать протагонисту: "Этот человек — не тот настоящий человек, с кем у тебя конфликт. Ты можешь сказать ему все, что хочешь. Он не примет это на свой счет". Это упражнение обычно занимает около десяти минут. Если протагонист теряет восприимчивость, слабее реагирует — рекомендуется временно поменять его ролями со вспомогательным лицом, так, чтобы протагонист отвечал на звонок. Обычно эта маленькая манипуляция оживляет диалог.
Временная кончина и оживление группы
Существуют вербальные групповые техники, относящиеся к прототипу I. Хорошим примером такой техники является "временная кончина и оживление" группы. Представьте ситуацию, когда группа временно перестает нормально функционировать из-за сопротивления, из-за некоего напряжения, или тревоги, заставляющей участников выходить из игры, или в силу других причин. В этот момент терапевт-ведущий может принять решение изобразить сложившуюся ситуацию, используя метод буквальной конкретизации. Он просит желающих выйти вперед и представлять группу: "Ты теперь — группа и временно недееспособен, собственно говоря, ты в состоянии, похожем на кому. Я хочу, чтобы ты лег на пол и оставался без движения. При этом ты можешь говорить и отвечать на вопросы товарищей по группе. Но не отвечай тем, кто сидит на своих местах, а только тем, кто подойдет к тебе. Говори сдержанно, помни, что ты в коме, отвечать на каждый вопрос необязательно". Затем ведущий обращается к членам группы и говорит: "Вот лежит бездыханная группа. Выясните, можно ли ее вернуть к жизни, и хочет ли она этого. Можете поступать, как хотите, — похоронить или оживить ее. Можете начинать прямо сейчас". Дальнейших указаний по ходу сцены не делается.
Табу
Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.
Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. "Там лежит то, что нельзя", - говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его "показать" свое отношение.
Материализация тишины
Представим себе, что на сеансе групповой терапии члены группы погрузились в молчание. Не говорит никто, и тяжелое бездействие овладело всеми. Терапевт-ведущий решает следующим образом конкретизировать ситуацию: "Мне кажется, что вас поглотило молчание, тишина. Я бы хотел знать, что такое эта тишина. Давайте поставим в центре пространства действия стул. Он будет представлять молчание группы. Я бы хотел, чтобы один из вас, кто не против, сел на этот стул и стал тишиной". Когда желающий объявляется, ведущий обращается к нему: "Ты — тишина, опустившаяся на группу. Ты персонифицируешь эту тишину, и в этом качестве ты можешь говорить, высказываться, задавать группе вопросы или отвечать ей". Повернувшись к остальным членам группы, ведущий говорит: "Вот ваша тишина. Не могли бы вы рассказать ей, почему сегодня вы принесли ее на наш сеанс? Хотите вы, чтобы она продолжала оставаться здесь или вам бы хотелось изменить ее и каким образом?"
"Зеркало темное - зеркало светлое"
В ходе разогрева членам терапевтической группы предлагается вспомнить моменты своей жизни, когда они смотрели на себя в зеркало и нравились себе, ощущали удовлетворение, и когда они себе не нравились, испытывали недовольство собой, раздражение, или даже отвращение к своему отражению.
Протагонист выбирает двух членов группы на роли себя и своего отражения в зеркале, обозначает границу между пространством "реальности" и пространством "за зеркалом" и меняется ролями со своим отражением в зеркале. Как правило, из роли отражения следуют критические, агрессивные и отвергающие сообщения.
После получения таких сообщений от отражения протагонист из своей роли сообщает о своих чувствах, например беспомощности, печали, отчаяния. Протагонист, как правило, спонтанно значительно увеличивает личную дистанцию от своего отражения. В этот момент директор задает протагонисту вопрос "кто говорил тебе это, от кого ты слышал подобное в течение своей жизни?". В ответ могут быть названы один или несколько значимых других, а также, в некоторых случаях, обобщенные образы, символизирующие определенную социальную группу (учителя, предки по отцовской линии, мужчины, женщины и т.д.) или даже архетипичные фигуры. Все они последовательно вводятся как персонажи, для каждого определяется свое место в пространстве за зеркалом, и эти персонажи посылают свои негативные сообщения протагонисту.
С каждым персонажем разыгрывается отдельный диалог с помощью последовательной смены ролей. В ходе каждого диалога постепенно происходит осознание принадлежности самокритного, самоуничтожающего отношения к себе интроецированным сообщениям родителей или иных значимых других. Происходит как бы внутреннее разделение образа себя и интроектов. В некоторых диалогах протагонист сразу отвечает опровергающими сообщениями, отказом от принятия сообщения от данного персонажа, и тогда директор предлагает ритуал выведения данного персонажа из пространства за зеркалом, в психодраматическое пространство реальных отношений протагониста, где ему определяется соответствующее новое место.
Далее, при необходимости, с персонажами, выведенными из зеркала, может проводиться короткая психодраматическая работа, например, в технике семейной скульптуры или социограммы.
Структурированное упражнение на переигрывание проблемы
1. Директор просит группу разбиться на тройки (четверки, пятерки и проч., в зависимости от численности группы). В течение некоторого времени участники обсуждают некоторые проблемные ситуации. В учебных группах лучше взять ситуации, в которых участники подверглись манипулятивному воздействию, и не нашли решения. В каждой группе выбирается одна, наиболее значимая для всех ситуация.
2. Затем директор просит участников каждой подгруппы в течение нескольких минут распределить роли и разыграть эту сцену.
3. Первая подгруппа разыгрывает свою сцены перед большой группой. Инструкция участникам большой группы: "Внимание, сейчас перед вами будет разыграна сцена. Ваша задача внимательно следить за происходящим, и решить для себя, что бы вы хотели изменить в поведении протагониста. После завершения сцены она будет разыграна повторно, и теперь у каждого из вас будет возможность в каждый момент действия сказать"Стоп", занять место протагониста, и предложить свой способ поведения".
4. Сцена проигрывается повторно, участники предлагают свои способы поведения. Вниманию ведущего! Нужно внимательно следить за тем, чтобы не "расползался" контекст проблемы заданной протагонистом, то есть чтобы вспомогательные я в своей спонтанной игре не задавали нового контекста. Опыт показывает, что риск такого поведения вспомогательных я очень велик. Так же и демонстрация нового способа поведения в данный конкретный момент не должна занимать более минуты
5. Действие продолжается так, как оно происходило в первой сцене, с того момента, когда оно было прервано. В любой момент (в том числе тут же), оно может быть прервано выкриком "Стоп!" нового "хелпера".
6. Опционально - можно вводить протагониста обратно в свою роль и предлагать ему попробовать новый способ поведения. Но можно этого и не делать - зависит от целей группы.
7. По завершении работы с одной подгруппой, переходим к проблемной ситуации следующей.
8. По завершении всего действа - шеринг.
В учебных группах настоятельно рекомендую работать в небольших подгруппах, выбирать очень четко ограниченные, и не слишком травматичные сцены. Для тренировки идеальным вариантом являются какие-нибудь социальные ситуации, не слишком затрагивающие протагониста.