Начинаем разговор
Игра для младших подростков
Все эти игры представляют собой короткие, хорошо структурированные действия. Они не предполагают игрового сюжета, моментов проживания или серьезного выбора и носят скорее обучающий, чем развивающий характер. Именно такого рода действия нужны детям на этапе адаптации в лагере.
Парадокс, но младшие подростки в меньшей степени готовы к погружению в серьезное и глубокое психологическое содержание, чем малыши. Для периода адаптации к новым условиям это нормально.
Этапы игры «Начинаем разговор»
- 1. Разминка.
- 2. Интервью с ровесником.
- 3. «Ярмарка» умений.
- 4. Обсуждение игры.
Оборудование
Два листа ватмана, лепестки цветка для интервью с текстами вопросов (из листов формата А4), сердцевина цветка, разрезанная на нужное количество паззлов, восковые мелки или цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, клей.
Ход игры
Разминка
Для ее проведения могут быть использованы любые психогимнастические упражнения: их выбор ведущий может сделать по своему вкусу. Главное — энергетически настроить отряд на взаимодействие друг с другом и на работу.
Обязательно следует провести с детьми упражнение «Имя и движение».
«Имя и движение»
Дети, стоящие в круге, делают шаг вперед, называют свое имя и совершают некоторое несложное движение (хлопок, приседание, движение руками, поворот на месте и т.д.). Затем они возвращаются в круг.
Потом выбирается водящий. Он становится в центр круга, произносит какое-нибудь имя и делает любое движение. Участники должны сделать шаг вперед, хором сказать названное ребенком имя и повторить его движение.
Начинает игру ведущий.
Интервью с ровесником
С помощью жребия участники делятся на пары. Каждый получает приготовленный заранее «лепесток». На нем уже написаны вопросы, которые участники в парах должны задать друг другу, и оставлено место для ответа. Вопросы: «Твое любимое существо?», «Твое любимое занятие?», «Чего ты терпеть не можешь?», «Твой любимый мультфильм?», «Когда у тебя день рождения?»
Наверху «лепестка» — место для имени того, у кого берется интервью.
На интервьюирование друг друга отводится 5–7 минут. Затем дети возвращаются в круг и рассказывают о своем партнере. «Лепестки» по ходу рассказа детей приклеиваются ко второму листу ватмана, в центре которого заранее нарисован круг — сердцевина будущего цветка.
Ведущий подводит общий итог этого этапа работы, обращает внимание детей на цветок: каждый из них — лепесток этого удивительного цветка, а что же в центре?
Ярмарка умений
Ведущий раздает детям небольшие кусочки цветной бумаги.
Ведущий. Каждый кусочек — это паззл. Собрав правильно все эти паззлы, мы получим сердцевину нашего цветка.
Кстати, чтобы не терять времени напрасно, круг на ватмане — будущая сердцевина цветка — уже подготовлен ведущим для прикрепления паззлов: тонкими линиями нарисованы их границы.
Ведущий. Сейчас каждый из вас на этом кусочке бумаги напишет, какие свои умения, способности, дарования он готов подарить отряду, чем может поделиться со всеми.
Затем каждый озвучивает написанное, а ведущий комментирует ответы участников, например: «С Олей нам не страшно идти в поход с ночевкой — вкусный обед нам обеспечен!» Или: «На лагерных «Веселых стартах» нам нечего бояться: Толя со своей ловкостью непременно победит!» И так далее.
По ходу рассказа детей паззлы приклеиваются к листу ватмана. Через некоторое время сердцевина цветка заполняется, и весь цветок отряда в целом тоже завершен.
Если кто-то из детей в этот день отсутствует, для его лепестков должно быть оставлено место, а его паззлы приклеиваются пустыми. Ведущий просит детей непременно доделать «Цветок отряда».
Обсуждение игры
С нашей точки зрения, игры такого рода не предполагают серьезного обсуждения. Достаточно спросить детей об их самочувствии, понравилась ли им игра, и если да, то чем именно. Ведущий подводит итог и благодарит детей и взрослых за участие. Ватманы остаются в холле отряда, хорошо, если они сохранятся до следующей психологической игры.
Педагогическое продолжение
Эффективным продолжением этого психологического действа будет анализ дня, который проведет уже вожатый, на тему: «Чем я могу помочь отряду?» На этом анализе дня можно, вспомнив «Ярмарку умений», составить этакий каталог умений детей отряда и придумать, как эти умения использовать в жизни отряда в течении смены лагеря.