Программа летнего отдыха
"Летний отдых детей является важным оплотом нравственности, культуры, гражданского воспитания." - надпись на транспаранте :)
Отношение к летнему отдыху детей должно быть профессиональным, отсюда и требования к наличию программ и их качеству.
Программы могут быть:
- Комплексные;
- Профильные (например, программа смены для детей инвалидов).
При разработке надо помнить о следующем:
- Программа должна быть написана так, чтобы ее поняли те кто будет с ней работать, достаточно подробно и понятным языком. Нельзя забывать при этом о культуре научного написания;
- Программа должна быть целостной, охватывающей все стороны жизнедеятельности ребенка, все дни смены. При этом нельзя регламентировать каждую минуту ребенка, лишать детей действительно свободного времени;
- Программа смены должна оставлять широкое поле для ее творческого наполнения в течение смены любым из субъектов совместной деятельности. Это касается и форм, и содержания деятельности совместной жизни на всех уровнях;
- Программа должна демонстрировать свой «методический ресурс», под которым понимается информация о педагогах, традициях и особенностях лагеря, материально-техническом обеспечении, особенностях контингента детей и всего того, что обеспечит использование программы.
В структуре программы должна прослеживаться логическая цепочка: актуальность-новизна-целеполагание-содержание деятельности-формы деятельности-предполагаемые результаты, способы их диагностики.
Важный момент программы – постановка целей. Их проработка, уточнение, выстраивание в определенной логике называется целеполаганием (описание целей и задач смены).
Часто цели дифференцируют как образовательные, воспитательные и развивающие. Задачи обозначают конкретные пути достижения целей. Например, цель- развитие коммуникативных навыков ребенка, тогда задачи – знакомство детей с видами и формами общения, создание благоприятной атмосферы, привить навыки общения через участие в…. и др.
В любой программе указываются предполагаемые результаты, итоги выполнения программы. Как и задачи результаты должны быть конкретными и реальными. В общем главный результат развития любого лагеря – это развитие ребенка. Показатели этого развития (укрепление физических и психологических сил ребенка, приобретение им новых знаний, умений, новый положительный жизненный опыт) и должны стать результатом деятельности лагеря.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие требования к программе летнего отдыха детей:
- Актуальность – свойство программы демонстрировать уровень погруженности и ориентации в поднимаемой программой тематике.
- Целостность – требование логического объединения в программе всех действий: от выдвижения целей до описания предполагаемого результата деятельности лагеря.
- Прогностичность – свойство программы работать на перспективу, отражать в целях и действиях не только то, что есть сегодня (популярно, востребуемо), но и прогнозируемые изменения, новые требования к деятельности лагеря.
- Реалистичность – требование к программе быть выполнимой, оптимальной для творческого, материального потенциала конкретного лагеря.
- Оригинальность – качество программы отражать специфику лагеря, его своеобразие, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.
В структуре программы выделяют следующие части:
- Информационная карта:
- Полное наименование программы;
- Автор программы;
- Учреждение заявившее о программе;
- Адрес учреждения;
- Возраст и категории участников;
- Педагогический состав.
- Пояснительная записка:
- цели и задачи программы;
- актуальность;
- используемая методика;
- идея;
- режим дня;
- ожидаемый результат.
- Описание разделов (логика развития, механизм реализации, описание системы действий по воплощению в жизнь замысла).
