Набор зимних игр 4
В мягкий зимний день, когда снег чуть тает, хочется заняться лепкой из снега. Безграничная детская фантазия подскажет, какие интересные и выразительные фигуры можно вылепить. Если потом в мороз облить их водой, получатся ледяные статуи. Ими хорошо украсить школьный двор, площадку для игр или каток.
В хорошую погоду играть можно на любой утоптанной снежной площадке. Обледенелые места нужно посыпать песком, чтобы кто-либо из игроков не поскользнулся, не упал и не ушибся. Важно, чтобы все ребята участвовали в играх и энергично двигались, а не стояли на одном месте. Если температура воздуха опускается ниже 8–10 градусов мороза, то больше часа играть на холоде не рекомендуется.
Вот несколько таких игр для школьников младшего и среднего возраста
«Снежный тир»
Эта игра – соревнование в меткости. Играть могут сразу несколько ребят. Снежный тир устроить очень просто. Каждый игрок мелом чертит на стене или заборе круг диаметром 80 см. Все круги, конечно, должны быть одного диаметра. На расстоянии 4–6 м от этих мишеней проводится черта. С этой черты игроки по сигналу начинают метать снежки, каждый в свою мишень. Кто первым залепит снежками свою мишень, тот и побеждает.
Правила игры
- Перед началом ребята готовят определенное количество снежков, одинаковое для всех.
- В то время, когда игрок готовит новые снежки, остальные участники не прекращают метать в цель.
- Переходить черту во время метания не разрешается.
Залп по «городку»
Две команды готовят снежки и становятся за общей чертой. Перед каждой из команд на расстоянии восьми шагов ставят по городку. Обе команды одновременно дают «залп» снежками, каждая по своему городку. Сбитые городки отставляются на один шаг дальше. Затем следуют новые залпы. Сбиваемые городки отодвигаются от черты метания каждый раз на один шаг.
Команда, сумевшая за условленное число залпов отодвинуть свой городок дальше другого, побеждает.
В один залп каждый игрок имеет право метать только один снежок.
Переступать за линию метания нельзя.
«Хоровод»
Участники игры лепят несколько небольших снежных комьев и кладут их на середину площадки. Затем берутся за руки и по сигналу начинают двигаться по кругу, причем каждый игрок стремится заставить своего соседа задеть какой-нибудь снежный ком в середине круга. Чтобы не задеть кома, игрок может отбегать, перепрыгивать через ком, упираться в землю, но не отпускать при этом рук своих соседей. Игрок, задевший ком или выпустивший руку соседа справа, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останутся три игрока. Они и считаются победителями.
Правила игры
- Разрешается тянуть друг друга только руками. Толкаться или ставить подножки нельзя.
- После выхода из игры очередного участника, задевшего ком, круг игроков начинает двигаться в другую сторону.
«Лисья тропа»
По периметру большого круга, диаметром в 5–9 м, в снегу вытаптывают тропинку. Поперек круга также прокладывают несколько тропинок. Там, где эти тропинки пересекаются с окружностью, делают небольшие кружки – «лисьи норки». Количество их должно быть меньше, чем число играющих: один игрок должен оставаться без норки. Водящий (охотник) становится в центре круга, остальные игроки (лисицы) занимают места в кружках – норках. У одной лисицы нет своей норки, охотник и стремится поймать ее. Бездомная лиса старается скрыться от погони в одну из нор и выгнать оттуда засевшую там другую лисицу. Если же ее поймает охотник, то пойманная лисица становится охотником, а прежний охотник – лисицей.
Победителями считаются те, кто за время игры не попадалcя охотнику ни разу или побывал в роли охотника наименьшее число раз.
Правила игры
- В одной норе не могут находиться одновременно две лисицы; выгнанная лисица должна искать себе новое место.
- Охотник и лисицы бегают только по тропинкам. Лисицы не могут менять взятое сначала направление; охотник же имеет право останавливаться, где ему угодно, и возвращаться обратно, если это будет выгодно для него.
«Чьи сани быстрее»
Команды становятся за общей начальной чертой. Впереди команд, на расстоянии 20–25 м, проводят вторую черту. По сигналу первые номера каждой команды впрягаются в сани и перевозят одного из товарищей за противоположную черту. Там первые номера и остаются, а с пустыми санками подбегают к своим командам те игроки, которых только что перевозили (вторые номера). Теперь они впрягаются в сани и перевозят следующих игроков (третьи номера); сами остаются за чертой, а возвращаются третьи номера; и т.д. Команда, которая скорее закончит перевозку, побеждает.
