Наставничество: система обучения вожатых

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
H2v06ytPojAm.jpg

Школа для новичков вожатского отряда решает следующие задачи:

  • Комплексная подготовка вожатых, повышение их профессиональных навыков;
  • Усвоение вожатыми единых фирменных стандартов деятельности вожатского отряда;
  • Адаптация новичков, усвоение ими норм и правил поведения, принятых в вожатском отряде;
  • Повышение уровня лояльности говичков к принципам сезонной детской программы;
  • Повышение мотивации к работе (опытные вожатые служат для новичков своеобразными «звездами», на которых хочется равняться);
  • Неформальная, предварительная диагностика уровня различных умений новичков;
  • Получение обратной связи от новичков об их взглядах на перспективы сезонной детской программы;
  • Укрепление корпоративного духа вожатского отряда в целом.


Внутренняя школа успешно функционирует, развивается, «набирает обороты», но при этом существенная часть обучения новичков проходит в виде общих тренингов: новички учатся у более опытных вожатых. С первого дня за новичком (или несколькими новичками) закрепляется «учитель», на практике - это старший вожатый. Изучение техник и методик работы с детьми, конкурентных преимуществ конкретной детской программы, корпоративной культуры детского лагеря - все идет непосредственно под руководством старшего товарища.

В чем ценность данной системы обучения для вожатского отряда? Наставничество выполняет следующие функции:

  • эффективная и систематическая передача знаний, опыта наиболее успешных вожатых новичкам;
  • передача корпоративных ценностей вожатского отряда, функция «общественной памяти», сохранения и накопления опыта вожатского отряда;
  • обеспечение системности, целостности обучения, контроль за усвоением знаний;
  • мотивирующая функция:
    • для опытных вожатых – статус наставника, реализация потребности в признании, уважении;
    • для стажеров – наставник как модель;
  • функция развития вожатского отряда.


Система наставничества предполагает:

  • разработку и утверждение «Положения о наставничестве»,
  • подготовку наставников,
  • разработку системы мотивации,
  • внедрение системы наставничества во все аспекты деятельности вожатского отряда.


Обучение вожатых-наставников является одним из разделов курса «Управленческая компетентность» в рамках Внутренней школы вожатского отряда. Для этих целей создана специальная программа – тренинг наставничества.

Процесс наставничества

  1. Знакомство. Анализ знаний, умений и установок нового вожатого. Переход на личный контакт, нахождение общих тем и интересов, установление доверительных отношений с новичком. Демонстрация своего расположения и поддержки - новичок должен чувствовать защиту, поддержку, помощь.
  2. Представление и знакомство с текущим составом вожатского отряда, разъяснение функций и взаимодействия между вожатыми. Рассказ о правилах внутреннего распорядка детского лагеря и структуре сезонной детской программы. Постановка целей и задач на обучаемый период, подготовка «плана вхождения в вожатство».
  3. Рассказ об основных принципах взаимодействия в вожатском отряде, культуре, корпоративной солидарности, фирменных стандартах-фишках. Базовые принципы деятельности вожатого – ориентированный на детей подход в подготовке мероприятий.
  4. Игротехника, классификация по группам, направлениям, классу, методам. Принципы работы, назначение, фундаментальные знания в области детского командообразования.
  5. Первое мероприятие и детальный «разбор полетов» по схеме (этапы проведения мероприятия):
    • Установление контакта с подопечными детьми, использование речевых модулей.
    • Выяснение потребностей подопечных ребят – основа успеха в взаимодействии с ними.
    • Презентация вожатого, «заточка» подопечных детей на начальную деятельность, введение в состояние успеха, после мероприятия «в довесок» последействие.
    • Аргументы в пользу одной модели работы с детьми, не умоляя достоинств другой, аргументы в пользу менее интересной модели.
    • Работа с обратной связью с детьми.
    • Завершение работы с детским коллективом. Вожатские пожелания и детская рефлексия по прошедшей смене «в дорогу».
  6. Типы детей, особенности работы с подопечными детьми.
  7. Доскональное изучение наиболее ходовых, несложных методов взаимодействия с детьми. Привыкание к темпу взаимодействия с детьми «до автоматизма», спокойствие и уверенность в общении.
  8. Психология проведения более сложных мероприятий с детьми.
  9. Нестандартные ситуации в работе с детьми, новые, творческие методы. Самосовершенствование.
  10. Вопросы – ловушки по технике вожатства от наставника на сообразительность. Уход от каверзных вопросов детей.
  11. Работа в режиме аврала, работа одновременно с избыточно большой детской группой, экономия собственного времени, минимизация лишних движений.
  12. «Холодный душ» - осознание собственного несовершенства, самосовершенствование, «загибание растущих пальцев».


