Мосты понимания
Психологическая акция для младших подростков
Зачем это придумано?
С чего начинается мир для каждого из нас? С улыбки мамы, с крепких рук отца. Их любовь дарит нам жизнь. Но почему для продолжения жизни нужны двое? Не один, не три? Откуда появились мужчина и женщина?
Что такое любовь? Это очень серьезный вопрос. Им задаются многие века не только художники и поэты, но и такие серьезные люди, как ученые и философы.
Вот как писал о любви русский философ Николай Бердяев: «Любовь всегда космична, она нужна для мировой гармонии, для божественных предназначений. Поэтому любовь не должна бояться порождаемых ею страданий. И вся жуткая трагедия любви — в мучительном искании своей половины».
Эти искания начинаются у каждого в свое время. У кого-то в 12 лет, у кого-то в 18, а может, и в 30, а продолжиться в 40, 50. Эти искания могут причинять сильную боль, могут привести к ошибкам и разочарованиям.
В последнее время наблюдается тенденция к снижению возраста начала таких исканий. Часто эта проблема начинает очень остро вставать у младших подростков, сознание которых еще не готово к ее конструктивному решению. И тогда мы можем видеть, как вместо взаимной симпатии возникают конфликты между мальчиками и девочками. А иногда подростки выбирают псевдосексуальное поведение: оно внешне напоминает сексуальные действия взрослых, но не имеет под собой сексуального влечения. В этом случае девочки хихиканьем провоцируют мальчиков на обнимание, телесный контакт. Мальчики с удовольствием этому следуют, нарушают границы допустимого, поскольку их не знают. Девочки в ответ жалуются взрослым.
Другой вариант — обесценивание половых ролей друг друга: мальчики видят в девочках только партнеров по играм, иногда даже называя их мужскими именами. А девочки всячески подчеркивают, что в классе нет мальчиков, способных их защитить, и тоже могут давать мальчикам женские имена.
Ситуация обостряется тем, что взрослые нередко пугаются интереса мальчиков и девочек друг к другу, видят в нем не исследовательское поведение, а слишком раннее сексуальное развитие. Боятся разговорами о ролях мужчины и женщины спровоцировать интерес к сексу.
Поэтому так важно помочь подросткам, дать им возможность поисследовать друг друга, узнать, что для понимания необходимы время и труд. А для начала надо научиться смотреть в глаза друг другу и, конечно, доверять.
Мы разработалисценарий акции «Мосты понимания», которую мы проводили в 6-м классе, так как столкнулись с тем, что проблема межполового общения оказалась для них очень актуальной.
Подготовительная работа. Ее длительность — 1 месяц. В это время создается инициативная группа из мальчиков и девочек, которые придумывают анкеты друг для друга, а затем сами проводят анонимное анкетирование(бланки анкет в приложении 1).
Другая инициативная группа пишет сценарий общеклассной игры и организует ее подготовку. Дети сами предлагают конкурсы, создают макеты пригласительных билетов, назначают ответственных за реквизит, за подготовку помещения.
Коммуникативная игра «Половинки» —кульминация акции. По задумке, должны были принимать участие желающие, оказалось — весь класс.
Классу заранее объявляются условия игры: пары образуются только по жребию, остальные — зрители. Карточки желающих участвовать в конкурсах кладутся в отдельные для мальчиков и девочек ящики.
Оборудование:
• рисунки половинок яблок с именами;
• 2 коробочки для жеребьевки;
• итоги анкетирования;
• 6 яблок на веревочках;
• 6 широких платков;
• 12 карточек для инсценировок;
• картинки: елка, дерево, снеговик, цветок, бабочка, кораблик;
• 18 лент для косичек;
• 6 йогуртов и 8 ложек.
ХОД ИГРЫ
Вступительное слово ведущего
Дорогие ребята, сегодня у нас необычная встреча. Я бы хотела, чтобы у нас сегодня получился праздник единства мальчиков и девочек. Мужчины и женщины — это две разные планеты. Притяжение между ними очень велико, но у каждой своя жизнь, свои способы решения проблем, свой взгляд на вещи. Иногда мы совсем не знаем, чего ждать от соседней планеты. Но всегда лучше налаживать мосты понимания, чем вести межпланетные войны. А хорошо ли вы знаете эту соседнюю планету? Сейчас проверим, угадаете ли вы ответы в анкетах друг друга.
(Ответы мальчиков и девочек на вопросы анкет см. в приложении 2.)
Зачитываются вопросы из анкеты. Девочек спрашивают: «Как вы думаете, как ответили мальчики?» Затем читаются ответы из анкет мальчиков: «А на самом деле…» Аналогично вопросы задаются мальчикам.)
Прекрасно, значит, продолжаем. По древней легенде, боги разделили людей на мужчин и женщин, и теперь каждый ищет свою половинку, чтобы обрести целостность. И даже если тебе повезло и ты встретил ту единственную, свою недостающую часть, бывает очень трудно «срастись» с ней: научиться понимать, уважать интересы, прощать ошибки.
Все наши конкурсы будут для вас проверкой, можете ли вы понимать друг друга настолько, чтобы быть успешными.