«На перекладных»
Инвентарь: 2 пары санок, 2 флажка.
Соревнуются две команды по 12–16 человек. Игроки в командах распределяются по парам, команды выстраиваются у стартовой линии. В середине площадки напротив каждой из команд устанавливается по флажку на расстоянии 20–30 метров. По сигналу один игрок из каждой команды садится в санки, а другой везет его до флажка. Поравнявшись с флажком, игроки меняются ролями и движутся обратно. Достигнув стартовой линии, игроки отдают свои санки следующей паре, а сами встают в конец колонны; и т.д. Побеждает команда, первой выполнившая все задание.
«Сильные и ловкие»
Для игры нужна площадка длиной 25–30 м и шириной 15–20 метров. В этой игре принимают участие 2 команды (или больше). Участники выстраиваются в колонны: непарные номера – на линии старта, парные – у линии поворота. По сигналу воспитателя первые номера становятся на колени на санках и ждут команду «марш!». Отталкиваясь палками, катятся к повороту. За линией поворота передают санки и палки своим партнерам, те передвигаются таким же образом до следующего поворота, затем по прямой – другие; и т.д. Выигрывает команда, первой преодолевшая дистанцию.
«Два Мороза»
С помощью считалки участники выбирают двух водящих. Играющие делятся на две группы и расходятся по разным сторонам снежной площадки (расстояние – 15–20 шагов). Сигнал – игра началась! По одному с каждой стороны игроки бегут навстречу друг другу, чтобы поменяться местами. Посреди площадки стоят два Мороза: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. Они хотят всех заморозить: если в кого попали снежком – значит, заморозили. Один подстерегает тех, кто бежит справа налево, другой – тех, кто бежит слева направо. Так что уворачиваться приходится только от «своего» Мороза. Но если снежок попал, тут уж остановись: тебя заморозили. Как только бегущего заморозят (или как только он все-таки добежит до цели), начинает бег следующий (с той же стороны). Когда не останется кому бежать, можно посчитать, скольких эта пара Морозов заморозила. А потом выбирают новых Морозов.
«Великан»
Из снега лепят «великана». Сквозь эту снежную фигуру пропускают канат. Одна команда встает по одну сторону «великана» и берется за один конец каната, другая – по другую сторону и крепко держит второй конец. Команды по сигналу начинают перетягивать канат.
Побеждает команда, которой удастся натолкнуть команду соперников на «великана», повалять противника в снегу. Выпускать канат из рук до того, как «великан» будет повален, нельзя. Тянуть канат надо на себя, не отходя в стороны.
«Дуэль»
Два участника игры стоят друг против друга на расстоянии около 10 метров. Каждый из них чертит вокруг себя круг диаметром в 1 метр. Выбранный участниками «секундант» бросает жребий – кому начинать. По его же сигналу начинающий игру наклоняется, лепит снежок и бросает его в соперника. Затем «стреляет» второй. Если оба игрока промахнулись или же оба попали друг в друга, то они продолжают бросать снежки по очереди. Но если один попал, а другой промахнулся, то тот, кто промахнулся, уступает своеместо следующему сопернику. Можно увертываться любым способом (приседать, подпрыгивать и т.п.), но не выходя из круга.
Предупреждение: постарайтесь объяснить ребятам, что бросаться можно именно снежками, но никак не кусками смерзшегося, с острыми краями снега. В голову никогда не целиться!
«Не уступлю горку!»
Кто из вас, ребята, не любит просто повозиться на снегу? Но давайте превратим эту возню в игру со смыслом и целью. Пусть один (по жребию ему это счастье выпало) заберется на небольшую горку. А другие (не все сразу, по очереди) попытаются его оттуда стащить. Он, конечно, будет сопротивляться. Кто его все-таки стащит, займет его место. Кому удастся продержаться на горке дольше других?
«Снежные воротца»
На хорошо утоптанном снегу сложите небольшую горку из снега, проделайте в ней несколько отверстий-воротец, в которые могла бы войти хоккейная шайба. Возьмите в руки клюшки, расположитесь вокруг горки в двух метрах от нее. Круг играющих один, а команд две: партнеры стоят через одного. Каждая команда выставляет к горке по сторожу. Задача сторожа – отбивать шайбу, пущенную в цель кем-то из соперников. Отбивать, стараясь отдать ее уже своему игроку. Подправлять шайбу в ворота сторож права не имеет. Игроки могут передавать шайбу друг другу, а их соперники – перехватывать ее. В круг не заходить!
