Мониторинг отрядной работы

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
19593262WAEm.jpg

ЯЗЫКОВЫЕ, ДИСКУССИОННЫЕ, АНИМАЦИОННЫЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ТЕСТОВЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА



Характеристика с помощью языковых средств

Эта группа приемов объединяется задачей подбора характеристик обсуждаемого предмета с помощью какого-либо языкового средства. Приведем несколько примеров, начиная с самых простых.

«Подбор глаголов»

Для того чтобы охарактеризовать деятельность отряда (или каждого из ребят) в течение дня или в деле, педагог предлагает детям назвать по одной части речи, обозначающая действие, который отражал бы произошедшее. Затем проводится совместное обсуждение получившегося набора слов. Лучше применять данный прием с детьми старшего возраста.

Вопрос, задачу можно разбить на смысловые группы и проанализировать - какой деятельности в дне (деле) было больше - активной или пассивной, творческой или рутинной, умственной или физической и т.п. - и как это повлияло на результаты дня (дела).

«Подбор пословиц»

Для характеристики дня, дела или ситуации также могут применяться пословицы и поговорки. Для этого нужно заранее подобрать 30-40 пословиц, которые показывают обсуждаемый предмет с разных сторон. Практика показывает, что активный запас пословиц у ребят невелик. При этом выбор пословицы обязательно должен быть обоснован – обоснование, своеобразная расшифровка значения пословиц, которые, как всем известно, бывают нагружены сразу несколькими образами-значениями, метафорами, активизирует креативную деятельность детей.

«Фраза или девиз дня»

Используя этот прием, педагог предлагает ребятам самим составить девиз дня. Эта задача сложнее, чем предыдущая, так как требует самостоятельной, а значит, более точной формулировки. Предложив свой вариант девиза, каждый должен его обосновать. Возможен вариант работы парами – тройками.

«Характеристика с помощью антонимов»

Педагог заранее продумывает 5-7 пар антонимов, которые с разных сторон характеризуют деятельность отряда в дне (деле), записывает их на листе ватмана или на доске. В коллективном обсуждении ребята определяют, к какому «полюсу» ближе характеристика сегодняшнего дня (дела). Для того чтобы оценки не были категоричными, между полюсами помещается шкала, обычно 7 баллов. Каждое высказанное мнение должно сопровождаться доказательствами. Обсуждение завершается поиском способов решения обнаруженных проблем. Примеры пар антонимов для обсуждения результатов деятельности:

День прошел...
Полезно 		4 3 2 1 2 3 4	бесполезно 
Осмысленно 	4 3 2 1 2 3 4	непонятно 
Активно 		4 3 2 1 2 3 4	пассивно 
Напряженно	4 3 2 1 2 3 4	расслабленно 
Быстро		4 3 2 1 2 3 4	медленно

Существует и другой вариант реализации описанного приема: заранее приготовить карточки для каждого ребенка, дать детям возможность самостоятельно их заполнить. Коллективно обсуждается обработанный педагогом сводный результат, а отдельные мнения, обращающие на себя внимание, педагог может рассмотреть с ребятами индивидуально.

Моя позиция: метод незаконченного предложения

Эта методика относится к группе проективных. Наиболее привычный способ ее использования предполагает индивидуальную работу каждого ребенка. Педагог предлагает детям закончить начатые предложения. При этом им сообщается, что задание дается с целью тренировки памяти, внимания либо умения быстро формулировать предложения. Кроме того, их просят быстро выполнить задание, не задумываться над ответом. В результате педагог получает определенную информацию о состоянии ребенка, об оценке им происходящего и может фиксировать ее для дальнейшей проработки. Эта методика также может быть полезна при проведении анализа с детьми. Один способ можно использовать во время коллективного обсуждения: педагог заранее готовит несколько незаконченных предложений, касающихся деятельности отряда, закончить которые ребята должны совместными усилиями.