Цель тренинга:

  • осознать важность и уникальность системы наставничества;
  • представление методики обучения стажеров-вожатых,
  • практическая отработка предложенной методики.

Программа тренинга рассчитана на 1 день (8 часов), на группу от 6 до 12 человек.

Идея тренинга – ведущий (тренер) группы является наставником для участников, обучает обучать новичков.

Стержнем программы является последовательность изучения этапов наставничества:

  1. «Я расскажу, ты послушай»;
  2. «Я покажу, ты посмотри»;
  3. «Сделаем вместе»;
  4. «Сделай сам, я подскажу»;
  5. «Сделай сам, расскажи, что сделал».

Каждый этап предполагает использование обратной связи.

На первом этапе тренинга происходит осознание собственного опыта обучения («я в роли стажера») и процесса обучения («как мне передают знания, умения»).

Второй этап – введение понятий «наставничество», «этапы процесса наставничества», «заземление» теоретических основ на практическую деятельность участников тренинга.

Третий - составление участниками группы плана вхождения в вожатство. Этот документ поможет каждому из них в дальнейшей работе четко понимать цели, задачи обучения, на каком этапе, в какие сроки, какие результаты должен достигнуть стажер.

Четвертый - тренер делится своим опытом обучения новичков, соотнося свой практический опыт с теоретическими основами наставничества, используя при этом этапы наставничества. Например,

  • «я расскажу, ты послушай» - тренер рассказывает, как он строит процесс обучения.
  • «я покажу, ты посмотри» - рассказ об этапах деятельности вожатого (как закрепление этапа «я расскажу, ты послушай») и показательное мероприятие наставника, ее детальный разбор.
  • «сделаем вместе» - участники группы с помощью тренера разрабатывают методику обучения стажеров (или презентации вожатых-новичков).
  • «сделай сам, я подскажу» - участники тренинга отрабатывают ранее разработанную методику в группах, тренер помогает, подсказывает.
  • «сделай сам, расскажи, что сделал» - «презентация ученика», детальный разбор. Участники тренинга еще раз смогут закрепить ранее пройденный материал.

В связи с тем, что наставники являются опытными вожатыми и ранее участвовали в тренингах, детальный разбор запланирован только на двух из этапов – выявление способностей новичков и презентации им наиболее сложных моментов в деятельности вожатского отряда.

Пятый этап - вопрос, на который должен найти ответ каждый участник группы – какими качествами должен обладать наставник и что он должен сделать для того, чтобы стать успешным учителем для новичка.


Наставничество является, возможно, самым важным и успешным методом, способствующим развитию профессиональных навыков вожатого. Кроме того, эффективность семинаров, тренингов, проходящих в вожатской школе, возрастает, когда они дополняются наставничеством. Обучение проходит прямо на конкретной вожатской деятельности, под руководством опытного наставника, которого новичок теперь хорошо знает; они опираются на рабочие ситуации и на реальные проблемы. При этом исходный профессиональный уровень обучаемого может быть самым разным – от полного отсутствия нужных навыков до «солидного багажа», тогда наставник своими советами помогает новичку влиться в вожатский коллектив, освоить стандарты работы с подопечными детьми, корпоративную культуру вожатского отряда.