1. «Яблоко раздора».Для начала надо забыть все обиды, недопонимание, недовольство и для этого съесть «яблоко раздора». Перед парами взрослый держит на веревочке яблоко, дети должны его съесть без помощи рук.
2. Совместный рисунок. Один из парырисует левую сторону рисунка, другой — правую. Должно получиться гармоничное, цельное изображение.
3. История в парах с платком. Мальчик встает за девочкой, их накрывают платком так, чтобы видны были голова девочки и руки мальчика, так они образуют единое целое и рассказывают историю из школьной жизни зрителям.
4. Инсценировка. Пары тянут по две карточки. На одной — предмет, на другой — его характеристика. 1-й набор: пылесос, утюг, магнитофон, стиральная машина, телевизор, СВЧ-печь. 2-й набор: влюбчивый, сердитый, восторженный, задумчивый, высокомерный, жизнерадостный. На основе карточек ребята придумывают сюжет и инсценируют его перед зрителями.
5. Заплести косичку парой. Пара действует как один человек: правая рука — одного, левая — другого.
6. Накормить друг друга йогуртом. Участникам пары предлагается одновременно накормить друг друга йогуртом.
7. Игра «Самурай, принцесса, дракон» (по принципу камень, ножницы, бумага). Половина пар образует одну команду, другая — вторую. Встают в две линии друг напротив друга. В командах договариваются, кого будут изображать — самурая, принцессу или дракона. По команде ведущего они делают это одновременно. Считается, что самурай побеждает дракона, принцесса — самурая, а дракон — принцессу.
Заключительное слово ведущего
Сегодня вы показали, как отлично можете понимать друг друга. Оказалось, не так много сил нужно для терпения и поддержки другого человека. Получился настоящий праздник гармонии, и я надеюсь, что так будет всегда в вашем классе!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для мальчиков
1. Девочки: воюем или дружим?
____________________________________________________________
2. Опишите идеальный портрет девочки, с которой вы хотели бы дружить.
____________________________________________________________
3. Как вести себя с девочкой в дружеской компании?
____________________________________________________________
4. Как проявить свою храбрость?
____________________________________________________________
5. Как понравиться девочке?
____________________________________________________________
6. Чем заняться, если ты пригласил девочку в гости?
____________________________________________________________
7. Какой подарок лучше подарить?
____________________________________________________________
8. Как без конфликта решить проблему между девочками и мальчиками?
____________________________________________________________
Анкета для девочек
1. Мальчики — другая планета или родной дом?
____________________________________________________________
2. Какой ОН для вас? Романтичный брюнет или голубоглазый блондин?
____________________________________________________________
3. Кто первым должен знакомиться?
____________________________________________________________
4. Первое свидание... куда пойти?
____________________________________________________________
5. Как одеться? Важно ли это?
____________________________________________________________
6. Подарок? УРА!!! Или как правильно принимать подарки?
____________________________________________________________
7. Как обратить на себя внимание интересующего тебя человека?
____________________________________________________________
8. Банальный вопрос, но все же: если бы ты была мальчиком, то каким?
____________________________________________________________
9. Как понравиться мальчику?
____________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Ответы девочек
1. Родной дом — 34%
Другая планета — 66%
2. Романтичный брюнет — 16%
Единственный для меня — 84%
3. Он — 50%
Она — 16%
Все равно — 34%
4. В кино — 84%
Куда пригласят (каток, кафе, парк) — 16%
5. Быть самой собой — 34%
Показать себя с лучшей стороны — 66%
6. Поблагодарить с улыбкой — 84%
Затрудняюсь ответить — 16%
7. Сам должен обратить внимание
Дождаться подходящего момента
Быть доброй и вежливой
Заинтересовать
Включить свое обаяние
Заинтересоваться тем, что ему нравится
8. Не хочу быть мальчиком — 100%
9. Все произойдет само собой
Сделать так, чтобы ему понравилась ты, проявлять свои лучшие качества
Действовать по ситуации:
романтик — читать стихи,
«ботаник» — получать «5»,
нормальный — интересоваться тем же, чем он
Ответы мальчиков
1. Дружим — 50%
И то и другое — 16%
Никак — 34%
2. Умная, красивая
Добрая, понимающая
Милая, веселая
Справедливая
Упорная
Интеллектуальная
3. Не знаю — 33%
Уделять больше внимания
Выслушивать
Говорить комплименты
Быть дружелюбным
4. Не знаю — 66%
Заступаться, защищать — 34%
5. Не знаю, но стараюсь изо всех сил — 66%
Ухаживать
Защищать
Уделять внимание
Чувство юмора
Давать, что она просит, и не требовать ничего взамен
Спросить, что ей в тебе не нравится
Различать твердое «нет» и возможное «да»
6. Не знаю — 50%
Угостить вкусным
Тем, что она захочет (узнать ее интересы)
7. Не знаю — 34%
Цветы
Что-то милое
Шляпу
То, что ей нравится (узнать)
8. Учиться уступать друг другу
Находить общий язык
Побить мальчиков и успокоить девочек
«Главное — спокойствие!»