Оформление план-сетки работы лагеря на смену
План-сетка – это компактное содержание работы лагеря на смену. В нем отражается основное событие, дело (или несколько дел) дня. Режимные моменты там не фиксируются, для этого существуют распорядок дня и путевки дня.
Для того чтобы детям было интересно знакомиться с делами, которые ожидают их в течение смены, рекомендую план-сетку оформить оригинально. Предлагаю некоторые варианты такого оформления.
- 1-й вариант: каждый день можно отразить соответствующим рисунком.
- 2-й вариант: план-сетка изображается в виде старинной карты (края ватмана обжигаются, для того чтобы «карта» выглядела более старой, затем на «карту» наносится план работы на смену – см. рис. 1).
- 3-й вариант: можно изобразить события смены на «ступнях ног», которые шагают от одного дня к другому (рис. 2).
Существует множество вариантов оформления плана-сетки, все зависит только от вашей фантазии, воображения и творчества.
ПАМЯТКА ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА
Независимо от того, какую цель ставят разработчики программы для себя, цель всей летней работы – оздоровление и развитие каждого ребенка с опорой на индивидуальность и неповторимость воспитанников в специфических условиях лагеря.
Среди задач необходимо выделить:
- задачи для всего коллектива (например, физическое развитие, укрепление здоровья, развитие творческих способностей, познавательных интересов и др.);
- задачи, связанные с особенностями возраста;
- задачи индивидуального развития с учетом зоны ближайшего развития, личностных интересов и потребностей в отрядах, группах, мастерских, секциях, организованных по разновозрастному принципу; с помощью индивидуальных бесед, встреч.
Учитывая цели и задачи, в ежедневную деятельность необходимо включать:
- умственную деятельность (интеллектуальные мероприятия, лаборатории и т. д.);
- практическую деятельность (спорт, туризм, труд, занятия в творческих коллективах и т. д.);
- эстетическую деятельность (музыка, театр, живопись);
- досуговую деятельность с преобладанием игровых форм, творчества, прогулок на природу и др.
К сожалению, массовая практика дает немало примеров низкого уровня эффективности организованного летнего отдыха. Основные нарушения при этом – недостаточно используется своеобразие окружающей среды, мало используется трудовое участие детей в жизни лагеря. Поэтому для положительного результата, для достижения целей программы необходимо использовать многообразные формы деятельности детей:
- игры – создают эмоциональный фон жизнедеятельности детского коллектива;
- природу – в условиях лагеря выходы на природу бывают ограниченными. Все-таки надо признать, что порой необоснованно много времени дети проводят в закрытых помещениях (например, репетиции, просмотр телевизора);
- туризм – это новизна обстановки, романтика;
- спортивные мероприятия – дают огромный положительный заряд, укрепляют организм;
- труд – необходим при жизнедеятельности любых коллективов (детских особенно).
И кратко напомним еще раз о составлении самой плансетки...
Если смена тематическая - то конечно все названия игр и мероприятий называть согласно тематике.
План-сетка - это лишь "протокол", план действий на смену. Начинка - суть каждой игры, интерес самим и детям.
- первые 3 дня - это оргпериод - игры на знакомство друг с другом, лагерем, придумывание визитки отряда, период завершается открытием смены - представлением отрядов, зачином общелагерной канвы, которая будет как ниточка тянуться всю смену.
- далее - основной период - "развлечения по полной", развитие, обучение чему-нибудь (кружки). Купание, спорт
- последние 3 дня - заключительный - прощальные игры, завершение начатых дел, награждение. Концерт, костёр.
Каждый день - разбивайте на 3 периода: до обеда, до ужина, до отбоя.
- Утром - подвижные игры: спорт-соревнования, ответственные репетиции, и т.д.
- После полдника - можно и в зале что-нибудь провести, природа - купание, прогулки.
- После ужина - костры, огоньки, общелагерные глобальные представления.
Рисуете сетку - и расписываете приблизительно чего бы хотелось сделать, не забывая про периоды смены и время суток.