Организационно-деловая игра для педагогов "Четыре портрета"
В методической литературе, посвященной работе с вожатыми, немало внимания уделено тренингам, организационно-деловым играм и другим формам взаимодействия, направленным на оптимизацию отношений вожатого с подопечным в процессе их взаимодействия в лагере. Данный сценарный план организационно-деловой игры (ОДИ), нацелен на решение проблем, возникающих при взаимодействии вожатого с «трудными» подростками.
Такая форма работы, как ОДИ, обычно построена на принципе моделирования различных ситуаций в детском лагере. Цель ОДИ — выработка наиболее эффективных решений. При этом решаются разные задачи, среди которых: оснащение педагогов способами взаимодействия с детьми и подростками, в том числе «группы риска»; развитие рефлексии по отношению к своему профессиональному ресурсу; формирование умения вести себя в типичных конфликтных ситуациях на смене в детском лагере; развитие навыков саморегуляции и психогигиены; создание в коллективе атмосферы психологической безопасности.
ОДИ строится по схеме, состоящей из нескольких параметров. К ним относятся:
- — игровой замысел;
- — четко очерченные правила;
- — игровые действия;
- — познавательное содержание (что отличает ОДИ от игр вообще);
- — оборудование;
- — итоговый результат.
Игровой замысел проявляется в названии игры и может быть выражен в виде проблемы, которую предстоит решить. Правила помогают определить поведение участников в ходе игры и порядок действий. Познавательное содержание заключается в приобретении определенных знаний и навыков в процессе решения проблемы, поставленной игрой. К оборудованию относятся вспомогательные средства: фломастеры, бумага, аудио и видео материалы, и другие предметы. Итоговый результат проявляется в завершение игры в виде решения проблемы и сопровождается обязательной рефлексией. Итак, игра.
Цель
Развитие навыков профессиональной коммуникации и педагогической рефлексии; создание условий для развития профессионального мышления и возникновения благоприятного психологического климата.
Оборудование
Специально подготовленная аудитория (класс, актовый зал со стульями, расставленными для четырех групп участников), небольшой мяч, карточки с иллюстративным материалом, ватман, фломастеры (доска, мел).
Ход игры
Участники делятся на четыре группы.
После приветственного слова ведущего им предлагается продолжить высказывания: «Я думаю, что наши подопечные по сравнению со своими сверстниками...», «Мне кажется, что наши подопечные по сравнению со своими сверстниками пятилетней (десятитилетней) давности...». Все высказывания записываются на доске (или ватмане). При выполнении этих упражнений предлагается отмечать как позитивные, так и негативные особенности современных детей и подростков. Ведущий обращает внимание на те характеристики подопечных, которые вызывают у педагогов наибольшие трудности в процессе взаимодействия.
Затем ведущий предлагает выделить те качества подопечных, которые являются наиболее значимыми, с точки зрения педагогов, для обучения, общения, социализации. По мере записи на доске (ватмане) участникам предлагается отметить на 10-балльной шкале (возможны варианты) количество баллов по тому или иному качеству у «среднего» ребенка. В каждом случае не учитываются максимальные и минимальные показатели, на основании оставшихся определяется средняя величина. Педагоги могут называть самые разные качества, например «речь», «какой-то мотив», «чувство ответственности за свои поступки».
После того как работа над «портретом» завершена, ведущий обращает внимание на то, что такой усредненный набор качеств может быть присущ разным подросткам. Он предлагает вожатым, чтобы они, опираясь на собственный опыт, описали нескольких «трудных» подопечных, используя те качества, которые приведены в таблице. Далее ведущий просит придумать обобщенные названия для каждого из представленных педагогами типов. Названия могут быть различными, например «наглый малый», «шикарная девица», «серая мышка», «плакса» и т.д. Эти названия не являются научными и взяты из лексикона педагогов. Ведущий зачитывает психолого-педагогические характеристики четырех типов подопечных. После этого ведущий (или его ассистент) демонстрирует шаржированный портрет.
Наглый малый
Подросток этого типа стpeмитcя к лидepcтвy в группе, и, как правило, ему это удается. С легкостью игнopиpyeт ycлoвнocти и aвтopитeты. Oбычнo дeйcтвyeт aктивнo, готов oтcтaивaть cвoи пpaвa. Oбщитeльный, в пoвeдeнии пpивык opиeнтиpoвaтьcя на стереотипы, принятые в ближайшем окружении. Отличается спонтанностью в поведении, не способен прогнозировать результат своих действий и высказываний, безответственен. Часто использует ненормативную лексику.
