Подвижные игры детей России
«Ручеек»
Эту игру знали и любили еще наши прабабушки, и дошла она до нас почти в неизменном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым, эта игра иного рода – эмоционального, она создает веселое и жизнерадостное настроение.
Правила ее просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор.
Игрок, кому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.
Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка»… И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется долго, беспрерывно – чем больше участников, тем веселее игра.
Салки (пятнашки)
По счету одного из игроков – салки (пятнашки) все остальные разбегаются. Задача салки-водящего – догнать убегающего и осалить, запятнать. Осаленный становится водящим.
Каждый новый водящий поднимает руку и кричит: «Я салка!». Не разрешается сразу же пятнать предыдущего салку.
Для усложнения игры можно установить такие, скажем, дополнительные правила: нельзя салить того, кто успеет упасть на землю, упираясь на ладони и носки вытянутых ног; или замрет на одной ноге, держа другую ногу, отведенную назад двумя руками.
А можно условиться, что в безопасности от пятнашки будет тот, кто дотронется до деревянных или каменных предметов.
Спастись можно и в «доме» - специально очерченном круге. Игра становится еще интереснее, если пятнать не рукой, а небольшим мячом.
Два плюс один
Играющие становятся в одну шеренгу группами по три. Игрок, находящийся в середине, стоит спиной к направлению бега. Двое других берут его за руки. По сигналу судьи они трогаются в путь по направлению к финишу. До финиша 15-20 метров. Победитель определяется по трем попыткам.
Каракатица
На расстоянии 9-12 метров от финиша играющие выстраиваются в две шеренги, стоя спиной друг к другу. Каждая пара скрещивает руки на уровне локтевых суставов и приседает. По сигналу судьи каждая такая пара стремится первой достигнуть финиша, продвигаясь вперед небольшими шагами или прыжками.
Прыгалки
Прыгалки – это игры со скакалкой. Но и здесь детская фантазия выдумала столько неожиданных вариантов, что прыгалки могут по своей занимательности соревноваться с любой самой азартной игрой.
Например, вариант «Зеркало». Ведущий прыгает со скакалкой, меняя через каждые десять прыжков способ прыганья. Остальные повторяют движения с максимальной точностью.
Здесь раздолье для выдумки – и прыжки, скрещивая и разводя руки, и высоко поднимая колени, и крутя скакалку так быстро, чтобы она успела сделать два оборота за один прыжок и т.д. Кто первый ошибется, тот и проиграл.
Многие мальчики игры со скакалкой считают девчоночьей забавой. И совершенно напрасно! Скакалка – любимый спортивный снаряд гимнастов, футболистов и даже боксеров.
Способов прыжков со скакалкой – великое множество. Можно прыгать одному, а можно – по двое, по трое, на одном месте и в движении.
Скакалка под ногами
Играющие делятся на 2-3 команды и становятся в колонну по одному. Первый и второй игроки берут за концы скакалку и отделяются от колонны. По сигналу судьи они проходят вдоль всей колонны, а игроки подпрыгивают на месте, стараясь не задеть скакалку. Затем первый игрок становится в конец колонны, а второй и третий продолжают игру тем же способом. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не окажется во главе колонны. Побеждает команда первой закончившая игру.
Тяни-толкай
Соревнуются пары детей в беге на 20-30 метров. Пары, взявшись за руки, бегут, касаясь спинами друг друга. Прибежав к финишу, возвращаются на старт.
Получается, что в одну сторону играющий бежит нормально, а в другую – пятится спиной.
Лягушки
Очень веселая спортивная игра-тренировка. Все участники выстраиваются на линии старта. По сигналу все одновременно приседают, прижимая руки к бедрам, и начинают прыгать к линии финиша. Такие прыжки напоминают прыжки лягушек. Побеждает тот, кто допрыгает первым.