Другой способ: построить беседу на определенную тему с помощью незаконченных предложений, которые каждый ребенок будет поочередно доставать из большого конверта и заканчивать в соответствии со своим мнением. Важно, чтобы предложения касались не личностных состояний и качеств ребят, а их участия в общей деятельности отряда и связанных с этим ощущений. Примеры незаконченных предложений

  • «По-моему, самым удачным для отряда сегодня было...»
  • «Этот день запомнится мне...»
  • «День не стал бы таким ярким, если бы...»
  • «Самое полезное дело в сегодняшнем дне...»
  • «Сегодня мне было трудно...» и т.п.
  • Наш отряд...
  • В нашем отряде принято ...
  • В нашем отряде помогают...
  • В нашем отряде отказываются ...
  • В нашем отряде не бывает...
  • В нашей отряде легко ...
  • Для ребят нашего отряда победа - это ...
  • Для ребят нашего отряда самое главное -...

Педагог или кто-то из ребят фиксирует ключевые смыслы высказываний. Когда все законченные предложения прозвучали, подводится общий итог. Примеры приведены в С-№-5.

В основе проективных методик лежит концепция К. Юнга о возможности вызывать у человека в результате косвенных воздействий, в том числе и в словесной форме, спонтанную реакцию, выражающую значимые для человека, но не всегда осознаваемые им области поведения и переживания.

«Мини-сочинение»

Это, пожалуй, самый развернутый метод, использующий возможности языковых средств. Он наиболее близок к собственно рефлексии и позволяет ребенку осмыслить в первую очередь для самого себя те события, участником которых он становится, явления, с которыми он сталкивается. Письменная речь требует более точного формулирования мыслей, более глубоких размышлений. Тему сочинения может предложить педагог или определить ее совместно с ребенком. Педагог готовит небольшое вступление к сочинению, эпиграф, которые натолкнут ребенка на конкретную мысль. Можно наметить структуру сочинения. Важно создать условия для спокойной работы над сочинением: разместить ребят в просторной комнате или нешумном уголке на природе, чтобы каждый из них смог найти себе уединенное место, где ему никто не будет мешать. Этот метод преимущественно индивидуальный, поэтому общего обсуждения не предполагает, но отдельные цитаты из сочинений ребят могут быть озвучены (без указания авторства) в ходе общего обсуждения проблемы.

Пример мини-сочинения на тему «Самоуправление»

В разных ситуациях мы бываем очень разными, но наши образы, наши роли — все это мы. В жизни не все роли даются нам одинаково просто, а вот в игре мы легко берем на себя любую роль и легко с ней справляемся. Пожалуй, только игра может открыть в тебе новые образы, которые потом очень пригодятся в жизни. А не игра ли поможет тебе посмотреть на себя со стороны и честно признаться, что нравится в себе, а что требует доработки и изменении? У каждой игры есть свои правила, которые нельзя нарушать, но также в игре есть простор для творчества. Казалось бы, играть любят все, но каждый ли умеет это делать? А раз надо что-то уметь, значит, игра не такое уж простое дело. Что в твоей жизни в лагере можно назвать игрой?

Например, предлагаем тебе поразмышлять на тему: «Самоуправление - это игра?»

I. Вступление - обоснование проблемы:

2. Основная часть (начни предложения с этих слов):

А. Самая...
Б. Серьезная...
В. Игра?

3. Заключение (попробуй написать его в форме четверостишия-буриме):

… код
… сам
… ход
… нам


Оценка себя или других с помощью слов

Характеристика с помощью рисунков или предметов Зачастую ребятам бывает проще сначала нарисовать свое настроение или охарактеризовать его с помощью каких-либо предметов, а потом уже описать словами. Приведем несколько приемов с использованием рисунков и предметов-символов.