Любые эмоции проявляются очень ярко, во время разговора склонен к лишним движениям и выраженной жестикуляции. Любит играть, часто на «грани фола», при этом болезненно переносит поражения.
Peшитeлeн, cклoнeн к pиcкy, нe тepяeтcя пpи cтoлкнoвeнии c нeoжидaнными cитyaциями. Увepeн в cвoиx вoзмoжнocтяx, инициaтивeн. Зачастую имеет дocтaтoчнo выcoкий ypoвeнь интeллeктyaльнoгo paзвития, может быть тoчным и успешным в дeлax, кoтopые ему привычны. Oднaкo eмy нe xвaтaeт aктивнoгo cтpeмлeния к нoвым дocтижeниям и ycпexaм, а также внyтpeннeй нeyдoвлeтвopeнности coбoй.
Иногда не видит границы между свойственным ему артистизмом и клоунством, неуместной экcцeнтpичнocтью вo вpeмя зaнятий cepьeзными дeлaми. То же самое относится к лидерским тенденциям, которые иногда бывают агрессивны, построены на мнимом превосходстве над сверстниками.
Шикарная девица
(«Девицей» может быть и юноша, чрезмерно озабоченный впечатлением, которое он производит на окружающих.)
Предпочитает одежду, подчеркивающую фигуру или отдельные ее части. Активно использует косметику, иногда злоупотребляет ею. Для нее исключительно важной является оценка ее внешности значимыми окружающими. В зависимости от настроения может играть в Девицу-вамп или в Наивную девочку.
По характеру зависима, несамостоятельна, уступает более сильным, однако в окружении младших (или слабых) может оказаться лидером, так как привлекает к себе внимание не только мальчиков, но и девочек. Не способна к длительным привязанностям.
Не может быть долго сосредоточенной на чем-либо одном. Мечтательна. Читает (точнее — просматривает) только молодежные и «женские» журналы. Любит большие и шумные компании, сплетни.
Серая мышка
Аккуратная неброская одежда, не по возрасту взрослое выражение лица. Периодически возникает некоторая отрешенность и отгороженность в глазах. Подросток несколько скептичен, что внешне проявляется в опущенных уголках рта.
Не слишком хорошо координирован, реакция несколько замедленная, поэтому неуспешен во время подвижных или спортивных игр на уроках физкультуры. Сторонится шумных одноклассников с их забавами. Более охотно общается с младшими или новичками, то есть с теми, кто по социальному статусу ниже его, и общается до тех пор, пока их статус не изменится. Избегает установления близких, эмоционально окрашенных отношений.
Склонен к меланхолической мечтательности, уединению, более того, страдает от того, что вынужден постоянно находиться среди большого количества людей. Учится неплохо, старательно. Может браться за задания повышенной сложности, но не всегда справляется с ними, так как не хватает творческого подхода.
Плакса
Проявляет зависимость в поведении как от сверстников, так и от взрослых. Неспособен к самостоятельной оценке обстоятельств, а также к принятию решений. Скромен, старателен, наблюдателен.
Для подростка этого типа характерна определенная «привычная» жертвенность, он занимает место аутсайдера в любом коллективе. Несмотря на наносимые ему обиды, стремится к общению, нуждается в «опекуне». Часто, будучи не принятым в среде сверстников, тянется к взрослым.
Вынужденная замкнутость может сочетаться с недостатком интуиции, неумением понять чужие переживания, почувствовать неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение, уловить момент, когда не следует навязывать свое присутствие.
Обладает низкой самооценкой, ориентирован на неудачу, поэтому способен отказаться от любой деятельности («все равно у меня ничего не получится!»). Этим он создает впечатление, что капризен.
Завершая чтение «характеристик», ведущий напоминает, что описанные типы не исчерпывают всего многообразия «трудных» подростков и редко встречаются в «чистом виде».
Затем ведущий предлагает вспомнить наиболее характерную проблемную ситуацию с участием «трудного» подростка (опоздание на урок, неприготовленное домашнее задание, отказ от выполнения задания на уроке и т.д.). Каждая из четырех групп участников получает задание воспроизвести стратегию поведения ученика одного из типов и предложить способы конструктивного взаимодействия в конфликтной ситуации.
Выполнение этого задания позволяет вожатым «прожить» конфликт в роли подопечных.
Подводя итоги, ведущий предлагает участникам закончить одну из фраз: «Мне наиболее сложно строить отношения с... (называется один из четырех типов), потому что...», «Для меня важно, что я умею в общении с... (называется один из четырех типов) делать (чувствовать, прогнозировать)...»