«Лабиринт»
Чертеж лабиринта переносят на снег с помощью вешек и веревок. А затем выкладывают этот лабиринт из снежных кирпичей. Если снег глубок, то можно прокопать в нем траншеи, выкладывая снег на простенки лабиринта, и уж потом достроить до нужной высоты. Учтите, что высота лабиринта вообще-то не должна быть большой. В любом случае она должна быть на треть меньше роста ребят, которые будут играть в лабиринте: взрослые должны иметь возможность видеть их, не входя в лабиринт.
«Приз на столбе»
На деревянном столбе, надежно сидящем в земле, на высоте 2,5 метра (от силы 3) вешают игрушку. А сам столб обливают водой. Столб обледенеет, и лезть по нему за призом будет не так-то просто.
«Снежная крепость»
Конечно, можно делать ее просто из снежных комьев, залепляя снегом образующиеся пустоты, но гораздо интереснее все-таки наладить производство снежных кирпичей и все постройки выполнять из них. А чтобы сделать снежные кирпичи, не так уж много надо. Понадобятся разъемные ящики без дна и крышки (петли – хотя бы из кусочков кожи), трамбовки – гладкие дощечки с ручками. Когда ящик сложен (нужна, кстати, еще защелка), в него набивают снег и хорошенько его утрамбовывают. Потом ящик раскрывают – кирпич готов. Класть кирпичи надо так же, как кладут стену каменщики: каждый верхний кирпич должен лежать на двух нижних, чтобы стыки не совпадали. Крепость можно сложить также из снежных цилиндров. Как получается такой цилиндр? Понятно, перво-наперво нужен будет цилиндр-опалубка. Используем в этих целях металлический бак (без дна), деревянный или фанерный бочонок. Снег засыпаем в опалубку и обязательно утрамбовываем. Сухой снег придется залить литром-двумя воды, тогда он станет липким. Уплотнив снег, опалубку снимают. Цилиндр готов. Бывает, что крепость получается такой красивой, что штурмовать ее и разрушать просто не хочется!
«Сколько вратарей!»
Играть в эту игру можно на льду или на снегу, если он плотный, хорошо утоптан. Встаньте в круг примерно в метре один от другого. В середине круга – тот, кто оказался водящим. У ног его льдинка, которую он, не сходя с места, должен постараться выбить за пределы круга. Но игроки сторожат льдинку, не пускают, задерживают ее ногами и отправляют назад водящему! А вот тот, кто зазевается и пропустит льдинку справа от себя, должен будет занять место водящего.
«Снежный дракон»
Ребята любят лепить из снега разных зверюшек и всяких чудищ. Но небольшая оттепель – и вся работа насмарку: снежная скульптура оседает, вид ее печален. Если же сначала сделать деревянный каркас и лишь потом обложить его снегом, то скульптура будет прочнее. Иногда берут готовые каркасы. Вот скамейка: обложили ее снегом – и получился сказочный дракон. Чтобы фигуры были правдоподобными и выразительными, их обрабатывают топориками, длинными кухонными ножами, лопатками. Когда снежная скульптура будет готова, ее стоит закрепить ледяной броней. Для этого ее поливают водой из лейки (с разбрызгивателем, чтобы не размыть снег). Ледяная броня особенно важна, когда ожидаются резкие перепады температуры.
«Попади в мишень»
Если на шесте укрепить круглую мишень, которая могла бы поворачиваться, то можно посостязаться и в силе бросков. Кому понадобится меньше снежков, чтобы заставить мишень повернуться боком (получает очко) или даже обратной стороной (сразу два очка)?
«Снайперы»
Здесь победу принесет не только меткость. Тут тебе пригодятся быстрая реакция, собранность. Опять-таки разбейтесь на две команды. Одна команда будет выставлять мишени, другая должна их поразить. (Затем поменяйтесь ролями.) К игре надо готовиться. Сооружается снежный вал высотой около 1,5 метра. (Но можно использовать для игры и глухой забор.) Из фанеры вырезают круглые мишени (диаметром 35–40 сантиметров), прикрепляют их к палкам. На этих палках мишени будут подниматься над снежным валом. На мишенях – номера.