«Рожицы»

Этот прием более прост в применении, по сравнению с цветописью. Педагог предлагает ребятам оцепить общую «атмосферу» в отряде с помощью трех нарисованных рожиц: улыбающейся, унылой и нейтральной. Для этого работа организуется в разных формах: мнение по кругу, групповая работа и т.д. Главное - выяснить причины и найти способы решения высказанных проблем. Ребятам, умеющим работать на компьютере, можно использовать компьютерные значки - смайлы.

«Отрядная фотография»

Прием похож на предыдущий, но рожицы будут рисовать сами ребята. Педагог с помощью отрядного художника заранее делает заготовку - отрядную «фотографию», помня правила:

  • наносить краски на общий рисунок детям удобнее широкими кистями или кусочками поролона, закрепленными на карандаше (их количество - по количеству цветов в палитре).
  • Рожиц» может быть и больше, но 3-5 вполне достаточно, иначе ребята запутаются.
  • Фотография может изображать ребят за каким-то делом. Тогда каждому будет необходимо не только дорисовать одну из «рожиц», но и выбрать свое место на «фотографии», соответствующее участию в деле.

Характеристика с помощью рисунков и схем. Дискуссии, коллизии, споры

Метод коллизий

Его суть заключается в предъявлении ребенку какого-либо текста с описанием реальной острой ситуации. Ребенок должен оценить поведение ее участников, высказать свою позицию по обсуждаемой проблеме. Автор применял метод для исследования религиозности детей, но его можно использовать и в качестве приема для анализа взаимоотношений ребят. Поскольку коллизия не предполагает личного включения детей в ситуацию, их суждения будут более объективными. Прием подходит для проведения как индивидуального, так и коллективного анализа.

Обоснование заданных позиций

Педагог делит отряд на несколько групп, каждой из которых дается задание обосновать определенную позицию или оценку, не обязательно совпадающую с мнением членов группы. Этот прием помогает ребятам взглянуть на проблему с разных сторон, научиться быть терпимее к разным точкам зрения и различать отношение к мнению и к человеку, который его высказал. Приведем несколько вариантов.

«Пессимисты, оптимисты и сомневающиеся».

Одна группа должна найти преимущества принятого решения (мнения), другая - его слабые стороны. Третья группа ищет слабые стороны в заявлениях двух других.

«За и против»

Каждая группа подбирает соответствующие аргументы или «за» или «против» какого-либо решения.

«Черные и розовые очки»

Отряд не делится на группы, вместо этого ведущий предлагает участникам либо «черные», либо «розовые» очки - по своему выбору. Каждый должен назвать, соответственно, отрицательную или положительную характеристику обсуждаемо-то события».


Оценка с помощью образов и метафор

Характеристика с помощью сравнений Большая часть приемов, которые можно объединить этим названием, основывается на общеизвестных, понятных каждому образах или метафорах. Метафорические образы хороши тем, что каждый из них может быть представлен в развитии, каждый имеет несколько элементов, взаимосвязанных частей, которые помогают развернуть сравнение и с его помощью обсудить с детьми разные стороны, детали проблемы. Такие образы-метафоры педагог может находить сам или с помощью психолога, но нужно учитывать то, насколько они понятны детям.

Приведем несколько примеров.

А) «Краеугольные камни»

В основе этого образа лeжит известный факт: в фундамент строения каменщики всегда закладывают один или несколько крепких квадратных камней, связывающих стены здания и поддерживающих его. Краеугольный камень (переносное значение) - самый основной, важнейший вопрос (Ожегов СИ., Шведове НЮ. Толк. словарь русск. языка. М, 1999). Мы (ты) прожили в лагере / клубе уже 5 дней. У нас появилось множество планов, как сделать нашу жизнь здесь интересной и полезной, познакомиться с новыми замечательными людьми, многому научиться.

В фундамент нашей работы в смене важно заложить 4 краеугольных камня:

1. Совпадение ожиданий с тем, что происходит на самом деле.
2. Представление о перспективах,
3. Хорошие отношения с окружающими.
4. Позитивное, отличное настроение.