- Приложение (План-сетка сезона). В лагерях план работы изображают в виде план-сетки. Это такая таблица, где каждая колонка означает день смены и предполагаемые в этот день события. План-сетка должна быть рассчитана как на хорошую, так и на плохую погоду. Отсюда и название «мокрая» и «сухая» план-сетка
Существует 5 подходов в написании программ летних сезонов:
- От социального заказа. Это любят проверяющие и надзорные органы. Например, в России 2019 год объявлен годом театра, в СНГ - годом книги. Темы простые и понятные, легкие в реализации, удобные в исполнении. Прошлый 2018, был объявлен год добровольца, было гораздо сложнее эту тему притянуть к детскому лагерю, но многие справились
- От масс-медиа. Оценив рейтинги популярности тех или иных фильмов, сериалов и передач, прикинув их рекламный бюджет, организаторы отдыха ловят основные тренды и делают смены с такими же названиями. Например, 2012 год, пик популярности передачи «Орел и решка» - только ленивый не сделал в лагере такую смену. Чем удобно? Если в 2019 году выходит 8 премьер фильмов про супергероев , значит все рекламные площадки страны будут заполнены рекламой этих блокбастеров, ну и, соответственно, можно копировать образы и вставлять своё содержание.
- От потребностей родителей. Здесь нам в помощь пирамида Маслоу, потребности они примерно одинаковые у всех мам и пап. Ребёнок должен быть сыт, укрыт, обласкан, охраняем, у него должно быть благополучное окружение, друзья , поддерживающие и заботливые вожатые, он должен развиваться в лагере ( и вот из этого пункта формируются смены- как правила этим пользуются навыковые лагеря), ну и, конечно, он должен быть счастлив
- От личности руководителя программы. Автор летних смен достаёт все то, во что он хочет поиграть , чем он хочет поделиться, чем может заразить команду и своё окружение. Если личность глубокая, многогранная, эрудированная , с жёсткой внутренней цензурой, то получаются прекрасные авторские смены. Ну или получается как получается.
- От интересов ребёнка. В этом подходе встречаются две стратегии: 1)опрос, анкетирование, форсайт - сессия или мозговой штурм 2) исходя из накопленных педагогической наукой знаний, авторы смен могут предположить, что малышам интересны игровые смены, младшим подросткам коммуникативные , старшеклассникам - профориентационные и тд и тп. и из этого строится программа лета.
Пять слагаемых успеха современного лагеря
Не секрет, что сегодня существует огромное количество учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков или, проще говоря, детских лагерей. Как понять какой лагерь лучше? Куда отдать своего ребенка? Из чего состоит успех детского лагеря? Попробуем кратко ответить на эти вопросы.
Успех современного детского лагеря на наш взгляд состоит из пяти слагаемых.
- Руководитель. Без эффективного руководства не может быть успешного детского лагеря. Какой же он, руководитель или директор лагеря? Прежде всего, компетентный специалист и эффективный менеджер. Это человек, имеющий высшее образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет или среднее специальное образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет. Он должен знать нормативную базу, педагогику, психологию, основы физиологии, трудовое законодательство, правила по охране окружающей среды, труда и многое другое. Осуществлять планирование деятельности учреждения, руководство всем кадровым составом, организовывать все процессы жизнедеятельности учреждения и контролировать результат. Ну и, как говорил товарищ Дынин в фильме «Добро пожаловать или посторонним вход запрещен» , всецело способствовать гармоничному развитию вверенных ему подопечных, чтобы «Что ни день— 100 грамм, что ни день — 100 грамм. А то и 150!». Подобно капитану корабля, который с помощью карт и навигационного оборудования следит за судном, определяет его курс и скорость, директору детского лагеря жизненно необходимо владеть современным программным обеспечением, помогающим в управлении ДОЛ. Самой удачным примером таких программ на сегодняшний день является crm- система «B2CAMP».