Игроки каждой команды также получают номера и запоминают их. Мишеней должно быть столько, сколько ребят в каждой команде. И вот одна команда скрывается за снежным валом. Рядом стоит ведущий – тот, кого вы заранее выбрали, он не входит ни в одну из команд. (А быть может, это чей-то папа?) Другая команда занимает позицию для метания снежков. Ведущий негромко (так, чтобы не слышали бросающие) подает команду, называя номер, например: «Третий!». По команде тот, у которого номер 3, должен поднять мишень (с тем же номером). А бросить снежок должен тоже игрок номер 3, но из другой команды. Ведущий будет называть номера вразнобой. Тут держи ухо востро! Надо быстро понять, что появилась твоя мишень, прицелиться и бросить снежок. А времени мало – ведущий считает: «Раз, два, три» – и на «три» мишень опускается. Каждая мишень поднимается по ходу игры три раза. Попадания считают, чтобы можно было понять, какая же команда была более меткой. Кроме того, можно объявить и лучшие результаты.
«Перебежки»
На снежной площадке отметьте линиями два «города» – на расстоянии 30–35 шагов один от другого. Разбейтесь на две команды. Игроки одной команды будут бежать, игроки другой – салить их снежками. «Бегуны» занимают город, капитан по очереди отправляет их в другой город, а «салки», стоя по бокам площадки, стараются поразить снежками бегущих. Каждое попадание – очко. Когда все перебегут, посчитайте очки. Потом поменяйтесь ролями. Так что у вас получится своеобразное двоеборье, состязание и в ловкости, и в меткости. Снежками стоит запастись загодя!
«Петушиный бой на льду»
На ледяной или утрамбованной снежной площадке обозначается круг диаметром 2 метра. Двое соперников, заложив руки за спину, стараются вытолкнуть друг друга из этого круга. Проигрывает не только тот, кого вытолкнули, но и тот, кто убрал руки из-за спины. Можно провести настоящий «петушиный турнир» по олимпийской системе, с выбыванием проигравших и определением абсолютного победителя.
«Под обстрелом»
Эта игра проводится на снежной площадке, когда хорошо лепится снег. Заранее ребята заготавливают как можно больше снежков. Играющие делятся на две команды. Площадка для игры размечается линиями или флажками. Примерный размер ее – 10ґ20 метров. Одна команда становится за длинной боковой линией площадки. Другая размещается за одной из коротких линий площадки (в «городе»). Команда, находящаяся в «городе», считается водящей, а команда за боковой линией – нападающей. Нападающая команда кладет рядом заготовленные снежки. По сигналу команда водящих перебегает из своего «города» на другую сторону площадки. Нападающая команда, не переступая границы площадки, старается попасть в перебегающих снежками. В кого попадет снежок, тот выходит из игры.
Можно играть и так: попадание снежком приносит команде нападающих зачетное очко, а водящий, в кого попал снежок, продолжает игру. Перебегать можно только по сигналу. Если одним снежком попали в двух игроков, команде нападающих дается два очка. Играющие перебегают установленное количество раз, после чего сообщается, сколько было попаданий снежком, то есть сколько команда выиграла очков. Затем команды меняются ролями. В конце игры объявляется общий счет попаданий той и другой команды. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
«Бой на корточках»
На снегу чертится круг диаметром примерно 1 м. Соперники встают на корточки, вытягивают руки вперед и, ударяя ладонями о ладони соперника, стараются вытолкнуть его из круга или заставить коснуться снега рукой. Кому это удается сделать, тот и объявляется победителем.
«Ледяная горка»
Строить горку лучше во время оттепели, когда можно скатать большие шары из снега. Скатанные шары сложить горкой, снег утрамбовать, лишний срезать лопатой. Из срезанного снега сделать барьеры для дорожки, по которой ребята будут скатываться с горки, и ступеньки, по которым они будут на горку забираться. Когда подморозит – залить горку водой, лучше горячей.
Чтобы горка была удобной и безопасной, нужно правильно выбрать место для нее. На 1 м высоты должно приходиться 4 метра раската (наклонного спуска) и 10–15 м проката (ровной дорожки). Ширина «стартовой площадки» и раската – 1 м, проката – 1,5 м, высота барьеров – около полуметра. На такой горке можно устроить соревнования на дальность спуска.
«Подвижная мишень»
Надо укрепить на месте мишень и воткнуть ее в снег так, чтобы она могла поворачиваться. Ее можно нарисовать, к примеру, на воткнутой лопате. Задача игроков – поочередно кидать снежки в мишень, стараясь не только попасть в нее, но и провернуть ее на месте. Если у игрока это не получается, он пробует еще до тех пор, пока попытка не увенчается успехом. Победителем признается тот игрок, которому понадобилось меньшее количество времени, чтобы повернуть мишень. Если вы захватите с собой несколько пластиковых бутылок, то их можно будет установить на поваленное дерево, пенек или просто на землю и сбивать снежками. А можно бросать снежки в детское ведерко. Это не так просто, как кажется. Ведь нужно постараться ведерко не свалить. А если повесить ведерко на дерево чуть выше игрока, можно поиграть в настоящий снежный баскетбол, забрасывая снежки в ведерко, словно в баскетбольную корзину.