Б) «Дерево»

Образ опирается на общечеловеческие представления о дереве как символе, отражающем процесс жизни человека, рода, общества; процесс познания и т.п. Педагог предлагает детям показать в виде дерева общую деятельность отряда. При этом, каждый элемент рисунка получает какое-то значение, и, прежде чем его изобразить, ребята обсуждают, какой из возможных вариантов изображения ствола, ветки, корня будет отражать реальную ситуацию в отряде и почему. Согласно алгоритму анализа следующий этап - определение способов, которые помогут «укрепить корни», «сделать более мощным ствол» и т.п., то есть определение путей решения обозначившихся проблем. Древо жизни, действительно, сама жизнь, само существование. Древо Познания — само познание. Генеалогическое древо - изображение истории рода в виде разветвленного дерева.

Элементы строительства – анализа

  • ветви – это направления деятельности, определенные при планировании (сколько их, какие они - тонкие, крепкие, длинные, засохшие и т.п.);
  • листья - конкретные дела (сколько их на каждой ветке, зеленые они или пожухлые, т.е. поддерживаются ли в отряде выработанные в этих делах договоренности, решаются ли поставленные задачи);
  • цветы - то, что создает настрой на совместную деятельность, хорошее нА-строение;
  • плоды - достижения, результаты деятельности;
  • лейка рядом с деревом (вода для полива или удобрения) – то, что помогает в осуществлении работы отряда; люди, к которым ребята обращаются за По-мощью.

В) «Пирог или караван, разрезанный на части» В основу сравнения положена возможность разделить пирог на кусочки разного размера, каждому из которых придается свое значение. Можно изменить сравнение: каждый пирог печется по своему рецепту, значит, можно обсудить его составные части. Пример. «Сегодня за проведенное дело нашему отряду вручили свежий, пышный, красивый круглый пирог. Мы с вами уже съели его во время ужина. А сейчас давайте вместе подумаем, чем именно мы заслужит эту награду? Давайте разделим изображение пирога на кусочки разного размера и обсудим, что именно обозначает каждый кусочек».


«Корабль, возвращающийся в родной порт»

Представьте вместе с детьми, что они команда корабля, возвращающегося домой из увлекательного путешествия. Какими интересными и полезными вещами пополнились трюмы за время странствий? Этим сравнением можно воспользоваться перед отъездом детей домой: «грузим» на корабль всё, чему мы научились за смену, что нашли для себя интересного, важного, нужного, радостного.

«Часы успеха»

Этот прием можно применять при подведении итогов, когда необходимо оценить время, затраченное детьми на разные виды деятельности. Конечно, оценка будет неточной, субъективной, но она позволит наглядно продемонстрировать распределение времени. В дне или в смене. Можно разделить циферблат на условные части, соответствующие времени, затраченному на разные вилы деятельности, а можно попытаться подсчитать фактическое распределение времени в каком-либо временном промежутке.

«Чемодан путешественника»

Вариант, аналогичный предыдущему, но более подходящий для индивидуального анализа достижений.


Анализ настроения

Настроение - важная составляющая хорошего самочувствия и жизненного успеха каждого человека. С одной стороны, настроение является следствием наших успехов и неудач в деятельности, в отношениях с другими людьми, с другой - само влияет на результаты деятельности и отношений, а значит, любому человеку важно научиться понимать причины своего настроения и управлять им. В связи с этим предметом обсуждения на вечернем анализе дня с детьми может стать именно их настроение, особенно в дни, связанные с особым эмоциональным напряжением: начало и конец смены / программы, конфликты, победы и неудачи в каких-то делах.


