Народные игры и забавы 2
Игры юных австралийцев
Охота на кенгуру
Эта игра пришла к ребятам от бытовавшего раньше ритуала охотников-австралийцев. Отправляясь на охоту, австралийцы, вооруженные копьями, бумерангами, чертили на земле контур кенгуру и с расстояния 40-50 метров метали свое оружие в изображение животного. Меткое попадание предвещало удачную охоту.
Теперь этот ритуал стал любимой детской игрой. На песчаной площадке рисуют контур кенгуру и обводят рисунок небольшим кругом. Из упругих веток тростника, кустарника мастерят копья, очищают, заостряют, окрашивают в яркие цвет» каждый по-своему и даже украшают копья пестрыми лоскутками, перышками. С оговоренного расстояния, примерно 5-10 метров, ребята по очереди бросают свои копья в изображение кенгуру. Каждый старается попасть в голову животного. Чем ближе к цели, тем выше оценка. Тот, кто наиболее меток, тот и победитель.
Утконосы
В этой игре австралийские ребята подражают повадкам малознакомого нам и очень любопытного животного, которое водится только в Австралии.
Игра заключается в следующем. К концу палочки прикрепляется веревочка или ремешок примерно в метр длиной. На конце висит вырезанная из дерева рыбка, это приманка. Играющие медленно, с оглядкой кружат по площадке, волоча по земле приманку. Задача играющего – «утконоса» – наступить ногой на чужую приманку, но и не зевать, чтобы в это время кто-то не наступил на его приманку. Чья приманка поймана, тот выбывает из игры. Бывает, что два «утконоса» одновременно наступают на приманку друг друга, тогда оба выбывают из игры.
Игра развертывается стремительно. Не проходит 3-5 минут, как из большой группы играющих на площадке остаются 2-3 самых ловких «утконоса». Кто-то из них быстро выбывает, и остается один. Он победитель. Игра начинается сначала.
Игры детей Боливии, Испании и Кубы
«Такон»
В Боливии ежегодно в июле проводятся большие народные праздники – фиесты. Это веселые карнавалы, танцы, спортивные состязания и игры. В них принимают участие и дети. Вот одна из таких веселых игр. Ее называют «такон» («каблук»).
В кружок собрались ребятишки. По жребию один из них «такон». Он опускается на колени, глаза ему закрывают платочком, или он сам должен прикрыть их ладонями. Кто-либо из играющих берет в руку палку и тихонько подкрадывается к опустившемуся на колени товарищу. Стараясь изменить свой голос, он произносит присказку, которая звучит примерно так: «Тук-тук-тук-тук об каблук». И в такт этой присказке ударяет палкой по каблуку стоящего на коленях товарища. Зажмурившийся должен угадать, кто ударил. Если угадал, они меняются ролями, Ошибся – по каблуку стучит следующий участник игры.
«Унидад»
«Унидад» – по-испански «единица». Так и стало это слово названием игры только потому, что ее игровая площадка похожа на начертание римской единицы. Гватемальские ребята вычерчивают контуры этой площадки (в виде римской единицы) простой палочкой на земле. Длинный прямой коридор заканчивается двумя основаниями – нижним и верхним. На этих основаниях стоят игроки. В руках у них теннисные мячи.
Начинающий игру бросает свой мяч так, чтобы он, ударившись о землю на его половине коридора, рикошетом перелетел к противнику. Задача противника поймать мяч на лету и отослать обратно. Непойманный мяч дает начавшему игру одно очко и право на следующий ход. Если мяч отбит рукой или пойман и отослан назад, начавший игру теряет подачу. Он теряет подачу и в том случае, если брошенный им мяч ударился о землю за чертой, на территории противника или за линией игровой площадки. Играют до 25 или 50 очков.
«Иамада»
Игры с мячом любят на Кубе и взрослые и дети. Одна из любимых детских игр с мячом – это «иамада» – «вызов».
Игра проводится на любой площадке, где только можно начертить круг диаметром не менее 10 метров. Все игроки, за исключением водящего, размещаются за линией круга. Водящий – в центре, у него мяч. Он трижды ударяет мячом о землю, а в четвертый раз, подхватив его, подбрасывает высоко, свечой вверх, и громко называет имя любого из играющих, что стоят наготове за пределами круга. Это и есть вызов – «иамада». Тот, кто вызван, должен вбежать в круг, успеть поймать мяч и постараться тут же «осалить» мячом кого-либо из играющих. Задача выполнена, и он получает одно очко. Но если вызванный в круг сумеет «осалить» мячом водящего, он получает два очка. Кто наберет больше очков?
Игры русских ребят
Сначала надо собрать игроков. Для этого прокричи такие стишки-зазывалки.