«По санкам!»
Санки расставляют на одной стороне площадки, игроков должно быть на одного больше, чем санок. Дети произвольно бегают, кружатся на другой стороне площадки. Как только руководитель произнесет команду: «На санки!», надо быстро добежать до санок и сесть на них. Опоздавший остается без места.
«Ну-ка берегись!»
Пара саней ставится на расстоянии 3–4 м. Два игрока садятся на них лицом друг к другу и берут в руки веревки саней соперника. Между санями чертится линия. По сигналу игроки начинают тянуть веревку на себя, подняв ноги на санки (как вариант – можно помогать себе ногами). Выигрывает участник, который перетянул соперника через черту на «свою» территорию.
«Слалом на помеле»
Игра проходит на ледяной хоккейной площадке. Участники могут быть на коньках, но это не обязательно. Задача играющих – проехать верхом на метле между расставленными на льду кеглями (булавами, городками) и не сбить их.
«Коридор»
Флажками или прутиками отгораживается узкий коридор, по которому надо проехать на санках, не сбив препятствия.
«Снежные обгонялки»
Перед участниками соревнования стоят снежные комья. По сигналу игроки начинают катить ком по направлению к финишу. Выигрывает тот, кто первым доберется до финиша.
«Зимние вышибалы»
Невысоким снежным валиком обозначается круг диаметром 4–5 м. В нем собирается группа играющих. Водящий становится на расстоянии 2–3 м от круга, на этом расстоянии он может передвигаться вдоль него. В руках у водящего корзинка со снежками. По сигналу он старается попасть в кого-нибудь из увертывающихся в кругу детей. Когда из круга выбывают все, водящий меняется на первого выбывшего. Выигрывает тот, кто, «очистив» круг, обойдется минимальным запасом снежков.
«Полоса препятствий»
На некотором расстоянии друг от друга вылепите небольшие «стенки». Прыгать можно с разбегу или с места. А старшие ребята могут продемонстрировать чудеса ловкости, перепрыгивая через барьеры на одной ноге. Следом за барьерами младшего школьника будет ждать снежное болото со снежными кочками. Кочки – небольшие снежные бугорки, вылепленные при помощи детского ведерка. Правда, попрыгать по ним можно только один раз. Зато как весело!
«Крутые виражи»
По ледовой дорожке в быстром темпе двое везут третьего игрока. А он, сидя на санках, бьет пластиковой бутылкой по льдинке, стараясь «гнать» ее перед собой. Это не просто веселое занятие, а и хорошее упражнение, развивающее координацию движений.
Ну а закончить зимнее многоборье можно любимой забавой всех озорных ребятишек. Она называется «Изваляй в снегу их всех!». Игра продолжается до тех пор, пока все участвующие не окажутся с ног до головы белыми.
«Веселый снеговик»
На голову только что вылепленного снеговика надевается ведро. По команде игроки по очереди сбивают ведро снежками. Каждому участнику даются три попытки. Если он сбил ведро с первой попытки, то получает 30 очков, со второй – 20, с третьей – 10 очков. В конце состязания суммируется количество заработанных командой баллов.
Конкурсы
- «Ходули» Пройти на ходулях определенное расстояние, наступая в кружки диаметром 50–60 см, и вернуться назад.
- «Русская метла» Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка.
- «Чей снеговик выше?» Название игры говорит само за себя. То есть игроки по команде должны построить из имеющихся снежных комков снеговик, при этом не разбив комья.
«По мишеням»
На заборе, на стене нарисуйте мишени по количеству игроков. Мишени могут быть как круглыми, так и любой причудливой формы. Теперь запаситесь снежками и с установленного расстояния начинайте бросать их в мишень. Побеждает тот, кто первым сплошь залепит свою мишень.
«Вратари»
Играть хорошо на льду или на снегу, если он плотный, хорошо утоптан. Встаньте в круг – примерно в метре друг от друга. В середине – тот, кто оказался водящим. У его ног льдинка или шайба, которую он, не сходя с места, должен постараться выбить за пределы круга. Но игроки льдинку сторожат, не пускают, задерживают ногами и отправляют назад водящему. А вот тот, кто зазевается и пропустит льдинку справа от себя 3 раза, должен будет занять место водящего.