Цветопись

Ребенку, да и взрослому человеку, часто легче выбрать цвет своего нА-строения, чем описать его слонами. На этом основан прием цветописи. В индивидуальном варианте цветопись - это цветовой дневник настроения, который ребенок самостоятельно заполняет каждый вечер в одно и то же время, делая отметку в графе соответствующего дня тем цветом, который отражает его настроение за день. Педагог помогает ребенку проследить изменения в настроении, разобраться в их причинах, найти способы влиять на свое настроение. Вместо цветов можно использовать различные обозначения. Если цветовой дневничок настроения ведет каждый ребенок в отряде / клуб, педагог может составить для себя сводную цветоматрицу, в которую он будет вносить данные ВЗ индивидуальных дневничков, чтобы проследить зависимость изменения настроения ребят от событии в отряде и отношений ребят между собой, от успешности совместной деятельности.

Rerytrhfth.jpg


Можно использовать прием цветописи и в групповой работе, но при этом обсуждаться должно не настроение конкретных ребят, а общее настроение отряда. Обсуждать коллективно можно только общую - картину настроения отряда, но и эмоциональное состояние конкретного ребенка может быть предметом только его индивидуальной беседы с педагогом или психологом.

В столбике каждого дня закрашивается только одна клеточка - на той строчке и тем цветом, который соответствует настроению в дне. На обороте или на обложке дневничка настроения педагог может поместить советы по его заполнению, обращение к ребенку.

«Морское дно с осьминожками»

Предложим ребятам вспомнить мультфильм, в котором веселые осьминожки умели менять свой цвет. Пусть в вашем отрядном уголке появится свой кусочек морского дна, где будут жить 20-28 (по количеству детей и вожатых в отряде) осьминожка. И пусть они умеют меняют свой цвет в зависимости от настроения. На рисунок морского дна приклеиваются скрепки, а под ним крепятся 7 кармашков разных цветов, в которых будут храниться фигурки осьминожков - по необходимому количеству каждого цвета. Вечером, перед анализом дня / занятий, каждый ребенок прикрепляет на скрепку осьминожка того цвета, который отражает его настроение за день. Таким образом, складывается общая картинка, которая и становится предметом обсуждения на вечернем анализе дня: «Осьминожков какого цвета сегодня больше? Что повлияло на это? Какие еще цвета присутствуют? Почему? Как построить завтрашний день, чтобы ни один осьминожек не стал черным или фиолетовым?». При этом никто не знает, чей осьминожек какого цвета, поэтому анализирует не то, «Почему у Васи черный осьминожек. а значит, унылое настроение?», а то, «Почему так случилось, что кому-то сегодня было плохо?». Но у каждого есть право при желании сказать всем, какой цвет он сегодня выбрал и почему. Наносить краски на общий рисунок детям удобнее широкими кистями или кусочками поролона, закрепленными на карандаше (их количество - по количеству цветов в палитре). Для того чтобы избежать путаницы, договоритесь с ребятами, когда они будут прикреплять своих осьминожков к рисунку. Незадолго до этого дежурный командир должен снять осьминожков вчерашнего дня. Рисовать рисунок детям удобнее широкими кистями или кусочками поролона, закрепленными на карандаше (по количеству цветов).

«Рисунок настроения»

Подготовив палитру с красками пяти-семи цветов, предложим каждому члену отряда внести свой элемент в общую картину настроения, воспользовавшись только одним цветом из палитры. В результате может получиться рисунок или просто набор цветовых пятен, который вы и будете обсуждать с ребятами во время вечернего анализа. Для создания картины лучше отвести то время, когда ребята возвращаются со второго ужина, чтобы они не толпились у листа всем отрядом. Предварительно объясните детям, что им нужно будет сделать и какое настроение обозначает каждый цвет. Не пытайтесь анализировать сами, а, тем более, вместе с детьми, что может обозначать каждый элемент получившегося «шедевра», - если есть необходимость, предоставьте это психологу. С детьми вы просто рассматриваете, какие цвета-настроения преобладают, каковы причины этого и т.д. (аналогично предыдущему примеру).



I00003.jpg

Дополнительно