Набор миксеров 17
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Картотека упражнений и игр (можно составить вариант описания игр в виде таблицы, которую можно разрезать на карточки для удобства использования во время занятий)
Название | Краткое описание | Цель игры | Участники | Особенности |
---|---|---|---|---|
1. «Снежный ком» | По кругу каждый называет свое имя и имена уже назвавшихся перед ним. | Знакомство и сплочение группы | до 15 | Тренируем внимание и память. |
2. «Путаница» | Каждый берет за руки двух разных людей, стоящих, желательно, не рядом. Задача – не разнимая рук, распутаться в новый круг. | Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения. | 5-10 | Перед началом – установка на необходимость бережного отношения друг к другу. Можно использовать для завершения занятия. |
3. «Белые медведи» | 2-3 человека берутся за руки цепочкой «белые медведи» Задача - замкнуть цепочку вокруг остальных участников - «пингвинов». | Разрядка | 5-25 | Безопасное помещение |
4. «Черные шнурки» | Все сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тем, у кого, например, черные шнурки. Задача: всем найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто место не нашел, становится ведущим. | Возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее. | 6-25 | По мере овладения игрой ведущие могут называть все более интересные признаки, включая отношения в группе. |
5. «Вася – Вася» | Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям и щелчков пальцами. Во время первого щелчка называют свое имя, во время второго - имя того, на кого смотрит (не сбиваясь с ритма). | Знакомство, внимание, Наблюдательность, координация. | 5-10 | Желательно во время называния чужого имени смотреть на адресата. |
6. «Имена-качества» | Каждый придумывает какое- либо качество личности, свойство характера, начинающееся на ту же букву, что и имя (например: Лариса- любовь, Сергей- скромность). | Знакомство, создание доброжелательной атмосферы. | до 20 | Подходит для начала 3-4 занятия, когда участники уже чувствуют себя в безопасности. |
7. «Вопросы на бумажках» | Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ. Вопросы складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый участник отвечает на тот вопрос, который ему достался. | Знакомство, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны. | . | Возможен уход от серьезной работы - написание вопросов типа «Какого цвета у меня волосы» - Ведущий предостерегает. |
8. «Мозговой штурм» | Все участники обсуждают проблему и выносят предложения по определенным правилам. Важно очень четкое соблюдение принципов демократии. | Демократическое решение или обсуждение любых вопросов. | до 20 | Техническое обеспечение: ватман, маркеры разных цветов. |
9. «Я никогда не…» | Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не …». Остальные участники загибают по одному пальцу, если для них утверждение неверно. Выигрывает тот, у кого останется последний незагнутый палец. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности. | Знакомство в игровой форме. | 5-15 | Выигрывает человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает с самым богатым (положит. влияние на самооценку человека). |
10. «Знакомство по парам» | Участники разбиваются по парам, желательно по принципу наименьшей «знакомости». В течение 5 минут рассказывают друг другу о себе, потом представляют партнера другим участникам, говоря о нем от первого лица, стоя за спиной и положа руки на плечо сидящего впереди партнера. | Знакомство, опыт общения, опыт восприятия информации о другом и о себе со стороны. | Четное 8-16 | Упражнение может вызвать сильное переживание, во время обсуждения надо это учитывать. |
11. «Поиск общего» | Группа делится на двойки, и каждая находит несколько общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью. | Знакомство, вни-мание к личности др., самопрезентация. | 8-30 | Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках |
12. «Хлопки» | Участники стоят по кругу и передают друг другу хлопки. Каждый может изменить направление движения хлопков. | Разрядка, концентрация внимания. | 5-20 | Опыт сравнения в необычной форме: еще раз знакомимся друг с другом. |
13 «Времена года» | Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомимически изображает свое время года, задача всех остальных - угадать какое. | Разрядка, знакомство, сплочение группы. | 10-25 | Пластические особенности проявления – для наблюдения педагогом личных особенностей, поведенческих стереотипов, для организации дальнейшей работой с «зажатыми». |