- Команда. Была раньше такая фраза: «Кадры решают все»! Кадры – это правильно подобранные люди, которые могут провести фрегат под названием «детство», по волнам «романтики и приключений». К правильно подобранным людям относятся. Заместитель директора по воспитательной работе – «правая рука» директора, его главный помощник который решает все важные вопросы в реализации смены. Методист или методисты (их могут еще называть старшие вожатые) – люди, которые непосредственно работают с вожатыми, направляют, поддерживают, а если надо проводят воспитательные беседы с провинившимися вожатыми. Психолог – специалист по работе с внутренним миром детей и вожатых. Решает конфликтные ситуации, помогает «найти себя» тем, кто «потерялся», проводит психолого-педагогическую диагностику в течение летней смены. И, конечно же, вожатые, которые, безусловно «душа лагеря», его основная надежда и опора. Зачастую говоря о педагогических кадрах, незаслуженно забывают тех людей которые обеспечивают все основные процессы жизнедеятельности- медики и повара, бухгалтеры и менеджеры отдела продаж, сотрудники технических службы и службы охраны. Когда все эти люди живут с осознанием важности общего дела, одинаково понимая цели и задачи, можно с уверенностью сказать- что это хороший лагерь.
- Цель. Идея и понимание, куда и зачем мы «плывем». И это не только означает быть в русле всех современных течений и понимания политики сферы детского отдыха и оздоровления. Это, прежде всего то, что мы хотим видеть в своем детском лагере. Каким мы видим наш лагерь и ребенка, который в нем находится. Цель – это компас, который делает осмысленным каждое наше действие, который придает нам уверенность, что мы движемся в правильном направлении. Цель всегда ложится в основу программы детского лагеря. Цель формулирует принципы деятельности, к цели подбираются методы, приемы, формы работы, а также средства для реализации намеченной цели.
- Дети. Как корабль без пассажиров превращается в призрак, в «Летучий голландец», так и жизнь в детском лагере замирает и останавливается когда там нет детей. Современные дети, какие они? Если задать себе этот вопрос, то сразу возникает столько ответов. И все эти ответы могут носить как положительные, так и отрицательные оттенки. К примеру, у современных детей наблюдается отставание в развитии эмоционально-волевой сферы (дети инфантильны, несамостоятельны, мотивация снижена) на фоне развитого по возрасту интеллекта. Однако, если раньше пятилетний ребенок собирал картинку из 5-6 частей, и это расценивалось как нормальное развитие, то сегодня дети в 2-2,5 года без особого труда собирают пазлы из 12 частей. Следовательно, наши основные задачи заключаются в том, чтобы слабые стороны личности современного ребенка превратить в сильные. Научить самостоятельности, ответственности, сформировать основы для положительной мотивации к учебе, труду и т.д. Все это возможно успешно реализовать в условиях детского лагеря. Ведь современные дети, по-прежнему верят в сказки, чудеса и ждут, что их мечты обязательно сбудутся.
- Материально-техническая база. В современном лагере необходимы комфортные условия проживания: благоустроенные теплые корпуса, душ, комнаты со всеми удобствами для проживания, просторные светлые холлы для занятий, ухоженная территория, наличие места для купания (выход к морю, или бассейн), Интернет и многое другое. Конечно, некоторые возразят: «Вот мы в свое время жили в палатках, пели песни у костра, без туалетов и т.п.». Ключевое слово здесь «свое время». Сейчас другое время, другие дети, другой ритм жизни и мы с вами должны это учитывать. Кто, из нормальных родителей, выбирая сейчас в какой лагерь отдать своего ребенка не смотрит на материально-техническое обеспечение? Думаю, что таких нет.
Таким образом, успех современного лагеря состоит из пяти составляющих: руководитель, команда, цель, дети и материально-техническое обеспечение. Современный лагерь должен стать тем прекрасным фрегатом «Детство» плывущим по волнам романтики и мечты, уютным домом для тех десятков или сотен мальчишек и девчонок, которые приезжают к нам и чью жизнь и здоровье доверили нам их родители.
Но каким должен был быть ваш лагерь? Определенно, отличающимся от других!
- - У вас будут ответственные вожатые! Правильно, но разве у других безответственные?
- - У вас будет очень насыщенная программа! Хорошо, но разве у других не так?
- - У вас будут реально крутые игры! – ну, допустим. Но ведь есть лагеря с крутыми играми.
Фишку лагеря придумывать уже вам...