* Кто будет играть В интересную игру? А в какую - не скажу! А потом не примем, За уши поднимем, Уши будут красные, До того прекрасные... (стишок повторяется несколько раз). * Тай, тай, налетай, В интересную игру! Кто опоздает - в небо улетает. * Тай, тай, налетай, В интересную игру! Всех принимаем и не обижаем!
СЧИТАЛОЧКИ
* Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть, К нам сорока прилетела И тебе водить велела. * Тара-бара, Домой пора, Ребят кормить, Телят поить, Коров доить - Тебе водить!
А эта считалочка - особая. Все становятся в круг и выставляют вперед руки со сжатыми кулаками. Водящий произносит считалку, касаясь кулака каждого стоящего в кругу.
Шла кукушка мимо сети, А за нею - малы дети. Все кричали: "Кук-мак", Убирай один кулак!
Водит тот, чей кулак останется последним.
ГОРЕЛКИ Играющие выстраиваются парами, взявшись за руки, друг за другом в ко-лонну. Впереди, спиной к ним, становится водящий - горельщик. Играющие поют:
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! Глянь на небо - птички летят, Колокольчики звенят: Динь-дон, динь-дон, Выбегай из круга вон!
После этого игроки, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Их задача - успеть встать перед первой парой и снова взяться за руки. Задача горельщика - поймать кого-то из них. Если ему это удалось, то он с пойманным игроком становится перед первой парой, а оставшийся без пары становится водящим. Если горельщик никого не поймал - он водит еще раз.
Игры чувашских детей
Тили-рам? (Кого вам?)
В игре участвуют две команды. В первой части игры обе команды строятся в линию лицом друг к другу на расстоянии 10-15 м.
Игроки первой команды говорят хором: "Тили-рам, тили-рам?" ("Кого вам, кого вам?") Другая команда называет любого игрока из первой команды. Тот бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Затем выкликают игрока из другой команды.
А во второй части игры получившиеся команды перетягивают друг друга через черту, держась за канат.
Правила игры Если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не порвал цепь другой команды, то он сам остается в ней. Победившая команда определяется перетягиванием каната.
Игры татарских детей
Хромая лиса
Перед началом игры на земле рисуются два круга: диаметром 5-10 м (курятник) и диаметром 1-2 м (дом хозяина). Играющие (их может быть от пяти до двадцати человек) выбирают хозяина и лису. Остальные играющие - куры. Лиса бежит мимо дома хозяина. Хозяин спрашивает ее: "Куда ты?" - "За шубой", - отвечает лиса. После этого хозяин "засыпает", а лиса бежит в курятник и должна, прыгая на одной ноге, поймать кур (куры бегают на двух ногах). Если лиса осалила курицу, та становится лисой.
А хозяин из своего круга следит за тем, чтобы лиса все время скакала на одной ноге. Если же лиса встанет на две ноги, хозяин "просыпается", бежит в курятник и ловит ее. Если поймал, то сам становится лисой.
В узелки
В эту игру хорошо играть всем классом. Платок или шарф завязывают в узелок. Все выбирают водящего и садятся в круг на расстоянии 1,5-2 метра друга от друга. Водящий выходит из круга, а игроки начинают перекидывать узелок соседу справа или слева. Тот ловит и кидает тоже в любую сторону. Водящий бегает и старается поймать узелок. Если он даже коснулся узелка, игрок, у которого он был, начинает водить. Запомни: водящий не может входить в круг! Нельзя дразнить водящего, "играть в собачки" - нужно сразу, получив узелок, перекидывать его другому игроку. Нельзя кидать узелок через центр круга. Игры белорусских ребят
Игра «Просо»
Выбирают водящего. Все становятся в шеренгу. Водящий подходит к любому в шеренге и говорит:
- Приходи к нам просо полоть! - Не хочу. - А кашу есть? - Хоть сейчас! - Ах ты гультай!
После этих слов водящий и «лодырь» обегают шеренгу с разных сторон, стремясь занять место «лентяя». Оставшийся без места водит.
Мельница
Все становятся в круг и начинают перебрасывать соседу мячик - сначала медленно, потом все быстрее. Кто уронил мячик или бросил неправильно, тот выбывает из круга (игры). Последний оставшийся - победитель.
Игры мордовских ребят
Клёк
Линия кона 1 х 1 м
Квадрат для клёка 15 х 15 см
Для этой игры нужны: биты - палки по числу участников (70-80 см), 1 небольшая деревянная чурка (клёк)
Играют до 10 человек. Чертят два квадрата (посмотри на нашу схему). В маленький квадрат ставят чурочку-клёк. От центра большого квадрата (он называется кон) на расстоянии 8-10 шагов выкапывают лунки по количеству игроков.