«Снежные воротца»
На хорошо утоптанном снегу сложите небольшую горку из снега, проделайте в ней несколько отверстий-воротец, в которые могла бы пройти хоккейная шайба. Возьмите в руки клюшки, расположитесь вокруг горки – в двух метрах от нее. Водящий-сторож отбивает шайбу, которую другие игроки пытаются забить в воротца.
«Кто кого перетянет?»
На снегу чертят круг диаметром в метр. Связывают пару санок крепкой веревкой (длиной 3–4 метра). Санки нужно поставить так, чтобы они находились на одинаковом расстоянии от круга и чтобы веревка проходила через центр круга. Соперники садятся на санки. Руками надо держаться за санки – не за веревку! – а ногами упираться в снег. По команде игроки начинают отталкиваться ногами, пытаясь выйти из круга и тем самым втянуть соперника в круг. Проиграл тот, кто заехал в круг.
«Меткий стрелок»
Участников этой игры может быть сколько угодно. Нужно разделиться на две команды и выстроиться в шеренги на расстоянии 15–20 метров. Один из игроков бежит к команде противника и ударяет по протянутым ладоням одного, другого и третьего соперника, а затем быстро убегает в сторону своей команды. Тот, кого он ударил третьим, должен как можно быстрее попасть в убегающего только что слепленным снежком (целиться только в спину!), но до тех пор, пока игрок не добежит до своей команды. Если попал, играющий встает в команду противника, а из нее игрок бежит к первой команде. Не попал – в стан соперников отправляется его сотоварищ. Побеждает та команда, которая захватила больше «стрелков».
«След в след»
Для конкурса выбирается дорожка с неутоптанным снегом. Участники по очереди проходят по дорожке. Задача каждого из них – ступать точно в следы предыдущего участника. Тот, кто оступился, выбывает из игры. Последний оставшийся игрок (не считая ведущего, который идет первым) объявляется победителем и получает приз. Для конкурса необходимо несколько контролеров, проверяющих, чтобы участники не нарушили следы.
«Поиск сокровищ»
Для конкурса необходима площадка (размером примерно 2x2 м) с неутоптанным снегом. Ведущий кидает в снег несколько мелких предметов. Задача участников – найти эти сокровища. Победителем объявляется участник, первым нашедший один из предметов.
«Футбол в снегу»
Одно из самых увлекательных развлечений – футбол в снегу. Играть желательно на поляне, где снег еще не утоптан. Если высота снежного покрова слишком велика, разрешается брать мяч руками. Мяч для игры можно использовать любой. При высоком снежном покрове предлагается играть и другим предметом (например, целлофановым кульком, наполненным снегом).
«На санках по льду»
Соревнования проводятся между двумя командами. В каждой паре один из играющих ложится на санки и сгибает ноги в коленях так, чтобы, держась за его коньки, партнер, стоящий сзади, мог не только толкать санки перед собой, но и управлять ими. Добежав до флажка, обозначающего конец дистанции, они меняются ролями и возвращаются назад, передавая санки следующей паре. В другом случае на санки кладется подушка или сложенный вдвое поролоновый коврик. Игрок встает на колено и, отталкиваясь одной палкой справа или слева, продвигается вперед. Еще сложней отталкиваться палкой, стоя на санках. При этом надо суметь сохранить равновесие. Соревнования на льду с санями можно проводить в виде эстафеты, лично-командного первенства. Участники могут быть как на коньках, так и без них.
«Обменяйся флажками!»
Соревнуются 2 команды с четным (не менее 10) числом игроков. Для игры нужны флажки двух цветов (по количеству участников). Игра проводится на площадке, имеющей форму квадрата. Каждый игрок одной из команд получает 2 флажка разного цвета. Разбившись на 2 группы, игроки этой команды располагаются у противоположных сторон площадки. Игроки другой команды, также разбившись на 2 группы, занимают другие стороны квадрата. По сигналу руководителя обе команды устремляются вперед. Задача первой команды – обменяться флажками с таким расчетом, чтобы у каждого игрока оказалось 2 флажка одного цвета.
Задача второй команды (без флажков) – помешать этому. Если игроку второй команды удалось осалить игрока первой команды, последний выходит из игры. В результате победительницей считается первая команда, если больше половины ее игроков сумели обменяться флажками. В противном случае побеждает вторая команда. При повторении игры участники меняются ролями.