14. «Дни рождения» | Участники молча строятся в линейку по дням рождения. | Разрядка, знакомство, сплочение группы | 5-30 | . |
15. «Построиться по …» | Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, цвет волос, веселость, активность, размер обуви, цвет глаз, длине рук и т. д.) | Разрядка, сплочение. Осознание относительности любой системы оценки. | Любое | Важен комментарий по поводу разных систем оценки. Это поможет подростку осознать тот факт, что оценка зависит от критерия, а не его личности. |
16. «Разгоняем паровоз» | По кругу по два хлопка в ладоши. Задача - постепенно уменьшать интервал между хлопками до команды ведущего, затем обратный процесс. | Сплочение, ощущение общности группы. | Любое | В темпе. Игру можно многократно использовать для концентрации внимания. |
17. «Колпак» | «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Все поют песню несколько раз, каждый раз прибавляют обозначение слова жестом. Последнее исполнение песни — жестами. | Разрядка, смех, ощущение цельности группы. | Любое | Хорошо проводить во время заключительных занятий. |
18. «Дракон» | Все участники встают в цепочку. Первый — «голова дракона», последний — «хвост». Голова должна поймать хвост, а остальные – мешать / помогать. | Разрядка, сплочение | 5-15 | Безопасное помещение |
19. «Эхо» | Один человек что-то говорит всем остальным, которые стоят напротив и повторяют как эхо. | Взаимодействие «личность-группа», обратная связь | 5-25 | При желании можно добавлять жесты |
20. «Переманивания» | Половина групп сидит на стульях лицом в круг, половина стоит за стульями сзади. На одном стуле никто не сидит, и задача того, кто стоит сзади, переманить кого-то на свой стул так, чтобы это не заметил тот, кто стоит за стулом. Задача того, кто стоит за стулом, не пустить (поймать) «своего» сидящего. | Разрядка, сплочение, проявление личных взаимоотношений | 11-25 не четное кол-во | Стоит обратить внимание на энергетику подвижных игр, когда одновременно требуется сосредоточить внимание и сконцентрироваться. Важен и юмористический комментарий относительно победителей и отстающих. |
21. «Шишки, желуди, орехи» | Группа разбивается на тройки и встает в колонки по трое, лицом в круг. Первые в колонке – «шишки», за ним «желуди». За ними «орехи». Ведущий стоя в центре называет один из предметов и все названные должны себе найти место впереди любой другой тройки и ведущий в том числе. Все участники получают новые названия соответственно положению в тройках. Тот, кому не хватило места, будет ведущим. | Разрядка, концентрация внимания. | 13-25 | . |
22. «Птицы, блохи, пауки» | Группа делится на две команды. Каждая, втайне от другой, решает, кем она будет: «птицами», «пауками», или «блохами». Две команды встают в линейки в центре зала лицом друг к другу. По команде показывают друг другу жест, обозначающий выбранное животное. Пауки убегают от птиц, блохи от пауков, птицы от блох. Тот, кто не успел добежать до противоположной стороны, переходит в другую команду. | Разрядка, концентрация внимания. | 10-30 | Просторное, безопасное помещение. Можно проводить не в помещении, регулируя пространства для «отбегов» групп. |
23. «Салки-обнималки» | Водящий может осалить того, у кого нет пары (за пару надо крепко держаться). Если образовалась тройка, салить можно того, кто присоединился последним. | Разрядка, взаимовыручка. | 6-30 | Просторное, безопасное помещение |
24. «Зеркало» | В парах один человек повторяет движения другого. Вариант — вся группа повторяет движения одного. | Межличностное взаимодействие, пластичность. | Любое | Еще один микротренинг на пантомимическое отражение других. |
25. «Бурундуки» | Ведущий на ухо называет каждого участника каким- либо животным. Все встают в круг и берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное, и соответствующий ребенок выпрыгивает на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры: ведущий называет животное, имя которого присвоено большинству. | Разрядка, смех, противодействие в отношениях с группой. | 10-30 | Упражнение могут применяться для разрядки, но могут послужить и обсуждению стилей и степени агрессивности водящих, которые попытаются выполнить задания, «несмотря ни на какие правила безопасного взаимодействия. |
26. «Салки по трое» | Три человека берутся за руки, образуя треугольник. Четвертый должен осалить одного из тройки, а двое других должны его защитить. Ведущему нельзя протягивать руку через центр. | Взаимовыручка, опыт защищать и быть защищенным. | Кратно 4-м | . |