Гладиаторы
На земле чертится «ринг» - круг диаметром 3-4 метра. Играющие, разделившись на две команды, посылают по одному «гладиатору» в круг. Каждый боец стоит на одной ноге, подгибая другую и заложив руки за спину. Прыгая на одной ноге, игроки начинают выталкивать друг друга из круга. Руки при этом использовать нельзя, только корпус.
Вытолкал противника за черту или заставил его встать на обе ноги – победил, принес очко своей команде. В бой вступает следующая пара.
Эта игра считается силовой, но только на силу полагаться нельзя. Гораздо важнее быть ловким и сообразительным.
Можно усложнить игру и соревноваться с завязанными глазами.
И обязательно нужно выбрать судей, чтобы веселая игра не перешла в глупую драку.
Перетяги
Команды становятся у черты друг против друга. По сигналу соревнующиеся хватаются за руки и стараются перетянуть противника через черту. Переступивший черту обеими ногами считается пленником и выходит из игры. Победивший теперь может помочь товарищам – обхватив за талию игрока своей команды, вместе с ним перетягивает противника. Можно играть и так: игроки, стоящие друг против друга, хватаются за правые руки, левые – за спиной, и перетягивают одной рукой. Побеждает команда, захватившая больше пленных.
«Волк» во рву
Старинная игра, описанная во многих книгах, может прекрасно развлечь на перемене в школьном дворе.
На площадке чертится коридор (ров) шириной до одного метра. Ров можно начертить и зигзагообразно – где уже, где шире. Во рву располагаются водящие «волки» - два, три или больше: это по договоренности. Все остальные играющие – «зайцы» - стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться осаленными.
Если «зайца» осалили, он выбывает из игры.
«Волк» может осалить «зайца», только находясь во рву. «Зайцы» ров не перебегают, а перепрыгивают. Вот и все правила.
Достань камешек
Для игры требуется крепкая веревка длиной в 2-3 метра и два небольших камешка.
Двое соревнующихся берутся за концы веревки ( для удобства на концах веревки можно завязать узлы или сделать петли) и расходятся, натягивая ее. На одинаковом расстоянии от каждого игрока кладется камешек. По сигналу каждый старается, перетянув противника, достать свой камешек.
Два стула и веревочка
Ставится два стула спинками друг к другу на расстоянии 2,5-3 метра один от другого. Под стульями по полу протягивается веревочка или скакалка так, чтобы концы ее слегка высовывались из-под стульев. Двое игроков садятся на стулья спиной друг к другу. По сигналу судьи каждый из них бежит влево, обегает стул соперника, возвращается к своему стулу, садится на него так, чтобы веревочка оказалась между ступнями ног, и вытягивает веревочку из-под стульев. Побеждает тот, кто вытянет ее быстрее.
Коробейники
У каждого играющего поднос с бортиками 1-2 см, на котором лежат 15-20 игрушек, на голове – картуз. Нужно пробежать 30 м, обежать стул и вернуться на линию старта, не растеряв ни одной игрушки. А если игрушка выпала с подноса, надо остановиться, поднять ее с пола, положить на поднос и бежать дальше.
Штандр
Игроки встают в начерченный на земле круг, один из них подбрасывает мяч вертикально и одновременно кричит, кому ловить. Если названный игрок поймал мяч с воздуха, он подбрасывает его для другого игрока – и так до тех пор, пока кто-нибудь не уронит мяч на землю. Этот игрок становится водящим. Он поднимает мяч с земли, подбрасывает его и кричит: «Штандр!» Разбежавшиеся в разные стороны игроки замирают на месте. Водящий должен попасть мячом в любого, причем перед этим можно сделать три шага по направлению к игроку, а тот не должен шевелиться. В случае промаха водящий получает штрафные очки, все бегут в круг, и здесь игрок, в которого промахнулся водящий, подбрасывает мяч, как в начале игры. Если же водящий попал в игрока, штрафные очки достаются этому игроку, а водящий получает право подкинуть мяч в круге. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не наберет условное число штрафных очков.