«Тянем-потянем»
Найдите во дворе невысокий столб, металлический турник или что-то другое, крепко держащееся в земле. Привяжите к такому столбу прочную длинную веревку (по веревке на каждого игрока). Теперь усаживайтесь на санки и берите в руки другой конец веревки. Кто, подтягивая к себе веревку, быстрее доедет до столба?
«Верная рука»
Для игры подойдет сугроб или снежный вал. Еще понадобятся одна или несколько палок одинаковой длины.
- Вариант 1. Кто сможет вонзить «копье» как можно глубже в сугроб?
- Вариант 2. Если сугроб высокий, кто сможет воткнуть копье выше всех?
- Вариант 3. Кто сможет успешно проделать предыдущие действия, отойдя от мишени дальше всех?
«Хоккей с метлой»
Количество игроков: 10–20 человек и один ведущий со свистком. Инвентарь: две метлы и щетка. Это интенсивная игра. Лучше всего играть на ледяной или хорошо утоптанной снежной площадке. Игроков разбейте на две равные и равносильные команды и постройте в противоположных концах зала. Выложите две метлы и щетку (для чистки обуви или брюк) посередине площадки. Пусть игроки каждой команды рассчитаются по номерам. После свистка ведущий наугад называет два номера: один из первой команды, а другой из второй. Игроки с соответствующими номерами бегут к метлам и начинают игру, пытаясь закинуть щетку в ворота противника с помощью метлы. Через 15–30 секунд ведущий вызывает другую пару. Как только вызываются новые номера, игроки бросают метлы и освобождают место для новых игроков. Передача метлы из рук в руки категорически запрещена.
«Хозяин лунки»
На площадке выкапывается лунка, в нее кладется снежок. Выбирается «хозяин лунки», все остальные игроки встают в 5–7 метрах от нее. Ведущий называет имя какого-нибудь игрока, потом берет из лунки снежок и пытается в него попасть. Осаленный игрок выбывает из игры. Если ведущий не попал, то выбывает он.
«Захват флага»
На горизонтальной ледяной дорожке поставьте флажок на расстоянии 5–8 м и предложите участнику игры проскользить до него с одного отталкивания.
«Проезжаем в тоннеле»
Из прутьев, картона или пенопласта соорудите над ледяной дорожкой дуги высотой 50 см. Участники игры должны с разбега проскользить, не задев, тоннель.
«Затейники»
Все встают в круг. Водящий прыгает вокруг детей. Передвигаясь, он незаметно подбрасывает одному из участников снежный комок так, чтобы тот не заметил. Если водящий успел пробежать круг до того, как игрок заметил комок, то они меняются ролями. Если же ребенок заметил снежок, то берет его и, пытаясь поймать водящего, старается попасть в него снежком до того, как тот займет его место. Если это не удается, водящий и игрок меняются местами. Игра продолжается. Важное условие: игрокам нельзя поворачиваться, подсматривать и подсказывать; водящий и игрок должны бежать по кругу в одном направлении.
«Гонка эскимосов»
Участники игры делятся на команды. Несколько веревок (чуть длиннее метра) привязываются к санкам, в которых сидит «эскимос». Его задача – не вылететь из санок, когда «лайки» (их может быть до 5 человек) потянут упряжку от старта до финиша наперегонки с другими командами. Лайки, потерявшие эскимоса, выбывают из игры.
«Ловкие наездники»
Соревнования по спуску с горы на санях могут быть проведены в порядке турнира между участниками. За каждое правильно выполненное задание засчитывается выигрышное очко. Кто больше наберет очков, тот становится победителем турнира.
Вот как могут выглядеть эти игры-задания:
- Сесть на санки, скрестив ноги, спина прямая. Спускаясь на санках с горы в указанном положении, проделать 10 круговых движений руками.
- Встать на санках на колени. Спускаясь с горы в указанном положении, проделать 10 глубоких наклонов. Обязательно дотрагиваться головой до санок.
- Лечь на санки спиной, руки в стороны. Спускаясь с горы в указанном положении, проделать 10 движений ногами, как при ходьбе, большими шагами.
- Лечь на санки лицом вниз. Спускаясь с горы, 2–5 раз перейти в положение стоя и наоборот.
- У подножия горы ставят зигзагом 5 городков с промежутками в 4–5 м. Участники игры, взяв в руки 2 короткие, заостренные с одного конца палки, должны съехать на санках с горы, огибая городки змейкой. Управлять санками разрешается только с помощью палок.
- Лечь на санки лицом вниз. Развести руки в стороны и прогнуться (самолет). Под колени подкладываются два снежка. Получает очко тот, кто, спустившись с горы в указанном положении, не раздавил снежки.