27. «Кузнечик» | Участники садятся в круг на коленки. У всех в руках по однотипному предмету. Все поют песню «В траве сидел кузнечик» и на каждый такт передают свой предмет соседу справа. Во время припева предмет не передается. А в такт мелодии передвигаются с места на место перед участником. | Разрядка, смех. | 6-15 | Но при желании можно добавить соревновательность. В этом случае тот, кто путается , выбывает из группы. |
28. «Поджигатель» | Все берутся за руки цепочкой и закручиваются вокруг одного человека в плотный клубок. Один из участников «поджигатель» предлагает группе «огонек». Сначала все отказываются, затем соглашаются и когда «поджигатель» дотрагивается до крайнего участника, цепочка раскручивается с целью поймать в круг «поджигателя». Когда поймают – издают громкий вопль. | Разрядка, сплочение группы. | 6-12 | У некоторых участников игры тесный физический контакт внутри «клубка» может вызывать напряжение. |
29. «Телетайп» | Участники встают в круг, держась за руки. Один из участников посылает телеграмму, называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу незаметным нажатием рук. Задача ведущего, который стоит в центре, заметить пожатие. Тот, кого заметили, становится ведущим. | Групповое сплочение, снятие возбуждения. | 6-20 | Тренинг внимательности. Можно использовать для завершения занятий. |
30. «Рисунок с пово-дырем» | Группа разбивается на пары, одному из пары завязывают глаза. «Поводырь» подводит партнера к рисунку на стене и, используя только вербальные инструкции, помогает ему дорисовать элементы рисунка. | Снятие возбуждения, межличностный контакт. | Любое четное | Рисунки надо подготовить заранее. Во время игры обращать внимание на то, что происходит со «слепым». |
31. «Койот и кролик» | Участники сидят в кругу и передают друг другу 2 мяча, один -«кролик», другой — «койот». Задача «койота» — поймать «кролика» «Кролик» может прыгать из рук в руки, а «койот» только передаваться из рук в руки сидящих рядом. Если 2 мяча оказались в одних руках — «койот» поймал «кролика» | Разрядка, снятие возбуждения, тренировка реакции. | 6-15 | Довольно сложное упражнение, дети с замедленным типом мышления могут не справляться и выпадать из процесса. |
32. «Два паровозика» | Участники разбиваются на команды по 5-6 человек и стают «паровозиком». Голова паровозика зрячая, все остальные слепые. Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Ведущий, дотрагиваясь до последнего «вагона», переходит на место паровоза. | Сплочение, опыт ответственности. | 5-30 | Просторное, безопасное помещение, ведущий следит за безопасностью. |
33. «Фруктовая корзина» | Участники сидят в кругу, ведущий в центре. Каждый придумывает себе название фрукта. Ведущий говорит, какие фрукты он купил на базаре и они должны поменяться местами. Задача ведущего — успеть занять место. Тот, кто остался без места — ведущий. | Разрядка. | 6-15 | Внимание, концентрация, быстрота реакции. Отслеживаем динамику тех, кто слабореактивен. |
34. «Стул сгорел» | Стулья (на один меньше, чем участников) ставятся в круг сиденьями наружу. Все бегают по кругу, не касаясь стульев, а по команде ведущего садятся. Тот, кому не хватило стульев, выбывает. | Разрядка. Регуляция чувства соперничества. | 6-30 | Неизбежен соревновательный характер игры. При большом количестве участников можно убирать несколько стульев. |
35. «Поросята и котята» | Участники делятся на «поросят», «котят» и «утят». Все закрывают глаза и, издавая соответствующие звуки, должны найти своих собратьев. | Разрядка, веселое взаимодей-ствие. | 6-30 | Ведущий заранее говорит, что не будет играть, т. к. следит за безопасностью. |
36. «Мячик-ледышка» | По кругу из рук в руки передается мячик, который в зависимости от инструкций то «ледышка», то «мячик», то горячая картошка. То что-либо еще. Принимаем мяч в зависимости от того, что он означает. | Развитие воображения. Правдоподобность действий. | 6-10 | Возможен всплеск агрессивности / либо демонстрация растерянности во время передачи мячика. |
37. «Ассоциации» | Мяч перекидывается в кругу (произвольно), и каждый, у кого в руках мяч, называет слово. Тот, кому перекинули мяч, называет слово-ассоциацию к сказанному предыдущим участником. | Ассоциативное мышление, быстрота реакции. | 6-20 | Может быть задана тема для ассоциаций. Игра может быть переходом от одного блока работы к другому. |