Водящий стоит у «клёка», сбоку. Игроки с битами становятся у лунок - пяткой в лунку. Игроки по очереди бросают биты, стараясь выбить клёк за пределы кона.
Если клёк выбит, водящий бежит за ним: нужно успеть схватить клёк, поставить на место и занять лунку игрока. В это время игрок должен быстро взять свою би-ту и вернуться к лунке. Игрок, на успевший занять свою лунку, становится водящим. Если клёк не сбит броском или бита упала близко от водящего, игрок должен дожидаться своей очереди и следующего удачного броска. Правила. При броске нельзя заходить за линию кона и выходить из лунки. Водящий следит, чтобы никто не выходил из лунки. Если это случается, водящий может занять место нарушившего правило игрока.
Игры украинских детей
Чаклун (Колдун)
Перед началом игры с помощью считалки выбирают колдуна. Все игроки разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный замирает с разведенными в стороны руками - он "заколдован". Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Однако колдун следит за своим пленником, и как только кто-либо снимает чары, он должен повторным ударом снова напустить их. Еще он старается заколдовать и тех, что отваживается выручить товарища.
Запомни: Заколдованный игрок стоит на месте, не двигается! Если тебя заколдовали три раза подряд, ты сам становишься колдуном, а тот, кто был колдуном, присоединяется к играющим.
Хлибчик (Хлебец)
Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлибчиком.
- Пеку-пеку хлибчик! (Это выкрикивает хлибчик) - А выпекешь? (спрашивает задняя пара) - Выпеку! - А убежишь? - Посмотрим!
С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлибчиком А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это есу удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком. Игра повторяется в том же порядке.
Игры немецких ребят
Blinde Kuh (Слепая корова)
С помощью считалки выбирают водящего. Ему завязывают платком глаза (он-то и будет «слепой коровой»). Все остальные игроки разбегаются, а задача водящего их поймать. Игроки помогают ему, хлопая в ладоши. Поймав игрока, водящий должен его узнать. Если узнал - тогда «слепой коровой» на следующий кон становится пойманный игрок.
Игры вьетнамских, иранских и японских детей
«Прыжок барса»
Вьетнамские ребята очень любят игры, в которых надо показать свое уменье высоко и далеко прыгать. Одна из таких игр у них называется «прыжок барса». Эту игру вполне можно провести на любой площадке, в пионерском лагере. Для игры нужны две длинные палки. Во Вьетнаме ребята пользуются ровными и прочными стеблями бамбука. Концы палок держат в руках двое ребят, примерно одного роста. Остальные участники игры, отойдя на выбранную ими дистанцию, разбегаются и прыгают через эту преграду. Те, кто держит палки, имеют право хитрить: они то раздвигают палки, то сужают между ними расстояние, могут их опустить или поднять, но сами при этом не должны двигаться с места. Тот, кто удачно прыгнул через палку, считается «барсом», а тот, кто застрял, возвращается на линию старта и ждет своей очереди для новой попытки.
«Топа»
«Топа» – веселая иранская игра с мячом. На площадке чертятся два круга – один в другом. В центре маленький, всего 1 метр в диаметре. А большой – диаметром в 3-5 метров. Это игровое поле. В центре малого круга кладется «топа» – это ярко раскрашенный резиновый мяч, размером с футбольный. Участники игры, их может быть 8-12 человек, становятся вокруг внешней пинии большого круга, Их задача – прорваться через поле большого круга к мячу и выбить его ударом ноги или руки за пределы большого круга. Однако сделать это непросто. Мяч, лежащий в центре, охраняют двое водящих. Они свободно движутся по игровому полю большого круга, и каждый, кого они «осалят» – коснутся рукой выбывает из игры. Кому удастся выбить мяч, тот считается победителем, и игра начинается сначала.
Существует еще и такой обычай: если водящим удалось «осалить» всех атакующих и никто из них не смог выбить мяч за круг, им полагается приз.
«Турнир змеев»
Красочные воздушные змеи, змеи с трещотками, змеи-драконы, злые и смешные чудовища украшают обычно все веселые карнавальные праздники Японии. Мастерить из бумаги и тонких планок ярких змеев, умело запускать их в полет любят ребята многих стран. А в Японии существует еще и много игр с летающими бумажными змеями. Тут и состязания на дальность и высоту полета, на необычную форму, особо придуманную трещотку.
На рисунке показаны декоративные японские змеи. Вы можете сделать их сами и по-своему. Но, помимо состязаний в изготовлении змеев, в искусстве их запуска, существует еще и такая игра – «турнир змеев».
Участники игры, запустив своих змеев, сближаются на условленной площадке и по общему сигналу начинают управлять своими бумажными летающими «чудовищами» с таким расчетом, чтобы зацепить нить летящего змея соперника, опустить его к земле.