Зеваки
«Зеваки» — игра очень древняя, рассчитана она на внимание и сообразительность. Затеять эту игру можно на любой, даже маленькой полянке. Для старой подвижной игры понадобятся жгут, кушак или просто длинная ветка.
Все играющие садятся на траву лицом к центру круга. Руки держат за спиной. Сидеть в кругу нужно плотно, на расстоянии не больше полусогнутой руки друг от друга. Один из играющих — водящий. Он ходит со жгутом позади круга, напевая какую-либо песенку, и тем временем тихонько подбрасывает жгут кому-нибудь из ребят, сидящих в кругу. Как только жгут положен на землю, водящий замолкает. Это принимается как сигнал. Если игрок, сидящий в кругу, вовремя не заметил подброшенного ему жгута, то водящий, обойдя круг, тихонько поднимает жгут и начинает хлестать этим жгутом того, кто зазевался. Тут уж вскакивай и беги вокруг круга. Можно бежать вправо, влево. Задача — суметь обежать круг и снова занять в нем свое место. Но если свободное место успевает занять водящий, водить доведется зазевавшемуся игроку.
Если подброшенный жгут сидящий в кругу обнаружил вовремя, он должен взять жгут в руки, осторожно приподняться и внезапно начать хлестать им того, кто оказался его соседом справа. Тот вскакивает и спасается, бегая по кругу. А водящий, который только что подбросил жгут, старается обойти круг раньше состязающейся пары, чтобы занять освободившееся в кругу место. Теперь к кругу осталось одно свободное место. Оно достанется тому, кто первым, обежав круг, успеет его занять. Для того чтобы быстрее оказаться на свободном месте, убегающий может бежать в любую сторону, а тот, кто его преследует со жгутом, может тоже выбрать наиболее удобное ему направление, бежать следом или навстречу. Он подгоняет жгутом убегающего до тех пор, пока тот не успеет сесть в круг. Если убегающий прозевал свое место, пробежал мимо, игрок со жгутом имеет право это место занять. Тогда жгут передают тому, кто прозевал свое место. Теперь водить будет он. Посмотрите старую подвижную игру «Зеваки» на рисунке.
Классики
Для этой игры подойдет любая площадка – утоптанная земляная или заасфальтированная. Начертить прямоугольник шириной в 1 метр и длиной 2-2,5 метра. Прямоугольник расчертить, например, как показано на рисунке 1.
Теперь об игре. Прежде всего, надо установить очередность – кто за кем будет играть. А правила в классиках простые. Играющий становится перед передней чертой и бросает небольшой плоский камешек или коробочку в первый класс. Затем необходимо на одной ноге прыгнуть в первый класс и ударом ноги выбить камешек (коробочку) за пределы фигуры, перепрыгнуть черту назад. Затем камешек бросают во второй класс, допрыгивая до него на одной ноге, и тоже выбивают его за черту. Так проходят все классы.
В «дом» где разрешается встать на обе ноги, можно попасть, только перепрыгнув на одной ноге через «огонь». Вогнавший камешек в «огонь» подвергается «экзаменам» - зажав камешек или коробочку под коленом, он должен проскакать на одной ноге все классы. Если камешек уйдет не в тот класс или ляжет на черту, то промахнувшийся уступает место другому играющему. Такому же наказанию подвергается наступивший на черту.
Можно наказывать, оставляя на «второй год» или переводя на класс назад, - условия зависят от предварительной договоренности. Многие, усложняя игру, не просто выбивают коробочку за черту, а «ведут» ее, толкая из квадрата в квадрат, через все классы.
Классики почему-то считаются игрой для девочек. Ничего подобного! Мальчикам советуем пересмотреть свое отношение к классикам – это прекрасная нагрузка на ноги, игра хорошо развивает глазомер. А вариант с прыжками в круговом направлении еще и способствует развитию чувства равновесия, вырабатывает хорошую координацию движений. Так что не смущайтесь, чертите квадраты: классики – игра спортивная! (Рис.1)