- Спускаясь с горы в положении приседа, 5 раз соскочить с санок, держась за боковые стороны, и снова вернуться в исходное положение.
- Вдоль склона горы устанавливаются вертикально 5 санок или щитов. Каждый заранее заготавливает себе по 6 снежков. Спускаясь с горы, надо попасть снежками в санки. За каждое попадание начисляется очко.
- 10 санок привязывают одни к другим (как поезд). На первых санках сидит судья. Участник садится на последние санки. Спускаясь с горы, надо успеть проползти по всем санкам. Очко получает тот, кто успеет это сделать до того, как санки остановятся.
«Снежный тир»
В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1х1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30, 60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор. Стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.
«Ледяная карусель»
Этот аттракцион пользуется большим успехом у детей. Столб, в верхний конец которого вгоняется металлический стержень (например, лом), вкапывают в землю или вмораживают в лед. Его высота – 70–80 см. Затем на стержень насаживают старое (или специально сделанное) колесо. К колесу прикручивают проволокой или прибивают гвоздями длинные шесты, а к ним подвязывают санки. Дорожку, по которой их будут катить, очищают от снега и заливают водой. Для большей устойчивости санки можно сделать широкими (60–90 см) или скрепить вместе по двое. Вокруг столба снег посыпают золой или песком, чтобы не было скользко ребятам, которые будут раскручивать карусель.
«Плетень»
Участники берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной песни каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной и кланяется. После поклона ребята возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по игровой площадке, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а участники – быстро и правильно «заплести плетень» (взяться за руки крест-накрест).
«Заря»
Дети встают в круг, держа руки за спиной, а к одному из играющих Заря подходит сзади с лентой и говорит:
- Заря-зарница,
- Красная девица,
- По полю ходила,
- Ключи обронила,
- Ключи золотые,
- Ленты голубые,
- Кольца обвитые –
- За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из ребят, который, заметив это, быстро берет ее, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей. Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.
«Подари платочек»
На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные платочки на разной высоте. Участникам необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из них, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный платочек.
«Петушки»
На площадке чертят круг. Внутри него стоят двое игроков. Каждый из них встает на одну ногу, а другую сгибает в колене, поддерживая ее за пятку одной рукой. Задача участников – вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами.)
«Санное многоборье»
Для того чтобы устроить такие соревнования, нужно научиться хорошо управлять санками. А задания многоборцам могут быть такими:
- – съезжая с горы, подхватить на ходу 2–3 расставленных на склоне флажка;
- – проехать в воротца, образованные лыжными палками или ветками, воткнутыми в снег;
- – на ходу метнуть в мишень заранее припасенный снежок;
- – набросить кольцо на лыжную палку.
«Юла»
Игра проводится на хорошо утоптанной снежной площадке или на льду. Нужна небольшая льдина, называемая «юлой». Ребята образуют круг, стоя в двух метрах друг от друга. Выбирается водящий, который становится в середину круга. Он получает льдинку. Ударом ноги по льдинке-«юле» водящий старается выбить ее за пределы круга. Дети препятствуют этому, задерживают «юлу» ногами и направляют ее опять водящему. Участник, пропустивший «юлу» с правой стороны от себя, меняется ролью с водящим. Играют неопределенное время, заканчивая по желанию.
Игра проходит интереснее с продвижением участников боковым шагом по кругу вправо или влево. Если продвигаются вправо, то защищают правую от себя сторону, если влево, то левую. Можно усложнить игру введением правила, по которому стоящие по кругу, завладев «юлой», могут передавать ее друг другу, не давая «юлу» водящему, но в то же время они должны оставаться на своих местах. Задерживать «юлу» можно только ногами. Кто пытается задержать ее рукой, тот становится водящим. «Юла» считается вылетевшей из круга, если она пролетит мимо игрока ниже его колен.
Конкурсы
- «Три ноги» Играющие разбиваются на пары, каждой из которых связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на «трех ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.
- «Тачка» Командная эстафета, где требуется разбивка на пары. Одному из пары придется стать «тачкой» – грузовым транспортом с одним колесиком и двумя ручками. Роль колесика будут играть руки, а ручек – ноги. По команде игрок – «тачка» – ложится на землю, делая упор на руки, а «водитель» берет своего партнера за ноги, чтобы корпус «тачки» был параллелен земле. «Тачка», двигаясь на руках, должна доехать до поворотного флажка и вернуться назад, где уже готова к движению другая «тачка».